«Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста посредством использования эффективных методов и приемов»
статья по окружающему миру

Макарова Людмила Николаевна
«Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста посредством использования эффективных методов и приемов» Дети – любознательный народ. Им интересно все в этом мире: они проявляют большой интерес ко всему яркому, движущемуся, шевелящемуся; проявляют большое желание ухаживать за животными. Но к сожалению, проявляют дошкольники не только положительное отношение к природе, но и отрицательное. Проблемы экологического воспитания у детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса, поиска новых технологий, методов экологического воспитания, а так же руководство грамотного, заинтересованного в своей деятельности педагога. Актуальность формирования представлений об объектах живой природы обусловлена как современными экологическими проблемами, так и безразличием, равнодушием, а подчас и жестокостью многих детей по отношению к маленьким и беззащитным существам – животным. Между тем мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, формируют навык взаимодействия с ними, формируются знания о животном мире, что является основанием для последующего экологического образования детей. Видя проблему: отсутствие у детей систематизированных знаний о домашних животных, необходимости заботиться и ухаживать (в доступной форме) за ними, и возникла идея подробного знакомства детей с домашними животными. Я считаю, что тема моей педагогической работы актуальна, так как необходимо с самого раннего возраста предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам. Идея приобщения ребенка к познанию природы и осознанию своей сопричастности с ней имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся педагоги и мыслители прошлого К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Ж.Ж. Руссо, Я.А.Каменский и другие видели в природе средство для развития ума, воли, чувств ребенка. Разработки современных методистов Н.Н. Кондратьевой, Н.А. Рыжовой, С.Н. Николаевой, Саморуковой и др. подтверждают, что при ознакомлении детей с животным миром решаются в единстве три воспитательные задачи: формирование знаний, представлений о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе. Представления – это образы предметов, объектов, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения, итог чувственного познания мира. Следовательно, чтобы сформировать представления, необходимо обеспечить восприятие объекта, его чувственное обследование. В этом педагогу может помочь система эффективных методов и приемов. В начале моей работы мною была проведена диагностика по выявлению уровня сформированности знаний и представлений детей о домашних животных. В результате, был сделан вывод, что фундамент положительного и осознанного отношения детей к животным, а так же формирование представлений о них необходимо закладывать с младшего дошкольного возраста. Поэтому целью своей работы я определила: Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста через использование эффективных методов и приемов. И сформулированы задачи. Задачи: 1. Расширять и систематизировать представления детей о домашних животных. 2. Разработать систему методов и приемов по ознакомлению младших дошкольников с домашними животными. 3. Повысить уровень нравственно-экологической компетентности родителей. 4. Обеспечить РППС по ознакомлению детей с домашними животными. Решение данных задач было бы невозможно без насыщенной развивающей предметно-пространственной среды. В группе организовали экологическое пространство, где находятся: макеты фермы, бабушкиного двора, фигурки домашних животных, муляжи овощей, фруктов и других продуктов питания. В уголке художественной литературы: сказки «Репка», «Курочка Ряба» и др. Песенки, потешки, загадки, альбомы с иллюстрациями, стишки о домашних животных. Дидактические игры: «Помоги зверятам», «Угостим кошечку», «Парные картинки», «О ком я говорю», «Кто что любит», «Кто где живёт» и др. Развивающие игры: «У бабушки в гостях», «Дом большой и дом маленький», «Слова про собачку», «Что умеет лошадка» и др. Так же: домино, вкладыши, кубики с картинками, бусы, строительный конструктор. Настольный театр, театр на фланелеграфе: «Семеро козлят», «Репка», «Курочка Ряба». Музыкальное панно: «Кто как кричит?». Все предметы крупные, яркие, ведь взаимодействие с ними должно быть эмоционально окрашенным, чтобы малыши оставили свои впечатления надолго. Для решения поставленной цели и задач, отобрали разнообразные методы и приёмы. Преобладающими методами и приемами для малышей являются группа «наглядные методы», а так же «практические» – это объясняется тем, что знакомство со многими животными и их местом обитания у малышей происходит через картины, фотографии, иллюстрации, игры. При подборе методов и приемов необходимо учитывать и этап обучения, его последовательность (даем знания, знакомим, совершенствуем, закрепляем). В моей педагогической работе наблюдения за домашними животными происходят во время прогулок. Если мы случайно увидели на прогулке кошку или собачку я стараюсь привлечь внимание детей к животному. На это я нацеливаю свои высказывания: «Посмотрите, какой симпатичный котёнок, пушистый…», или «Кто это такой пушистый, мохнатый, словно меховой шарик? Щенок!». Во время наблюдения я задаю детям вопросы, уточняющие и обогащающие представления детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет, величина) и его проявлениях (движения, питание, издаваемые звуки). Знакомя