Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.
методическая разработка
Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.
В презентации ниже удалены некоторые слайды с фотографиями, так как превышался допустимый объем.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Шулейкина Юлия Вадимовна БМАДОУ
«Детский сад №22»
музыкальный руководитель, I кв.к.
Слайд №1
На смену, уходящей в прошлое, основной цели ДОУ транслировать знания воспитанникам, пришла новая функция образования - создание единого образовательного пространства, в котором воспитатель, музыкальный руководитель и другие специалисты - это субъекты профессионального взаимодействия, а воспитанник - субъект, способный к саморазвитию.
Каждый из специалистов решает свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна - развитие личности ребенка, социализация его в обществе. Достигнуть её можно только согласовывая свои действия посредством педагогической интеграции.
Проблема, касающаяся особенностей взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя не нова.
Слайд №2
В настоящее время, когда одним из требований ФГОС ДО является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных личностных качеств детей, вопросы сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро. В связи с этим необходимо строить систему работы по взаимодействию педагогов ДОУ.
Эффективность работы по музыкальному развитию детей мы определили строгой продуманной системой, суть которой заключается в тесном взаимодействии всех педагогов детского сада, всего образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей. А именно: создание творческого союза педагогов, объединённых общими целями, разработку интегрированного комплексно-тематического плана работы, основу которого составляет художественно-эстетический приоритет в работе нашего учреждения, работа с праздничным календарём, плюс события и традиции группы, ДОУ, организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребёнка.
Слайд №3
Создание единого пространства для музыкального развития и воспитания ребенка невозможно, если усилия музыкального руководителя, воспитателей и узких специалистов будут осуществляться независимо друг от друга, и стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Личность и способности ребёнка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. И наша задача сделать всё, чтобы это желание было.
При построении системы взаимодействия в нашем детском саду совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с детьми не обособленно, а углубляя, и дополняя друг друга.
Слайд №4
Руководит всей работой заведующая ДОУ, а направляет старший воспитатель, задачи которого:
- Образовательные - создание системы управления работой специалистов, создание личностно-ориентированного подхода в повышении квалификации педагогов.
- Диагностические – организация мониторинга результативности процессов обучения и воспитания, позволяющего определить качество образовательных услуг.
- Информационные – оказание методической поддержки в создании, освоении, внедрении и распространении инноваций в педагогическом коллективе.
Слайд №5
В основе нашего слаженного взаимодействия лежат следующие принципы:
- Принцип комплексного подхода к организации педагогического процесса.
- Принцип системности - обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития
- Принцип сотрудничества между музыкальным руководителем, другими специалистами, воспитателями и детьми.
- Принцип учёта интересов всех участников педагогического процесса.
Основными задачами нашей совместной деятельности являются:
- создание команды единомышленников, куда вошли музыкальные руководители, учителя-логопеды, психолог, воспитатели, инструктор по физической культуре;
- повышение профессионального уровня всех специалистов;
- организация развивающей среды, стимулирующей личностное развитие ребенка.
Слайд №6
Все педагоги групп работают под руководством музыкального руководителя, который является организатором и координатором всей работы по музыкальному развитию и воспитанию дошкольников, составляет с коллегами блочный, интегрированный календарно-тематический план, работа с праздничным календарём и календарем образовательных событий приуроченным праздникам РФ, памятным датам и событиям в российской истории и культуры, плюс события и традиции группы, учреждения.
Слайд №7
Учителя-логопеды систематически информирует всех участников системы взаимодействия о продвижении детей в речевом развитии.
Слайд №8
Регулярно проводят индивидуальные и тематические консультации, открытые занятия, осуществляют подбор и распространение специальной педагогической литературы, проводят лекции и беседы на педагогических советах, разрабатывают индивидуальные программы для развития воспитанников, дают рекомендации, проводят занятия на закрепление речевого материала к праздникам, развлечениям и фестивалям, разучивают с детьми упражнения по развитию внимания, понятий, логического мышления.
Слайд №9
Воспитатели групп осуществляют контроль за соблюдением единого музыкального режима на занятиях. Закрепляют у детей приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя общие цели музыкального развития, содержание музыкальных занятий в повседневную жизнь детей, а также в режимные моменты.
Слайд №10
На своих занятиях, я как музыкальный руководитель, организую и провожу непосредственно саму деятельность с детьми по музыкальному воспитанию и развитию, основы, которой заложены в методике музыкального воспитания в ДОУ. Совместно с воспитателями создаем предметно-развивающую среду, которая имеет основополагающее значение в педагогическом процессе ДОУ. Правильное нахождение места музыки в разных видах деятельности создает необходимое настроение, атмосферу, воспитывает нравственно-эстетическое отношение к окружающему, развивает мысль, творческую инициативу, вносит значительный вклад в формирование личности ребенка.
Слайд №11
Остановлюсь на одном из видов взаимодействия. Логоритмические занятия - это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала.
Слайд №12
Музыкальный руководитель подбирает музыку, музыкальные дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий.
Логопед задает лексическую тему, составляет конспект занятия, проводит занятие.
Воспитатель проводит подготовительную работу по заданию логопеда, разучивает с детьми пальчиковые игры, стихи и движения.
Инструктор по физкультуре разучивает подвижные игры.
Итог этой работы очень приятно видеть на музыкальных праздниках и городских фестивалях.
Слайд №13
Также я хочу остановить своё внимание на музыкально - ритмических движениях – один из видов музыкальной деятельности, в котором в полной мере раскрываются характер и содержание музыки, её идеи и образы. Оно приносит ребенку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности.
Воспитанники с огромным удовольствием осваивают движения под музыку, проявляет себя в воплощении художественных образов с помощью выразительных движений, и обходятся без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере соответствует двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов «при посредстве собственного тела».
Слайд №14
Из этого следует, что целью тесного сотрудничества музыкального руководителя с инструктором по физической культуре является: всестороннее и гармоничное развитие ребенка, формирование средствами музыки и музыкально-ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Слайд №15
Инструктор по физической культуре решает задачи по физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья, но особое внимание обращает на развитие общей моторики, работает над чёткостью выполнения движений, темпом, активностью, координацией движений, закрепляет речевые упражнения в подвижных играх и упражнениях.
Слайд №16
Таким образом, взаимодействие музыкального руководителя с физинструктором способствует сохранению и укреплению здоровья детей, позволяет не только раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка, но и помогает совершенствовать коррекционно-развивающий процесс.
Слайд №17
Основные функции психолога в дошкольном образовательном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с персоналом детского сада.
Слайд №18
Педагог-психолог совместно с другими участниками нашей системы взаимодействия:
- Помогает воспитанникам овладевать необходимыми навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях;
- Совместно обследуют детей с целью выявления уровня их общего развития, а также особенностей развития познавательной деятельности и эмоциональной сферы;
- Организует работу психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) по итогам этих диагностик.
Слайд №19
Вывод:
Лучшим способом организации работы по музыкальному развитию и воспитанию дошкольников является сотрудничество специалистов детского сада: логопеда, музыкального руководителя, воспитателей, инструктора по физическому воспитанию, психолога.
У каждого свой вид деятельности, но цель у всех общая – художественно-эстетическое развитие и воспитание ребенка.
Слайд №20
В нашем детском саду уже есть опыт взаимодействия в работе специалистов и воспитателей. Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов детского сада в работе с детьми. Все мы работаем в тесном контакте друг с другом и стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Благодаря такому сотрудничеству наши воспитанники более успешно выступают на различных мероприятиях, получают достойные и заслуженные детские награды. Благодаря такой работе, каждый ребенок успешен в познании музыкальных азов, каждый ребенок находит себя в каком-либо виде музыкальной деятельности, без особых трудностей.
Успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников позволяет добиться цели и задач, поставленных программой в образовательной области «Художественно - эстетического развития», сформировать предусмотренные программой умения и навыки и в полной мере развить соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребёнка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Личность и способности ребёнка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
Структура взаимодействия музыкального руководителя и старшего воспитателя ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ дидактическое и методическое оснащение музыкального воспитания оснащение, пополнение, поддержание порядка, обеспечение соответствия санитарным и др. нормам рекомендации по подбору материала, оснащения, эстетике, возрастной адекватности и т.д., контроль развивающая среда утренняя гимнастика аккомпанирует, подбирает музыку консультирование, планирование, контроль танцевальная зарядка разрабатывает, проводит коррекционная работа с детьми во время совместной музыкальной деятельности следит за правильным звукопроизношением, развивает фонематический слух, слуховое внимание непосредственно организованная музыкальная деятельность детей планирует, организует, проводит логоритмика аккомпанирует хороводные, музыкальные игры разучивает, проводит праздники, досуги, развлечения осуществляет подготовку, проводит рекомендации для родителей по развитию детей подбирает необходимый материал, оформляет подбирает необходимый материал информация для родителей о развитии детей предоставляют информацию родителям взаимодействие с профессиональными театрами планирует, организует контроль диагностика осуществляет диагностику разрабатывает, контролируете адекватность, условия проведения, систематизирует, знакомит с результатами, дает рекомендации
Структура взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ логоритмика аккомпанирует планирует, разрабатывает, проводит непосредственно организованная музыкальная деятельность планирует, организует, проводит курирует речевую и развивающую работу с детьми- логопатами коррекционная работа во время совместной музыкальной деятельности следит за правильным звукопроизношением, развивает фонематический слух, слуховое внимание подбирает распевки , в зависимости от речевого профиля детей непосредственно организованная деятельность по подготовке детей к обучению грамоте рекомендации по подбору музыкального сопровождения релаксационных пауз планирует, организует, проводит праздники, досуги, развлечения планирует, разрабатывает, разучивает музыкальный репертуар, проводит совместно с воспитателями группы, анализирует результат курирует речевую подготовку детей-логопатов
