Опыт работы «Патриотическо – нравственное воспитание»
методическая разработка
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_nravstvennoe_vospitanie.docx | 608.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛОГОРСК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 11 ГОРОДА БЕЛОГОРСК»
Опыт работы
«Патриотическо – нравственное воспитание»
Автор
Н.В.Карпова, воспитатель
Контактный телефон: 89143997694
E-mail: mdoayd.s11@mail.ru
г. Белогорск
2022 год
Оглавление
1 Введение
2. Основная часть
2.1. Конспект семинара – практикума «Нравственное – патриотическое воспитание»…5
3. Заключение
4. Список литературы………………………………………………………….. 11
5. Приложения
1. Введение
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности.
Одной из составляющих социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание любви, и уважения к матери с использованием традиций русской народной культуры.
Первоначальное познание ребенком мира связано с познанием человека и, прежде всего, матери. Образ матери является символом мира и дружбы, тепла и любви, нежности и заботы, человечности и простоты. Именно поэтому слово о матери становится основным, стержневым вопросом нравственного воспитания дошкольников. В дошкольные годы. Когда формируются основные черты личности, роль матери, как воспитателя, особенно велика.
Актуальность данной темы заключается в том, что почти для каждого современного ребенка телевидение стало чем-то вроде книги. Из-за чрезмерной занятости работой и домашними делами родители нашли не совсем достойную альтернативу чтению – показ мультфильмов. При этом в основном главным критерием при выборе мультфильма является проявляемый интерес ребенка, увлеченность данной сказочной историей. Однако, родителям и педагогам, следует помнить, что не все мультфильмы полезны и содержат важные для ребенка переживания и образы.
Но могут ли сформировать положительные качества личности в малыше зарубежные мультфильмы? Что же несут в себе сегодня популярные западные мультфильмы? Что смотрят наши дети, и каким героям хотят подражать?
Поэтому провели с дошкольниками старшего возраста и их родителями семинар – практикум «Нравственное патриотическое воспитание», с целью изучения влияния зарубежных и отечественных мультфильмов на формирование у детей дошкольного возраста духовно - нравственных ценностей и норм поведения. В соответствии с целью определили задачи:
- сравнить зарубежные и отечественные мультфильмы;
- определить основные нравственные ценности, культивируемые зарубежными и отечественными мультфильмами;
- привлечь родителей и детей к созданию сравнительной памятки о мультфильмах отечественного и зарубежного производства;
- помочь родительскому сообществу осознать проблему негативного влияния на сознание ребенка зарубежной мультиматографии.
В настоящее время отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию мультфильмов в целях воспитания и образования. Поэтому возникла необходимость в разработке методических материалов для родителей по формированию личности ребенка и его нравственной сферы средствами отечественного мультиматографа.
Предполагаемый результат: проведя сравнение, родители не только смогут понять опасность просмотра некоторых зарубежных мультфильмов, но и получат ценные советы, которые помогут им защитить своего ребенка, семью от мультипликационной угрозы, исходящей с экранов.
2. Основная часть
2.1. Конспект семинара – практикума для родителей и детей старшего дошкольного возраста
«Нравственное – патриотическое воспитание»
Материал и оборудование: мультимедийная установка; ноутбук; презентация к мероприятию (приложение 1); листы бумаги согнутые пополам, на которых написаны названия мультфильмов для составления памятки (приложение 2), буклет (приложение 3), ручки.
Ход мероприятия
Мероприятие начинается с просмотра видео фильма о вреде зарубежных мультфильмов.
Слайд 1. Видео. Текст в кадре: Какие же мультфильмы смотрят сегодня дети? Это мультфильмы советского и российского, и иностранного производства. Но почему-то все больше родителей испытывают сомнения по поводу безопасности и пользы для детей иностранной мультипликационной продукции. Откуда у взрослых гнетущее чувство тревоги, откуда подозрение, что происходит что-то неправильное и непоправимое в воспитании детей при просмотре таких мультфильмов? Тема актуальна в наше непростое время. Сегодня большое разнообразие мультфильмов, и какие приносят пользу, а какие вред смогут разобраться только взрослые.
