Тренинг с педагогами детского сада «Посмотри на мир иначе»
методическая разработка
Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей. Вместе с тем психологические механизмы готовности педагогов к социализации, обучению и развитию «особых» детей часто оказываются за рамками исследований. Неизученной остается не только проблема профессиональной компетентности педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования, но и проблема психологической готовности к общению с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья в целом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_posmotri_na_mir_inache.docx | 402 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг с педагогами детского сада
«Посмотри на мир иначе»
Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей. Вместе с тем психологические механизмы готовности педагогов к социализации, обучению и развитию «особых» детей часто оказываются за рамками исследований. Неизученной остается не только проблема профессиональной компетентности педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования, но и проблема психологической готовности к общению с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья в целом.
Цель — формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров.
Оборудование: карточки пчел и змей, повязки для глаз, кусок газеты, карточки с нозологиями, музыка для притчи.
Ход проведения мероприятия.
Упражнение «Знакомство»
Цель: познакомится с участниками тренинга по ближе.
Инструкция: каждый по очереди произносит свое имя, но с разной интонацией. Желательно не повторяться
Педагог-психолог: Работа с детьми несет в себе некоторые сложности, требуется повышенное внимание, терпение, ответственность, смекалка. А работа с детьми, у которых есть какие-либо нарушения в развитии вдвойне сложна. Для того, чтобы процесс воспитания и обучения проходил легче для вас и для детей необходимо принять их такими, какие они есть. Но для начала следует принять себя.
Притча «Я – инвалид. Как мне быть?»
Однажды, в дверь одинокой женщины кто-то настойчиво постучал. Женщина подошла к двери и открыла ее. На пороге стоял мужчина.
- Добрый день! Не дадите ли вы мне немного денег?
- Почему я должна давать вам деньги? – спросила женщина.
- Хотя бы потому, что у меня нет одной руки.
- Хорошо, я вам дам денег, только вы перенесите кирпичи со двора в дом.
- И как я это сделаю? У меня ведь нет одной руки!
Женщина демонстративно завела одну руку за спину, подошла к кирпичам, лежащим на улице, взяла один и занесла его домой.
Показав на собственном примере как это сделать. Мужик носил кирпичи в дом весь день, а когда выполнил работу и все кирпичи были перенесены, женщина расплатилась с ним.
Прошли годы и в дверь женщины вновь постучали. Когда она открыла дверь, увидела стоящего на пороге незнакомца, в дорогой одежде и сопровождении слуг, позади которых стояли дорогие автомобили. Незнакомец протянул женщине толстую пачку денег и сказал:
— Вот, возьмите, это ваши деньги!
- И за что такое вознаграждение? – спросила женщина.
- Несколько лет назад, именно вы подарили мне веру в себя и свои силы.
Женщина присмотрелась и увидела, что у богатого незнакомца нет одной руки. Она посмотрела ему в глаза, задумчиво улыбнулась и сказала:
- Возьмите эти деньги и отдайте тому, у кого вообще нет рук.
Обсуждение: о чем эта притча?
Упражнение: "Пчелы и змеи" (разделить по карточкам) - подгрупповая
Педагог-психолог: Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием "Пчелы и змеи". Возьмите пожалуйста по одной картинки каждый, пчелы соберитесь у окна, а змеи у стены. Каждая группа должна выбрать своего короля. А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из зала и ждут, пока их не позовут. Я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в зале. Король пчел должен найти "мед" — вот эту губку. А змеиный король должен отыскать "ящерицу" — вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать. Чем ближе их король подходит к "меду", тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением. Чем ближе змеиный король приближается к "ящерице", тем громче должно быть шипение. Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать "мед" и "ящерицу". Пчелы и змеи могут занять свои позиции. Внимательно следите за тем, на каком расстоянии от цели находится ваш король. Тогда вы легко сможете ему помочь: громко жужжать или шипеть при его приближении к цели и тихо - при его удалении. Пожалуйста, помните: во время игры вы не имеете права говорить.
Обсуждение: что было легко, что сложно? Какой этап был самый интересный?
Упражнение «Поводырь-слепец» в парах
Цель: предоставить возможность участникам пережить опыт зрительной депривации, формирование доверия в группе
Реквизиты: завязки для глаз – 10 штук
Содержание: сейчас мы с вами немного поиграем. Это всего лишь игра, но в ней вы поймете, что чувствует человек, лишенный способности видеть. Формируются пары участников, один из которых «Слепец», ему завязывают глаза, другой – «Поводырь». Он водит «слепца», стараясь избегать препятствий. (2 минуты – одна роль, далее меняются ролями и снова 2 минуты).
Обсуждение: Какие чувства вызывает эта игра?
Итог: насколько все-таки важно поддерживать окружающих и доверять друг другу!
Упражнение «Противоречия».
Сейчас я погружу каждого в состояние противоречий, вы будете детьми с нарушения в развитии разных категорий, а я буду давать команду «не доступную для этой категории лиц». Каждая выполняет свою инструкцию и запоминает ощущения.
Команда (речь): закройте рот рукой или крепко стисните зубы. Представьте себя детьми на любом из занятий. Рот не открывать.
Инструкция педагога: скажите, кто нарисован на картинке, расскажите про такого милого пушистого зверька. Повторите вместе со мной – раз, два, три, четыре, ноги вместе, руки шире…
Команда (слух): прикройте уши руками. Представьте себя детьми на любом из занятий. Уши не открывать
Инструкция педагога: послушайте звуки природы, услышьте, как поют птички, послушайте, как журчит ручей.
Команда (движение): крепко сожмите ноги и руки, как будто они не могут работать. Представьте себя детьми на любом из занятий.
