Статья для педагогов. Наставничество
статья
Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. И «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», как отмечал В.В. Путин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_pedagogov_nastavnichestvo.docx | 262.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья для педагогов
Наставничество
Наставник
Кто и как должен помочь молодому воспитателю, как можно своим примером, своими знаниями и энтузиазмом «заряжать» молодых воспитателей на активность и творчество в работе? Конечно же, наставники – опытные педагоги, готовые прийти на помощь, подсказать, направить, научить.
Что же включает в себя понятие наставничество?
Наставничество - способ передачи знаний, умений, навыков молодому специалисту от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета, оказание необходимой поддержки.
Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике.
Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности.
Одним из основополагающих моментов наставничества должна стать обоюдная готовность наставника и молодого специалиста к совместной работе: готовность наставника к передаче опыта и, несомненно, готовность молодого педагога воспринимать этот опыт.
В педагогической реальности существуют различные виды наставничества, для меня наиболее результативным является прямое индивидуальное и открытое наставничество, предполагающее непосредственный контакт с педагогом, двустороннее взаимодействие, общение в различной обстановке: как на рабочем месте, так и по телефону, через социальные сети.
Многие специалисты с небольшим опытом работы сталкиваются с неуверенностью во взаимодействии с детьми, их родителями; боятся осуждения администрации и коллег с большим опытом, переживают за результат своей работы. Решением данной проблемы является помощь администрации и опытных коллег, с целью организации и создания мотивации для более быстрой и комфортной адаптации в коллективе и быстрого профессионального роста.
Цель работы наставника: помочь молодому специалисту в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей; повышение квалификации, уровня его профессиональных знаний и умений; научить выходить из сложных ситуаций; развить в нем уверенность в собственных силах и укрепить в правильности решения выбрать профессию воспитателя детского сада.
Задачи:
1. Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки молодого воспитателя.
2. Оказание методической и практической помощи молодому воспитателю в повышении уровня организации образовательной деятельности.
3. Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагога, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями.
4. Проведение мастер-классов и открытых занятий для передачи опыта работы с использованием различных технологий, в том числе технологий работы с родителями.
5. Изучение и показ приемов использования разнообразных технологий в образовательной деятельности и в режимных моментах.
6. Проведение анализа результативности работы молодого воспитателя во всех направлениях образовательной деятельности.
Этапы становления молодого специалиста включают:
- адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
- стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
- преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)
1й этап – адаптационный.
Выделить ответственность и компетентность молодого воспитателя, выявить пробелы в знаниях и навыках специалиста. Разработать индивидуальный план работы с молодым педагогом.
Этап включает в себя:
- Беседа-знакомство с начинающими и молодыми педагогами для определения направлений работы. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации;
- Анкетирование с целью изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования;
- Диагностика изучения методических потребностей педагогов.
Индивидуальный план работы с молодым педагогом отражает основные направления деятельности: изучение нормативно-правовых документов, повышения профессиональной компетентности, уровня квалификации. План составлен таким образом, чтобы была возможность его корректировать и дополнять в течение учебного года.
2й этап – основной (проектировочный).
Разработать и реализовать программу, скорректировать навыки специалиста, выстроить программу собственного развития педагога.
- проведение наставником тренингов, консультаций на различные темы:
- изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ;
- повышение профессионального мастерства, посещение мероприятий, различного уровня;
- приобщение педагогов к подготовке и участию в проведении педсоветов, семинаров;
- привлечение к показу на уровне детского сада (разработка материала для образовательной деятельности с детьми).
Молодой педагог здесь изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе определяет методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно, составляет план самообразования, начинает пополнять портфолио.
3й этап – контрольно - оценочный.
Контроль профессиональных навыков молодого специалиста, определить степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям ДОУ, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых воспитателей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.
Используемая литература
1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.2007.
2. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ / Н.А. Виноградова, Н.В.Микляева – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 176 с.
3. Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М.2004.
4. Закаблуцкая Е. Молодой специалист и наставник /Электронный ресурс.
5. Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2007. № 2,3,4-2004.
6. Круглова, И.В. Организация наставничества в школе [Электронный ресурс].
7. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду / Н.В. Микляева.
