Конспект занятия «Работа над интонацией в исполняемом произведении».
план-конспект занятия (старшая группа)
Задачи:
- образовательная:
-Обучить правильно и осознанно интонировать, не сбиваясь и не переключаясь на другую голосовую партию при исполнении музыкальных произведений.
- Овладение обучающимися теоретическими знаниями и практическими навыками и научится их применять в работе над вокальными произведениями.
- Приобрести умение правильной эмоциональной передачи смысла музыкального произведения.
-Развивающие:
- развитие навыков чистого интонирования и слухового контроля;
- развивать художественные способности детей;
- развивать артистизм (выразительное вокальное исполнение, создание вокально-сценических образов);
- Воспитательные:
- создать положительную мотивацию к учебной деятельности;
- прививать любовь и желание изучать музыкальное искусство через различные формы работы;
- воспитать стремление к самосовершенствованию и творческой самореализации;
- воспитывать способность развития нравственных качеств личности;
Вид занятия: Практическое
Тип занятия: Комбинированное
Методы ведения:
- словесные (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядно-слуховые
- эмоциональный (использование образных сравнений);
- практические (показ);
Структура занятия
1. Начало занятия – введение (определение понятия «чистое интонирование»).
2. Основная часть занятия:
- Упражнения на дыхание;
- Вокальные распевки;
- Упражнения для освобождения голоса от зажимов.
- физ- минутка
- Работа над интонацией «Мир без войны»
3. Заключительная часть занятия
- итог занятия, выводы.
Вводная часть: 1,5 мин.
Добрый день ребята, тема нашего занятия- Работа над интонацией в исполняемом произведении. Сегодня мы с вами поработаем над песней Елены Комар «Мир без войны». На занятии мы будем отрабатывать отдельно вокальные партии, чистить интонацию и соединять голоса, стараясь максимально освободить голос от зажимов.
Вы, конечно же знаете, что в работе с вокальным ансамблем очень важна чистая интонация-это самое главное в любом вокальном деле. Чистая интонация зависит от правильной работы дыхательного аппарата, так как если правильно работает дыхание, то снимаются главные зажимы с голосового аппарата, с плечевого сустава, с нижней челюсти. Если правильно работает речевой аппарат, также снимаются зажимы с нижней челюсти, если правильно формируются звуки речи и сохраняется единая певческая позиция, если соединяются правильно регистры голоса и в целом тело вокалиста свободно и в пении и в движении. Все это влияет на чистоту интонирования.
- Ребята, вы помните что необходимо вокалисту для чистого исполнения вокального произведения? (Дикция, артикуляция, чистая интонация, правильное дыхание.)
Правильно ребята! Конечно это хорошая дикция, артикуляция, правильное дыхание и чистая интонация.
Чтобы развивать чистую интонацию, мы на каждом занятии с вами выполняем упражнения. Прежде всего это разогрев дыхания, это настройка мышц и приведение диафрагмы в тонус.
Основная часть: 25 мин.
- Упражнение стаккато-легато 4-4 (с-с-с-с-с), 8-8, 12-12,16-16
- Упражнение «Ха» -активно задействуем мышцы диафрагмы, разминаем.
- «Львенок», «Круговой язычок», «Цоканье» 2-2,»Пятачок». Эти упражнения освобождают наш речевой аппарат от зажимов нижней челюсти.
- Следующие упражнения на соединение регистров, чтобы максимально с нижнего регистра переходили на верхний и обратно, а также на развитие динамики.
Вверх-Б-р-р-р, вниз Р-р-р-р. Динамика звука вверх-вниз А-а-а-а-а-а-а
- Упражнение «Сирена" –М-м-м-м
В таких элементарных упражнениях вы не задумываясь переходите со звука на звук
Ну а дальше мы переходим к блоку вокальных распевок, где формируется единая певческая позиция, звуки, артикуляция, но еще в блок вокальных распевок мы добавим упражнения освобождения голоса от зажимов . Т.е. к пению подключим движение.
-Что дает эта техника? ( позволяет снять зажимы). Когда мы начинаем включать движение корпусом, то снимаются зажимы с плечевого сустава, с шейного отдела и таким образом голова перестает тянуться вверх, т.е. снимается зажим. Все эти упражнения приводят к тому, что разжимается нижняя челюсть.
