Семинар-практикум в рамках клуба "Педагогический всеобуч"
консультация
"Образ педагога"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_pedagoga.docx | 19.66 КБ |
istoriya_formirovaniya_imedzha_pedagoga1.pptx | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
"История формирования имиджа педагога"
Введение
«Я есть то, чем признают меня окружающие».
У. Джеймс.
То, что педагог профессия особенная, никто и никогда не сомневался. Не зря профессию педагога считают публичной – он всегда на виду. Есть замечательный афоризм: «Воспитать «крылатого» ученика может только «крылатый» учитель». Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой имидж, как пример личного успешного человека. Объектом данной работы является динамика развития имиджа педагога. Предмет доклада – история формирования имиджа. В докладе выдвигается следующая гипотеза – имидж педагога существовал во все времена, поэтому цель моего доклада – доказать выдвинутую гипотезу.
Профессия учителя очень древняя и его роль в прогрессивном развитии общества велика потому, что он воспитывает молодёжь, формирует новое поколение, то есть формирует будущее общества, науки и культуры. Во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя. Неудивительно, что в разные исторические эпохи социальная роль педагога менялась, эволюционировала от наёмного ремесленника до уровня государственного служащего.
Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему.
История возникновения имиджа
Имидж не является сегодняшним изобретением и имеет свою предысторию и научный путь становления. В отличие от самого понятия, которое сформировалось недавно, имидж как явление общественной жизни существовал, вероятно, на всех этапах развития человеческого общества.
Косвенным подтверждением того, что забота о своём имидже была присуща человеку в разные эпохи, могут служить сохранившиеся прозвища исторических лиц: Ричард Львиное Сердце, Ярослав Мудрый, Иван Грозный, Филипп IV Красивый.
Древние века оставили нам не только великое культурное наследие, но и тщательно продуманные, специально созданные образы правителей. При создании имиджа фараона символы божественной власти продуманы до мелочей. Каждый смотрящий на фараона не должен был сомневаться, что перед ними сын бога Ра, живой бог.
Античное общество внесло огромный вклад в представлении человека о важности собственного имиджа. Античные философы сформулировали целый ряд общих положений и замечаний, которые и сегодня лежат в основе этики общественных отношений. Так, Аристотель советует "при обхождении с людьми держать себя как равный с равными. и воздавать каждому по достоинству". Он осуждает "излишество" и "показной блеск", называя его "безвкусной пышностью" и вводит понятие "подобающего" как основного критерия оценки поведения и внешнего вида. Человек же, «желающий быть уважаемым за свой нрав должен соблюдать середину и обладать чувством меры». Таки образом, уже в Античный период отмечалась важность влияния имиджа на успех. Необходимо было иметь достойный внешний вид, соответствующее ему поведение и интеллект. Сегодня это звучит, как соответствие внешнего вида внутреннему содержанию и является основой позитивного имиджа.
Эпоха средневековья развила свою теорию имиджа. Значимость имиджа здесь символизируется двумя особенностями – символизм и иерархичность. Это время создало массу образов, ставших символами эпохи: рыцарь-крестоносец, монах, цеховой ремесленник, купец, бюргер, дама сердца. Средневековье – период господства типических имиджей. Основной критерий имиджа – это социальный статус «знатности и благородства»
Эпоха Возрождения выдвинула идеал гармонически развитого человека. Именно в этот период истории, процесс создания имиджа был превращён в сознательно регулируемый процесс, когда была осознана роль имиджа в успешной социальной адаптации. На первый план выдвигается человеческое достоинство.
В 18-19 веках формулируется тезис о том, что имидж человека не является частным делом отдельного индивида. Соблюдение норм приличия, владение навыками общения – это воплощённое уважение к обществу, составная часть современной культуры.
XX век – век скорости. Наблюдается стремительное развитие науки об имидже.
Рассмотрим историю возникновения профессии «учитель».
Профессия педагога – одна из наиболее древних в мире. Ещё в архаичном доклассовом обществе выделялись люди, которые присматривали за детьми. Поначалу это были члены общины, которые не могли выполнять основную работу наравне с другими: чаще всего старики. Они обладали знаниями и опытом, могли научить детей способам выживания в трудных условиях. Слово "педагог" известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому. Первый лицей появился в Афинах более двух тысячелетий назад. Возможно, тогда и появилась профессия учителя. Наряду с Лицеем немного раньше появился знаменитый Гимнасий – школа физического совершенства. Лицей же стал школой мысли и духа. С этого момента возник и имидж учителя, который раньше назывался образом. Первая школа в Росси была открыта в 863 году Кириллом и Мефодием. Первые педагоги назывались «мастерами грамоты». В начале XVIII века были созданы первые светские школы, где и сформировался преподавательский класс.