8. Интернет ресурсы:: http://www.resobr.ru/article/39808-organizatsiya-raboty-s-molodymi-pedagogami-v-dou http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/12/04/polozhenie-o-nastavnichestve
Программа-анкета для изучения трудностей в работе педагога
(самооценка, оценка)
Воспитатель__________________________________________________
Виды и элементы педагогической деятельности | Степень затруднения | ||
очень сильно | сильно | средне | |
Тематическое планирование |
|
|
|
Перспективное планирование |
|
|
|
Планирование воспитательно-образовательной работы |
|
|
|
Планирование работы по самообразованию и повышению педагогического мастерства |
|
|
|
Планирование с учетом ФГОС |
|
|
|
Овладение содержанием новых программ, методик |
|
|
|
Использование разнообразных форм, методов и приемов на занятиях |
|
|
|
Предоставление самостоятельности и проявления активности детей в течение любого вида деятельности |
|
|
|
Использование методов развивающего обучения |
|
|
|
Использование новых педагогических технологий |
|
|
|
Организация исследовательской деятельности детей |
|
|
|
Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе воспитания, обучения и развития |
|
|
|
Осуществление дифференцированного подхода к детям в процессе воспитания, обучения и развития |
|
|
|
Организация свободной деятельности детей |
|
|
|
Организация развивающей среды в соответствии с рекомендациями и требованиями программы |
|
|
|
Выявление типичных причин низкого уровня усвоения программного материала |
|
|
|
Учет и диагностика |
|
|
|
Обобщение своего опыта |
|
|
|
Внедрение передового опыта и рекомендаций психолого-педагогической науки |
|
|
|
Работа с родителями |
|
|
|
ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
педагога-наставника и молодого педагога
Информация об участниках взаимодействия
| Информация о педагоге-наставнике | Информация о молодом педагоге |
ФИО
|
|
|
Дата рождения
|
|
|
Должность
|
|
|
Образование |
|
|
Педагогический стаж
|
|
|
Стаж работы по профилю педагогической деятельности |
|
|
Стаж работы в данном учреждении |
|
|
Квалификационная категория
|
|
|
Период наставничества:
№п/п | Содержание деятельности/задание | Формы взаимодействия | Сроки/ период выполнения | Отметка о выполнении | Результат, продукт деятельности |
| Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ:
| Консультации, ответы на интересующие вопросы. | август |
|
|
| Оформление документации группы. Мониторинг развития воспитанников | Подбор диагностического материала | сентябрь |
| Карты наблюдения |
| Ведение документации педагога, формы планирования образовательного процесса | Консультация, оказание помощи | октябрь |
|
|
| Современные подходы к взаимодействию ДОО и семьи. Родительское собрание | Помощь в организации и проведении собрания, обсуждение | октябрь |
| Выступление на родительском собрании |
| Методика проведения образовательной деятельности, разработка конструктов | Взаимопосещение образовательной деятельности и режимных моментов, помощь в разработке конструктов | Октябрь/ ноябрь |
| Конструкты ОД |
| Самообразование педагога, выбор темы | Консультирование, помощь в ведении портфолио педагога | ноябрь |
| Определение темы, создание порфолио |
| Составление конструкта и проведение образовательной деятельности молодым педагогом | Посещение ОД и режимных моментов молодого педагога, обсуждение | декабрь |
| Конструкт образовательной деятельности |
| Психолого-педагогические основы установления контакта с семьями воспитанников. Подготовка к новогодним мероприятиям | Составление плана работы с детьми и родителями, разработка проекта | декабрь |
| |
| Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения. | Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее» | январь |
|
|
| Углубленное знакомство с локальными документами, приказами ДОУ | Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ | январь |
|
|
| Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста | Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника | февраль |
| |
| Использование современных технологий в образовательном процессе | Консультация, ответы на интересующие вопросы | февраль |
|
|
| Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе и на прогулочном участке | Консультация, мастер-класс, обсуждение | март |
| Пополнение РППС |
| Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями | Консультация, разработка материалов для родителей | март |
| Мероприятие для родителей |
| Организация и руководство творческими играми детей | Консультация, наблюдение за работой молодого специалиста | апрель |
|
|
| Причины и возникновение конфликтных ситуаций и урегулирование в процессе педагогической деятельности | Обсуждение, консультация | апрель |
|
|
| Организация педагогического мониторинга | Консультация, ответы на интересующие вопросы, оказание помощи | май |
|
|
| Подготовка к летнему оздоровительному периоду | Консультация, ответы на интересующие вопросы, оказание помощи | май |
|
|
| Подведение итогов работы | Самоанализ молодого педагога | май |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ: Речь педагога – основной источник развития речи детей. Требования к культуре речи педагога.
Речь воспитателя как образец для подражания дошкольников....
Статья для педагогов и родителей на тему: «Первые шаги в устранении заикания у дошкольников». Автор статьи: Учитель-логопед высшей категории Перцева И. А.
Статья для педагогов и родителей на тему: «Первые шагив устранении за...
2.2 Методическое руководство группой педагогов, наставничество
Материалы к аттестации на 1КК....
2.2 Методическое руководство группой педагогов Наставничество в ДОО
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21973513","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21973430","attributes":{"alt":"","class"...
2.2. Методическое руководство группой педагогов (Наставничество)
Материал на аттестацию...
Консультация для педагогов «Наставничество - как одна из эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов»
Консультация для педагогов«Наставничество - как одна из эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов»...
Мировое кафе с педагогами "Наставничество - разновидность индивидуальной работы с молодыми и начинающими педагогами"
Как интересно провести тематический педагогический совет с педагогами в формате "Мирового кафе".Представляю вашему вниманию материал педагогического совета.Мировое кафе проводилось с педагог...