6. «Мммммм» - упражнение не только расслабляет и настраивает диафрагму, но и формирует подачу звука. Мммммм, с наклонами вправо-влево . Сверху спускаемся на стаккато в-в-в-в
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovats_tehnologii.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников
Краткое описание работы: Мастер-класс для воспитателей ДОУ
«Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников»
Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ.
Подготовила и провела:
музыкальный руководитель
Курлюк Елена Викторовна
Добрый день, дорогие мои коллеги!
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов, «моделью человеческих эмоций» (В. В. Медушевский): она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль.
Здесь и сейчас, дорогие коллеги, узнаете, что существуют музыкальные методы и приемы, которые вы, не имея музыкального образования, сможете спокойно использовать в своей деятельности с воспитанниками. Вы скажите, что это трудно, а я скажу вам, что это интересно!
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок — музыкантом или врачом, учёным или рабочим, — пишет известный австрийский композитор и педагог Карл Орф — задача педагога — воспитать в нём творческое начало, творческое мышление.
Я мастер-класс сегодня покажу,
Много интересного вам расскажу.
На дворе у нас сейчас весна, и весь наш мастер-класс мы посвятим этому прекрасному времени года.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны.
Я вижу, у вас горят глаза, я вас приглашаю. Итак, мы начинаем. Звучащие жесты - это первые инструменты человека, инструменты, которые всегда под рукой, инструменты, которые нам помогают организовать музицирование, при отсутствии, каких-либо музыкальных инструментов. Другими словами, это логоритмические упражнения.
Итак, капель:
С крыши капает капель (руки вверх)
Кап-кап-кап-кап (щелчки пальцами сверху вниз)
Это к нам пришел апрель - руки развести в стороны
Кап-кап-кап-кап (стучим себя по груди)
Солнце припекло сильней
Кап-кап-кап-кап (хлопки по ногам),
И капель звенит быстрей
Кап-кап-кап-кап (притопы)
Звучащие жесты, это игры со своим телом, на поверхности своего тела. А вот игры с голосом, это игры, когда мы используем в речевых играх фонопедические звуки и упражнения. Это известный прием, который помогает детям представить звучание окружающего нас мира.
Итак, зарядка. Встаньте поудобней.
Дили-дили-дили-дили( поднимаем руки вверх)
Динь-динь-динь-динь ( кистями показываем колокольчик)
Колокольчики будили
Динь-динь-динь-динь ( кистями показываем колокольчик)
Всех жучков- жжых, жжых( разводим резко руки в стороны на продолжительном выдохе.)
Паучков-кых кых Произносят «х! х!...» на коротком, энергичном выдохе.
И веселых мотыльков.
Сделать glissando легким, нежным звуком вверх и вниз на гласную [у].-руками показать волны
Дили-дили, дили-дили!
Колокольчики будили
Произносят «динь-динь!..» на разной высоте в высоком регистре.
Всех зайчат,
Произносят «уууу...» в высоком регистре на длительном выдохе.-показать ушки
Всех ежат,
Произносят «ф... ф...» резко выдыхая, энергично работая диафрагмой.кисти открывать
Всех ленивых медвежат
Произносят «р-р-р...», пропевая восходящие трихорды-показать медвежат
И воробушек проснулся
Произносят «чик-чирик!» в разных регистрах.-крылышки
И галчонок встрепенулся
Произносят «кра! кра!» очень громко в среднем регистре-работаем согнутыми локтями
Дили-дили, дили-дили!
Произносят «динь-динь!..» на разной высоте в высоком регистре.
Встали все, кого будили
Кричат «Ура!» и поднимают руки.
Таким образом, детям легче справиться с высотой звуков и переходить из одного регистра в другой, и таких игр очень много, но, рамки мастер класса, не позволяет все показать.
Ритм, заложенный в словах и фразах, очень легко усваивается детьми: притопывается, прихлопывается, переносится на музыкальные инструменты.
Раздать ритмические палочки
Использование речевых упражнений в сочетании с музыкальными инструментами не только развивает у детей чувство ритма, артикуляцию, но также вводит детей в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, но самое главное, что дети, незаметно для себя, выучивают стихи наизусть и рассказывают их с особым чувством и выражением.
