Содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах
консультация (средняя группа)
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie_v_raznyh_vozrastnyh_gruppah_detskogo_sada.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯМЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД РАМОНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Консультация для воспитателей
«Содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах»
Подготовила воспитатель
IКК Л.В. Чаквина
с. Ямное
2022г.
Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не может стать злым, недобрым человеком.
В.А. Сухомлинский
Труд дошкольника тесно связан с игрой. В игре отображаются элементы трудовой деятельности.
Каждый вид детского труда состоит из трудовых процессов, которые составляют его содержание. Например, в содержании труда по выращиванию растений входят: подготовка почвы, посев или посадка, поливка, рыхление, прополка, окучивание и сбор урожая. Труд по уборке помещений -вытирание пыли с мебели, мытье подоконников, дверей и стен, мытье столов и стульев, мытье игрушек и комнатных растений, уборка в ящиках, столах, а можно и мытье (протирание влажной тряпкой) пола.
Содержание труда усложняется по мере развития детей и расширения сферы их потребностей. Усложнение содержания трудовой деятельности осуществляется по трем направлениям:
1) включение в труд новых, более сложных трудовых процессов и действий (операций);
2) использование и дальнейшее усложнение ранее усвоенных трудовых навыков и умений;
3) постепенный перевод детей из зоны ближайшего развития, когда
они выполняют трудовые задания с помощью воспитателя, в зону актуального развития, когда трудятся самостоятельно. Такое содержание
обеспечивает преемственность в работе с детьми на смежных ступнях по
всем вида труда и способствует эффективному усвоению ими трудовых
навыков и умений, воспитанию желания трудиться [2.
В содержание трудовой деятельности детей младшей группы входит
самообслуживание, которое включает в себя: Умывание. При помощи
воспитателя в определенной последовательности дети моют и вытирают
руки и лицо. Знают свое полотенце.
Прием пищи. Самостоятельно едят, правильно пользуясь столовой ложкой, вилкой, при необходимости - салфеткой. После еды кладут ложку и вилку в тарелку, при помощи воспитателя ставят посуду на раздаточный стол. Прополаскивают рот.
Одевание и раздевание. Одеваются при помощи воспитателя, раздеваются самостоятельно в определенной последовательности, расстегивая пуговицы, развязывая шнурки. Складывают одежду и обувь на место.
Уход за игрушками. После игры ставят игрушку на место.
Содержание хозяйственно - бытового труда включает: Сервировка стола. Дети самостоятельно расставляют салфетницы, хлебницы, раскладывают ложки, вилки. Со второй половины года вводится дежурство по столовой.
Подготовка к занятиям. При помощи воспитателя раскладывают
карандаши, краски, кисточки, бумагу.
Уборка группы. Совместно с воспитателем протирают влажной тряпкой столы, стулья, подоконники. Вытирают пыль с кожистых листьев комнатных растений, моют игрушки.
Уборка участка. Совместно собирают мусор и листья на своем
участке. Совместно с воспитателем очищают дорожки от снега. Труд в
природе. Посев и посадка. Сажают крупные семена (бобы, фасоль, тыкву)
гнездовым способом - делают палочкой лунку, кладут туда семя и засыпают землей. Сажают таким же способом луковицы репчатого лука.
Поливка растений. Поливают комнатные растения, а также растения
огорода и цветника совместно с воспитателем.
Сбор урожая. Совместно с воспитателем собирают урожай бобов,
клубники, лука. Уход за животными. Совместно с воспитателем на
участке подкармливают птиц [1].
Содержание трудовой деятельности детей средней группы
Самообслуживание. Умывание. Самостоятельно моют руки и лицо;
засучивают рукава, намыливают руки, смывают мыло, вытирают досуха.
Прием пищи. В средней группе дети должны правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой, ножом, без напоминания - салфеткой. После еды складывают посуду и относят ее на раздаточный стол,
самостоятельно поласкают рот.
Одевание и раздевание. Дети самостоятельно раздеваются и одеваются в определенной последовательности, складывая одежду и обувь на место. Застегивают большие пуговицы, при помощи воспитателя зашнуровывают ботинки и завязывают шнурки.
Уход за игрушками. После игры приводят в порядок и ставят на место свои игрушки. В средней группе в самообслуживании добавляется уход за одеждой. Дети замечают и при помощи воспитателя устраняют неполадки в одежде (расстегнулась пуговица, развязался шнурок). Очищают обувь и одежду от снега.
