Мастер – класс для педагогов «Кинезиология на все случаи жизни»
материал

Альчикова Антонина Владимировна

Мастер – класс для педагогов  «Кинезиология на все случаи жизни» направлен на ознакомление педагогов с эффективными кинезиологическими упражнениями, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников, повышению мотивации к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_moy_po_kineziologii.docx41.46 КБ
PDF icon prezentatsiya_kinezeologiya.pdf1.02 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №18 «ЛУЧИК» ГОРОДА АЛУШТЫ

МАСТЕР -  КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Тема: «Кинезиология на все случаи жизни»

Дата проведения: 19.01.2021 год

Подготовил: старший воспитатель

Альчикова А.В.

Алушта, 2021 год.

Тема: «Кинезиология на все случаи жизни»

Цель: Познакомить педагогов с современной здоровьесберегающей технологией — с кинезиологией.

Задачи: 

  1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными кинезиологическими упражнениями, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников.
  2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по применению кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками.
  3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Оборудование: презентация «Кинезиология на все случаи жизни» карточки для определения доминирующего полушария (по Павлову), карандаши и чистые листы бумаги.

 Дата проведения: 19.01.2021 год

Время проведения: 14.00

Место проведения: музыкальный зал

Участники мастер – класса: педагоги МБДОУ «Детский сад №18 «Лучик» города Алушты

Подготовила и провела: старший воспитатель Альчикова А.В.

Материалы и оборудование: презентация, экран, проэктор, ноутбук, листы для проведения тестового задания.

План проведения:

  1. Теоретическая часть «Секреты кинезиологии».
  2. Практическая часть «Кинезиологические упражнения».
  3. Итоги мастер – класса

Ход мастер – класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своём мастер-классе. Я очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и главное полезный разговор. Сегодня я познакомлю вас с технологией применения  кинезиологических упражнений4в8работе5с7дошкольниками. 

Преимущества технологии: не требует материальных затрат и достаточного количества времени.

В начале моей работы детей группы развитие общей и мелкой моторики было на низком уровне, что значительно затрудняло их развитие в целом. Поэтому, меня заинтересовала технология кинезиологических упражнений.

Целью методов кинезиологии является прежде всего установление с детьми личностного эмоционального контакта и делового сотрудничества. Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных технологий развития и воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. К таким технологиям относится кинезиология.

Рассмотрим теоретический аспект данной технологии:

  1. Теоретическая часть « Секреты кинезиологии».

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта. Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движениях. Кинезиология – достаточно молодое и малоизвестное научное направление. Возникшее в 60-х годах XX века, как синтез древневосточных учений (философия, медицина) и современных наук (генетика, информатика, кибернетика, психонейрофизиология, психология, педагогика).

Всем нам известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации.

Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности – это люди с доминирующим правым полушарием.

Но для начала я  предлагаю вам определить, какое полушарие доминирует именно у вас. Для этого мы сейчас воспользуемся одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест И.П. Павлова).

Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что - то общее.

Оценка результатов: Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:

1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».

2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».

3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя».

То у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.

Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:

1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя».

2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья».

3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть».

То у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.

При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. А пик работоспособности мозга приходятся на те мгновения, когда мышление обоих полушарий синхронизируется.

Основателями образовательной кинезиологии являются американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон. Эта система была ими разработана более 40 лет назад. В России она известна с начала 90-х годов.

Цель использования кинезиологических упражнений:
активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, развитие межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий.

Задачи:

  • развитие межполушарной специализации;
  •  развитие межполушарного взаимодействия;
  • развитие межполушарных связей;
  • синхронизация работы полушарий;
  • активизация работы мышц глаз;
  • развитие дыхательной мускулатуры
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие способностей;
  • развитие памяти, внимания;
  • развитие речи;
  •  развитие мышления

Комплексы упражнений включают в себя:

  • Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.
  • Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
  • Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  •  Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма
  •  Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Кинезиологические упражнения проводятся в любые режимные моменты в качестве динамических пауз. Время проведения 3-5 минут, в общей сложности это может составлять до 25-30 минут в день.

Важные моменты в проведении подобных упражнений:

  • Во время образовательной деятельности проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.
  • Если же предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.
  • Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.
  •  Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. При интеллектуальном развитии возможно применение кинезиологических упражнений.
  • Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительнее изменения.

Признаки, по которым видны достижения детей таковы:

  • У ребенка пропал страх отвечать перед группой детей, он стал спокойнее, увереннее в себе.
  • У некоторых детей появилась готовность и желание выполнять дополнительные задания.
  • Речь из бессвязной и односложной превратилась в осознанный рассказ.
  • Детям стали по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала.
  • Дети принимают правила сотрудничества и взаимопомощи.

 Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

  • Занятия проводятся утром.
  • Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
  • Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
  • От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
  • Упражнения проводятся стоя или сидя за столами.
  • Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.
  • Длительность занятий по одному комплексу составляет месяц, неделя – перерыв.

В работе с детьми можно использовать как отдельные упражнения, так и в комплексе:

  • Точечный массаж + пальчиковая гимнастика с кинезиологическими элементами.
  • Кинезиологическая гимнастика.
  • Кинезиологические упражнения органично вплетаются в физминутки
  • Кинезиологические сказки. Когда дети освоили достаточное количество кинезиологических упражнений можно предложить им придумывать сказки с использованием этих упражнений. Вот такую сказку придумали мы вместе с детьми

  1. Практическая часть «Кинезиологические упражнения».

Рассмотрим использование данной науки в нашей практике, познакомимся с кинезиологическими  упражнениями.

Сегодня мы предлагаем вам выполнить несколько простых, но действенных кинезиологических упражнений для рук вместе с нами. Эти упражнения необходимо проводить ежедневно. Ребенок выполняет вместе с взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.

1 упражнение – «Лягушка»

Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе. Происходит смена положения рук.

Речевое сопровождение:

Лягушка хочет в пруд,
Лягушке скучно тут,
А пруд зарос травой,
Зеленой и густой.

2 упражнение – «Заяц-коза-вилка»

«Заяц»: средний и указательный пальцы вытянуты вверх, при этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони.

«Коза»: указательный палец и мизинец вытянуты вверх, при этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони.

«Вилка»: вытянуты вверх три пальца (указательный, средний, безымянный), расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони.

3 упражнение – «Лезгинка»

Левую руку сложить в кулак, большой палец оставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Пальцами правой руки с прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

4 упражнение – «Ухо-нос-хлопок»

Левая рука — взяться за кончик носа, правая рука — взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Таких простых, но очень действенных упражнений очень много. Я подготовила для вас небольшие буклеты, в которых вы найдете некоторые кинезиологические упражнения, они помогут вам в вашей работе и пригодятся для вас самих.

Упражнение «Зеркальное отражение»

Еще одной формой кенизиологических упражнений является зеркальное рисование. Это рисование двумя руками одновременно.

Перед вами лист бумаги, возьмите в обе руки по фломастеру. Я буду говорить, что вам нарисовать (круг, многоугольник, зайца)

Обратите внимание на ваши рисунки. Надеюсь, вы лишний раз убедились, что одно из полушарий у вас, все — таки, доминирует, так как вам не удалось добиться полной симметрии в рисунке. Постоянные занятия симметричным рисованием помогут вам. Рисуем обеими руками одновременно симметричные зеркальные рисунки – и у вас работают оба полушария гармонично!

Глазодвигательные упражнения

  1.  “Взгляд влево вверх” Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.
  2. “Горизонтальная восьмерка” Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

Растяжки:

  1. Снеговик” Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
  2. “Дерево” Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Дыхательные упражнения:

“Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Телесные упражнения:

  • “Перекрестное марширование” Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
  • “Мельница” Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

Упражнения на релаксацию:

“Путешествие на облаке” Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Массаж

  1. Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.
  2. Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.
  3. Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз.

Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.

Точечный массаж + пальчиковая гимнастика с кинезиологическими элементами

Крылья носа разотри – раз, два, три (поочерёдно указательными пальцами)

И под носом себе утри – раз, два, три (ребром ладони)

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять (одновременно двумя руками, поочерёдно каждым пальцем руки)

Вытри пот теперь со лба – раз, два (ладошками поочерёдно)

Серьги на уши повесь, если есть. (перекрёстно руками)

Заколкой волосы скрепи – раз, два, три (массаж головы подушечками пальцев рук)

Сзади пуговку найди и застегни (указательным пальцем от основания черепа, продвигаясь до 7 шейного позвонка помассировать его круговым движением)

Бусы надо примерять, примеряй и надевай (поглаживая поочерёдно ладонями шею)

А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку (точки мозга, ямки под ключицами)

А сюда браслетики, красивые манжетики (массаж запястий)

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики (любое кинезиологическое упражнение («Колечки», «Кулак ребро, ладонь», «Ладошки»)

Вот как славно потрудились и красиво нарядились («Сова») Осталось ноги растереть и не будем мы болеть (круговые поглаживания ног).

Кинезиологическая сказка про котёнка.

Жил-был котик (рука в кулак). Лежал он на диване, лапки вытянул (руки ладошками вниз на коленях), коготочки втянул (руки в кулаки). Услышал шум, побежал посмотреть (кулак-ладонь). Видит бабушка клубочки мотает: большой, побольше, поменьше и самый маленький (колечки). Расшалился котик, разбросал клубочки, все ниточки перепутал (большой палец одной руки к мезинцу другой, указательный к большому, средний к указательному, безымянный к среднему, мезинец к безымянному). Рассердилась бабушка, отругала котика, убежал он в свой домик (соединить кольцевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки). А бабушка позвала внучку и попросила её распутать ниточки. Помогла внучка. И получились у неё клубочки: большой, побольше, маленький и самый маленький (колечки). А котёнку девочка мячик дала, чтобы не скучал (соединить кольцевые фаланги округлых пальцев рук).

Стал котёнок с мячом играть (покачивание, соединёнными пальцами, словно катится мяч) А внучка Лезгинку танцевать (лезгинка) Да и бабушка развеселилась, тоже в пляс пустилась (перекрёстные шаги) Тут и сказочке конец, кто всё сделал молодец.

Если вдруг не получилось, не отчаивайся, совсем немного тренировки и ты справишься. Общеизвестная фраза: все болезни от нервов давным-давно никого не удивляет, мы привыкли к стрессу, практически сроднились с ним, и невдомек нам, что жизнь в стрессе - это постоянное хождение по лезвию бритвы, начало большинства заболеваний, которых можно было бы избежать, если бы каждый из нас, мог на минутку остановиться и задуматься, как помочь себе справиться с проблемами прямо сейчас. А выход есть, и он очень простой. Кинезиология – это метод, который выявляет и устраняет психоэмоциональную причину практически любого психосоматического заболевания, быстро избавляет организм от стресса, может быть как методом лечения, так и профилактики. И при появлении стресса или стрессовой ситуации сам человек может быстро снять его на начальном этапе с помощью простых упражнений.

Кинезеологическая самостоятельная коррекция в домашних условиях за 5 минут.

Как только вы почувствовали, что вас охватывает страх, паника или вы испугались, нужно сразу: - Сделать 12 глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. По возможности, лучше сделать это сидя, может вначале немного закружиться голова. Потом сделать себе самому позу ФОП, для простоты назовем ее лобнозатылочная. Вам необходимо обхватить свою голову руками самому так, чтобы одна ваша рука лежала у вас на лбу, а другая на затылке. Держите руки до тех пор, пока не сделаете глубокий вдох и пока тело не выпрямится, а головане отклонится немного назад. Еще один знак, что коррекция прошла успешно – равномерное синхронное биение в двух точках на лбу и в двух на затылке. Все утверждают, что после того, как вы подержали СВОЮ ГОЛОВУ В СВОИХ РУКАХ, вы успокаиваетесь, страх полностью уходит, и вы начинаете адекватно оценивать проблему. Счастье – внутри нас! Помните это

Итог мастер – класса:

Сегодня мы познакомились с упражнениями и играми, используя которые на своих занятиях, вы можете тренировать блоки мозга. Упражнения необходимо проводить непосредственно на занятиях, некоторые в начале занятия, некоторые в те моменты, когда вы видите, что ребенок с нарушениями в поведении устал, начал отвлекаться и т.д. Игры необходимо проводить в течение дня. Можно проводить их на улице. Самое главное требование и условие — это регулярность и повторяемость. Только регулярностью тренировок можно добиться ощутимого эффекта. Во всем важна последовательность, терпение, кропотливость, регулярность и положительный эмоциональный настрой. Чего я вам всем и желаю в вашей профессиональной деятельности.

        Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали; было ли вам интересно и хотели бы вы применить полученные знания на практике Спасибо за внимание! Если у вас возникли вопросы, я отвечу на них.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Кинезиология для дошкольников"

Познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых в образовательном процессе будет способствовать умственному и физическому развитию дошкольников....

Методическая разработка.Мастер-класс для педагогов " Кинезиология, как оздоровительная форма, применяемая в умственном и физическом оздоровлении дошкольников"

Цель: Познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе в целях умственного и физического оздоровления дошкольников...

Мастер-класс для педагогов «Кинезиология как методика сохранения здоровья»

Мастер-класс для педагогов«Кинезиология как методика сохранения здоровья» Цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовател...

Мастер-класс для педагогов «Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер класс для педагогов "Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста" содержит цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, прменение которых возможно в образова...

Мастер класс для педагогов "Кинезиология как средство развития умственных способностей и физического здоровья"

Мастер класс для педагогов "Кинезиология как средство развития умственных способностей и физического здоровья"...

Мастер-класс для родителей "Кинезиология на все случаи жизни"

Мастер-класс для родителей старшей группы детского сада....

Мастер класс для педагогов " Кинезиология для детей дошкольного возраста"

Мастер класс для педагогов " Кинезиология для детей дошкольного возраста"...