Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением.
методическая разработка по теме
Ребенок с врожденными или очень рано наступившими нарушениями зрения и слуха сталкивается с очень большим количеством проблем. Поэтому крайне важно, чтобы родители смогли как можно лучше понять эти проблемы.
Итак, чаще всего такой ребенок рождается довольно слабеньким и у родителей возникает очень много забот и переживаний по поводу его здоровья. Особенно сильные переживания сопровождают первые месяцы жизни недоношенного ребенка. Страх за жизнь ребенка, боязнь проявления серьезных пороков развития, трудности лечения, ухода и кормления младенца держат в постоянном нервном напряжении его родителей и в особенности маму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_rebenka_so_mnozhestvennymi_sensornymi_narusheniyami.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением.
Ребенок с врожденными или очень рано наступившими нарушениями зрения и слуха сталкивается с очень большим количеством проблем. Поэтому крайне важно, чтобы родители смогли как можно лучше понять эти проблемы.
Итак, чаще всего такой ребенок рождается довольно слабеньким и у родителей возникает очень много забот и переживаний по поводу его здоровья. Особенно сильные переживания сопровождают первые месяцы жизни недоношенного ребенка. Страх за жизнь ребенка, боязнь проявления серьезных пороков развития, трудности лечения, ухода и кормления младенца держат в постоянном нервном напряжении его родителей и в особенности маму.
Врачи не всегда сразу определяют нарушения зрения и слуха у новорожденного. Довольно часто сразу после рождения этим детям ставят диагнозы «органическое поражение ЦНС», «энцефалопатия», отмечают шум в сердце и т.п. В большинстве случаев не удается достаточно рано определить наличие нарушений слуха у новорожденного. Большие сложности возникают и с обследованием зрения у такого ребенка.
Своевременное обращение в сурдоцентр по месту жительства к сурдологу — специалисту по диагностике нарушений слуха и слухопротезированию — поможет как можно раньше правильно подобрать слуховой аппарат для ребенка и начать с ним специальные занятия у сурдопедагога. Полная глухота встречается у детей с нарушенным слухом очень редко. Практически всегда у детей имеется остаточный слух разной степени, который можно успешно развивать, используя специальные упражнения. Большие возможности дает и раннее, обязательно для двух ушей, протезирование слуховыми аппаратами.
Редко у детей встречается полная или тотальная слепота. Успехи современной медицины позволяют вернуть ребенку остаточное зрение при многих заболеваниях глаз. Но для этого недостаточно успешно проведенного курса лечения или операции, нужна система специальных занятий, чтобы научить ребенка пользоваться остаточным зрением.
Специалисты по обучению детей с нарушением зрения и слуха подскажут, как лучше использовать в процессе воспитания чувства осязания, обоняния, вкуса, вибрации.
Важно не забывать, как значительна роль телесного контакта с матерью для всего будущего развития ребенка. Только постоянный телесный контакт с ребенком создает у него чувство безопасности и защищенности.
Способность матери понять малейшие признаки желаний ребенка и ее правильная реакция на эти желания оказывают самое большое влияние на будущее развитие ребенка. Очень хорошо, если родители знают, как идет развитие нормального ребенка, и стремятся следовать этим этапам в воспитании своего больного ребенка. Развитие ребенка с глубокими нарушениями зрения и слуха идет также, но каждый его шаг и этап гораздо более растянут во времени и требует специальных усилий взрослых.
Уже на втором месяце жизни у нормально развивающегося ребенка возникает реакция на лицо матери. Обычно это происходит во время кормления на руках матери. Недостатки зрения больного ребенка делает невозможным полноценный зрительный контакт с матерью, но остается возможность телесного и осязательного контакта. Ребенок чувствует тепло рук матери, запах грудного молока. Очень важно, чтобы и ребенок, и мать были в это время спокойны и расслаблены. Часто больные дети плохо сосут с первых дней жизни. К сожалению, очень часто у матери рано пропадает грудное молоко и приходится переходить на искусственное вскармливание. Если уже с самого рождения приходится кормить его из бутылочки с соской, нужно все равно стараться приблизить эту ситуацию к ситуации кормления грудью: делать это, держа младенца на руках или лежа с ним рядом. Стараться относиться спокойно к плохому аппетиту ребенка, малыш с таким сложным врожденным дефектом может отставать в весе. Если нервничает мать во время кормления, то обязательно нервничает и ребенок.