Структура взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей возрастной группы ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ оснащение музыкального уголка оснащение физкультурного уголка, организация детской деятельности рекомендации по подбору оборудования, оснащение, контроль утренняя гимнастика следит за качеством выполнения движений, оказывает детям индивидуальную помощь обеспечивает музыкальное сопровождение танцевальная зарядка разрабатывает, проводит разработка танцевальных композиций, подбор музыки, музыкальное сопровождение, рекомендации по подбору движений, их выполнению, разучивание, контроль непосредственно организованная музыкальная деятельность участвует в организации детей, следит за качеством выполнения, внешними признаками утомления, оказывает детям индивидуальную помощь, помогает готовить и убирать оборудование, выступает в роли персонажа, выполняет показ танцевальных движений планирует, организует, проводит слушание музыки организует, использует в совместной деятельности планирует, дает рекомендации, обеспечивает музыкальным материалом хороводные игры разучивает, проводит использует в совместной деятельности музыкальные игры использует в совместной деятельности планирует, разучивает, проводит самостоятельная музыкальная деятельность детей в группе и на прогулке организует обеспечение и деятельность рекомендации, оснащение, контроль праздники, досуги, развлечения участвуют в разработке, подготовке атрибутов, оформлении зала, активно участвуют в разучивании музыкального репертуара, выступают в роли ведущих и персонажей, анализируют результат планирует, разрабатывает, разучивает музыкальный репертуар, проводит совместно с воспитателями группы, анализирует результат рекомендации для родителей по музыкальному развитию детей оформляет разрабатывает, оформляет, выступает на собрании, проводит консультации информация для родителей о развитии детей предоставляют информацию родителям диагностика организовывает детей, оказывает помощь в проведении проводит диагностику, знакомит с результатами, дает рекомендации
На совместных логоритмических занятиях отрабатываются: координация движений во взаимосвязи с речью; развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения; уточнение артикуляции при произношении изучаемого звука; развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; расширение лексического запаса; развитие слухового внимания и зрительной памяти; совершенствование общей и мелкой моторики.
Структура взаимодействия музыкального руководителя и инструктора по физической культуре ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ оснащение актового зала оснащение физкультурной работы оснащение музыкальной работы утренняя гимнастика аккомпанирует, подбирает музыку планирует, проводит танцевальная зарядка разрабатывает, проводит рекомендации по подбору движений, их выполнению непосредственно организованная физкультурная деятельность обеспечивает при необходимости музыкальное сопровождение планирует, организует, проводит спортивные праздники, досуги, развлечения обеспечивает при необходимости музыкальное сопровождение планирует, организует, проводит
Структура взаимодействия музыкального руководителя и педагога-психолога ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ непосредственно организованная музыкальная деятельность планирует, организует, проводит консультирует и дает рекомендации по эмоциональному развитию детей информация для родителей о развитии детей предоставляют информацию родителям рекомендации для родителей по коррекции и развитию детей подбирают необходимый материал, оформляют консультации, семинары, педчасы просвещает, консультируется, делится опытом просвещает, консультирует, дает рекомендации индивидуальное консультирование консультируется по различным психолого-педагогическим вопросам, консультирует
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные парциальные программы музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.Презентация.
В настоящее время любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому в каждом ДОУ может использоваться ряд программ....
Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста
Современное общество столкнулось с проблемами нарушения речи и мелкой моторики. Современные дети не завязывают шнурки, не застёгивают пуговицы, избавлены от ежедневных, элементарных тренировок своих п...
Консультация для воспитателей "Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста"
Возрастные особенности развития музыкально-ритмических и двигательных навыков в дошкольном возрасте....
Музыкальное искусство и художественная деятельность - основа музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста
Как входит ребёнок дошкольного возраста в мир музыки?Какая музыка доступнее ребёнку программная или не программная?Что такое интонация в музыке?Почему и взрослые, и дети так охотно слушают популярные ...
Отчёт о реализации плана по самообразованию музыкального руководителя за 2018-2019 учебный год по теме: «Развитие музыкально – ритмических движений у детей дошкольного возраста».
Отчёт о реализации плана по самообразованию музыкального руководителя за 2018-2019 учебный год по теме: «Развитие музыкально – ритмических движений у детей дошкольного возраста...
Значение активного участия воспитателя (педагога) в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста
Воспитатель любой вовзрастной группы должен обязательно принимать активное участие в организации, проведении музыкального занятия. Его роль сложно переоценить: показать, пропеть, помочь, исправить - в...
Консультация для воспитателей "Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста"
Актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном воспитании дошкольников вызвана тем, что они играют очень важную роль в общем развитии ребёнка....