Хозяйственно-бытовой труд. Сервировка стола. Дежурные расставляют хлебницы, тарелки, раскладывают ложки. Желающие при помощи воспитателя застилают столы скатертями, раскладывают вилки, ножи,
расставляют чашки с блюдцами, после еды убирают на место хлебницы
и салфетницы.
Подготовка к занятиям. Дежурные раскладывают бумагу, карандаши, кисточки, краски. При помощи воспитателя разносят подготовленные баночки с водой, клей, разведенную гуашь.
Уборка группы. Самостоятельно вытирают пыль с мебели в групповой комнате. В уголке природы моют горшки, поддонники, стенки аквариума, подоконники. Вытирают пыль с растений с крупными кожистыми листьями овальной, линейной и округлой формы. При помощи воспитателя стирают кукольное белье, моют игрушки, совместно с воспитателем подклеивают коробки, книжки.
Уборка участка. Очищают дорожки от мусора и снега метелкой или
лопатой. На веранде протирают столы, стеллажи, скамейки. Очищают от
грязи и песка игровой материал и складывают его на место.
Труд в природе. Посев. Сажают семена средней величины (горох,
редис, овес, свекла), раскладывая их в борозды. Расстояние между семенами и глубину посева определяют по мерке. Посадка. Самостоятельно сажают луковицы репчатого лука, определяя по мерке расстояние и глубину посадки. При помощи воспитателя сажают луковицы тюльпанов, нарциссов, принимают участие в посадке картофеля, раскладывая и засыпая клубни землей.
Поливка растений. Самостоятельно поливают растения в уголке природы и на участке, определяя необходимость поливки по состоянию почвы.
Рыхление. Рыхлят почву у комнатных растений по краям горшка и на огороде между рядами растений, пользуясь ручными рыхлителями.
Сбор урожая. Вместе с воспитателем собирают урожай с растений, требующих координации движений рук - одной удерживать, а другой срывать (горох, огурцы, помидоры, салат) [2].
В старшей группе осваиваются процессы ручного труда и конструирования (поделки из бумаги и природного материала), ухода за растениями и животными.
В старшей группе вводятся дежурства по уголку природы. Дежурят 2 человека, учат их оказывать помощь друг другу; соизмерять свои действия с действиями партнера. В старшей группе особое место занимает коллективный труд (уборка групповой комнаты или участка, оформление зала к празднику, сбор семян).
Трудовое обучение осуществляется на занятиях и в повседневной жизни, может быть индивидуальным и групповым. (Занятия можно проводить во второй половине дня, в часы, предназначенные для трудовой деятельности). Важна демонстрация трудового процесса поэтапно с фиксацией внимания на промежуточном результате и невозможности его использования.
Выкроили шапочку, но она не держится на голове – ее надо сшить; сшили, но она снова не держится на голове – пришьем завязочки – ее можно использовать. Результат должен быть значимым, его можно использовать в игре и т.д.
Речь необходимо включать в каждое трудовое действие. Наращивается словарный запас детей, совершенствуется умение строить предложение. Весь ход трудового процесса оречевляется.
Таким образом, трудовое воспитание оказывает влияние на развитие всех психических процессов, на речевые функции и на становление личности ребенка дошкольного возраста.
Литература
1. Русскова Л.В. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: (Из
опыта работы) / Л.В. Русскова; под ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение,
1984. - 95 с.
2. Таллер Л.А. Труд начинается с примера / Л.А. Таллер. - Минск: Народная
асвета, 1982. – 78 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах
Трудовое воспитание воспитательно-образовательной работы во второй младшей группеСодержание деятельностиУчебные задачиВоспитательные задачиСамообслуживаниеОдевание и раздевание Учить выворачивать...
Специфика содержания изобразительной деятельности в разных возрастных группах детского сада.
Содержание Введение. 21.Специфика содержания изобразительной деятельности в разных возрастных группах детского сада. 4Заключение. 10Список литературы.. 12...
Особенности содержания работы по развитию театрально-игровой деятельности дошкольников разных возрастных групп.
Театрализованные игры...
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
Общая характеристика. К основным движениям относятся ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание Эти движения и в настоящее время имеют важное значение для человека: одни из них (хо...
Методические рекомендации к организации и содержанию книжного уголка в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения
Методические рекомендации для воспитателей по организации книжного уголка в разных возрастных группах....
Памятка по содержанию уголка природы в разных возрастных группах
Подбор комнатных растений с учётом возрастных особенностей детей....
«Содержание физкультурных уголков в разных возрастных группах»
Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях, необходимо иметь физкультурное оборудование, которое должно быть и в групповой комнате, в специально отведенном месте &laqu...