Тренинг с педагогами детского сада «Посмотри на мир иначе»
методическая разработка

Абакарова Нюрсият Дагировна

Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей. Вместе с тем психологические механизмы готовности педагогов к социализации, обучению и развитию «особых» детей часто оказываются за рамками исследований. Неизученной остается не только проблема профессиональной компетентности педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования, но и проблема психологической готовности к общению с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья в целом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_posmotri_na_mir_inache.docx402 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг с педагогами детского сада

«Посмотри на мир иначе»

Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей. Вместе с тем психологические механизмы готовности педагогов к социализации, обучению и развитию «особых» детей часто оказываются за рамками исследований. Неизученной остается не только проблема профессиональной компетентности педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования, но и проблема психологической готовности к общению с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья в целом.

Цель — формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров.

Оборудование: карточки пчел и змей, повязки для глаз, кусок газеты, карточки с нозологиями, музыка для притчи.

Ход проведения мероприятия.

Упражнение «Знакомство»

Цель: познакомится с участниками тренинга по ближе.

Инструкция: каждый по очереди произносит свое имя, но с разной интонацией. Желательно не повторяться

Педагог-психолог: Работа с детьми несет в себе некоторые сложности, требуется повышенное внимание, терпение, ответственность, смекалка. А работа с детьми, у которых есть какие-либо нарушения в развитии вдвойне сложна. Для того, чтобы процесс воспитания и обучения проходил легче для вас и для детей необходимо принять их такими, какие они есть. Но для начала следует принять себя.

Притча «Я – инвалид. Как мне быть?»

Однажды, в дверь одинокой женщины кто-то настойчиво постучал. Женщина подошла к двери и открыла ее. На пороге стоял мужчина.

- Добрый день! Не дадите ли вы мне немного денег?

- Почему я должна давать вам деньги? – спросила женщина.

- Хотя бы потому, что у меня нет одной руки.

- Хорошо, я вам дам денег, только вы перенесите кирпичи со двора в дом.

- И как я это сделаю? У меня ведь нет одной руки!

Женщина демонстративно завела одну руку за спину, подошла к кирпичам, лежащим на улице, взяла один и занесла его домой.

Показав на собственном примере как это сделать. Мужик носил кирпичи в дом весь день, а когда выполнил работу и все кирпичи были перенесены, женщина расплатилась с ним.

Прошли годы и в дверь женщины вновь постучали. Когда она открыла дверь, увидела стоящего на пороге незнакомца, в дорогой одежде и сопровождении слуг, позади которых стояли дорогие автомобили. Незнакомец протянул женщине толстую пачку денег и сказал:

— Вот, возьмите, это ваши деньги!

- И за что такое вознаграждение? – спросила женщина.

- Несколько лет назад, именно вы подарили мне веру в себя и свои силы.

Женщина присмотрелась и увидела, что у богатого незнакомца нет одной руки. Она посмотрела ему в глаза, задумчиво улыбнулась и сказала:

- Возьмите эти деньги и отдайте тому, у кого вообще нет рук.

Обсуждение: о чем эта притча?

Упражнение: "Пчелы и змеи" (разделить по карточкам) - подгрупповая

Педагог-психолог: Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием "Пчелы и змеи". Возьмите пожалуйста по одной картинки каждый, пчелы соберитесь у окна, а змеи у стены. Каждая группа должна выбрать своего короля. А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из зала и ждут, пока их не позовут. Я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в зале. Король пчел должен найти "мед" — вот эту губку. А змеиный король должен отыскать "ящерицу" — вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать. Чем ближе их король подходит к "меду", тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением. Чем ближе змеиный король приближается к "ящерице", тем громче должно быть шипение. Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать "мед" и "ящерицу". Пчелы и змеи могут занять свои позиции. Внимательно следите за тем, на каком расстоянии от цели находится ваш король. Тогда вы легко сможете ему помочь: громко жужжать или шипеть при его приближении к цели и тихо - при его удалении. Пожалуйста, помните: во время игры вы не имеете права говорить.

