Непосредственно-образовательная деятельность по духовно- нравственному воспитанию в старшей группе на тему: «Моя семья и родственники»
план-конспект занятия (старшая группа)
Познакомить детей с понятием «родословная» и «генеалогическое дерево». Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад №40»
Непосредственно-образовательная деятельность
по духовно- нравственному воспитанию в старшей группе
на тему:
«Моя семья и родственники»
Воспитатель:
Исаева Е. С.
г. Сатка
Задачи:
Область «Познавательное развитие»: Познакомить детей с понятием «родословная» и «генеалогическое дерево». Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.
Область «Социально-коммуникативное развитие»: Упражнять детей в образовании относительных и притяжательных прилагательных, в подборе антонимов, в составлении сложносочиненных предложений с союзом «а».
Область «Художественно- эстетическое развитие»: При выполнении работы прививать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи.
Предварительная работа: Заучивание фамилии, имени, отчества, профессии и места работы родителей. Беседа воспитателя с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи. Составление детей с родителями «генеалогического древа» начиная с бабушки и дедушки. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи. Беседа родителей с ребенком о семье, получить ответы на вопросы: «Сколько членов в семье? Кто самый старший? Кто самый младший?»
Оборудование: Мультимедийное оборудование, «бревнышки» с картинками, специально подготовленная заготовка для «Семейного дерева», бумажные ладошки по количеству детей, зеркала, фломастеры, клей, магнитная доска, памятные нагрудные знаки.
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы любите играть, размышлять и трудиться. Хотите поиграть со мной? Тогда встаньте в круг и давайте поприветствуем друг друга:
Что за чудо – чудеса: (развести руки в сторону)
Раз рука и два рука! (показать руки впереди себя)
Вот ладошка правая, (подать соседу правую руку)
Вот ладошка левая. (то же самое)
И скажу вам, не тая, (несильно покачиваем руками вперед-
Руки всем нужны, друзья. назад)
Сильные руки не бросятся в драку. (показать мускулатуру)
Добрые руки погладят собаку. (одной рукой погладить другую)
Умные руки умеют лепить. (имитация лепки)
Чуткие руки умеют дружить. (руки в «замочек»)
- Возьмите за руку того, кто стоит с вами рядом, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Садитесь.
-В волшебной стране, под названием Счастье
Живет королева по имени Настя.
Я в гости к ней часто на чай прихожу.
Сейчас вам, ребята, её покажу!
На экране появляется изображение феи.
Фея: Здравствуйте ребята!
«У каждого человека есть близкие и дорогие ему люди – это его семья. Семьи бывают разные: большие и маленькие, веселые и серьезные, шумные и скромные. Семья всегда помогает и поддерживает нас. Как хорошо, когда семья дружная, счастливая, когда все любят друг друга»
Беседа о семье
- Ребята, как вы думаете, что такое семья? (это папа, мама, брат, сестра, бабушка и дедушка)
- Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?
- Есть ли у вас братья, сестры, дедушки и бабушки? Как их зовут?
- Как их можно назвать их всех одним словом? (семья)
- Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники?
- Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? (вместе, бабушка и дедушка могут жить отдельно)
Фея.
- А вы знаете, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было очень много, и они не запоминались надолго, то люди решили записывать их имена, фамилию в специальной тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали записать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «генеалогическим древом».
Дидактическая игра «Найди, о ком я говорю»
- Ребята, угадайте о ком я говорю?
- заботливая, старенькая, добрая…..
- молодая, любимая, ласковая…..
- молодой, спортивный, добрый, внимательный……
- старенький, добрый, мудрый….
- маленький, веселый, озорной…..
Дидактическая игра «Сравни и назови»
- В семье родственники часто похожи друг на друга и все же между ними существуют различия. Давайте попробуем их сравнить:
Бабушка старше, а мама….(младше)
Папа выше, а сын ……(ниже)
Внук молодой, и дедушка……(старый)
Дочь маленькая, а сын….(большой)
Дедушка грустный ,а бабушка….(веселая)
Папа сильный, а ребенок…..(слабый)
- А теперь образуйте круг и послушайте стихотворение о родном доме. Кто хочет, может повторять движения за мной:
Мимо текла река, плыли по небу облака, (волна внизу, волна вверху)
Шел человек, была дорога не легка. (шаги на месте)
И человек мечтал о том, (приложить палец ко лбу)
Что он построит где-то дом, (сложить из ладоней крышу)
И поселится счастье с ним в доме одном. (рисуем сердечко)
Если порою он уставал, (лицо грустное, плечи
опущены)
То неизменно напевал (имитация игры на скрипке)
Песню любимую свою, ту, что я пою.