детей с животным миром, использую разнообразный иллюстративно – наглядный материал. Картины дают возможность подробно рассмотреть животных, длительно сосредоточить на них внимание. В группе сделана подборка картин: «Домашние животные», «Домашние животные и птицы», «Мамы и их детки», «Кошки», «Собака – лучший дуг». Предметные картины я использую для уточнения и конкретизации представлений, их закрепления. Младшие дошкольники знакомятся не только с животными, но и с их детенышами. Рассматривая вместе с детьми реалистические картинки, взрослый обращает внимание на детенышей, неоднократно называет их, предлагает для сравнения картинки, где изображены отличительные признаки животных (например, у коровы - рога, а у лошади их нет; у теленка - маленькие рожки, у жеребенка их нет). С помощью иллюстративно – наглядного материала удаётся успешно обобщать и систематизировать знания детей. Для ознакомления дошкольников с животным миром использую мультимедийные презентации. Применение презентаций делает образовательную деятельность увлекательной. Большой интерес у детей вызывают озвученные презентации. Их использование помогает заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане. Для знакомства детей с домашними животными мною были созданы тематические презентации: «Домашние животные», «Назови детёныша», «Найди маму», «Кто где живёт?», «Кто что ест?», «Кто как кричит?» и др. Презентации дают широкие возможности педагогам разнообразить совместную деятельность детей и взрослых. При ознакомлении детей с животным миром использую рассказ, беседу, чтение художественной литературы, загадки, потешки. Многие сведения о различных представителях животного мира дети получают во время рассказов воспитателя. Правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение знаний, вовремя использованное художественное слово – всё это имеет большое значение для расширения, уточнения и систематизации представлений детей. Рассказы можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки, во время рассматривания иллюстраций. Чтение художественной литературы помогает мне обогащать детей знаниями, искать ответы на многие вопросы. Перед началом чтения я готовлю необходимый иллюстративно – наглядный материал. Считаю, что малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно – наглядного материала. В своей педагогической работе я использую рассказы Евгения Чарушина «Курочка», «Утка», «Кошка», «Собака», «Корова», «Коза», «Петушок с семьёй», а так же рассказы Э. Шим «Петух и наседка», «Я домой пришла», Г. Балл « Желтячок» и другие. Ещё я использую загадки, потешки, небольшие стихи. Образный язык их помогает выделить особенности животного, усилить эстетическое восприятие. Например: «Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт» или «Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки» и др. Дети очень любят такие потешки, как «Как у нашего кота», «На улице три курицы», «Курочка – рябушечка…», «Кисонька – мурысенька» и др. При ознакомлении детей с домашними и дикими животными использую дидактические игры с предметами, настолько-печатные и словесные игры. Настольно – печатные игры отвечают особенностям наглядно – действенного мышления детей младшего возраста. В процессе этих игр малыши усваивают и закрепляют знания о животном мире в практических действиях с их изображением на картинках. Были изготовлены настольно – печатные игры: «Парные картинки», «Найди маму», «Кто живёт на ферме?», «Помоги накормить животных», «Мамы и их детки» и другие. Цель этих игр – закрепление знаний о домашних животных и птицах, их детёнышах. В своей работе я применяю игровые образовательные ситуации с использованием игрушек-аналогов, т.е. таких игрушек, которые изображают домашних животных. Существует огромное разнообразие игрушек-животных (резиновые, пластмассовые, заводные и т.д.) Игрушки-аналоги могут быть включены в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, образовательную деятельность, игру. Их можно взять на прогулку, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе. Так же востребованы детьми игры с макетами. Они открывают множество возможностей для самостоятельной деятельности детей, развивают творчество. Были изготовлены макеты: «Ферма», «Домашние животные и птицы». В подвижных играх дети воспроизводят знакомые им образы животных. Имитационно-подражательные движения развивают у дошкольников физические качества и двигательные способности, образное и творческое мышление, внимание и память, фантазию. Проводились подвижные игры: «Курочка и цыплята», «Воробышки и кот», «Кот и мыши», «Лошадки», «Кошка» и др. Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе. Осуществляя, работу по ознакомлению младших дошкольников с животным миром важным условием её эффективности является связь детского сада и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными: во многих домах держат собак, кошек, рыбок. Я советую родителям не забывать давать положительную оценку любому проявлению детьми заботы, подавать собственный пример заботливого и бережного отношения к животным. В марте была проведена итоговая диагностика. Для выявления полученных результатов использовались беседы с детьми, наблюдения, дидактические игры. По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что у детей нашей группы значительно расширились представления о домашних животных, а значит методы и приемы, используемые в системе, подобраны эффективно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста посредством использования эффективных методов и приемов»