Итак, следующее наше упражнение «Весенняя телеграмма»
Дятел сел на толстый сук ( низ.регистр)-стучат палочками перед собой
Тук да тук ( выс р.)-вверх справа
Тук, да тук ( низ .р)-внизу слева
Всем друзьям своим на юг ( сред. регистр) -стучат палочками перед собой
Тук да тук ( выс р.)-вверх справа
Тук, да тук ( низ .р)-внизу слева
Телеграммы срочно шлет, ( сред.регистр)-стучат палочками перед собой
Тук да тук ( выс р.)-вверх справа
Тук, да тук ( низ .р)-внизу слева
Что весна уже идет( сред.регистр)-стучат палочками перед собой
Тук да тук ( выс р.)-вверх справа
Тук, да тук ( низ .р)-внизу слева
Что растаял снег вокруг( сред.регистр)-стучат палочками перед собой
Тук да тук ( выс р.)-вверх справа
Тук, да тук ( низ .р)-внизу слева
Что подснежники цветут( сред.регистр)-стучат палочками перед собой
Тук да тук ( выс р.)-вверх справа
Тук, да тук ( низ .р)-внизу слева.
М.Р.
О чем поет воробышек
В последний день зимы
Мы выжили
Мы выжили
С зимой расстались мы!
Воробышек пусть поет свои песни, а мы с вами споем свою.
Приглашаю вас на весеннюю цветочную полянку.
Сейчас при помощи этих весенних цветочков, мы будем с вами сочинять свои песенки.
( ПРИМЕР на экране-презентация)
Большому цветочку мы дадим имя ЛЯ а маленькому ЛИ)
На пластиковых тарелочках лежат цветки разного размера. Воспитатели раскладывают цветы в произвольном порядке и придумывают мелодию.
М.Р. И пока мои коллеги раскладывают цветы и придумывают свои мелодии, я скажу, что это современный метод, метод моделирования музыкального языка. Он позволяет в доступной форме показать и дать возможность почувствовать воспитанникам особенности выразительных средств музыки, а также их отношений в музыке: ритмических, темповых, динамических. А еще, кроме вокальных возможностей, можно использовать и звуковые жесты: прихлопы, притопы, щелчки. Ну, коллеги, готовы?
Педагоги пропевают свои ритмические цепочки.
М.Р. Молодцы! Хорошо потрудились, присаживайтесь за соседний столик. Предлагаю всем немного расслабиться. Для расслабления мы часто используем музыку для релаксации. Я предлагаю вам послушать прекрасную музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Апрель. Подснежник», которую, наши дети слушают на музыкальных занятиях, посмотреть красивый видеоклип о пробуждении природы и послушать прекрасные весенние звуки.
Во время видеоряда муз.рук. читает стихи:
Солнышко пригрело и в лесу подтаяло
Показалась первая, чёрная проталинка.
А на ней под солнышком - ласковым и нежным
Появился маленький беленький подснежник.
Он головку поднял, к свету потянулся
И как будто понял, что земля проснулась.
И цветочку хрупкому тоже не до сна.
По земле шагает юная весна.
Пришла весна не только в музыке и в стихах, пришла весна и к нам в музыкальный зал. Сейчас мы приступим с вами к приему, который называется « Свободное манипулирование музыкальными инструментами». Образное применение музыкальных инструментов при озвучивании сказок, один из самых интересных приемов, который можно применять в музицировании. Детям очень нравится озвучивать сказки с помощью музыкальных инструментов. Так можно озвучить любую сказку. Сложного ничего здесь нет. Нужно внимательно следить за мной, за моей мимикой и за моими жестами. На кого я покажу рукой, тот будет озвучивать образ соответствующим музыкальным инструментом. Как вы будете играть, я вас этому учить не буду, это будет исключительно ваше творчество.
Сказка Карла Орфа «Пришла весна»
Серёжу разбудили яркие солнечные лучи.
МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК И ЛОЖКА/ХРУСТАЛЬНЫЙ БОКАЛ
Ура - обрадовался Серёжа – можно идти гулять!
КОРОБОЧКА / ДОЩЕЧКА И ПАЛОЧКА/БАРАБАН
Во дворе Серёжа увидел большую коричневую бабочку.
