Содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах
консультация (средняя группа)

Чаквина Любовь Викторовна

Консультация для воспитателей

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯМЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД РАМОНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Консультация для воспитателей

«Содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах»

                                                                               

 Подготовила воспитатель

                                                                     IКК Л.В. Чаквина

с. Ямное

2022г.

     Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не может стать злым, недобрым человеком.

В.А. Сухомлинский

     Труд дошкольника тесно связан с игрой. В игре отображаются элементы трудовой деятельности.

     Каждый вид детского труда состоит из трудовых процессов, которые составляют его содержание. Например, в содержании труда по выращиванию растений входят: подготовка почвы, посев или посадка, поливка, рыхление, прополка, окучивание и сбор урожая. Труд по уборке помещений -вытирание пыли с мебели, мытье подоконников, дверей и стен, мытье столов и стульев, мытье игрушек и комнатных растений, уборка в ящиках, столах, а можно и мытье (протирание влажной тряпкой) пола.

     Содержание труда усложняется по мере развития детей и расширения сферы их потребностей. Усложнение содержания трудовой деятельности осуществляется по трем направлениям:

   1) включение в труд новых, более сложных трудовых процессов и действий (операций);

   2) использование и дальнейшее усложнение ранее усвоенных трудовых навыков и умений;

   3) постепенный перевод детей из зоны ближайшего развития, когда

они выполняют трудовые задания с помощью воспитателя, в зону актуального развития, когда трудятся самостоятельно. Такое содержание

обеспечивает преемственность в работе с детьми на смежных ступнях по

всем вида труда и способствует эффективному усвоению ими трудовых

навыков и умений, воспитанию желания трудиться [2.

     В содержание трудовой деятельности детей младшей группы входит

самообслуживание, которое включает в себя: Умывание. При помощи

воспитателя в определенной последовательности дети моют и вытирают

руки и лицо. Знают свое полотенце.

     Прием пищи. Самостоятельно едят, правильно пользуясь столовой ложкой, вилкой, при необходимости - салфеткой. После еды кладут ложку и вилку в тарелку, при помощи воспитателя ставят посуду на раздаточный стол. Прополаскивают рот.

     Одевание и раздевание. Одеваются при помощи воспитателя, раздеваются самостоятельно в определенной последовательности, расстегивая пуговицы, развязывая шнурки. Складывают одежду и обувь на место.

     Уход за игрушками. После игры ставят игрушку на место.

     Содержание хозяйственно - бытового труда включает: Сервировка стола. Дети самостоятельно расставляют салфетницы, хлебницы, раскладывают ложки, вилки. Со второй половины года вводится дежурство по столовой.

     Подготовка к занятиям. При помощи воспитателя раскладывают

карандаши, краски, кисточки, бумагу.

     Уборка группы. Совместно с воспитателем протирают влажной тряпкой столы, стулья, подоконники. Вытирают пыль с кожистых листьев комнатных растений, моют игрушки.

     Уборка участка. Совместно собирают мусор и листья на своем

участке. Совместно с воспитателем очищают дорожки от снега. Труд в

природе. Посев и посадка. Сажают крупные семена (бобы, фасоль, тыкву)

гнездовым способом - делают палочкой лунку, кладут туда семя и засыпают землей. Сажают таким же способом луковицы репчатого лука.

     Поливка растений. Поливают комнатные растения, а также растения

огорода и цветника совместно с воспитателем.

     Сбор урожая. Совместно с воспитателем собирают урожай бобов,

клубники, лука. Уход за животными. Совместно с воспитателем на

участке подкармливают птиц [1].

     Содержание трудовой деятельности детей средней группы

     Самообслуживание. Умывание. Самостоятельно моют руки и лицо;

засучивают рукава, намыливают руки, смывают мыло, вытирают досуха.

     Прием пищи. В средней группе дети должны правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой, ножом, без напоминания - салфеткой. После еды складывают посуду и относят ее на раздаточный стол,

самостоятельно поласкают рот.

     Одевание и раздевание. Дети самостоятельно раздеваются и одеваются в определенной последовательности, складывая одежду и обувь на место. Застегивают большие пуговицы, при помощи воспитателя зашнуровывают ботинки и завязывают шнурки.

     Уход за игрушками. После игры приводят в порядок и ставят на место свои игрушки. В средней группе в самообслуживании добавляется уход за одеждой. Дети замечают и при помощи воспитателя устраняют неполадки в одежде (расстегнулась пуговица, развязался шнурок). Очищают обувь и одежду от снега.

     Хозяйственно-бытовой труд. Сервировка стола. Дежурные расставляют хлебницы, тарелки, раскладывают ложки. Желающие при помощи воспитателя застилают столы скатертями, раскладывают вилки, ножи,

расставляют чашки с блюдцами, после еды убирают на место хлебницы

и салфетницы.