Дети – любознательный народ. Им интересно все в этом мире: они проявляют большой интерес ко всему яркому, движущемуся, шевелящемуся; проявляют большое желание ухаживать за животными.

Но к сожалению, проявляют дошкольники не только положительное отношение к природе, но и отрицательное. Проблемы  экологического воспитания у детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса,  поиска новых технологий, методов экологического воспитания,  а так же руководство грамотного, заинтересованного в своей деятельности педагога.

Актуальность формирования представлений  об объектах живой природы  обусловлена как современными экологическими проблемами, так и безразличием, равнодушием, а подчас и жестокостью  многих детей по отношению к маленьким и беззащитным существам – животным. Между тем мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, формируют навык взаимодействия с ними, формируются знания о животном мире, что является основанием для последующего экологического образования детей.  

Видя проблему: отсутствие у детей систематизированных знаний о домашних животных, необходимости заботиться и ухаживать (в доступной форме) за ними, и возникла идея подробного знакомства детей с домашними животными. Я считаю, что тема моей педагогической работы актуальна, так как необходимо с самого раннего возраста предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.

Идея приобщения ребенка к познанию природы и осознанию своей  сопричастности с ней имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся педагоги и мыслители прошлого К.Д.Ушинский,  Е.И.Тихеева,  Ж.Ж. Руссо, Я.А.Каменский  и другие видели в природе средство для развития ума, воли, чувств ребенка.

Разработки современных методистов Н.Н. Кондратьевой, Н.А. Рыжовой, С.Н. Николаевой, Саморуковой и др. подтверждают, что при ознакомлении детей с животным миром решаются в единстве три воспитательные задачи: формирование знаний, представлений о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе. Представления – это образы предметов, объектов, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения, итог чувственного познания мира. Следовательно, чтобы сформировать представления, необходимо обеспечить восприятие объекта, его чувственное обследование. В этом педагогу может помочь система эффективных методов и приемов.

В начале моей работы мною была проведена диагностика по выявлению уровня сформированности знаний и представлений  детей о домашних животных.

В результате, был сделан вывод, что фундамент положительного и осознанного отношения детей к животным, а так же формирование представлений о них необходимо закладывать с младшего дошкольного возраста. Поэтому целью  своей работы я определила: Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста через использование эффективных методов и приемов. И сформулированы задачи.

Задачи:

1.        Расширять и систематизировать представления детей о домашних животных.