Он побежал за бабочкой, , БАРАБАН БЫСТРО
Зацепился за кочку и упал\ ХЛОПНУТЬ ПЛАСТИКОВЫЙ СТАНЧИК,
Серёжа посмотрел на кочку: это была кротовая кучка земли, и в неё заползал дождевой червяк.
КСИЛОФОН (МЕДЛЕННО ГЛИССАНДО) /ОРЕХИ В ЛАДОНЯХ
Крота Серёжа не увидел, кроты живут под землёй, и роют своими сильными лапами длинные-длинные норы-коридоры. ПОСКРЕСТИ ПЛАСТИК БАРАБАНА / ТКАНЬ,/КОРОБОЧКА
Серёжа встал на ноги, отряхнул штаны
ПОГЛАДИТЬ ПЛАСТИК БАРАБАНА / ТКАНЬ,/БУМАГА
и огляделся: невдалеке у забора росли жёлтые цветы,
они были похожи на маленькие солнышки.
МЕТАЛЛОФОН /НАБОР БУТЫЛОЧЕК
Наберу для мамы букет цветов – сказал Серёжа.
И он нарвал для мамы цветов.
КОЛОКОЛЬЧИК/бубенцы
Мама обрадовалась весенним цветам и поставила их в вазу.
ТРЕУГОЛЬНИК / ПОДВЕШ-Я БУТЫЛКА, БОКАЛ
И каждый раз, когда Серёжа смотрел на цветы, он вспоминал, что
пришла весна. МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК
Сегодня, я вам продемонстрировала только некоторые методы, которые раскрывают нам инновационные технологии в музыкальном воспитании детей, технологии активного восприятия музыки. Ведь технология это - что мы делаем, а методы как мы делаем.
В конце своего мастер- класса я бы хотела сказать
Уважаемые коллеги, я желаю вам и вашим воспитанникам идти по жизни с музыкой.
Хочется, чтобы с доброго начала – встречи с музыкой в детском саду, ребенок пронес любовь к прекрасному искусству через всю жизнь!
Большое спасибо за внимание и активность. А для хорошего настроения примите от меня вот эти музыкальные конфеты небольшие брошюрки со сказками, которые вы можете озвучить с детьми в своих группах.
До новых встреч в нашем музыкальном зале.
Сюрпризный момент.
Фонопедическое упражнение «Кто как кричит».( для среднего и младшего возраста)
Слова | Движения |
Корова мычит. | Дети произносят «му-у!..» в низком регистре. |
|
|
Лошадка кричит. | Произносят «и-го-го!»:1-й слог высоким голосом,2-й и 3-й-низким. |
|
|
Курочка поет | Пропевают «ко-ко-ко-ко...», опускаясь с высокого звука к низкому. |
|
|
Цыпляток зовет. | Коротко произносят «пи, пи, пи...» в разных регистрах |
|
|
Крякает утка | Пропевают «кря-кря-кря!», произнося 1-й и 2-й «кря» в низком регистре. |
|
|
Зовет своих малюток. | , а 3-й — как можно в более высоком |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по ознакомлению с фольклорными произведениями
Перспективный план работы по ознакомлению с фольклорными произведениями...
Примерный перспективный план работы по ознакомлению с фольклорными произведениями (Наш дом-Южный Урал)
Примерный перспективный план работыпо ознакомлению с фольклорными произведениями...
Перспективный план работы по ознакомлению с фольклорными произведениями в средней группе
Задачи:1. Уточнять представления детей о колыбельных, закличках, их содержании, форме.2. Познакомить с докучными сказками. Вызвать интерес к сказкам, желание ...
Опыт работы музыкального руководителя «Работа над интонацией с детьми дошкольного возраста»
«Запоют дети – запоет народ»....
Пособие по работе над интонацией «Интонационно-фонетическая гимнастика. Вопрос-ответ».
В пособии по работе над интонацией «Интонационно-фонетическая гимнастика. Вопрос-ответ» представлены интонационно-фонетические упражнения, направленные на воспроизведение удивленного ...
Методическая разработка по работе над интонацией с дошкольниками
Как известно, выразительность – важнейшее коммуникативное качество речи. Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации. Об интонациях оче...