Рекомендации по планированию игровых занятий с детьми.
картотека
Подборка игр для детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsiipedagogam_po_planirovaniyu_igrovyh_zanyatiy.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по планированию
игровых занятий с детьми.
Приступая к планированию, сформулируйте свои цели: каких результатов вы планируете достигнуть в определенный отрезок времени. Следующий шаг состоит в подборе игр, заданий и упражнений, соответствующих вашим целям.
При этом необходимо также учитывать:
- взаимосвязь и последовательность выбранного материала (связаны ли занятия друг с другом и являются ли последовательным продолжением предыдущих);
- постепенное усложнение (начинать всегда лучше с более легких упражнений);
- разнообразие, чередование различных видов активности (необходимо чередовать речевую активность с двигательной, спокойные игры с подвижными, а также активность взрослого с детской активностью);
- занятия для маленьких и больших групп. Педагог должен решить, когда использовать малые (от 6 до 8 человек), а когда – большие группы. Существует много способов разделить группу на подгруппы: их можно планировать заранее, можно использовать процедуру случайного отбора – вытаскивание из шляпы бумажек с фруктами, или можно разрешить детям формировать группы по своему усмотрению. В последнем варианте позаботьтесь о том, чтобы избежать возникновения замкнутых группировок. Выбирайте тот метод, который считаете оптимальным для конкретной группы;
- временные рамки (определите, в какое время вы будете заниматься с детьми, продолжительность этих занятий).
План обязательно должен быть гибким. Подобная гибкость представляет собой уникальную возможность для участников взаимодействия и исключает стандартность и соответствие обязательным правилам. Когда дети имеют возможность высказать свое мнение, возрастает их заинтересованность и формируется атмосфера доверия. Изменения в план могут вноситься как в начале, так и в процессе групповой работы.
Основные принципы проведения игровых занятий:
- Принцип свободного участия.
Если упражнение веселое и интересное, повышает уровень самоутверждения, то каждый захочет участвовать. Если кто-то из детей не захочет принимать участие, постарайтесь найти для него игру, в которую он смог бы спокойно играть в другой части комнаты. Разрешите детям спокойно выходить из игры и спокойно в нее возвращаться.
- Принцип взаимного уважения.
Это своего рода кодекс правил взаимодействия. Вы можете в беседе с детьми расширить это понятие, например:
- каждый имеет право высказать свои мысли и предложения;
- каждый имеет право быть выслушанным;
- каждый имеет право выбора;
- спорные моменты решаются путем жеребьевки, голосования.
- Принцип осознанности.
Перед началом занятия взрослый (педагог) объясняет детям его цель и структуру, чтобы достичь понимания и согласия. Если кто-то не понимает планируемых игр и упражнений, следует объяснить их.
- Принцип рефлексии.
Для оценки эффективности, а также для закрепления результата очень важно получение обратной связи от детей. В конце игрового занятия ведущий совместно с детьми подводит итоги: что больше всего понравилось, что меньше всего понравилось, какой опыт приобрели.
Варианты. Можно придумать свой способ оценки каждой игры, например: поднятый вверх большой палец означает, что игра в целом понравилась, поднятые вверх большие пальцы на обеих руках говорят о том, что игра очень понравилась, и, наконец, аплодисменты свидетельствуют о восторге. Отрицательные впечатления дети могут выразить топотом ног.
Такие оценки полезны для планирования занятий, поскольку они позволяют учитывать потребности участников более непосредственно. Чтобы оценить работу группы и свою собственную, убедитесь, что вы выбираете спокойные игры, вызывающие положительные эмоции.
После подведения итогов выполните финальное упражнение, которое должно всегда быть одним и тем же. Например, можно образовать круг и, взявшись за руки, постоять немного с закрытыми глазами, подумать о чем-нибудь приятном, а затем, когда взрослый немного пожмет руку своему соседу, тот откроет глаза и пожмет руку стоящему рядом ребенку. Движение передается до тех пор, пока все дети не откроют глаза. Можно спеть всем вместе песню, которая нравится детям. А можно коллективно выполнить какие-либо движения. Все зависит от вашей фантазии, главное, чтобы этот ритуал стабилизировал и вызывал приятные эмоциональные реакции.
Давайте познакомимся!
В начале учебного года, когда большинство детей впервые приходят в детский сад, они попадают в группу совершенно незнакомых людей. Задача педагога – помочь ребятам познакомиться и наладить контакт друг с другом. Совместные игры способствуют сближению детей, объединяют их интересной деятельностью и отлично поднимают настроение. Игра помогает педагогу завоевать доверие и расположение детей. При выборе игр необходимо учитывать психофизиологические особенности различных возрастных групп детей.
