Опыт работы на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа) на тему
В данном материале отражена организация опытно-экспериментальной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы на тему:
«Организация опытно-экспериментальной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста»
Детское экспериментирование - один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. ФГОС направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром…»(ФГОС 1.6).
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я обратила внимание на то, что дети часто задают вопросы, направленные на познание объектов и явлений неживой природы. У детей возникает желание узнать новое, проникнуть в суть явлений, разобраться в непонятном.
В связи с этим для меня как для педагога представляет особый интерес детское экспериментирование, работа по данной теме построена с учетом следующих возрастных особенностей детей.
После пяти лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление – превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование.
Уровень развития мышления обуславливает возможность познания детьми не только фактов, но и достаточно сложных связей и закономерностей.
В этом возрасте происходит дальнейшее развитие личности ребенка. Одно из его направлений связано с формированием системы мотивов. Среди них выделяют познавательный мотив, который проявляется в том, что ребенок задает большое количество вопросов и стремится получить на них ответы.
Исходя из актуальности проблемы и психолого-педагогических особенностей детей, была определена цель
- Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению
В процессе работы над достижением поставленной цели решались задачи:
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук
2. Развивать умения пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов
3. Развивать мыслительные способности (анализ, классификация, сравнение, обобщение)
4. Формировать способы познания путём сенсорного анализа
5. Развивать социально-личностные качества (коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль, саморегуляция)
Свою работу я строила исходя из принципов:
- систематичности,
- последовательности и постепенности
- научности
- учета индивидуальных особенностей
- воспитывающего характера обучения
- креативности
- активности
Среди них хотелось бы особо отметить:
- Принцип активности:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач.
- Принцип креативности:
- который предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.
Работа по данной теме ведется в следующих направлениях: работа с детьми, повышение компетентности родителей воспитанников по данному вопросу, взаимодействие со специалистами ДОУ и социумом, обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
Содержание работы с детьми реализуется в следующих блоках педагогического процесса:
- специально организованная образовательная деятельность призвана вызвать интерес к изучаемому содержанию, для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности,
- в процессе которой обращается внимание детей на способы познавательной деятельности (Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? Что будет, если…?),
- а затем в совместной деятельности закрепляются полученные ранее представления.
В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные.
Традиционные прошли проверку временем и широко применяются.
Большое значение придавалось игре, что способствовало развитию положительных эмоций и формированию у детей мотивации к познавательной деятельности. Мною использовались сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, игры-опыты, игры-эксперименты, фокусы и др.
Кроме традиционных методов и приемов, использовались:
- элементы ТРИЗ-технологии (метод противоречий, аналогий, ММЧ);
- метод игрового проблемного обучения, который заключается в проигрывании с детьми проблемных ситуаций;
- приемы мнемотехники.
Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами, поэтому в процессе познавательно-исследовательской деятельности применяю компьютерные и мультимедийные средства.
Все выше перечисленные методы и приемы активно используются в разнообразных формах работы с детьми.
Для каждого познавательно-исследовательского взаимодействия нужен привлекательный отправной момент, которым могут быть:
• реальные события, происходящие в данный период: яркие природные явления (например: листопад) и общественные события (например: предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся).
• события, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением (магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.)
• воображаемые события, происходящие в художественном произведении (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей » или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).
• стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности я придерживаюсь структуры, которая представлена на экране. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Познавательно-исследовательская деятельность наиболее полно находит отражение в опытно-экспериментальной деятельности. В таблице представлена ее классификация. Виды экспериментальной деятельности различают:
- По характеру объектов, которые используются в эксперименте
- По месту, причине проведения опытов и их продолжительности
- По количеству детей
- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом
- По характеру мыслительных операций и познавательной деятельности детей
К работе с объектами познавательно-исследовательской деятельности предъявляются определенные требования, главным из которых является требование максимального соответствия избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента.
Важным требованием является безопасность объекта для детей.
Продолжительность эксперимента определяется состоянием воспитанников, их отношением к данному виду деятельности. Если дети устали, эксперимент прекращаем ранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.
При проведении детского экспериментирования необходимо помнить, что не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана, чрезмерно увлекаться фиксированием результатов, важно создавать условия, способствующие общению детей друг с другом, учитывать их право на ошибку.
Решение познавательно-исследовательских задач можно осуществлять в 2 вариантах: либо дети проводят эксперимент, не зная его результата, либо вначале высказывают предположения, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывалось через следующие формы: разработаны и проведены родительское собрание «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», где использовался раздаточный материал в виде памяток, досуг «Хочу все знать», индивидуальные и групповые консультации.
Родители принимают активное участие в совместной проектной деятельности и пополнении развивающей предметно-пространственной среды.
Кроме того, была оформлена серия наглядной информации для родителей, где были отражены результаты опытнической деятельности детей.
Кроме родителей работа ведется в тесном контакте с различными учреждениями социума, такими как: Библиотека «Отчий край», МБОУ СШ №12, Лаборатория «Научных чудес».
Особо тесное сотрудничество налажено с библиотекой «Отчий край», сотрудники которой помогают в подборе литературы для чтения детям по теме, организуют просмотр учебных видеофильмов.
Дети посещают различные кабинеты в школе № 12 (кабинет химии, физики, биологии).
Участвуя в опытах, проводимых лабораторией «Научных чудес», дети узнали много интересного и полезного.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная развивающая предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В связи с этим мною оформлен центр экспериментирования, где имеется разнообразное оборудование: приборы-помощники, сосуды из различных материалов, природный, технический, медицинский материалы, разные виды бумаги, умные книги, картотека опытов и экспериментов, схемы, дневники наблюдений и прочее. Весь материал доступен детям, безопасен для их жизни и здоровья.
Закончить хотелось бы словами В.А.Сухомлинского:
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование на тему : «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Цель: 1. повысить свой профессиональный уровень2. помочь расскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования3. изучить методическую литературу по данной теме4.пополнять экологический угол...
Презентация опыта работы по теме: "Организация - опытно экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста" На семинаре - практикуме, в рамках методического объединения.
Основная цель экспериментирования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.Задачи: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.- Развитие вн...
выступление на тему "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
рекомендации по организации экспериментальной деятельности в старшей группе...
Самообразование на тему: "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
Совершенствование профессиональных знаний и умений педагога...
Опыт работы «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «Создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их в...
«Опыт работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Трудности освоения и анализ приобретаемых знаний».
Опытно-экспериментальная деятельность для дошкольников одна из наиболее интересных и продуктивных видов деятельности. для педагога - просто и доступно объяснить, как устроен окружающий мир!...
Перспективный план работы с родителями по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
В данной методической разработке содержится перспективный план работы с родителями по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....