Инструкция педагога: потрогайте эту игрушку, ощутите, какая она. А теперь физминутка.
Команда (ЗПР): по максимуму расслабьтесь, можно совершать произвольные двигательные движения, думает о чем-то своем, что для вас важно сейчас, мои инструкции почти не слышим или не вдумываемся, что нужно сделать. Представьте себя детьми на любом из занятий.
Инструкция педагога: посмотрите внимательно на лист бумаги перед собой, положите его горизонтально, перед вами 5 разных цветных карандашей. Нарисуйте бусы, так чтоб бусин было 5, и посередине синего цвета. Приступаем к выполнению.
Обсуждение: какие чувства вы испытывали? (высказывание каждой команды).
Упражнение «Котенок». Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его. В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.
Упражнение «Письмо коллеге». Перед вами на столе стоят листочки, попрошу каждого участника взять и написать пожелания, рекомендации или совет своим коллегам для дальнейшей работы с детьми.
Заключительный этап: «Прощание».
Нюрсият Дагировна (зачитывает стихотворение):
Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
Инструкция педагога: послушайте звуки природы, услышьте, как поют птички, послушайте, как журчит ручей.
Инструкция педагога: потрогайте эту игрушку, ощутите, какая она. А теперь физминутка.
Инструкция педагога: скажите, кто нарисован на картинке, расскажите про такого милого пушистого зверька. Повторите вместе со мной – раз, два, три, четыре, ноги вместе, руки шире
Инструкция педагога: посмотрите внимательно на лист бумаги перед собой, положите его горизонтально, перед вами 5 разных цветных карандашей. Нарисуйте бусы, так чтоб бусин было 5, и посередине синего цвета. Приступаем к выполнению.
Самоанализ тренинга
ФИО: Абакарова Нюрсият Дагировна
Тип: психологический тренинг
Форма тренинга: групповая.
Время реализации: 1,5 часа.
Количество участников : группа студентов 18 чел, 2-3 курсов.
Цель: формирование психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров.
Задачи:
- повышение психолого-педагогической компетентности;
- формирование представлений о психологических особенностях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации;
- обменяться имеющимся опытом по психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями развития;
- оказание психотерапевтической помощи участникам.
Оборудование: мягки игрушки, мочалка, карандаш, газета, сердце и цветной бумаги, наушники, ленты, шарф, воздушный шар.
Используемые формы и методы: метод проблемного изложения материала, частично-поисковый метод, тренинговые упражнения направленные на эмоциональный подъем при работе с детьми ОВЗ, снижение напряжения, сплочение.
Структура тренинга
- Ритуал приветствия.
Упражнение «Здравствуйте». Цель: Познакомится с участниками тренинга по ближе.
- Разминка.
Игра «Волшебная шляпа».
Цель: сплочение педагогического коллектива, доверительных отношений.
Основное содержание занятия.
- Притча «Горчичное зерно» мозговой штурм.
Рефлексия по вопросам
- Упражнение «Мать инвалида» С целью осознать психологическое и эмоциональное состояние родителей.
- Упражнение «Кенгуру» с целью развивает чувство сопереживания другим
- Упражнение 4: "Пчелы и змеи" Рефлексия участников
- Упражнение «Котенок» С целью формирование бережного отношения к детям с особо образовательными потребностями.
Заключительный этап: «Прощание». Чтение стихотворения Абакаровой Н.Д
Создание благоприятного психологически комфортного климата в ходе тренинга, мотивировало к дальнейшему самосовершенствованию и саморазвитию. Это значит, что никто из участников тренинга не боялся быть открытым, самостоятельным, эмоциональным и при этом даже совершать ошибки.
Были упражнения и на рефлексию участников. Рефлексивная деятельность имела пред итоговый характер. Рефлексия была направлена на положительные эмоции от окружающего нас мира, от общения. А именно: находить хорошее и поучительное в любой ситуации. Определена сфера затруднений, т.е. «ключевые позиции», которые заставили взглянуть на себя и свое отношение к окружающим людям. Рефлексивный момент носил 2-сторонний характер. Не только участники тренинга, но и ведущий проанализировали эффективность совместной работы.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что «путешествие в далекое начинается с одного шага». И этот шаг уже сделан. Предполагаю, что после проведенного тренинга, у участников снялись определенные психологические барьеры при работе с детьми особо образовательными потребностями. Формировалось представление о психологических состояниях семей с детьми ОВЗ, а это значит, что цель встречи, на мой взгляд, была выполнена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар- тренинг для педагогов детского сада на тему: «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»
семинар- тренинг для педагогов...
"Я и другие". Занятие с элементами тренинга для педагогов детского сада.
Занятие нацелено на укрепление в педагогическом коллективе доброжелательности, открытости, взаимопомощи....
Тренинг с педагогами Детского сада № 57 ОАО "РЖД" - "ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ"
В настоящее время это очень актуальная тема, особенно в системе образования. Данную работу следует рассматривать как комплекс теоретических и организационных вопросов по теме "Профилактика эмоцио...
Наблюдение на прогулке "Деревья на территории нашего детского сада" - посмотри вокруг какая красота.......
Прогулка - тоже часть образовательного и воспитательного процесса, значение которой не нужно недооценивать. Во время прогулки на свежем воздухе есть смысл посвятить время наблюдению за живой и неживой...
Тренинг для педагогов детского сада: «Влияние установок и стереотипов на личность педагога»
Цель: осознание влияния установок и стереотипов на личность педагога, его профессиональную деятельность....
Мандариновый тренинг для педагогов детского сада
Тренинг для педагогов...
Тренинг для педагогов детского сада: «Эффективное общение педагогов и родителей»
Цель: формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников.Задачи:- ознакомить педагогов с основами психологии общения; - развивать умение ...