2.        Разработать систему методов и приемов по ознакомлению младших дошкольников с домашними животными.

3.        Повысить уровень нравственно-экологической компетентности родителей.

4.        Обеспечить РППС по ознакомлению детей с домашними животными.

Решение данных задач было бы невозможно без насыщенной развивающей предметно-пространственной среды. В группе организовали экологическое пространство, где находятся: макеты фермы, бабушкиного двора, фигурки домашних животных, муляжи овощей, фруктов и других продуктов питания. В уголке художественной литературы: сказки «Репка», «Курочка Ряба» и др. Песенки, потешки, загадки, альбомы с иллюстрациями, стишки о домашних животных. Дидактические игры: «Помоги зверятам», «Угостим кошечку», «Парные картинки», «О ком я говорю», «Кто что любит», «Кто где живёт» и др. Развивающие игры: «У бабушки в гостях», «Дом большой и дом маленький», «Слова про собачку», «Что умеет лошадка» и др. Так же: домино,  вкладыши, кубики с картинками, бусы, строительный конструктор. Настольный театр, театр на фланелеграфе: «Семеро козлят», «Репка», «Курочка Ряба». Музыкальное панно: «Кто как кричит?». Все предметы крупные, яркие, ведь взаимодействие с ними должно быть эмоционально окрашенным, чтобы малыши оставили свои впечатления надолго.

Для решения поставленной цели и задач, отобрали разнообразные методы и приёмы. Преобладающими  методами  и приемами для малышей являются группа «наглядные методы», а так же  «практические» – это объясняется тем, что знакомство со многими животными и их местом обитания у малышей происходит через картины, фотографии, иллюстрации, игры. При подборе методов и приемов  необходимо учитывать и этап обучения, его последовательность (даем знания, знакомим, совершенствуем, закрепляем). 

В моей педагогической работе наблюдения за домашними животными происходят во время прогулок. Если мы случайно увидели на прогулке кошку или собачку я стараюсь привлечь внимание  детей к животному. На это я нацеливаю свои высказывания: «Посмотрите, какой симпатичный котёнок, пушистый…», или «Кто это такой пушистый, мохнатый, словно меховой шарик? Щенок!». Во время наблюдения я задаю детям вопросы, уточняющие и обогащающие представления детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет, величина) и его проявлениях (движения, питание, издаваемые звуки). 

Знакомя детей с животным миром,  использую разнообразный иллюстративно – наглядный материал. Картины дают возможность подробно рассмотреть животных, длительно сосредоточить на них внимание. В группе сделана подборка картин: «Домашние животные», «Домашние животные и птицы», «Мамы и их детки», «Кошки», «Собака – лучший дуг». Предметные картины я использую для уточнения и конкретизации представлений, их закрепления. Младшие дошкольники знакомятся не только с животными, но и с их детенышами. Рассматривая вместе с детьми реалистические картинки, взрослый обращает внимание на детенышей, неоднократно называет их, предлагает для сравнения картинки, где изображены отличительные  признаки животных (например, у коровы - рога, а у лошади их нет; у теленка - маленькие рожки, у жеребенка их нет).

С помощью иллюстративно – наглядного материала удаётся успешно обобщать и систематизировать знания детей.

Для ознакомления дошкольников с животным миром использую мультимедийные презентации. Применение презентаций делает образовательную деятельность увлекательной. Большой интерес  у  детей вызывают озвученные презентации.  Их использование помогает заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане.

Для знакомства детей с домашними животными мною были созданы тематические презентации: «Домашние животные», «Назови детёныша», «Найди маму», «Кто где живёт?», «Кто что ест?», «Кто как кричит?» и др. Презентации дают широкие возможности педагогам разнообразить совместную деятельность детей и взрослых.

