Опыт работы по ознакомлению детей с произведениями живописи
материал по рисованию (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Опыт работы по ознакомлению детей с произведениями живописи
воспитатель: Соколова Елена Анатольевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 142 (МБДОУ г. Иркутска детский сад №142)
Основными формами работы по ознакомлению детей с произведениями живописи в нашей группе являются групповые и подгрупповые занятия, беседы, игры, рассматривание. Так же по данной теме проводится индивидуальная работа с воспитанниками и работа с родителями.
При организации образовательной деятельности, придерживаюсь следующей структуры:
- Повторение предыдущего материала. Задача повтора - закрепить материал, дать возможность детям рассказать то, что им запомнилось.
2. Вводная часть. Здесь я эмоционально настраиваю детей на дальнейшее восприятие художественных произведений. Это могут быть интересные игровые ситуации («Почему ошибся художник?», «Нади ошибку в картине» и т.д.).
3. Основная часть. Сообщение названия картин, с которыми предстоит познакомить детей, название фамилий художников.
При знакомстве с натюрмортами я организую выставку репродукций картин, предлагаю детям молча их рассмотреть, полюбоваться. Затем дети высказывают свое мнение. В течение этого учебного года мы с детьми рассмотрели репродукции картин П. Кончаловского «Сирень», Б. Кустодиева «Купчиха за чаем», И. Крамского «Букет цветов, флоксы». Дети узнали какой натюрморт считается однопорядковый, а какой смешанный. Параллельно знакомились с художниками, которые рисовали натюрморт.
Ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека. Ребенок имеет возможность ощутить себя, то простым мальчиком, то солдатом. Сначала знакомила детей с портретом как с жанром, показав его отличия от пейзажа и натюрморта. Затем я показывала взаимосвязь выражения лица, позы, одежды. Обращала внимание, что нужно всматриваться в лицо, увидеть его состояние через выражения губ, бровей глаз. Мы рассмотрели репродукции картин Левитан «Автопортрет», Крамской «Неизвестная», В. Серов «Мика Морозов». Дала понятия, что такое автопортрет и портрет.
При знакомстве с пейзажем и его видами формируется эмоционально-целостный опыт отношения к природе и ее изображению в художественных картинах. Дети внимательно вглядываются в окружающую природу, видят и понимают ее красоту, ощущают гордость за землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники. Дети познакомились с художниками-пейзажистами и репродукциями их картин: И.Левитан «Золотая осень», И. Айвазовский «Девятый вал», А. Куинджи «Днепр утром», Саврасов «Грачи прилетели».
После рассматривания и сравнения художественных произведений провожу дидактические игры на закрепление полученных знаний (например, «Что было, что будет», «Подбери краски, которые использовал художник в своей картине», «Кто, о чем говорит», «Из чего состоит натюрморт», «Измени и посмотри», «Собери портрет» и др.
- Заключительная часть. В этой части совместно с детьми анализирую новые полученные знания, дети делятся своими впечатлениями, проводится анализ активности детей на занятии.
В процессе занятия провожу физ. минутки, пальчиковую гимнастику, так как развитие мелкой моторики является одним из условий развития творческих способностей. Приём музыкального сопровождения на занятиях по изобразительной деятельности, обогащает восприятие картины, добавляет оттенки.
Организованная образовательная деятельность будет наиболее эффективной в интеграции, например, при чтении былины про Илью Муромца знакомили с картиной Васнецова «Три богатыря», во время рисование на тему «Моя семья», «Я-человек» закрепляли знание о портрете, на тематической неделе «Откуда хлеб пришел», знакомились с пейзажем Шишкина «Рожь», Мясоедова «Страдная пора».
29.10.2015 г. с воспитанниками нашей группы я, совместно с музыкальным работником, провела открытое интегрированное занятие для педагогов нашего ДОУ по теме «Рассвет на Москва-реке» с целью вызвать у детей интерес к передаче художественных образов через музыку, живопись и движение. На этом занятии дети познакомились с творчеством М. Мусоргского, инструментами симфонического оркестра, работами художников А. Куинджи, А. Пластого, И. Айвазовского, учились воспринимать в единстве музыкальные и зрительно-цветовые образы, обогащали речь поэтическими образами, закрепляли навыки работы с гуашью, пастелью, другими изобразительными материалами, учились связывать музыкально-пластический образ с художественным изображением.
В своей работе я использую различные методы и приёмы по ознакомлению дошкольников с произведениями живописи, помимо традиционных – наглядный, практический, словесный, я использую такой прием, как «вхождение» в картину. Цель научить детей видеть и понимать, что написано на картине. Задаю детям вопросы: что ты чувствуешь, когда смотришь на картину? Чтобы ты делал, если оказался бы там, на картине? Какую музыку ты слышишь, когда смотришь на картину? (предлагаю ребёнку назвать музыкальный инструмент, который мог бы озвучить картину). Это оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, непосредственно подсказывает верную интонацию, ставит ребенка на место изображенного человека, учит сопереживать ему, будит детское воображение.
При рассматривании картины с детьми использую своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность и речь: путем вопросов вовлекаю детей в соревнование - "Кто больше увидит на картине?", побуждая их к наблюдательности и высказываниям. Дети умеют сравнивать картины, например, показав детям картины И. Левитана "Март" и А. Саврасова "Грачи прилетели", спрашиваю, где, по их мнению, изображена ранняя и где поздняя весна. На картине Саврасова грачи уже вьют гнезда, а на картине "Март", - еще ни одной птички не видно, и тут снега много, а там он весь потемнел, тает, на крышах снега совсем нет".
Беседа, обычно, начинается с моего рассказа о картине. Затем путем вопросов привлекаю детей к активному выражению своих впечатлений. В других случаях, беседа прямо начинается с вопросов к детям. Проведя беседу по картине, делаем выводы. Рассматривая картины, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали.
Большое внимание в вопросе развития творчества посредством живописи я уделяю работе с родителями: размещаю информацию на стендах для родителей, советую, как можно подготовиться к посещению музея, на что обратить внимание во время рассматривания картин.
В дальнейшем, планирую познакомить детей с другими жанрами живописи: анималистический, батальный, бытовой, исторический, религиозный, былинно-бытовой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по ознакомлению детей с историей и традициями своего народа Проект «Мой край у Байкала»
Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к на...
"СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЖИВОПИСИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ"
Консультация для воспитателей...
" Ознакомление детей с произведениями пейзажной живописи"
Проблема ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи – актуальна в педагогике. Формирование у детей эстетических представлений, понятий и вкусов посредством пейзажной живописи ...
" Ознакомление детей с произведениями пейзажной живописи"
Проблема ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи – актуальна в педагогике. Формирование у детей эстетических представлений, понятий и вкусов посредством пейзажной живописи ...
Опыт работы по ознакомлению детей с именами признаков
Мир состоит из огромного разнообразия объектов. Человек познает любой объект через набор признаков.Признак – это характеристика объекта, та сторона объекта, по которой его можно узнать, определи...
Опыт работы по знакомству детей с пейзажной живописью
В начале работы был разработан проект «Дети и пейзажная живопись», поставлены цель, задачи, написан перспективный план, подобран материал (репродукции картин известных художников-пейзажист...
Опыт работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с русской народной игрушкой.
Представлен опыт работы по одному из направлений нравственно-патриатическому воспитания, о приобщении детей младшего дошкольного возраста к истории и традициям своего народа....