Очень часто дети с врожденными нарушениями зрения и слуха выглядят пассивными, равнодушными, никак не реагируют на происходящее вокруг них или их реакция связана только с их физическим состоянием. Важно попытаться преодолеть эту пассивность. Хорошо, если ребенок успокаивается при укачивании на руках у матери и плачет, когда его кладут в кроватку. Лаская малыша, спокойно лежащего на коленях, мама должна особенно внимательно отнестись к тем своим действиям, которые особенно приятны ребенку, и повторять их снова и снова. Можно попробовать не только целовать и гладить ребенка, но дуть ему в рот, осторожно тянуть за ручки и ножки, щекотать. Замечательно, если ваш ребенок начнет привыкать к этим вашим действиям и ждать их каждый раз, очутившись у вас на коленях, выражать плачем недовольство, если вы не совершаете понравившихся ему действий. Часто беря малыша на руки, не бойтесь избаловать его, как боятся этого мамы нормально развивающихся детей. Для нашего ребенка частое нахождение на руках матери — единственная возможность ощутить чувство защищенности и комфорта, столь необходимое для всего будущего развития ребенка.
Другим известным способом принести удовольствие малышу является теплая ванна с водой. Делайте ее как можно чаще. Это не только необходимое средство для ухода за младенцем, по и верный способ успокоить. Тепло воды, яркие блики света в воде и на кафельных стенках ванны, приятные запахи — все привлекает внимание ребенка. Купание — также очень хорошая возможность для развития движений малыша.
Очень важно, чтобы малыш развивался моторно с возможно меньшим отставанием от нормы. Общеукрепляющий массаж и специальная гимнастика всегда показаны нашим детям. Если ребенок пассивен, старайтесь помочь ему переворачиваться на животик и обратно, приподнимайте его за ручки, учите упираться ногами и т.д. Здоровый ребенок очень подвижен и постоянно сам меняет положение тела. За нашего ребенка это должен делать взрослый. Необходимо следить, чтобы он не оставался долгое время в одной и той же позе. Постоянно меняйте его положение в кроватке по отношению к источнику света. Чаще меняйте положение своего тела, когда держите ребенка на руках.
Как только вы почувствуете, что мышцы спины и шеи уже достаточно окрепли для сидения, — сажайте его на колени, приподнимайте его тело в кроватке и коляске с помощью подушек и валиков. Делайте это достаточно осторожно, придерживайте его головку, она обычно сначала несколько запаздывает, когда приподнимается спинка. Учите его сидеть в разных местах, на разной поверхности — все это расширяет его опыт. Приучайте его сидеть на ваших коленях спиной к вашему животу и наоборот — лицом к вам: очень удобные позы для будущих занятий с ребенком. Помните, что от вашей активности зависит очень многое.
Постепенно малыш должен стать более активным. Часто заметный скачок в двигательной активности ребенка наступает после операции глаз. Все больше внимания теперь нужно уделять стимуляции использования остаточного зрения и слуха.
Обычно всем младенцам нравится играть со светом. Они машут руками между лицом и светом, учатся фиксировать свой взгляд, рассматривая свои руки.
Велико значение световой стимуляции и для развития нарушенного зрения, особенно это важно при катарактах. Можно использовать для этого и солнечный свет, и свет лампы, и тени деревьев. Наш ребенок тоже способен радоваться смене света и тени. При этом важно менять положение источника света, следя за ним, ребенок учится контролировать свои руки и голову, это может стимулировать его движения и перевороты. Подумайте, хорошо ли освещено ваше лицо, когда вы находитесь рядом.
Не менее важно стимулировать слух ребенка. Ребенок с нормальным слухом тоже не умеет слушать с рождения. Только с помощью матери он научается выделять из потока разнообразных звуков приятные и значимые для него звуковые сигналы (голос мамы, звук колокольчика или погремушки, скрип двери и т.д.). Постоянно слыша голос матери, он начинает узнавать его издалека, прислушивается к нему. С ребенком, имеющим нарушенный слух, тоже надо постоянно разговаривать, но с очень близкого расстояния. Говоря с ребенком близко от его уха, вы привлекаете внимание к своему голосу еще и струей теплого воздуха изо рта.
Малыш способен ощущать вибрацию вашего голоса, если положить его ручку на вашу шею, щеку или грудь. Очень полезно петь песенки и совершать при этом разные движения, которые радуют ребенка. Можно играть с ним в «ладушки» и «поехали с орехами», в другие подобные игры.
Внимательно вслушивайтесь в звуки, которые произносит сам ребенок. Попробуйте повторять его вокализации — это тоже может служить стимулом для развития его слуха, гуления и лепета.
В жизни ребенка очень важные достижения в развитии наступают после первого полугодия: ребенок может отличить ближайших взрослых от чужих людей и начинает проявлять интерес к предметам, находящимся в руках взрослого, тянуться к ним. Он научается хватать предмет. Необходимым условием хватания является зрительное сосредоточение на предмете, умение проследить за его движением, конвергенция глаз и рассматривание, которые развиваются к этому времени.
Чтобы вызвать действия хватания у ребенка, достаточно бывает поднести предмет на расстояние его вытянутой руки и, когда ребенок начинает тянуться к предмету, отдалить его, вынуждая вновь тянуться, и, наконец, позволить схватить предмет.
В нашем случае только этого бывает недостаточно, нужно подбирать яркие и блестящие предметы, приятные на ощупь, проводить ими около глаз ребенка, вкладывать их в руку, держать предмет его рукой. Если не учить малыша действовать с предметами, у него очень рано может зафиксироваться интерес только к движениям собственной руки перед глазами, которые скоро превратятся в стереотипные движения, повторяемые без конца.
Очень важным предметом, к которому должен привыкнуть малыш и освоить с ним соответствующее действие, должна стать ложка, а затем и чашка. Как и все нормально развивающиеся дети, наш ребенок должен до года научиться есть с ложки, и пить из чашки. Ложка должна стать одним из первых предметов, с которыми ребенок научится манипулировать: брать ее в руку, рассматривать, близко поднеся к глазу, облизывать, трясти ею перед глазами, стучать по столу. Ребенок должен научиться пить из чашки, которую сам держит в руках. Довольно часто мы встречаемся с неоправданно долгим кормлением ребенка только жидкой пищей через соску. Попытайтесь сделать уже привычную процедуру такого кормления неудобной для ребенка (сделать совсем маленькую дырочку в соске, например) и тут же предложить ему вкусную, сначала тоже жидкую, еду, но с ложечки.
Пища к этому времени должна стать более разнообразной. Ребенок должен уметь жевать густую пищу, откусывать ее от куска, который держит в руке. Если не научить нашего ребенка всем этим навыкам вовремя, то будет очень трудно переучить его в более позднем возрасте.
Что касается навыков, связанных с туалетом, то они общеприняты для этого возраста. Ребенку должно быть неприятно мокрое белье и приятно чистое. Как только малыш научится сидеть, его надо приучать сидеть на горшке. Делать это надо сразу после пробуждения или через некоторое время после еды. Горшок должен быть удобным и теплым. Можно сажать ребенка на горшок, зажатый между коленями мамы или между ее ногами, когда она сидит на полу.
Мы не останавливаемся на особых требованиях к организации дня ребенка, так как сама жизнь ребенка этого возраста подразумевает довольно жесткий режим сна и кормления, который организует всю жизнь ребенка первого года жизни.
Необходимо по возможности избегать стрессовых ситуаций. Стараться очень постепенно, но достаточно твердо вводить новые изменения в жизнь ребенка и никогда не возвращаться к прежним навыкам, если такие изменения уже произошли. Когда родители следуют этим основным правилам, то ребенок с глубокими нарушениями зрения и слуха к концу первого — началу второго года жизни может овладеть следующими умениями:
1) есть с ложки; 2) жевать; 3) откусывать от куска; 4) пить из чашки; 5) сидеть;
6) брать предметы в руку, тянуть в рот, трясти перед глазами, стучать ими, рассматривать их; 7) сидеть на горшке.
Его поведение можно охарактеризовать следующим образом:
1) проявляет недовольство, когда остается один;
2) успокаивается на руках у взрослого;
3) проявляет беспокойство, когда штаны мокрые;
4) большую часть времени проводит один сидя, лежа или ползая;
5) пытается сам вставать;
6) проявляет интерес к светящимся, блестящим и ярким предметам;
7) очень любит купание и обливание.
Наш ребенок научился ходить. Чаще всего это происходит с заметным опозданием по сравнению с нормой. Если это запаздывание не связано с определенными двигательными нарушениями, оно в ряде случаев объясняется излишней осторожностью и недоверием к возможностям ребенка со стороны взрослых. Нужно начинать учить ребенка ходить, как только он начал хорошо стоять с поддержкой. Хорошим способом помочь нашему малышу в этом может стать своеобразное совместное хождение: ступни ног ребенка стоят на ступнях взрослого, который находится сзади и держит малыша за обе руки.
Слепой ребенок учится ходить, двигая какой-нибудь предмет перед собой, или протягивает вперед руку, чтобы не натолкнуться на встречные предметы.
