Консультация для педагогов "Наставничество в детском саду"
консультация
Определяющим условием развития и модернизации системы образования является обеспеченность квалифицированными кадрами. В связи с этим актуализируется проблема молодых педагогов, которым предстоит соответствовать профессиональным стандартам и реализовывать федеральные образовательные программы. От того, насколько хорошо педагоги сумеют адаптироваться к своей профессиональной деятельности и условиям жизни в ДОУ, зависит качество образования.
Приходя в детский сад, молодой педагог сталкивается с определенными проблемами. Неумение точно рассчитать время на занятие, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с детьми или коллегами, разногласия с родителями и так далее. Часто молодые педагоги испытывают чувство неуверенности в своих действиях и остро нуждаются в помощи наставника.
Чтобы процесс наставничества был наиболее эффективным, его необходимо осуществлять с учетом следующих факторов:
- уровень образования молодого педагога;
- его теоретическая и практическая подготовленность;
- уровень профессиональных потребностей педагога (то, чего хочет достичь в своей профессиональной деятельности).
Наиболее оптимальными моделями взаимодействия с молодым педагогом считаются следующие:
1) Общение-коррекция. Этот вид общения направлен на выполнение диагностической функции педагога-наставника. Работая в паре, педагог-наставник курирует своего молодого коллегу и помогает ему не допускать ошибок в педагогической деятельности.
2) Общение-поддержка. Этот вид общения имеет место, когда молодому педагогу необходима помощь в разрешении сложных ситуаций, с которыми он пока не может справиться самостоятельно.
3) Общение-снятие психологических барьеров. Этот вид общения предполагает построение дружеских отношений между наставником и молодым педагогом. В ходе него наставник помогает молодому педагогу избавиться от страхов и неуверенности, поверить в собственные силы, достичь намеченных целей.
В работе с молодым педагогом наставнику необходимо использовать все многообразие форм организации педагогической деятельности. Например, такие как:
Ø Вечера вопросов и ответов. Молодому педагогу дается задание заранее подготовить вопросы, возникшие у него в ходе педагогической деятельности, которые он хотел бы уточнить у своего наставника. Ответы на вопросы зачастую носят дискуссионный характер и нередко переходят в заинтересованное обсуждение. Такие вечера проходят как непринужденное, равноправное общение молодого педагога и опытного наставника.
Ø «Круглый стол». Встречи за «круглым столом» расширяют профессиональный кругозор не только молодых педагогов, но и их наставников. Как правило, выбирается одна, наиболее общая, проблема профессиональной адаптации педагога, которая и становится темой для обсуждения. Это может быть проблема поддержания дисциплины в детском коллективе, организации эффективного взаимодействия с родителями, выбора форм и методов организации учебного процесса и тому подобное.
Ø Педагогический совет. Участие в педагогическом совете является обязательным для всех членов педагогического коллектива ДОУ. Как правило, на первом педсовете в новом учебном году происходит знакомство молодого педагога с коллективом коллег. В дальнейшем педагогические советы наставник может использовать для выявления в скрытой форме психологических особенностей молодого педагога. Такая форма работы позволяет молодому педагогу получать новые знания, умения и навыки профессиональной деятельности, не задавая вопросов своему наставнику.
Ø Педагогический семинар. Основной задачей этой формы работы является расширение знаний молодого педагога обо всех сферах педагогической деятельности. На семинарах молодой педагог вовлекается в обсуждение и осмысление своих профессиональных проблем, обменивается опытом, рассказывает о своих «педагогических находках», самостоятельно в ходе групповых дискуссий вырабатывает пути разрешения конфликтов.
Ø Обзор педагогической литературы. Суть этой формы заключается в обсуждении содержания специально подобранных наставником научно-популярных и методических пособий, посвященных проблемам организации образовательного и воспитательного процессов в ДОУ.
Ø Консультирование организуется наставником для молодого педагога. Такая консультация имеет определенную и специализированную направленность. Она включает сообщение наставника по теме консультации и ответы на вопросы молодого педагога. Консультация может носить выраженный инструктивный характер, либо проходить в форме обсуждения сложных воспитательных ситуаций, которые вызывают затруднения у молодого педагога.
Ø Индивидуальное обучение. Основным достоинством индивидуального обучения молодого педагога является возможность полной индивидуализации содержания, методов и темпов оказания наставнической помощи. Такая форма работы позволяет следить за каждым действием молодого специалиста при решении конкретных педагогических задач в процессе профессиональной деятельности; осуществлять корректировку и анализ эффективности взаимодействия в паре «наставник-подопечный».
Сам процесс наставничества лучше осуществлять в три этапа:
1. Этап Адаптации. Самый сложный период, как для новичка, так и для помогающего ему адаптироваться коллеги. На этом этапе наставник определяет возможности педагога; выявляет его личностные качества, мотивацию на саморазвитие; оказывает адресную помощь; выявляет рост; отмечает недостатки в имеющихся умениях и навыках педагога. На этом этапе основная задача наставника: предупредить разочарование и конфликты, эмоционально поддержать молодого коллегу, укрепить его веру в себя. Этап длится 3 года.
2. Этап развития профессиональных умений, формирования своего стиля педагогической деятельности. На данном этапе наставник помогает молодому педагогу определиться с темой для саморазвития, выбрать свой стиль педагогической работы.
3. Этап определения готовности педагога к самостоятельной деятельности. На данном этапе наставник занимает позицию наблюдателя. Его задача – оценить готовность молодого педагога самостоятельно и творчески выполнять свои профессиональные обязанности.
Результаты наставничества невозможно переоценить. При планомерной и систематической работе они позволяют подготовить высококвалицированного специалиста, способного соответствовать современным образовательным стандартам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей в детском саду "Как не болеть в детском саду".
Советы как водить ребенка в детский сад....
Консультация для родителей в детском саду по ПДД: «Безопасность детей — забота взрослых» Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и
Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и семьи. О том, что и к...
Консультация родителей младших групп детского сада. Детские капризы и истерики, как быть и что делать взрослым?
Довольно часто можно услышать от родителей, что их чадо ведет себя очень агрессивно и неуправляемо. Капризничает по поводу и без, ставя в неловкое положение, и даже вгоняя в ступор родителей. На улице...
Консультация для родителей в детском саду. Детские манипуляции
Детские манипуляции...
Консультация для родителей в детском саду «Детское экспериментирование»
- Побуждать родителей использовать экспериментирование в повседневной жизни.- Укреплять сотрудничество между родителями и детьми.- Укреплять сотрудничество между родителями и педагогом.- Формировать п...
Консультация для родителей в детском саду «Предупреждение детских неврозов».
Консультация для родителей в детском саду«Предупреждение детских неврозов»....
Консультация для родителей в детском саду. Детские манипуляции
Что делать, если ребенок манипулятор?Детские манипуляции — это фактор, который довольно распространен среди подрастающего поколения. Маленькие бунтари и провокаторы часто пытаются сыграть на чув...