история появления педагога
Проанализируем развитие педагога в Российском государстве.
Издавна традицией на Руси было, что учитель всегда был почитаемым человеком в обществе, чьё мнение было авторитетным, а сам он – эталоном поведения.
После Октябрьской революции педагог выполнял роль «двигателя», катализатора общественного прогресса.
В 30-е годы образ «хорошего» учителя был связан со знанием своего предмета и методикой его преподавания, с высокой нравственностью, то есть на первое место выдвигается внутреннее содержание.
В 40-е годы в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию политическую зрелость, высокую нравственность. То есть вновь на первое место выходит внутреннее содержание.
В 60-е годы – кроме знания предмета ценилась воля, авторитет, приятная наружность, умение говорить логично и выразительно. Внешнее содержание потихоньку начинает проявлять себя.
В 70-е годы – авторитетный, умный, приветливый, хороший организатор.
В 80-е годы – сочетание строгости с душевной добротой, эрудиция, аккуратность.
В 90-е годы – доброта, внимательность, чувство юмора, такт.
Получается, что в 30-40-е годы ученики высоко ценили общую эрудицию и высокую нравственность, то в 90-е годы – личные качества учителя, такие как искренность, доброжелательность, умение общаться и отстаивать свою точку зрения.
Исследования Е.А. Петровой показали, что имидж хорошего учителя в восприятии учащихся и родителей чётко связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, весёлый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, организованный, трудолюбивый, умный и приятный. Эти качества, которые рисуют образ стереотипа идеального учителя, можно рассматривать как систему требований, предъявляемые учениками и родителями к имиджу учителя. Но никто, конечно, не призывает учителя некритично следовать этим требованиям. Требования должны быть совместны с конкретным и индивидуальным складом педагога.
На сегодняшний день, современный образ учителя должен определяться не только перечисленным выше набором качеств, но и новым коммуникативным имиджем школьного педагога, который сложился в современной России и объединяет деловые качества, образование, воспитание, такт, вид, облик, искусство говорить, действия и поступки, тембр голоса, искусство слушать, умение общаться, образ мышления.
Надо помнить, что и в одежде и в манере поведения человека всегда присутствуют элементы, позволяющие судить о статусе человека («Что приличествует Юпитеру, то не приличествует быку»,— гласит древняя поговорка). И на основе внешнего впечатления формируется изначальный и нередко устойчивый стереотип восприятия педагога.
Советы имиджмейкеров и психологов
– будьте опрятными во всём;
– соответствуйте возрасту, положению, времени года, времени суток;
– следите за речью, не пользуйтесь сленгом;
– будьте общительны и доброжелательны, но не забывайте о дистанции;
– самосовершенствуйтесь, идите в ногу со временем, не бойтесь учиться, будьте в курсе событий, овладевайте новыми технологиями.
Заключение
Отношение к имиджу у самих преподавателей разное. Учителя старшего поколения воспринимают его как маску. Они считают, что внутреннее содержание должно быть приоритетным над внешним. Но у этой проблемы есть другая сторона – педагог, который занимается созданием собственного имиджа, лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает.
Имидж – явление сложное, а его формирование – это искусство, которое требует работы. Главное помнить, чтобы желаемый имидж соответствовал реальному и отражал индивидуальность.
Обобщая сказанное, прихожу к выводу, что правильно подобранный имидж позволит учителю проявить свою индивидуальность, поможет одержать победу над своими страхами, почувствовать свои силы и увлечь за собой учеников, воспитывать детей не только учёным словом, но и собственным жизненным примером!
Пусть в жизни нам сопутствует удача и успех!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пусть в жизни нам сопутствует удача и успех!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для педагогов «Педагогические ситуации» (в рамках работы творческой группы по использованию личностно-ориентированного подхода)
Цель семинара – практикума: повышение уровня педагогической культуры педагогов, формирование педагогических установок и рефлексии развивающего взаимодействия с детьми и родителями....
Семинар-практикум для педагогов "Театральный ринг" в рамках проекта "Неделя театра"
Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь методистам, воспитателям ДОУ, музыкальным руководителям. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практи...
Семинар – практикум «Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»
Семинар – практикум«Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»Цель: формирование мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов, как способа интеграции образовате...
Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...
Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...
Всеобуч (апрель 2022) Семинар-практикум «Детство – самая счастливая пора»
Детство – самая счастливая пора. И самые лучшие воспоминания о детских годах остаются на всю жизнь. Мы уверены, каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос умным, сильным, здоровым, счастли...