Тренинг для педагогов детского сада: «Эффективное общение педагогов и родителей»
материал по психологии
Цель: формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников.
Задачи:
- ознакомить педагогов с основами психологии общения;
- развивать умение осознавать собственные сильные и слабые стороны в общении;
- поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению этой темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_bezkonfliktnoe_obshchenie_s_roditelyami.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3»
Российская Федерация, 456440 Челябинская область, г. Чебаркуль,
ул. Мира, 14, тел: (8-35168) 2-13-90
Тренинг:
«Эффективное общение педагогов и родителей»
Подготовила:
Педагог-психолог Орлова С.А.
г. Чебаркуль, 2022
Цель: формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников.
Задачи:
- ознакомить педагогов с основами психологии общения;
- развивать умение осознавать собственные сильные и слабые стороны в общении;
- поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению этой темы.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! По роду своей профессиональной деятельности вам необходимо общаться с родителями, при этом нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности, иными словами: «Правила построения эффективного общения». Основа расположения и отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы ощущение доверия сформировалось позитивно необходимо применять некоторые правила.
Самые универсальные – это:
- Улыбка,
- имя собеседника
- комплимент.
Чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами можем показать свое желание и готовность общаться с ними. Настраивает к расположению искренняя, доброжелательная улыбка!
Имя человека – самый сладостный и самый важный с раннего детства для каждого человека звук на любом языке. При приветствии важно использовать имя и отчество. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
Комплимент ободряет и окрыляет собеседника и является двигателем на пути к взаимодействию. В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: водителю – автомобиль, родителю его ребенка.
Отягченные жизненными проблемами, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на негативном. Сначала нужно рассказать об успехах, достижениях и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка. В психологии общения существуют приемы установления хорошего
Приемы установления контакта с собеседником
- доброжелательная улыбка;
- контакт глаз - доброжелательный, внимательный взгляд. При этом не следует «сверлить» собеседника взглядом;
- использование прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я тоже такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» («Вы обязаны это…!», «Вы сделайте то-то!»). Используйте в речи «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Наше общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
- короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника;
- отсутствие барьеров, «увеличивающих» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках);
- использование открытых жестов по ходу разговора(не скрещивать перед собой руки, ноги);
- демонстрация состояния безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе);
Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя: свои сильные и слабые стороны. В этом Вам помогут незатейливые психологические упражнения, направленные на самопознание.
- «Лучи моего солнца».
Инструкция: Каждый участник раскрывает перед собой ладони обеих рук, как бы солнце с лучами. Каждому пальцу-лучу правой руки присвойте свои положительные качества, качества, которые помогают Вам в общении, пальцам-лучам левой руки присвойте свои отрицательные качества, качества личности, которые мешают позитивному общению.
Процедура выполнения: И так, Вы– лучистое солнце. Одни лучики (правые) горят ярким светом, помогают Вам, другие (левые) несколько тусклые загораживают свечение ярких лучей. Каких качеств-лучей у вас получилось больше? Проговорите их мысленно для себя. Вы уже сумели выявить проблемы, над которыми надо поработать! Это и есть Ваши недостатки
Рефлексия: С какими лучами Вам легче было работать? Какие трудности возникли в ходе выполнения этого упражнения.
Каждый человек хочет жить в гармонии со своим телом, мыслями и чувствами. Негативные качества личности нарушают гармонию. Поэтому Упражнение «Достоинства из недостатков» поможет нам вернуть гармонию жизни.
- «Достоинства из недостатков»
Инструкция: Подумайте и найдите позитивное зерно в одном из своих недостатков (например, в таком «недостатке»,как боязнь публичных выступлений – это может стать стимулом для того, чтобы внутренне собраться, мобилизировать ресурсы и т.д.
Процедура выполнения: Выберите одно из нескольких Ваших отрицательных личностных качеств (см. упражнение «Лучи моего солнца») и попробуйте найти в нем позитивное зерно, превратить его в достоинство, которое станет Вам помощником. Побудьте в этом качестве, немного поживите с ним.
Рефлексия: Какие чувства Вы испытывали в ходе выполнения упражнения?
Для того, чтобы построить хорошее и конструктивное взаимодействие важно понимать с какой интонацией мы обращаемся к собеседнику. Определить влияние интонации на восприятие информации поможет упражнение «Интонации.
- «Интонации».
Инструкция: Произнесите фразу: "Мне не безразличны достижения Вашего ребенка" с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности, восторга.
Процедура выполнения: Каждому участнику предлагается карточка с названием интонации, с которой участник должен произнести фразу. Участники интонационно произносят фразу и определяют, с какой интонацией лучше воспринимается информация.
Рефлексия: По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия. Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.
- Упражнение. «Самый трудный родитель»
Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.
Наверное, у каждого в группе есть родители, встреча и общение с которыми всегда приятны, но есть и такие, с которыми хотелось бы как можно реже встречаться и общаться. Я предлагаю Вам перечислить основные качества, которые присуще трудному родителю, общение с которым вызывает у Вас отрицательные чувства.
Участники пишут на заранее приготовленных листах качества, которые по их мнению наиболее характерны для трудных родителей. Потом каждый из участников зачитывает то, что написано и крепит свой лист на магнитную доску.
1.Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?
2.Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?
3.Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?
- Упражнение «Башмачки счастья»
Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Башмачки счастья».
У Г.Х. Андерсена есть сказка с названием «Калоши счастья». В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти «калоши», найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Иными словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.
Процедура выполнения: Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе (Например: на работе задержали зарплату – можно сэкономить на чем-то, можно сесть на диету). Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.
Рефлексия: Трудно ли было найти положительные стороны в ситуациях? Что вы поняли для себя? Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
И в заключении хочется закончить наш тренинг притчей. «Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.
Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, пытаясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под подол, в рукава, срывал пуговицы, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее. Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, сказало оно ветру. Я буду действовать по-иному, ласково”. И, действительно, солнце начало нежно пригревать путешественнику спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял. Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью. Я желаю вам ,чтоб всё что задумалось сбылось, говорите побольше добрых слов друг другу.
Спасибо за работу, я надеюсь, что сегодня в этом зале Вы почерпнули что-то интересное для себя, и это что-то поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами. От всей души желаю вам легко разрешать сложные ситуации, которые так или иначе, но приходят в нашу жизнь и свободно, с благодарностью отпускать их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар- тренинг для педагогов детского сада на тему: «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»
семинар- тренинг для педагогов...
"Я и другие". Занятие с элементами тренинга для педагогов детского сада.
Занятие нацелено на укрепление в педагогическом коллективе доброжелательности, открытости, взаимопомощи....
Тренинг с педагогами Детского сада № 57 ОАО "РЖД" - "ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ"
В настоящее время это очень актуальная тема, особенно в системе образования. Данную работу следует рассматривать как комплекс теоретических и организационных вопросов по теме "Профилактика эмоцио...
Тренинг для педагогов детского сада: «Влияние установок и стереотипов на личность педагога»
Цель: осознание влияния установок и стереотипов на личность педагога, его профессиональную деятельность....
Мандариновый тренинг для педагогов детского сада
Тренинг для педагогов...
Психологический тренинг с педагогами детского сада "Гиперактивный ребенок"
Психологический тренинг с педагогами детского сада "Гиперактивный ребенок"...
Тренинг для педагогов детского сада: «Формирование команды и преодоление стрессов в педагогическом коллективе"
Актуальность темы: Анализ работы ДОУ показывает, что большинство специалистов и работников данной организации работают в довольно неспокойной, эмоционально напряженной атмосфере, требует постоянного в...