Начиная ходить самостоятельно, ребенок учится осваивать окружающее его пространство. Поэтому надо очень внимательно, с точки зрения особенностей вашего ребенка, отнестись ко всей обстановке вашего жилища. Пространство, окружающее ребенка, должно быть безопасно и стабильно. Уберите все неустойчивые и острые предметы на пути ребенка, о которые он может больно ушибиться, опасно удариться, свалить на себя или запнуться. Постоянное нахождение предметов в окружающем пространстве — главное требование для освоения его ребенком с нарушенным зрением.
По мере того как увереннее ходит ваш ребенок, родители стараются все реже брать его на руки. Берут на руки только после соответствующей просьбы-жеста ребенка (тянет руки вверх), а в дальнейшем только как поощрение за правильно выполненные действия. То есть не просто держат на руках, а кружат ребенка или подбрасывают, если ему это нравится.
Проведение в этот период различных специальных занятий по развитию движений способствует укреплению эмоционального контакта с родителями и подготавливает почву для развития будущего активного поведения нашего ребенка в бытовых ситуациях.
При этом все действия ребенка с взрослым выполняются совместно.
Для детей с глубокими нарушениями зрения и слуха на втором году жизни мы можем предложить следующие упражнения с взрослыми:
— бегать по комнате или на улице, держа малыша за руку; бегать, держась за веревочку в руках взрослого;
— уметь перешагивать и перелезать через препятствия;
— пролезать под протянутой низко над полом веревочкой (детям очень нравится, если на эту веревку повесить разноцветные ленточки);
— ползать под составленными в ряд большими стульями, можно ползать под свет фонарика;
— залезать на стул и спрыгивать с помощью взрослого на пол;
— кататься на каталке, отталкиваясь ногами от пола;
— катать машину по полу, тянуть ее за веревочку;
— прыгать на пружинном матрасике или диване;
— ходить по наклонной доске, приставленной к дивану, съезжать с этой доски-горки (сидя);
— качаться на кресле-качалке, на качелях;
— совершать совместные наклоны (малыш сидит на иолу спиной к животу взрослого и вместе с ним совершает наклоны вперед и назад);
— катание на плечах взрослого (папа, держа ребенка за руки, помогает ему взобраться к себе на плечи и качает по комнате);
— катание на спине (сидя на диване, папа помогает малышу взобраться себе на спину, встает и катает его по комнате);
— катание мяча по полу (взрослый и ребенок сидят лицом, друг к другу, ступни ребенка касаются расставленных коленей взрослого);
— игры с водой (стоя рядом с ванночкой, наполненной водой, наливать и выливать воду из кружки, играть с плавающими игрушками);
— игры с песком (насыпать песок совком в формочку и высыпать песок из формочки, делать куличики).
Развитие эмоционального контакта с родителями делает возможным более полноценное участие ребенка в бытовых: действиях, выполняемых по режиму дня.
Распорядок дня всегда состоит из определенного набора сменяющих друг друга во времени ситуаций типа: утренний туалет, завтрак, прогулка, ужин и приготовление ко сну.
Внимательно приглядитесь и проанализируйте обычный порядок своих действий по режиму дня ребенка, постарайтесь найти в них место совместным с ребенком действиям.
Постепенно в совместную с ребенком деятельность взрослый должен включать все большее число действий с привлекательными предметами, поддерживая тем самым эмоциональный контакт с ребенком и развивая возможности его восприятия, познавательные способности.
Зонтик. Взрослый достает яркий зонтик и раскрывает его над головой ребенка, вместе с ребенком вертит зонтик. Как только замечает малейшие признаки угасания интереса к этому предмету — складывает и убирает зонтик.
Фонарик. Учить ребенка ходить за световым зайчиком в затемненной комнате, уметь держать фонарик самому, включать его и выключать.
Платок. Расправлять с помощью взрослого большой цветной платок или кусок ткани и накидывать на лицо ребенка, снимать и снова накидывать. Как правило, дети делают это с большим удовольствием.
Барабан. Вместе со взрослым стучать по барабану палочкой. Оборачиваться на звук барабана.
Колокольчик, Учить ребенка звонить в колокольчик около уха. Оборачиваться на звук колокольчика.
Браслеты. Манипулировать с разноцветными пластмассовыми браслетами — не только рассматривать их и вертеть перед глазами, но и учиться надевать на руки и снимать.
Бусы. Надевать бусы на себя, на взрослого и снимать их. Нанизывать вместе со взрослым крупные бусинки на шнурок.
Кубики. Взрослый делает из цветных кубиков постройку, а затем разрушает ее вместе с ребенком. Потом снова строит из них башню, которую вновь разрушает ребенок. Постройка делается вместе с ребенком и разрушается. После нескольких минут занятий с кубиками их можно побросать в коробку, потом потрясти коробку, дав ребенку возможность ощутить их вибрацию. Бросать кубики в коробку с расстояния вместе со взрослым и т.д.