Обсуждение: что было легко, что сложно? Какой этап был самый интересный?

Упражнение «Поводырь-слепец» в парах

Цель: предоставить возможность участникам пережить опыт зрительной депривации, формирование доверия в группе

Реквизиты: завязки для глаз – 10 штук

Содержание: сейчас мы с вами немного поиграем. Это всего лишь игра, но в ней вы поймете, что чувствует человек, лишенный способности видеть. Формируются пары участников, один из которых «Слепец», ему завязывают глаза, другой – «Поводырь». Он водит «слепца», стараясь избегать препятствий. (2 минуты – одна роль, далее меняются ролями и снова 2 минуты).

Обсуждение: Какие чувства вызывает эта игра?

Итог: насколько все-таки важно поддерживать окружающих и доверять друг другу!

Упражнение «Противоречия».

Сейчас я погружу каждого в состояние противоречий, вы будете детьми с нарушения в развитии разных категорий, а я буду давать команду «не доступную для этой категории лиц». Каждая выполняет свою инструкцию и запоминает ощущения.

Команда (речь): закройте рот рукой или крепко стисните зубы. Представьте себя детьми на любом из занятий. Рот не открывать.

Инструкция педагога: скажите, кто нарисован на картинке, расскажите про такого милого пушистого зверька. Повторите вместе со мной – раз, два, три, четыре, ноги вместе, руки шире…

Команда (слух): прикройте уши руками. Представьте себя детьми на любом из занятий. Уши не открывать

Инструкция педагога: послушайте звуки природы, услышьте, как поют птички, послушайте, как журчит ручей.

Команда (движение): крепко сожмите ноги и руки, как будто они не могут работать. Представьте себя детьми на любом из занятий.

Инструкция педагога: потрогайте эту игрушку, ощутите, какая она. А теперь физминутка.

Команда (ЗПР): по максимуму расслабьтесь, можно совершать произвольные двигательные движения, думает о чем-то своем, что для вас важно сейчас, мои инструкции почти не слышим или не вдумываемся, что нужно сделать. Представьте себя детьми на любом из занятий.

Инструкция педагога: посмотрите внимательно на лист бумаги перед собой, положите его горизонтально, перед вами 5 разных цветных карандашей. Нарисуйте бусы, так чтоб бусин было 5, и посередине синего цвета. Приступаем к выполнению.

Обсуждение: какие чувства вы испытывали? (высказывание каждой команды).

Упражнение «Котенок». Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его. В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.

Упражнение «Письмо коллеге». Перед вами на столе стоят листочки, попрошу каждого участника взять и написать пожелания, рекомендации или совет своим коллегам для дальнейшей работы с детьми.

Заключительный этап: «Прощание».

Нюрсият  Дагировна (зачитывает стихотворение):

Мир «особого» ребенка

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка –

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

Инструкция педагога: послушайте звуки природы, услышьте, как поют птички, послушайте, как журчит ручей.

Инструкция педагога: потрогайте эту игрушку, ощутите, какая она. А теперь физминутка.

Инструкция педагога: скажите, кто нарисован на картинке, расскажите про такого милого пушистого зверька. Повторите вместе со мной – раз, два, три, четыре, ноги вместе, руки шире

Инструкция педагога: посмотрите внимательно на лист бумаги перед собой, положите его горизонтально, перед вами 5 разных цветных карандашей. Нарисуйте бусы, так чтоб бусин было 5, и посередине синего цвета. Приступаем к выполнению.

C:\Users\User\Downloads\IMG-09618fa686a241be2b0554b8675bd518-V.jpg

C:\Users\User\Downloads\20191016_135623.jpg

C:\Users\User\Downloads\20191016_135650.jpg

Самоанализ тренинга

ФИО: Абакарова Нюрсият Дагировна

Тип: психологический тренинг

Форма тренинга: групповая.