Выходит ведущий.
Слайд 2 – 3.
Здравствуйте уважаемые родители! Итак, озвучена проблема вредного влияния зарубежных мультфильмов на сознание детей. Многие родители считают, что необходимо оградить своих чад от вредного воздействия таких мультфильмов. Они искажают представления детей о добре и зле, о дружбе и помощи. А ведь эти понятия основа нравственного воспитания, которое неразрывно связано с любовью к ближнему и к своей Родине. Эти чувства закладываются с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Ребенок впервые открывает Родину в семье, где он черпает такие понятия, как "труд", "долг", "честь", "Родина". Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Образ матери олицетворяет собой образ Родины. Ведь Родина начинается у ребенка с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. В американских мультфильмах образы женщины и матери транслируют не свойственное их полу поведение: агрессивны, вульгарны, демонстрируют свое супер превосходств. Давайте посмотрим видео о влиянии американских мультфильмов на восприятие детьми образов матери, женщины.
Видео о влиянии американских мультфильмов (слайд 3 значок )
Слайд 4 - 5.
Ведущий: Многие родители сейчас задаются вопросом – Как же правильно выбрать мультфильм для ребенка? Большинство детей предпочитают иностранные мультфильмы. Оно и понятно, они - самые красочные, самые остросюжетные и самые громкие. Многие родители считают, что ни какого вреда такие мультфильмы не оказываю на детей, напротив, они помогают узнать намного больше, чем в отечественных. Наши - в большинстве спокойные, в них часто заложены серьезные обобщения, они заставляют ребенка размышлять, то есть проделывать определенную умственную работу. Это не развлечение, а самый настоящий урок. За юмором отечественных картин стоят очень важные знания. Как вести себя с друзьями, а как со взрослыми? Учат тому, что надо трудиться, помогать тем, кто нуждается в помощи. Дети понимают, что надо быть храбрым, крепко любить, уметь прощать. Добро преодолевает все преграды, зло наказывается. Поэтому некоторые родители предпочитают для просмотра детям отечественные мультфильмы, которые были созданы еще в советское время. Но чтобы заинтересовать своего ребенка просмотром отечественного мультфильма родители должны знать содержание и мораль, которая заложена в нем.
Все мы: воспитатели, учителя, родители, бабушки и дедушки хотим, чтобы дети выросли добрыми и отзывчивыми, любили родителей и свою Родину. Поэтому нам необходимо изучить эту проблему и выяснить, кто же из родителей прав: наносят ли вред иностранные мультфильмы личности ребенка или же все – таки нет.
Во время работы вам будут предложены для просмотра фрагменты отечественных и зарубежных мультфильмов. Каждый из вас совместно с ребенком создаст памятку. Обратите внимание, памятка разделена на две половины, на одной половине, после обсуждения с ребенком, вы даете характеристику отечественным мультфильмам, а на другой зарубежным.
Критерии оценки мультфильма, находятся в буклетах, которые лежат на столах, руководствуйтесь ими при анализе фрагмента.
Просмотр мультфильмов и их анализ.
Слайд 6.
Образ семьи (нажимать значки слева направо по порядку).
«Симпсоны»- этот комедийный сериал, который получил множество голливудских наград, на самом деле является прямой пропагандой жестокости, наркомании, отклонений. Он разрушает отношения между родителями и детьми. Образ женщины – матери выглядят неприглядно, мать не чему не учит своих детей, безразлична к поступкам свои детей, а отец – жесток с детьми.
«Мешок с яблоками» - мультфильм о доброте, щедрости, взаимовыручке в трудную минуту. Образ отца – смелый, добрый, отзывчивый; мать зайчиха – ласковая, добрая.
Образ матери
«Гриффины» (FamilyGuy) – американский комедийный мультсериал, который переводится как «семейный мальчик», «семьянин», является следующим спецпроектом, который направлен на разрушение семьи. Самый большой цинизм состоит в том, что сериал подается как защитник семейных ценностей. Но герои родители наоборот проявляют безразличие к себе, к детям, не проявляют должного уважения друг к другу, вульгарны и жестоки.
«Сказка о царе Салтане» - образ матери олицетворяет любовь, преданность. Мать в фильме заботлива, красива, скромна, женственна. Этот мультфильм учить детей семейным ценностям, любви к родителям и детям.
Образ девушки, женщины
«Золушка» - этот мультфильм учить детей любви и верности. Героиня фильма добра, скромная, трудолюбивая девочка, которая в награду за свои достоинства выходит замуж за принца.
«Клуб Винкс». Девушки изображены с аномально длинными ногами, глазами на пол-лица, выпирающими губами, распущенными волосами и в более чем откровенных нарядах. Вывод напрашивается только один – все главные персонажи мультфильма своим внешним видом пропагандируют анорексию и пошлость.
Учитывая, что ребенок при просмотре мультфильма старается подражать главным героям не только в их поступках, но и внешне, то комплекс неполноценности и психологические проблемы из-за неспособности соответствовать подобным стандартам красоты обеспечены.
Анализ памяток, составленных родителями с детьми.
Слайд 7 – 8.
Ведущий: Надеюсь, вы убедились во вредности выше проанализированных зарубежных мультфильмов. И оценили значимость отечественного мультиматографа в формировании нравственных ценностей и норм поведения. Ведь речь идет уже не о невинном развлечении для наших детей, а о целенаправленном разрушении детских душ, российской семьи и народа.
Таким образом, проведенный анализ зарубежных и отечественных мультфильмов показал, что в отечественных мультфильмах герои прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребенок способен определить, кто делает правильно, а кто нет, и какие последствия могут быть у таких поступков. Они учат детей жизни, воспитывают доброту, любовь к близким, формируют представление детей о добре и зле, о дружбе и помощи. Эти понятия основа духовно - нравственного воспитания, которое неразрывно связано с любовью к ближнему и к своей Родине. Эти чувства закладываются с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Однако оградить детей совсем от просмотра «вредных» мультфильмов мы не можем. Наша с вами задача научить детей «что такое хорошо и что такое плохо», рассказать и показать им, что девочки должны быть нежными, ласковыми, целомудренными, а мальчики – смелыми, храбрыми. Как этого достичь? Смотрите хотя бы иногда вместе с ребенком то, что сморит он, если вы видите какое-то из ряда вон выходящее событие – прокомментируйте его, но не в виде нравоучений или приказов выключить немедленно, а в виде удивления, недоумения. Например, «Ой, как он плохо поступил. Разве он не видит, что ему больно?» и т.п. Не ждите, что после одного такого совместного просмотра ребенок тут же откажется от любимого мультфильма. Эффект может проявиться не сразу, однако он будет. Ничто не проходит бесследно для души ребенка, и как бы он не любил мультфильмы, живое общение со взрослым для него гораздо важнее.
3. Заключение
Отечественный мультфильм является наиболее эффективным воспитателем от искусства и медиа среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает 2 органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм становится мощным воспитательным инструментом и эффективным наглядным материалом.
Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
• Расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми с новыми словами, явлениями, ситуациями.
• Показывают пример поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая.
• Формируют оценочные отношения к миру, развитие мышления, понимания причинно – следственных связей.
•Развивают эстетический вкус, чувство юмора.
• Помогают реализовать эмоциональные потребности.
4. Приложения
Приложение 1. Презентация к семинару – практикуму
Приложение 2. Памятка «Сравнительная характеристика мультфильмов».
Приложение 3. Буклет «Влияние мультфильмов на развитие ребенка».
