Опыт работы по теме: "Организация экспериментально исследовательской деятельности в средней группе
материал (средняя группа)
Организация исследовательской деятельности в средней группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledov_deyat.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад № 2 городского округа города Райчихинска
Доклад из опыта работы по теме: «Организация экспериментально – исследовательской деятельности
в средней группе»
Подготовила:
Воспитатель
Смышляева Е. М.
2021 г.
Ребенок по своей природе – пытливый исследователь. На протяжении всего дошкольного детства на ряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но главным образом – как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, в процессе сотрудничества, сотворчества. Все дети маленькие почемучки, задают много вопросов, а чтобы ответы были более доступны, они требуют наглядности. В этом помогает экспериментирование. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Когда ребёнок попробует сам проделать опыт, то запомнит его надолго.
Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к экспериментальной деятельности я решила в группе проводить дополнительные занятия «Хочу всё знать». Для этого оформила и оборудовала в группе «уголок экспериментирования». Материалы, находящиеся в «уголке», распределяются по разделам:
- приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки.
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы;
- медицинский материал: пипетки, колбы, мерные ложки, щипцы, деревянные палочки;
- разнообразные коллекции: ракушек, камней, листьев, шишек.
- прочие материалы: воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла.
Была подобрана литература, картотека опытов и экспериментов.
На занятиях дети знакомились с бумагой с помощью опытов, определили какая бумага прочнее и для чего её лучше применять. Знакомились с мукой и солью. Определили на ощупь чем отличается мука от соли, что растворяется в воде, какие продукты на вкус. Что произойдёт если смешать муку, соль и воду. Знакомились с органами чувств человека через опыты «Отгадай на вкус», «Чудесный мешочек», и др.
Эксперементальная деятельность проводится не только на занятиях, но и проходит практически через все виды деятельности. (НОД, прогулки, труд и т.д.)
Содержание исследований и экспериментов ведётся по трём взаимосвязанным направлениям:
- живая природа
- неживая природа
- человек.
В направлении живая природа обращаю внимание на характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др. С детьми проводила опыты: «Где живут зернышки», «Почему семена сеют в землю», «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении», и др.
Выявляем потребность растений в воздухе. Наблюдаем за состоянием растений в зависимости от полива. Проводим цикл опытов «Посев и проращивание семян», «Необходим ли свет растениям?», «Где растёт лучше трава и почему?». «Где лучше прорастёт лук? (вода, опилки, земля)»
Направление неживая природа (воздух, вода, почва, звук, свет). В занимательных опытах и экспериментах выявляем свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не имеет запаха, не имеет вкуса, вода бывает в трёх состояниях. Наблюдаем за снегом, сосульками. Часто замечали, как на улице дети пробуют снег на вкус. Я решила провести опыт со снегом. Занесли снег в емкости в группу и, когда снег растаял ребята увидели осадок в виде пыли. После такого опыта дети не стали пробовать снег.
Пытаемся обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов. Выявляем материалы, которые взаимодействуют с магнитами, дети пытаются выявить свойства магнита.
Направление «Человек» раскрывает функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений. С детьми провожу исследования по темам: «Из чего сделано», «Ящик ощущений», «Зачем человеку нос?», «Солнечные зайчики» и др. Человек. Представления детей об органах чувств, их назначении .
Для поддержания интереса использую игровой сюжет, проблемные ситуации. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.
В результате организации детского экспериментирования:
У детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Расширяется кругозор, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.
Появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе ДОУ
Презентация опыта работы по организации экспериментально-исследовательской декятельности с детьми среднего дошкольного возраста...
Проект рабочей программы по экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе Кружковая работа «Почемучки»
Проект рабочей программыпо экспериментально-исследовательскойдеятельности в средней группеКружковая работа «Почемучки»...
Опыт работы на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
В данном материале отражена организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...
«Опыт работы педагога в организации экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду»
laquo;Опыт работы педагога в организации экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду»...
План - проект по экспериментально – исследовательской деятельности в средней группе на тему: «Маленькие фантазеры и исследователи» .
План - проект по экспериментально - исследовательской деятельности в средней группе на тему: "Маленькие фантазёры и исследователи"...
Открытое занятие по экспериментально – исследовательской деятельности в средней группе «Удивительные свойства магнита»
Открытое занятие по экспериментально - исследовательской деятельности в средней группе "Удивительные свойства магнита".Программное содержание:1. Сформировать представления о магните и его св...
Презентация: "Экспериментально-исследовательская деятельность в средней группе"
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные...