Консультация для воспитателей: Программно-методическое обеспечение детей по патриотическому воспитанию в детском саду
консультация
Патриотизм – это чувство любви к Родине.
Родина в свою очередь – это Отечество, Отчизна, страна в которой человек родился, место рождения, малая Родина.
Следовательно, быть патриотом, значит любить свою малую Родину, свой дом, семью, свой город, поселок, район, свой край, Родину и её граждан.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному дому, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим домом, своей страной. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
Главной ЦЕЛЬЮ дошкольного образовательного учреждения в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачами для реализации нравственно-патриотического воспитания являются:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Воспитание уважения к труду;
- Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- Формирование элементарных знаний о правах человека;
- Расширение представлений о столице и городах России;
- Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны (победа в ВОВ, наша армия);
- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Патриотическое воспитание в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Особое внимание в программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств. Как патриотизм, активная жизненная позиция. Творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. В программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения. Уверенности в том, что Россия-великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5-7 лет «С чистым сердцем». Авторы: Белоусова Р.Ю., Егорова А.Н., Калинкина Ю.С.
В основу содержания программы положены духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России, такие, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
Программа содержит оригинальный опыт ознакомления дошкольников (5-7) лет с биографиями выдающихся исторических личностей и героев современности, чья жизнь является достойным примером для подражания. Программа содержит примерные конспекты образовательной деятельности, дидактический материал, сказки и рассказы духовно-нравственного содержания.
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Разработана Князевой О.Л., Маханевой М.Д.
В программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» формировании патриотических чувств происходит посредством приобщения детей к
культурному богатству русского народа. Учебно-методическое пособие содержит
тематический годовой план работы в данном направлении, содержит сказки, былины,
предания, предложенные для использования на занятиях, освещает приёмы и способы
деятельности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию программы в
условиях ДОУ.
Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря».
Авторы: Э.А.Халикова, Н.В.Колебошина.
Представленные разработки, занятий, бесед, праздников: Пасха, Рождество и др. –раскрывают самые важные события православной истории и культуры в доступной, живой форме, с использованием образного поэтического языка, элементов театрализации, предполагающих активную познавательную, коммуникативную и музыкально-игровую деятельность детей.
Пособие предназначено воспитателям, музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования для использования в учебных целях.
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой практико-ориентированный проект. Авторы: Н.Н.Леонова, Н.В.Неточаева.
В пособии предложена модель нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников, реализуемая в рамках целевого творческого практико-ориентированного проекта, объединяющего всех субъектов образовательного пространства (педагогов, родителей, детей) и оптимально раскрывающего интегративные возможности изобразительной, познавательной, социальной, коммуникативной деятельности (занятия, праздники, физкультурные досуги, творческие выставки, конкурсы, концерты) в достижении детьми 5-7 лет целевых образовательных ориентиров, соответствующих ФГОС ДО, таких как проявление патриотических чувств, ощущение гордости за свою страну, ее успехи. Наличие представлений о важнейших исторических событиях. Целевой проект представлен подпроектами: «Моя-Родина-Россия!», «Священная война», «Детство без войны».
Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. Авторы: Н.М. Сертакова, Н.В.Кулдашова.
В пособии предложен педагогический опыт, раскрывающий особенности и специфику работы по воспитанию нравственно-патриотических качеств и формированию проектно-исследовательских умений и навыков у дошкольников, объединяющих всех субъектов образовательного пространства (педагогов, родителей, детей) для решения поставленных ФГОС До воспитательных задач и достижения высокого уровня планируемых результатов в освоении содержания образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», в организации художественно-изобразительной, познавательной, социальной, коммуникативной деятельности дошкольников.
Проектно-исследовательская деятельность представлена проектами гражданско-патриотической направленности, каждый из которых включает методический паспорт, технологические карты НОД, сценарии досугов, праздников, рекомендации.
В книге представлены материал по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников, с конспектами музыкальных занятий, досугов, праздников, тематические мероприятия и беседы, занятия лепкой, рисованием, развивающие игры.
Этот славный День Победы: система работы образовательной организации: памятные акции, классные часы и уроки мужества, торжественные линейки и праздничные митинги, тематические мероприятия. Авторы: М.В.Солодкова, Н.В.Кулдашова, Л.Ф.Речкина, Н.В.Торопцева. Л.М.Красильникова, Т.А.Янтудина, Н.И.Калашникова, Т.В.Немчинова.
В пособии представлена система воспитательной работы, включающая организацию и проведение с обучающимися в течении всего памятного года таких тематических мероприятий, как литературно-музыкальные композиции, военно-спортивные и познавательно-исторические игры, классные часы и уроки мужества.
Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. Авторы В.Н.Косарева.
В пособии представлена система работы по ознакомлению детей 3-7 лет с прошлым и настоящим в истории страны и родного края, основами народной культуры. Предложены календарно-тематическое планирование для всех возрастных групп, диагностический инструментарий и ресурсный материал, подробные конспекты занятий с включением авторских дидактических игр, современных форм и приемов активизации познавательной деятельности дошкольников, которые позволят педагогам приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям, развить интеллект, творческие способности, элементы самостоятельности, сформировать наглядно-образное мышление, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, помогут малышу осознать свое место в окружающем мире и повысить уровень социализации, тем самым обеспечить эффективную реализацию основой образовательной программы дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО.
Формирование Нравственных ценностей и патриотических чувств у детей 5-7 лет. Планирование. Комплексные познавательные занятия. Авторы: И.Н.Панасенко.
В пособии представлено перспективное планирование, которое отражает все направления работы по формированию нравственно-патриотических чувств у детей 5-7 лет. Предложены занятия комплексного характера, что соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. Познавательный материал, беседы нравственно-этического содержания, народные игры, работа с художественными произведениями и произведениями устного народного творчества, рисование и лепка на нравственно-патриотическую тему направлены на решение очень важной проблемы-воспитание человека и гражданина.
Наша Родина-Россия. Методическое пособие.
Авторы: Т.А.Шорыгины.
В пособии представлены беседы с детьми, посвященные нашей Родине-России. Автор раскрывает нравственное значение, историю и функции государственных символов России-гимна, флага и герба, рассказывает о важнейших событиях в истории Отечества, о родном языке, народных традициях, большой и малой Родине человека. О героях, полководцах и богатырях, учителях духовных, словом, о тех людях, которыми может гордиться Отчизна. Беседы сопровождаются стихами, сказками, вопросами и заданиями.
Родные сказки. Беседы с детьми о родной земле.
Авторы: Е.И.Федорова.
В книге представлены познавательные сказки,
в которых рассказывается об истории русской
земли. Ее можно использовать как пособие
для дополнительного чтения и навыков пересказа. Представленные в книге сказки помогут детям понять, как любовь, вера и дружба сберегли наших предков от зла.
Отправляемся в гости к народам России. Сказки, беседы, и игры для детей 5-7 лет.
Авторы: Е.А. Алябьева.
В книге представлены авторские сказки для детей старшего дошкольного возраста , которые знакомят их с традициями и обычаями народов России. В результате понимания и принятия традиций народов России у детей пробуждается интерес, который может стать основой формирования личности россиянина.
В своей работе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию мы используем интерактивное пособие-лэпбук, которое является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.
«Лэпбук» (lapbook)- в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга» (lap-колени, book-книга). Это сравнительно новое средство обучения дошкольников.
Лэпбук –это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
В нашей группе были изготовлены такие лэпбуки: «Моя родина Россия», «Никто не забыт, ничто не забыто!», «День Победы», «Народный быт», «Моя Россия», «Малая родина п.Саган-Нур», «Моя Бурятия»; где дети узнали о история возникновения поселка; достопримечательностях, гербе, флаге поселка, Бурятии и России. Дети познакомились с народными играми, устным народным творчеством, народным национальным костюмом. Информация в лэпбуках представлена в виде стихов, загадок, иллюстрации, всевозможных дидактических игр, которые не только знакомят детей с теми или иными понятиями и помогают закреплять полученные знания, но и развивают речевую активность, логическое мышление, зрительное восприятие и память.
В результате использования данной методической разработки дети стали активнее взаимодействовать друг с другом и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Возрос познавательный интерес, любознательность, самостоятельность и инициативность в изучении культурного наследия родного края. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни. Таким образом, приобщение детей к истокам народной культуры, воспитание любви и уважения к своей семье, родному городу, краю и, как следствие, Отечеству посредством использования интерактивного пособия лэпбук является эффективным средством формирования основ патриотизма у дошкольников.
Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.
- В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.
- Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: "Укрась одежду национальным узором", "Сложи одежду", "Дом Машеньки и Гульчечек", "Сортируй узоры", "Исправь ошибку" (национальные куклы одеты неправильно).
- Цикл дидактических игр по родному городу "Узоры родного города", "Не ошибись", "Знаешь ли ты?" (знаменитости города), "Путешествие по городу", "Птицы нашего города", "Собери целое", "Загадки о городе", "Так бывает или нет?" помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.
- Много словесных игр используем при воспитании нравственных чувств. Например, игры:
- · "Вкусные слова" (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово);
- · "Цветок красивых слов" (дети вставляют свои лепестки, произнося волшебное слово);
- · "Река вежливости" (дети парами строятся друг за другом; ребенок без пары встает впереди; он, произнося волшебное слово, выбирает себе пару);
- · "Кто больше скажет?" (волшебных слов);
- · "Поделись улыбкой", "Меняемся местами" (те, кто маму любит, кто бабушке помогает и т.д.);
- · "Похвали соседа", "Моя игрушка рассказывает обо мне";
- · "Люблю своих близких" (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).
- Вот так мы используем дидактические и народные игры в воспитании нравственно-патриотических качеств у дошкольника. Этот вопрос становится особенно актуальным, когда в истории государства происходят катаклизмы, когда меняются ориентиры, рушатся и разоблачаются былые герои.
Подвижная игра –естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. Народные подвижные игры-традиционные средство педагогики. Испокон веков в них ярко отражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Радость движения в этих игра сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре своей страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Перед проведением сюжетных народных игр детям рассказывают о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показываем иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовываем национальными обычаями, фольклором например: русскую «Чижик», украинскую «Колдун», белорусскую «Посадка бульбы» и др. Популярными являются спортивные народные игры. По содержанию эти игры лаконичны и выразительны, не требуют от играющих какой-либо специальной подготовки. Таковы. К примеру, «Лапта», «Чикбек», «Бег в мешках». Во время проведения игр у детей развивается реакция на мгновенное изменение ситуации, проявляется смелость, сообразительность, смекалка, умение переключатся с одной деятельности на другую, например, в русских народных играх: «День и ночь», «Бабка Ёжка», «Салки в кругу» и др.
Таким образом, детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, позволяют решить задачу национального воспитания и всестороннего развития ребенка. Правильная педагогическая организация игровой деятельности воспитанников может быть реальным и действенным путем возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них и культуру своего народа. Возрождение народных традиции в подвижных играх, состязаниях, обычаях поможет приостановить процесс вымирания народной педагогики и окажет огромное влияние на воспитание психически и физически здорового подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему : "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в детском саду".
Консультация для родителей на тему «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в детском саду».Дорогие родители одной из главных задач , которая заложена в «Программе обучения и восп...
Консультация для воспитателей «Сотрудничество с семьями воспитанников по нравственно – патриотическому воспитанию в детском саду» (из опыта работы)
взаимодействие и общение с родителями - процесс сотрудничества, формирования единых интересов и потребностей между детским садом и семьёй, единых линий и преемственности воспитания в семье и дошкольно...
Консультация «Взаимодействие родителей и воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду»
Консультация «Взаимодействие родителей и воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду»...
Консультация для воспитателей «Организация патриотического воспитания в детском саду»
Консультация для воспитателей «Организация патриотического воспитания в детском саду»...
Консультация для воспитателей. "Обеспечение оздоровительной направленности физического воспитания в детском саду"
В этом материале предоставленны рекомендации по прафилактики оздоровления детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей «Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию в детском саду»
Консультация для воспитателей «Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию в детском саду»...
Консультация для воспитателей «Развивающая предметно – пространственная среда по экологическому воспитанию в детском саду»
Описание развивающей предметно – пространственная среды по экологическому воспитанию в детском саду...