«Опыт работы педагога в организации экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
«Опыт работы педагога в организации экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования, «Детский сад № 32» ГБОУ СОШ № 19 г.Сызрани
(СП «Детский сад № 32» ГБОУ СОШ № 19 г.Сызрани)
Выступление на окружном семинаре для молодых специалистов СП ГБОУ «Экспериментальная деятельность: развитие поисковой активности и познавательной мотивации у дошкольников»
Тема:
«Опыт работы педагога в организации экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду»
Автор: воспитатель СП «Детский сад № 32»
ГБОУ СОШ № 19 г.Сызрани
Третьякова Екатерина Викторовна.
Сызрань, 2018г.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастные особенности. В дошкольном возрасте экспериментирование это способ познания мира.
Метод экспериментирования обеспечивает интеграцию образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
В ФГОС ДО в целевых ориентирах сказано о том, что нужно развивать у детей, инициативу и самостоятельность к познавательно-исследовательской деятельности.
В своей работе по познавательно - исследовательской деятельности использую следующие формы работы:
- КВН – «Хочу все знать», «Путешествие Капельки» - дети познакомились со свойствами различных материалов, учились рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
- развлечения: «Фантазеры», «Путешествие в мир опытов и экспериментов» где дошкольники с помощью опытов смогли познакомиться со свойствами воздуха и воды, проводили несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
- прогулки, наблюдения, экспериментирование, экскурсии: расширяется кругозор у детей, формируется целостная картина мира. Например, проводили такие опыты: "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд", Прежде чем приступить к проведению экспериментов мы вместе с детьми составляли план предстоящей деятельности. Для наглядности план оформляли в схему. Это помогает быстрее запомнить детям предстоящие этапы экспериментальной деятельности. Свои результаты фиксировали в дневниках наблюдений, рисовали рисунки, составляли схемы. На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы, например, что произойдет со снегом, если его положить в теплое место.
- картотека мультимедийных презентаций по экспериментально – исследовательской деятельности: «Опыты с водой», «Познавайка», «Что плавает, а что тонет?» и т.д.
- использование учебно - игровых средств «В гостях у сказки», «Снежная Королева», «Гуси лебеди».
- рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий, чтение сказок «Жила - была река», рассказов «Как люди речку обидели», стихов по ознакомлению с природой, беседы по теме эксперимента;
- центр науки «Мир вокруг нас», где есть мини-лаборатория, в которой мы проводим исследования. Имеются приборы – помощники для экспериментирования: природный материал, пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт, пробирки, шпатели, деревянные палочки, мензурки, воронки, резиновые груши разного объема. Пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, поролона, пробирки, проволока, прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объемы, детские халаты, фартуки, а так же схемы для проведения опытов. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте. В нашей мини-лаборатории мы проводим такие исследования как:
- «Есть ли у воды вкус?» пробовать пресную, подслащенную, соленую воду.
- «Чем пахнет вода?» сравнить с запахом чеснока и малины.
- «Имеет ли вода форму?» сравнить с кубом, шаром, лужицей.
- «Три состояния воды» жидкое, твердое, газообразное.
- «Прозрачность воды» опустить, какой- либо предмет.
- «Можно ли окрасить воду?» опыт с окрашиванием красками.
- творческая мастерская: здесь мы с детьми рисуем соленой водой, показываем такие фокусы «Можно ли очистить воду?» фильтр из ваты и активированного угля.
- «Чудесные спички» надломленная спичка в воде распрямляется.
- «Дождик» крышкой с дырочками накрыть банку с горячей водой и положить сверху кусочек льда.
- «Рисование соленой водой» мешать соль до тех пор, пока не перестанет растворяться, рисовать кисточкой на черном картоне и высушить.
- «Подводная лодка из яйца» в пресной воде яйцо тонет, в соленой всплывает из- за высокой плотности.
- «Переверни стакан с водой и не разлей» накрыть стакан с водой гладким листом бумаги и перевернуть.
- «Почему не тонут корабли» опустить металлическую тарелку с плоским дном, плавучесть зависит от строения.
Родители принимают активное участие в конкурсах «Любознайка», «Волшебные капельки», «Домашняя лаборатория», помогают в пополнении мини-лаборатории нашей группы необходимыми материалами.
В индивидуальных беседах, консультациях на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детскому экспериментированию.
Провела родительское собрание на тему «Мы - исследователи», с целью выявления отношения их к поисково - исследовательской деятельности детей. В группе имеется информационный центр для родителей по исследовательской деятельности, где размещены консультации «Делаем необычные кораблики», «Роль семьи в развитии познавательной активности», «Неизведанное рядом».
Опыт – это весело и увлекательно. Путём проб и ошибок ребёнок ищет верное решение, учится определять лучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Организация опытно-экспериментальной деятельности в детском саду"
Одним из самых интересных направлений педагогической работы в детском саду явлеяется опытничество и экспериментирование. Что необходимо знать, чтобы сделать эту работу максимально интересной и полезно...
Статья: «Из опыта работы по организации театрально-игровой деятельности в детском саду». Трошева О.Л., воспитатель МАДОУ «ЦРР - детский сад №19» г. Сыктывкара.
В данной статье представлен обзорно опыт работы Трошевой О.Л. на тему "Организация театрально-игровой деятельности в детском саду". Опыт актуален для воспитателей по работе с дошкольниками в современн...
Опыт работы: "Патриотическое воспитание дошкольников через музыкальную деятельность в детском саду"
Опыт работы музыкального руководителя Бушиной Н.В. на тему:"Патриотическое воспитание дошкольников через музыкальную деятельность в детском саду"...
Опыт работы по теме: «Организация познавательно - исследовательской деятельности в детском саду».
Ребенок по своей природе – пытливый исследователь (Н.Н. Поддьяков). На протяжении всего дошкольного детства на ряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобрет...
Опыт работы по теме: "Организация экспериментально исследовательской деятельности в средней группе
Организация исследовательской деятельности в средней группе....
Опыт работы по теме «Организация познавательно-исследовательской деятельности и детского экспериментирования»
Опыт работы по теме«Организация познавательно-исследовательской деятельности и детского экспериментирования»...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОО «Организация экспериментальной исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Педагогу дошкольного образования необходимо уметь открывать перед ребенком в окружающем мире всегда что-то новое, чтобы жизнь его заиграла перед ним всеми красками радуги. Надо оставлять всегда что-то...