Приложение 2
муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №11 города Белогорск»
ПАМЯТКА
«Сравнительная характеристика мультфильмов»
Отечественные мультфильмы
Образ семьи | |
«Мешок с яблоками» |
Образ мамы | |
«Сказка о царе Салтане» |
Образдевушки | |
«Золушка» |
Зарубежные мультфильмы
Образ семьи | |
«Семья Симсоны» |
Образ мамы | |
«Гриффи- ны» |
Образ девушки | |
«Клуб Винкс» |
Признаки
правильных
мультфильмов
- Не содержат насилия;
- В основе лежат счастливые радостные события, а не воины и хаос;
- Главные герои проявляют дружелюбие, сострадание, уважение;
- Имеют спокойный положительный конец
Признаки
вредного
мультфильма
- Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жестокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются»;
- Отклоняющееся поведение героев мультфильма никем не наказывается;
-Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, глупо и даже опасно;
- Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью;
-Используются несимпатичные,
а порой даже уродливые герои
Полезно знать!
Современные дошкольники явное предпочтениеотдают просмотру мультфильмов или компьютерным играм. Время, проведенное около телевизора или компьютера, по данным социологов, составляет от 20 до 40% всего свободного времени ребенка. По данным ЮНЕСКО, дети 3-6 лет смотрят телевизор, в частности мультфильмы, в среднем 3-4 часа в день, что составляет около 25 часов в неделю. Это значительно превосходит время их игры, общения со сверстниками и взрослыми.
Советы как отучить ребенка от телевизора
- Выделите в режиме четкое время для просмотра телевизора;
- Перейдите на более короткие мультики и фильмы;
- Смотрите видео и мультфильмы вместе с ребенком, обсуждайте характеры персонажей, их поступки;
- Найдите интересное увлечение для ребенка вместо телевизора
Обсуждайте с ребенком, увиденное в мультфильме, комментируйте нравственную сторону поступков героев, объясняйте в доступной для ребёнка форме, что хорошо, а что плохо, и почему. Указывает на то, что сравнивая себя с мультипликационным героем, ребенок учится воспринимать себя, преодолевать собственные страхи и трудности, ценить и уважать других. Мультфильм дает большое поле для фантазии, способствует развитию творческих способностей.
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 города Белогорск»
Для Вас Родители!
Познакомившись с содержанием буклета, вы не только поймете опасность просмотра некоторых мультфильмов, но и получите ценные советы, которые помогут Вам защитить вашего ребенка, семью и целую страну от мультипликационной угрозы, исходящей с экранов.
Видеотека дошколят
мультфильмы рекомендованные Министерством образования
О дружбе и благородстве
Теремок (П.Носов, В.Громов) Серая Шейка (В.Полковников)
Цветик-семицветик (В.Катаев)
Золотая Антилопа (ЛАтаманов)
Гадкий утенок (В.Дегтярев)
Чиполлино (Б. Дежкин)
Лягушка путешественница (В. Котеночкин, А. Трусов)
Рикки-Тикки-Тави (А.Блоцкая)
Каникулы Бонифация (Ф. Хитрук)
Умка (В. Попов, В. Пекарь)
Винни пух (Ф.Хитрук)
Дед Мороз и лето (В.Караваев)
Чебурашка (Р.Качанов)
Жил-был пес (Э. Назаров)
О послушании, прилежности, трудолюбии, смелости, скромности и справедливости
Новый Гулливер (А.Птушко)
У страха глаза велики (О. Ходатаева)
Охотничье ружье (П. Сазонов)
Гуси-лебеди (И. Иванов-Вано)
Сказка о рыбаке и рыбке (М. Цехановский)
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (О.Ходатаева)
Мойдодыр (И.Иванов-Вано)
Волк и семеро козлят (П.Носов)
Кошкин дом (Л.Амальрик)
Тараканище (В.Полковников)
Дядя Степа (И.Аксенчук)
Кот-рыболов (В.Полковников)
Вовка в тридевятом царстве (Б.Степанцев)
Приключения барона Мюнхаузена (А.Каранович)
В стране невыученных уроков (Ю.Прытков)
Сказка о попе и его работнике
Балде (И.Ковалевская)
Остров сокровищ(Д.Черкасский)
Гора самоцветов (А. Татарский)
О любви и верности
Мальчик-с-пальчик (О.Ходатаева)
Аленький цветочек (Л.Атаманов)
Снежная Королева (Л. Атаманов)
Двенадцать месяцев (М. Ботов)
Дюймовочка (Л.Амальрик) Русалочка (И.Аксенчук) Бременские музыканты (И. Ковалевская)
Маугли (Р.Давыдов)
Золушка (И.Аксенчук)
Летучий корабль (Г.Бардин)
Сказка о царе Салтане (Л.Мильчин, И.Иванов-Вано)
Познавательные и развивающие мультфильмы и передачи!
— “Даша-следопыт”
увлекательный многосерийный мультфильм о приключениях девочки Даши и ее друга Башмачка. В процессе путешествия герои учатся различным навыкам: различать цвета, считать, ориентироваться по карте, дружить, справляться с различными опасностями и запоминают разные слова английского языка. Возраст: от 3 лет
“Диего, вперед!”
Мультфильм про спасение животных. В мультфильме происходит ознакомление детей с разнообразными видами животных, их привычками, также развиваются навыки счета и чтения, мягко внедряется изучение английского языка, а главное — прививается чувство ответственности и любви к природе. Возраст: от 3 лет
“Маленькие Эйнштейны”
мультипликационный сериал направленный на культурное и научное развитие детей. Группа детей путешествует по планете в музыкальной ракете, изучает разные страны, культуры, природные явления. Веселый, увлекательный, яркий и познавательный мультфильм.
Возраст: от 3 лет
“Семья почемучек” — мультфильм о суперсемейке, которая обучает своего маленького сыночка, а заодно и всех зрителей самым разнообразным вещам. Спецификой мультфильма является детализированное погружение в природу вещей или явлений.Возраст: от 5 лет
“Уроки тетушки Совы” — серия обучающих мультфильмов о природе, живописи, искусстве, правильном и безопасном поведении, географии и многом другом. Возраст: от 3 лет
“Улица Сезам” — Дети вместе с главными героями Зелибобой, Бусинкой и Кубиком в веселой игровой и музыкальной форме научатся читать, считать, творить, петь и просто весело проведут время! Возраст: от 4 лет
“Булькины подсказки” — игровой сериал для самых маленьких зрителей. В каждой серии есть некая загадка, которую Стив вместе с детьми и мультперсонажами пытаются разгадать. В процессе тренируются навыки счета, учится алфавит, вводятся логические понятия, тренируется абстрактное мышление. Возраст: от 3 лет
«АБВГДейка» — образовательная передача. Здесь и основы дошкольной подготовки, и уроки этики, правильного образа жизни и много всего интересного.Возраст: от 3 лет
“Фиксики” — многосерийный мультфильм в котором маленькие человечки рассказывают об устройстве и способах ремонта разнообразной техники, внутри которой они живут. С помощью мультфильма дети узнают о природе физических явлений, учатся логически и рационально подходить к решению задач, а также постигают основы взаимоотношений с окружающими: дружбы, взаимовыручки и этичного поведения. Возраст: от 5 лет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: "Патриотическое воспитание дошкольников через музыкальную деятельность в детском саду"
Опыт работы музыкального руководителя Бушиной Н.В. на тему:"Патриотическое воспитание дошкольников через музыкальную деятельность в детском саду"...
Опыт работы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности в ДОО «От истоков до любви к Отечеству»
В работе представлен опыт работы по патриотическому воспитанию детей 4-7 лет...
Опыт работы «Патриотического воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения».
Сохранять человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влиянием, учить их правилам общения и умения жить среди людей – вот главн...
Опыт работы "Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста"
В материале представлен опыт работы по патриотическому воспитанию детей средней группы. Включены словесные игры, перечислены мероприятия по данному направлению, проводимые с детьми....
Опыт работы патриотическое воспитание
Развитие ребенка в обществе невозможно без знания культуры и истории своего государства, своей малой Родины. Воспитание культуры человека начинается с раннего детства....
Опыт работы "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста ".
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощуще...
Опыт работы "Патриотическое воспитание дошкольников через эффективное использование проектной деятельности".
Опыт работы "Патриотическое воспитание дошкольников через эффективное использование проектной деятельности"....