Игры – разминки
Эти игры можно использовать как в начале (для создания определенного настроения), так и в середине занятий, в том числе учебных (для профилактики утомления, как смену деятельности). Они создают положительные эмоции и способствуют формированию группы. Достаточно поиграть в них 5 минут, чтобы не утомлять детей и сохранить энергию для игры, решающей какие – либо определенные задачи. (Например: «Общий круг», «Зеркало», «Повтори звук», «Передай движение», «Передай настроение» и др.)
Игры и упражнения, напрвленные на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций
- «Ласковое имя» (с 5 лет).
Цели: данное упражнение позволяет детям запомнить имена друг друга и установить контакт.
Инструкция. «Вспомните, как вас зовут ласково дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запоминать, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя».
- «Потерялся ребенок» (с 4 лет).
Цели: развивает слуховое внимание, способствует распознаванию по голосу.
Инструкция: «Давайте представим себе, что мы с вами в лесу. Что мы там делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды. Но один из вас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко и ласково по очереди зовем его, например: «Ау, Сашенька!». «Потерявшийся» ребенок стоит спиной к группе и угадывает, кто же его позвал».
Дружная команда
После того как дети познакомились друг с другом, учим их договариваться и сотрудничать.
- «Бутылочка» (с 4 лет).
Цели: создание положительного эмоционального фона, развитие воображения.
Материал: бутылка или волчок.
Ход игры: дети садятся в кружок. Ведущий берет бутылку и, прежде чем раскрутить ее, предлагает задание, например: проскакать на одной ножке, спеть песенку, похлопать в ладоши, что-нибудь сосчитать или перенести. Ребенок, на которого укажет горлышко бутылки, должен выполнить задание, а потом придумать новое.
- «Путаница» (с 6 лет).
Цели: формирование группового единства.
Ход игры: водящий выбирается считалочкой. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий входит в комнату и распутывает их, не разжимая рук у детей.
Игры доверия
Помогают детям испытывать положительные чувства друг к другу и формируют атмосферу сотрудничества. Использовать эти игры можно тогда, когда дети чувствуют себя довольно уверенно друг с другом.
- «Надежное падение (свеча)» (с 6 лет).
Цель: игра формирует чувство единства и взаимного доверия.
Ход игры: попросите детей образовать небольшой тесный круг и крепко взяться за руки. Один ребенок стоит в центре круга и, стараясь держать свое тело прямо, падает на круг в любом направлении. Дети, на которых этот ребенок падает, ловят его и ставят в вертикальное положение. Если позволяет время, дайте каждому ребенку побывать в центре круга. (взрослый должен подстраховывать детей).
Игры, снимающие напряжение
- «Рвакля» (с 3 лет).
Цели: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии.
Материал: ненужные газеты, журналы, бумаги; широкое ведро или корзина.
Ход игры: ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудиться, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек – они отлично пружинят.
- «Зоопарк» (с 5 лет).
Цель: помогает снять напряжение.
Ход игры: дети «превращаются» в животных, в тех, в кого захотят сами. Сначала все сидят на стульях («в клетках»). Каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того как всех «узнали», клетки открываются и «звери» выходят на свободу: прыгают, бегают, рычат, кричат.
Список литературы:
1.Анцупова Г.Л. Давай поиграем! – Ростов-на-Дону, 2000.
2.Граббет Р. Игры для детей от 2 до 6 лет. – М., 1999
3.Пайсон Е. Вечерние игры// Игра и дети. 2000/2001
4.Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М., 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям для занятий с детьми
Неоднократно логопедам приходится бороться с нежеланием родителей заниматься со своими детьми дома, а иногда и с полным непониманием необходимости закреплять полученные на занятиях в саду знания дома....
Рекомендации по проведению занятий с детьми в детском саду
Для достижения желаемого результата на занятиях с дошкольниками, педагогу следует соблюдать несколько не сложных правил....
Методическая рекомендация проведения физкультурного занятия с детьми 3-4 лет
Познакомясь с материалом, вы получите практические рекомендации правильного проведения физкультурного занятия с детьми 3-4 лет....
Методические рекомендации проведения активных занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки»
Методические рекомендации проведения активных занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки»...
Рекомендации родителям Интегрированного занятия с детьми дома для детей 5 лет по теме Космос ФЭМП . "Космическое путешествие".
Рекомендации родителям Интегрированного занятия с детьми дома для детей 5 ...
Рекомендации родителям для занятий с детьми по теме недели ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ И РЕК.
Уважаемые родители!Вашему вниманию предлагается очередное домашнее задание. Тема текущей недели "Обитатели рек и морей".Удачи в выполнении!...
Рекомендации родителям для занятий с детьми по теме "Насекомые"
Уважаемые родители, перерыв в занятиях плохо сказывается на динамике речевого развития детей. Надеюсь эти рекомендации будут вам полезны....