Дом, как известно давно, (сложить крышу)
Это не стены, не окно, (ладони вместе, окошко из
пальцев)
Даже и стулья за столом – это не дом. (стул из пальцев)
Дом – это там, куда готов (сделать крышу)
Ты возвращаться вновь и вновь (шаги на месте)
Яростным, добрым, нежным, больным,
еле живым. (изобразить)
Дом это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом-
Это твой дом.
- Спасибо, садитесь.
На экране изображение камина.
- Чтобы семье в доме было уютно и тепло, необходимо поддерживать огонь «семейного очага». У вас есть дрова, их надо положить в камин. Но дрова эти необычные, на них нарисованы обязанности каждого члена семьи. Тот, кого я приглашу, пусть возьмет бревнышко и расскажет, кто из членов семьи какие обязанности выполняет (на бревнышках картинки: деньги, посуда под краном с вводом, белье на гладильной доске, пирожки и блины на столе, цветок и лейка…).
Вызванные дети выполняют задание и относят свое бревнышко к столу, стоящему у экрана.
- А теперь намного отдохнем, для рисования ручки разомнем!
Пальчиковая гимнастика «Кто живет у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре, (хлопки в ладоши)
Кто живет в моей квартире? (рисуем на ладошке круг)
Раз, два, три, четыре, пять, (зажимаем пальчики по одному)
Всех могу пересчитать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Папа, мама, брат, сестренка, (загибаем по пальцу на руке)
Мой щегол, сверчок и я:
Вот и вся моя семья (хлопки в ладоши).
- Вы, ребята, живете в одной группе уже не первый год. И хотя вы не родственники, вас тоже можно назвать одной большой, дружной семьёй. И я хочу сегодня подарить вам семейное генеалогическое дерево, на котором будете изображены все вы. Но мне понадобиться ваша помощь. Давайте отправимся в нашу художественную мастерскую.
Воспитатель объясняет задание:
- Перед вами лежат детские ладошки, которые позже мы прикрепим к нашему дереву вместо листьев. Попробуйте нарисовать своё лицо на ладошке. Каждое лицо неповторимое. У кого-то глазки голубые, а у кого-то карие, у кого-то волосы золотые, а у кого-то рыженькие, у кого-то есть веснушки, а у кого-то белозубая улыбка. Рассмотрите свое лицо в зеркале и попробуйте нарисовать себя на ладошке.
(звучит музыка, дети выполняют задание)
По окончанию задания, дети подают свою ладошку воспитателю, он прикрепляет её с помощью клея к заранее подготовленному дереву.
- Посмотрите, какое красивое, большое и густое дерево у нас получилось. Теперь у вас есть свое семейное дерево! Какая ладошка вам нравится? Почему? Кого вы узнаете на рисунке? Очень хорошо!
Фея любуется на древо. Как замечательно у нас получилось.
«В семейном кругу» А.Барто
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Обращение феи: Вы мне понравились друзья! И наградить хочу вас я! Пусть эти медали вам напоминают, что важнее семьи ничего не бывает! До свидания! До новых встреч!
Дети получают памятные нагрудные знаки – медали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по духовно- нравственному воспитанию в старшей группе: «Вербное воскресенье».
Цель: Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на весенние проявления природы, традиций Вербного Воскресенья.Задачи:Образовательные: Дать представления о празднике Вербное Воскресенье....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по духовно - нравственному воспитанию в средней группе «Дорогами добра».
Воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу.Задачи:1.Формировать умения делиться, уступать, быть добрыми.2.Развивать умения различать эмоции других людей и ориентироваться в своих собств...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе Тема: «Радость моя» (знакомство с житием преподобного Серафима Саровского)
Данное занятие проводится с детьми подготовительной к школе группы по теме "Радость моя". Проводя это занятие, мы знакомимдетей с житием святого преподобного Серафима Саровского Чудотворца, ...
Непосредственной образовательной деятельности по духовно- нравственному воспитанию в средней группе Тема: «Дорогою добра»
Непосредственной образовательной деятельности по духовно- нравственному воспитанию в средней группе Тема: «Дорогою добра»...
Конспект организованной образовательной деятельности по духовно – нравственному воспитанию в старшей группе на тему: «Как научиться уважать старших» с использованием ИКТ.
Республиканский конкурс педагогического мастерства«Урок нравственности» Конспекторганизованной образовательной деятельности по духовно – нравственному воспитанию в старшей ...
Конспект занятия по развитию речи, направленное на духовно-нравственное воспитание в старшей группе на тему: «Христианская семья и ее ценности»
Продолжать формировать знания детей о семье, «семейных ценностях»; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи; учить заниматься коллективно...
организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему «От счастья ключи – в семье ищи»
организованной образовательной деятельностипо духовно-нравственному воспитанию в старшей группена тему «От счастья ключи – в семье ищи»...