Время реализации: 1,5 часа. 

Количество участников : группа студентов 18 чел, 2-3 курсов.

Цель: формирование психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров.

Задачи:

  • повышение психолого-педагогической компетентности;
  • формирование представлений о психологических особенностях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
  •  проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации;
  • обменяться имеющимся опытом по психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями развития;
  • оказание психотерапевтической помощи участникам.

Оборудование: мягки игрушки, мочалка, карандаш, газета, сердце и цветной бумаги, наушники, ленты, шарф, воздушный шар.

Используемые формы и методы: метод проблемного изложения материала, частично-поисковый метод, тренинговые упражнения направленные на эмоциональный подъем при работе с детьми ОВЗ, снижение напряжения, сплочение.

Структура тренинга

  • Ритуал приветствия.

Упражнение «Здравствуйте». Цель: Познакомится с участниками тренинга по ближе.

  • Разминка.

Игра «Волшебная шляпа».

Цель: сплочение педагогического коллектива, доверительных отношений.

Основное содержание занятия.

  • Притча «Горчичное зерно» мозговой штурм.

Рефлексия по вопросам

  • Упражнение «Мать инвалида» С целью осознать психологическое и эмоциональное состояние родителей.
  • Упражнение «Кенгуру» с целью развивает чувство сопереживания другим
  • Упражнение 4: "Пчелы и змеи" Рефлексия участников
  • Упражнение «Котенок» С целью формирование бережного отношения к детям с особо образовательными потребностями.

Заключительный этап: «Прощание». Чтение стихотворения Абакаровой Н.Д

Создание благоприятного психологически комфортного климата в ходе тренинга, мотивировало к дальнейшему самосовершенствованию и саморазвитию. Это значит, что никто из участников тренинга не боялся быть открытым, самостоятельным, эмоциональным и при этом даже совершать ошибки.

Были упражнения и на рефлексию участников. Рефлексивная деятельность имела пред итоговый характер. Рефлексия была направлена на положительные эмоции от окружающего нас мира, от общения. А именно: находить хорошее и поучительное в любой ситуации. Определена сфера затруднений, т.е. «ключевые позиции», которые заставили взглянуть на себя и свое отношение к окружающим людям. Рефлексивный момент носил 2-сторонний характер. Не только участники тренинга, но и ведущий проанализировали эффективность совместной работы.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что «путешествие в далекое начинается с одного шага». И этот шаг уже сделан. Предполагаю, что после проведенного тренинга, у участников снялись определенные психологические барьеры при работе с детьми особо образовательными потребностями. Формировалось представление о психологических состояниях семей с детьми ОВЗ, а это значит, что цель встречи, на мой взгляд, была выполнена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я и другие". Занятие с элементами тренинга для педагогов детского сада.

Занятие нацелено на укрепление в педагогическом коллективе доброжелательности, открытости, взаимопомощи....

Тренинг с педагогами Детского сада № 57 ОАО "РЖД" - "ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ"

В настоящее время это очень актуальная тема, особенно в системе образования. Данную работу следует рассматривать как комплекс теоретических и организационных вопросов по теме "Профилактика эмоцио...

Наблюдение на прогулке "Деревья на территории нашего детского сада" - посмотри вокруг какая красота.......

Прогулка - тоже часть образовательного и воспитательного процесса, значение которой не нужно недооценивать. Во время прогулки на свежем воздухе есть смысл посвятить время наблюдению за живой и неживой...

Тренинг для педагогов детского сада: «Влияние установок и стереотипов на личность педагога»

Цель:  осознание влияния установок и стереотипов на личность педагога, его профессиональную деятельность....

Тренинг для педагогов детского сада: «Эффективное общение педагогов и родителей»

Цель: формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников.Задачи:- ознакомить педагогов с основами психологии общения; - развивать умение ...