     Подготовка к занятиям. Дежурные раскладывают бумагу, карандаши, кисточки, краски. При помощи воспитателя разносят подготовленные баночки с водой, клей, разведенную гуашь.

      Уборка группы. Самостоятельно вытирают пыль с мебели в групповой комнате. В уголке природы моют горшки, поддонники, стенки аквариума, подоконники. Вытирают пыль с растений с крупными кожистыми листьями овальной, линейной и округлой формы. При помощи воспитателя стирают кукольное белье, моют игрушки, совместно с воспитателем подклеивают коробки, книжки.

     Уборка участка. Очищают дорожки от мусора и снега метелкой или

лопатой. На веранде протирают столы, стеллажи, скамейки. Очищают от

грязи и песка игровой материал и складывают его на место.

     Труд в природе. Посев. Сажают семена средней величины (горох,

редис, овес, свекла), раскладывая их в борозды. Расстояние между семенами и глубину посева определяют по мерке. Посадка. Самостоятельно сажают луковицы репчатого лука, определяя по мерке расстояние и глубину посадки. При помощи воспитателя сажают луковицы тюльпанов, нарциссов, принимают участие в посадке картофеля, раскладывая и засыпая клубни землей.

      Поливка растений. Самостоятельно поливают растения в уголке природы и на участке, определяя необходимость поливки по состоянию почвы.

     Рыхление. Рыхлят почву у комнатных растений по краям горшка и на огороде между рядами растений, пользуясь ручными рыхлителями.

     Сбор урожая. Вместе с воспитателем собирают урожай с растений, требующих координации движений рук - одной удерживать, а другой срывать (горох, огурцы, помидоры, салат) [2].

В старшей группе осваиваются процессы ручного труда и конструирования (поделки из бумаги и природного материала), ухода за растениями и животными.

В старшей группе вводятся дежурства по уголку природы. Дежурят 2 человека, учат их оказывать помощь друг другу; соизмерять свои действия с действиями партнера. В старшей группе особое место занимает коллективный труд (уборка групповой комнаты или участка, оформление зала к празднику, сбор семян).

     Трудовое обучение осуществляется на занятиях и в повседневной жизни, может быть индивидуальным и групповым. (Занятия можно проводить во второй половине дня, в часы, предназначенные для трудовой деятельности). Важна демонстрация трудового процесса поэтапно с фиксацией внимания на промежуточном результате и невозможности его использования.

Выкроили шапочку, но она не держится на голове – ее надо сшить; сшили, но она снова не держится на голове – пришьем завязочки – ее можно использовать. Результат должен быть значимым, его можно использовать в игре и т.д.https://studfile.net/html/2706/741/html_abhJuVeuPH.Di6R/htmlconvd-UrMrtb_html_824bc07d4fc1d125.gifhttps://studfile.net/html/2706/741/html_abhJuVeuPH.Di6R/htmlconvd-UrMrtb_html_c7b5efef44ab9cc4.gif

     Речь необходимо включать в каждое трудовое действие. Наращивается словарный запас детей, совершенствуется умение строить предложение. Весь ход трудового процесса оречевляется.

Таким образом, трудовое воспитание оказывает влияние на развитие всех психических процессов, на речевые функции и на становление личности ребенка дошкольного возраста.

Литература

1. Русскова Л.В. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: (Из

опыта работы) / Л.В. Русскова; под ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение,

1984. - 95 с.

2. Таллер Л.А. Труд начинается с примера / Л.А. Таллер. - Минск: Народная

асвета, 1982. – 78 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах

Трудовое воспитание воспитательно-образовательной работы во второй младшей группеСодержание деятельностиУчебные задачиВоспитательные задачиСамообслуживаниеОдевание и раздевание Учить выворачивать...

Специфика содержания изобразительной деятельности в разных возрастных группах детского сада.

Содержание Введение. 21.Специфика содержания изобразительной деятельности в разных возрастных группах детского сада. 4Заключение. 10Список литературы.. 12...

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Общая характеристика. К основным движениям относятся ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание Эти движения и в настоящее время имеют важное значение для человека: одни из них (хо...

Методические рекомендации к организации и содержанию книжного уголка в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения

Методические рекомендации для воспитателей по организации книжного уголка в разных возрастных группах....

Памятка по содержанию уголка природы в разных возрастных группах

Подбор комнатных растений с учётом возрастных особенностей детей....

«Содержание физкультурных уголков в разных возрастных группах»

Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях, необходимо иметь физкультурное оборудование, которое должно быть и в групповой комнате, в специально отведенном месте &laqu...