При ознакомлении детей с животным миром  использую рассказ, беседу, чтение художественной литературы, загадки, потешки.   Многие сведения о различных представителях животного мира дети получают во время рассказов воспитателя. Правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение знаний, вовремя использованное художественное слово – всё это имеет большое значение для расширения, уточнения и систематизации представлений детей. Рассказы можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки, во время рассматривания иллюстраций.

Чтение художественной литературы помогает мне обогащать детей знаниями, искать ответы на многие вопросы.  Перед началом чтения я готовлю необходимый иллюстративно – наглядный материал. Считаю, что малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно – наглядного материала.

В своей педагогической работе я использую  рассказы Евгения Чарушина «Курочка», «Утка», «Кошка», «Собака», «Корова», «Коза», «Петушок с семьёй»,  а так же рассказы Э. Шим «Петух и наседка», «Я домой пришла», Г. Балл « Желтячок» и другие.  Ещё я использую загадки, потешки, небольшие стихи. Образный язык их помогает выделить особенности животного, усилить эстетическое восприятие. Например: «Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт» или «Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки» и др.  Дети очень любят такие потешки, как «Как у нашего кота», «На улице три курицы», «Курочка – рябушечка…», «Кисонька – мурысенька» и др.

При ознакомлении детей с домашними и дикими животными использую дидактические игры с предметами, настолько-печатные и словесные игры.

Настольно – печатные игры отвечают особенностям наглядно – действенного мышления детей младшего возраста. В процессе этих игр малыши усваивают и закрепляют знания о животном мире в практических действиях с их изображением на картинках. Были изготовлены  настольно – печатные игры: «Парные картинки»,  «Найди маму», «Кто живёт на ферме?», «Помоги накормить животных», «Мамы и их детки» и другие. Цель этих игр – закрепление знаний о домашних животных и птицах, их детёнышах.

В своей работе я применяю игровые образовательные ситуации с использованием игрушек-аналогов, т.е. таких игрушек, которые изображают домашних животных.  Существует огромное разнообразие игрушек-животных (резиновые, пластмассовые, заводные и т.д.) Игрушки-аналоги могут быть включены в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, образовательную деятельность, игру. Их можно взять на прогулку, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов.  Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе.  

Так же востребованы детьми игры с макетами. Они открывают множество возможностей для самостоятельной деятельности детей, развивают творчество. Были изготовлены макеты: «Ферма», «Домашние животные и птицы».

В подвижных играх дети воспроизводят знакомые им образы животных. Имитационно-подражательные движения развивают у дошкольников физические качества и двигательные способности, образное и творческое мышление, внимание и память, фантазию. Проводились  подвижные игры: «Курочка и цыплята», «Воробышки и кот», «Кот и мыши», «Лошадки», «Кошка» и др. Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

Осуществляя, работу по ознакомлению младших дошкольников с животным миром  важным условием её эффективности  является связь детского сада и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными: во многих домах держат собак, кошек, рыбок. Я советую родителям  не забывать давать положительную оценку любому проявлению детьми заботы, подавать собственный пример заботливого и бережного отношения к животным.

В марте была проведена итоговая диагностика. Для выявления полученных результатов использовались беседы с детьми, наблюдения, дидактические игры.

По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что у детей нашей группы значительно расширились представления о домашних животных, а значит  методы и приемы, используемые в системе, подобраны эффективно.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ»

В данной работе разработаны планирование и конспекты деятельности на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста. Эта работа может оказать методическую помощь воспитателям при организации на...

Технология использования игровых методов в формировании представлений основ пожарной безопасности у детей младшего дошкольного возраста

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания.За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые в той или иной степени проис...

Педагогическая поддержка формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. д.В дошкольной педаг...

«Формирование представлений о родном городе у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой Родине, представлений о...

Формирование представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста посредством использования интерактивных экскурсий.

Формирование представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста посредством использования интерактивных экскурсий....

Формирование представлений о диких животных у детей младшего дошкольного возраста

Вопросам экологического образования  дошкольников  посвящено множество работ. Проблема образования детей дошкольного возраста разработана в трудах И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного, ...