Задачи музыкального воспитания в ДОУ
статья (подготовительная группа)

Kalinina519

Краткое описание работы: Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, формирует вкусы и воспитывает чувства человека.

Значение и задачи музыкального воспитания детей в детском саду

       Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать не только на взрослого, но и на ребенка на самых ранних этапах его развития. Доказано, что даже музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка и очень важна для внутриутробного развития младенца.

     Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, формирует вкусы и воспитывает чувства человека. Многочисленные исследования подтверждают, что отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, то есть развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры, с трудом восполнимо в дальнейшем. У детей в возрасте после двух-двух с половиной лет появляется чувство восприятия музыки. Ребенок может внимательно слушать музыку, подпевать и именно с этого возраста нужно давать ребенку слушать хорошую музыку.

      Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Как для овладения речью необходима речевая среда, так и для приобщения к музыке ребенок должен научиться воспринимать музыкальные произведения разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. И от того, какую звуковую информацию он впитает в себя с раннего детства, будет зависеть его дальнейшее общее развитие, эстетическое и эмоциональное восприятие, мышление, интересы и вкусы. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить представления детей о чувствах человека в реальной жизни, так как у них еще слишком мал опыт в этой области.

     Музыкальное воспитание дошкольников способствует постижению ценного культурного опыта поколений, познанию эталонов красоты.

       Помимо сведений о музыке, что несет познавательный опыт, беседы о ней включают характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. А умение представить и воспроизвести высоту звука и мелодии предполагает умственные операции: сравнение, анализ, запоминание, сопоставление, что влияет на музыкальное, а равно и на общее развитие ребенка. Эмоциональная отзывчивость на музыку тесно связана и с эмоциональной отзывчивостью в жизни, с воспитанием таких качеств как доброта, умение сопереживать.

      Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Музыкальные произведения отражают переживания человека, исторические вехи человеческого общества. Печальные звуки помогают выразить горе людей (войны, беды, болезни и потери близких); торжественные и радостные мелодии отражают счастливые моменты жизни человека (победа над врагом, встреча после долгой разлуки, рождение человека и др.). То есть музыка объединяет людей в горе, становится средством общения, сопереживания между ними. Ребенок, с ранних лет слушающий музыку, учится чувствовать настроение мелодии, передающей душевное состояние человека, передавать эмоциональное отношение к услышанному, рождает импровизации и ассоциации. Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. У человека есть врожденные задатки, предрасположенности, особенности, но сами музыкальные способности всегда являются результатом развития. Способности зависят от врожденных задатков, но получают развитие в процессе воспитания и обучения. В программе музыкального воспитания постепенно и последовательно проходит процесс формирования музыкальных интересов ребенка, его способностей, осуществляется преемственность музыкального развития ребенка на разных возрастных этапах с целью планомерной подготовки его к школе.

      Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

·        Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

·        Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными    произведениями и используемыми средствами выразительности.

·        Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности,

     формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки   в     области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

·        Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

·        Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

·        Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

        Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi.docx18.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Задачи музыкального воспитания в ДОУ

Краткое описание работы: Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, формирует вкусы и воспитывает чувства человека.

Значение и задачи музыкального воспитания детей в детском саду

       Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать не только на взрослого, но и на ребенка на самых ранних этапах его развития. Доказано, что даже музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка и очень важна для внутриутробного развития младенца.

     Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, формирует вкусы и воспитывает чувства человека. Многочисленные исследования подтверждают, что отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, то есть развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры, с трудом восполнимо в дальнейшем. У детей в возрасте после двух-двух с половиной лет появляется чувство восприятия музыки. Ребенок может внимательно слушать музыку, подпевать и именно с этого возраста нужно давать ребенку слушать хорошую музыку.

      Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Как для овладения речью необходима речевая среда, так и для приобщения к музыке ребенок должен научиться воспринимать музыкальные произведения разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. И от того, какую звуковую информацию он впитает в себя с раннего детства, будет зависеть его дальнейшее общее развитие, эстетическое и эмоциональное восприятие, мышление, интересы и вкусы. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить представления детей о чувствах человека в реальной жизни, так как у них еще слишком мал опыт в этой области.

     Музыкальное воспитание дошкольников способствует постижению ценного культурного опыта поколений, познанию эталонов красоты.

       Помимо сведений о музыке, что несет познавательный опыт, беседы о ней включают характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. А умение представить и воспроизвести высоту звука и мелодии предполагает умственные операции: сравнение, анализ, запоминание, сопоставление, что влияет на музыкальное, а равно и на общее развитие ребенка. Эмоциональная отзывчивость на музыку тесно связана и с эмоциональной отзывчивостью в жизни, с воспитанием таких качеств как доброта, умение сопереживать.

      Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Музыкальные произведения отражают переживания человека, исторические вехи человеческого общества. Печальные звуки помогают выразить горе людей (войны, беды, болезни и потери близких); торжественные и радостные мелодии отражают счастливые моменты жизни человека (победа над врагом, встреча после долгой разлуки, рождение человека и др.). То есть музыка объединяет людей в горе, становится средством общения, сопереживания между ними. Ребенок, с ранних лет слушающий музыку, учится чувствовать настроение мелодии, передающей душевное состояние человека, передавать эмоциональное отношение к услышанному, рождает импровизации и ассоциации. Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. У человека есть врожденные задатки, предрасположенности, особенности, но сами музыкальные способности всегда являются результатом развития. Способности зависят от врожденных задатков, но получают развитие в процессе воспитания и обучения. В программе музыкального воспитания постепенно и последовательно проходит процесс формирования музыкальных интересов ребенка, его способностей, осуществляется преемственность музыкального развития ребенка на разных возрастных этапах с целью планомерной подготовки его к школе.

      Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

·        Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

·        Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными    произведениями и используемыми средствами выразительности.

·        Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности,

     формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки   в     области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

·        Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

·        Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

·        Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

        Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

      Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др. Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М. Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

        В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка. Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения. Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.

          Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

         Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток, отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма, направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал.

        Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально. Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип “от простого, к сложному”. Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл проблемных семинаров. "Новая философия взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ в процессе решения задач музыкального воспитания и развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Основная цель  разработки данного цикла проблемных семенаров - осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошко...

"Взаимодействие музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников"

     В методическом пособии автор обращается к специфике профессии музыкального руководителя, раскрывает  роль музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном образова...

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.В презентации ниже удалены некоторые слайды с...

«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания».

Цель: создание условий для успешного музыкального развития воспитанников ДО. Задачи:- повысить профессиональную компетенцию педагогов по вопросу музыкального развития детей дошкольного возраста;-...

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Лишь благодаря взаимодействию педагогов, мы достигнем, во-первых, положительных результатов в музыкальном воспитании и развитии детей, во-вторых, найдём понимание между педагогами...