Бирюльки. Учить малыша брать мелкие цветные предметы из коробки и опускать их в узкое горлышко бутылки. Встряхнув бутылку несколько раз обеими руками и полюбовавшись яркими предметами в ней, высыпать их в коробку.
Машинка. Учить возить машинку по полу, по столу. Вертеть ее колесики рукой. Возить машинку с положенными в ее кузов кубиками.
Заводная игрушка. Следить рукой и глазами за движениями механической, заведенной взрослым, игрушки (например, лягушки), приостанавливать ее движения нажатием руки, затем убирать руку и снова следить за движениями игрушки. Заводить игрушку ключиком вместе со взрослым.
Пирамидка. Учить ребенка снимать кольца со стержня пирамидки. Манипулировать с кольцами: рассматривать их, надевать на палец, вертеть.
Волчок. Особенно охотно дети занимаются с волчком, который искрит разноцветными огоньками при вращении. Учить ребенка вместе со взрослым «заводить» волчок, следить за его вращением глазами и руками.
Занятия с этими и другими подобными предметами проводятся взрослым сначала очень непродолжительное время (3 — 10 мин) в удобное время. По мере закрепления интересов ребенка к подобным игрушкам, занятиям с ним отводится определенное время в распорядке дня (утром или вечером перед прогулкой). Такие игрушки желательно хранить в отдельной большой коробке в определенном месте. Перед началом занятий вместе с ребенком доставать эту коробку и приносить туда, где будете играть. Можно проводить эти занятия сначала на полу, потом сидя за столом с ребенком на руках, и, наконец, учить ребенка сидеть на маленьком стульчике за столом рядом со взрослым. После занятий складывать игрушки в коробку и относить на место.
В свободное от дел и занятий время нужно давать ребенку некоторые предметы и игрушки для самостоятельных действий. Это должен быть несколько другой набор игрушек, отличных от употребления на занятиях со взрослым. Например, кружка, ложка, тарелка, расческа, зеркальце, флажок, мячик и др. Наблюдая за самостоятельными действиями ребенка с этими предметами, вы сможете оценить, насколько малыш усвоил их употребление. Такая свободная игра с предметами не должна пока занимать продолжительное время. Хорошо, если ребенок сможет развлечь себя хотя бы 15 минут. Как только вы замечаете, что действия с предметами становятся очень однообразными — убирайте игрушки. Держать эти игрушки следует в другой коробке и в другом месте комнаты.
Рассказывая в этой статье о таких сложных детях, мы попытались дать самые общие рекомендации по их воспитанию. Однако мы хорошо понимаем, что необходимо говорить об индивидуальных планах развития каждого ребенка с его неповторимой историей заболевания и конкретными условиями воспитания в семье. Мы попытаемся сделать это в дальнейших публикациях, а сейчас главной нашей задачей было показать, что самым сложным детям можно помочь обычными средствами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьей ребенка раннего возраста в период адаптации к детскому саду
Для успешного взаимодействия с родителями необходим новый взгляд на семью, открытость ДОУ, умение найти нужные способы мотивирования их для совместной деятельности, владение педагогами при...
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей ребенка раннего возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Статья посвящена организации работы с семьей в первый год пребывания малыша с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении с учетом ФГОС....
Учет индивидуальной логопедической работы с ребенком раннего возраста со сложной структурой дефекта
Начиная работать с детьми раннего возраста со сложной структурой дефекта многие даже очень опытные специалисты испытают некоторые трудности. Прсмотрев данный материал Вы не только познакомитесь ...
План-конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога с ребенком раннего возраста со сложной структурой дефекта.
План-конспект занятия с Дианой Д. , 2 года, с выраженной задержкой психомоторного и речевого развития....
Значение сенсорного воспитания в развитии ребенка раннего возраста.
В отечественной педагогике признано отношение к дошкольному воспитанию как к этапу, определяющему все дальнейшее развитие. Совершенствование образования и воспитания предусматривает необходимость макс...
Клинико-психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста со сложными недостатками развития
Клинико-психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста со сложными недостатками развития...
«Ребенок раннего возраста в детском саду» Профилактика речевых нарушений у детей от 1,5 до 3 лет»
Семинар для молодых педагогов«Ребенок раннего возраста в детском саду» Профилактика речевых нарушений у детей от 1,5 до 3 лет» Цель: - оказание помощи в организации и прове...