Опыт работы по теме: "Организация экспериментально исследовательской деятельности в средней группе
материал (средняя группа)

Смышляева Елена Михайловна

Организация исследовательской деятельности в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledov_deyat.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад № 2 городского округа города Райчихинска

Доклад из опыта работы по теме: «Организация экспериментально – исследовательской деятельности

в средней группе»

                                                        Подготовила:

                                                               Воспитатель

                                                                       Смышляева Е. М.

2021 г.

Ребенок по своей природе – пытливый исследователь. На протяжении всего дошкольного детства на ряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но главным образом – как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, в процессе сотрудничества, сотворчества. Все дети маленькие почемучки, задают много вопросов, а чтобы  ответы были более доступны, они требуют наглядности. В этом помогает экспериментирование. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Когда ребёнок попробует сам проделать опыт, то  запомнит его надолго.

  Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к экспериментальной деятельности я решила в группе проводить дополнительные занятия «Хочу всё знать». Для этого оформила  и оборудовала в группе «уголок экспериментирования». Материалы, находящиеся в «уголке», распределяются по разделам:

- приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, магниты;

- разнообразные сосуды из различных материалов;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки.

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы;

- медицинский материал: пипетки, колбы, мерные ложки, щипцы, деревянные палочки;

- разнообразные коллекции: ракушек, камней, листьев, шишек.

- прочие материалы: воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла.

Была подобрана литература, картотека опытов и экспериментов.

На занятиях дети знакомились с бумагой с помощью опытов, определили какая бумага прочнее и для чего её лучше применять. Знакомились с мукой и солью. Определили  на ощупь чем отличается мука от соли, что растворяется в воде, какие продукты  на вкус. Что произойдёт если смешать муку, соль и воду. Знакомились с органами чувств человека через опыты «Отгадай на вкус», «Чудесный мешочек», и др.

Эксперементальная деятельность проводится не только на занятиях, но и проходит практически через все виды деятельности. (НОД, прогулки, труд и т.д.)

   Содержание исследований и экспериментов ведётся по трём  взаимосвязанным направлениям:

- живая природа

- неживая природа

- человек.

 В  направлении живая природа обращаю внимание на характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др. С детьми проводила опыты: «Где живут зернышки», «Почему семена сеют в землю», «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении», и др.

Выявляем потребность растений в воздухе. Наблюдаем за состоянием растений в зависимости от полива.  Проводим цикл опытов «Посев и проращивание семян», «Необходим ли свет растениям?», «Где растёт лучше трава и почему?». «Где лучше прорастёт лук? (вода, опилки, земля)»

   Направление неживая природа (воздух, вода, почва, звук, свет). В занимательных опытах и экспериментах выявляем свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не имеет запаха, не имеет вкуса, вода бывает в трёх состояниях. Наблюдаем за снегом, сосульками. Часто замечали, как на улице дети пробуют снег на вкус. Я решила провести опыт со снегом. Занесли снег в емкости в группу и, когда снег растаял ребята увидели осадок в виде пыли. После такого опыта дети не стали пробовать снег.

Пытаемся обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов. Выявляем материалы, которые взаимодействуют с магнитами, дети пытаются выявить свойства магнита.

  Направление «Человек» раскрывает функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений. С детьми провожу исследования по темам: «Из чего сделано», «Ящик ощущений», «Зачем человеку нос?», «Солнечные зайчики» и др. Человек. Представления детей об органах чувств, их назначении .

         Для поддержания интереса  использую игровой сюжет, проблемные ситуации. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.

В результате организации детского экспериментирования:

У детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

Появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе ДОУ

Презентация опыта работы по организации экспериментально-исследовательской декятельности с детьми среднего дошкольного возраста...

Проект рабочей программы по экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе Кружковая работа «Почемучки»

Проект рабочей программыпо экспериментально-исследовательскойдеятельности в средней группеКружковая работа «Почемучки»...

Опыт работы на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

В данном материале отражена организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

«Опыт работы педагога в организации экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду»

laquo;Опыт работы педагога в организации экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду»...

План - проект по экспериментально – исследовательской деятельности в средней группе на тему: «Маленькие фантазеры и исследователи» .

План - проект по экспериментально - исследовательской деятельности в средней группе на тему: "Маленькие фантазёры и исследователи"...

Открытое занятие по экспериментально – исследовательской деятельности в средней группе «Удивительные свойства магнита»

Открытое занятие по экспериментально - исследовательской деятельности в средней группе "Удивительные свойства магнита".Программное содержание:1. Сформировать представления о магните и его св...

Презентация: "Экспериментально-исследовательская деятельность в средней группе"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные...