Консультация «Взаимодействие родителей и воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду»
консультация (средняя группа) на тему

Уткина Наталья Анатольевна

Консультация «Взаимодействие родителей и воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_vospitateley_i_roditeley.docx46.97 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, достижениям. Поэтому и базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

     В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению.

     В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.

     Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

     В этой связи ДОУ ставит перед собой следующие задачи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

     Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.

      Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

     Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. В главный мотив взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию детей, можно заложить слова В. А. Сухомлинского «в дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Он подчеркивал, что задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей, а между воспитателями и родителями установлены отношения доверия и сотрудничества. Единство в воспитании, осуществляемое детским садом и семьей, обеспечивает определенную системность воспитательной работы, более успешно формируются патриотические чувства и представления ребенка, более прочными становятся навыки и привычки поведения.

     Разнообразие форм работы по взаимодействию ДОУ с семьей позволяет выбрать наиболее эффективные из них для решения задач патриотического воспитания дошкольников, для повышения уровня знаний и умений родителей по патриотическому воспитанию дошкольника. Такими формами могу быть:

  • Совместные экскурсии к памятникам, достопримечательностям города,
  • совместные праздники и викторины,
  • выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, ее традициях;
  • семейные встречи в музее «Русская изба»,
  • знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном

Все это формирует у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Ярким событием также могут стать совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми 
местами своей малой Родины. Все это создаёт у детей мощную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений и представлений об истории родного города, его достопримечательностях идет легко и непринужденно.

     Также совместная деятельность детей-родителей-педагогов воспитывает комплекс нравственно-волевых качеств – любовь к родному краю, отзывчивость, взаимопомощь, доброжелательность, трудолюбие - развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему, что является одним из факторов патриотического воспитания. Воспитательный эффект труда в совместной продуктивной деятельности повышается, если ребенок работает вместе с мамой, папой, дети чувствуют себя настоящими помощниками в полезном деле. Для формирования патриотических чувств ребенка большое значение имеет воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающему, которое зависит от взаимоотношений в семье, свидетелями и участниками которых они являются. Главное, что может доставить ребенку радость - это общение его с родителями, совместные прогулки, совместная деятельность. Поведение родителей служит для детей наглядным примером любви к родному краю.

     В современные программы и пособия по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром, по нравственно-патриотическому воспитанию включены разделы, посвященные знакомству старших дошкольников со своей родословной. Объем предлагаемой детям информации в каждом возрасте неодинаков. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.  

     Для успешного воспитания патриотических чувств, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели «патриотическое лицо» своих родителей. Как уже упоминалось, в настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения. В  молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Таким образом, целесообразно патриотическое воспитание детей организовывать во взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, одновременно с детьми и родителями. В тоже время, преобладающая часть родителей не имеют достаточных знаний об истории родного города, его традициях и культурных ценностях, испытывают трудности в их передаче детям. Необходимо создание такой системы работы педагогов и родителей, которая позволит планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.

     Итак, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Необходимо формировать такие качества как:

- чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

- чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

- представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России. 
- Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изо. деятельность, художественное слово.

- Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России.

- Создание развивающей среды в группах.

- Воспитание гражданско-патриотических чувств через самостоятельную проектную деятельность детей.

Формирование патриотических качеств личности дошкольников через взаимодействие с семьей осуществляется через традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества:

Анкетирование:  «Семейные традиции», «Патриотическое воспитание», «Юный патриот».

Консультации в родительских уголках: «Люблю тебя мой край родной», «Мы живем в России», «Природа вокруг нас», «Покормите птиц зимой».

Родительские собрания: «Воспитание добротой», «Нравственные отношения в семье и в детском саду», «Народные промыслы».

Совместная деятельность детей и родителей: оформление рисунков «Моя семья»,  «Моя мама лучше всех», «Мой любимый город», «Мой домашний любимец».

Оформление выставок: «Мамины руки не знают скуки», «Народные промыслы», «Мастерская Деда Мороза», «Моя родословная», «Герб семьи».

Тематические выставки поделок из природного материала: «Чудо овощи», «Картины из осенних листьев» и т.д..

Совместные экологические проекты: «Русская березка», «Природа родного края», «Трудно птицам зимовать-надо птицам помогать».

Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории родного края, предметы быта, подбор художественной литературы.

Экскурсии к памятнику погибших воинов во время Великой Отечественной войны, в краеведческий музей, выставочный зал, в музей комбината «Магнезит».

Беседы: «Вместе дружная семья», «Мой любимый детский сад», «Моя семья», «Традиции», «В гостях у сказки».

Совместные занятия родителей и детей с презентацией: «Хлеб всему голова», «Моя семья», «Наш любимый город», «Москва-столица нашей Родины».

Совместные детско-родительские встречи в различных формах: конкурсы, викторины, спортивные мероприятия «Мы читающая семья», «Мама, папа, я- спортивная семья», «Мама, папа рядом, что еще для счастья надо».

Праздники с использованием ИКТ: «День знаний», «Осень в гости пришла», «День защитника отечества», «Мамин праздник», «День победы», «Выпускной», «Лето в гости пришло».

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания – воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.

Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятсяотношение к родителям как к партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.

Содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием, и не может быть единого стандарта.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

К традиционным формам относятся:

  • День открытых дверей;
  • Беседы;
  • Консультации;
  • Родительские собрания;
  • Родительские конференции;
  • «Круглые столы»;
  • Спортивные праздники;
  • Организация совместной деятельности по благоустройству помещения и территории детского сада;
  • Наглядная педагогическая информация.

Нетрадиционные формы:

  • Семейные клубы;
  • «Родительская почта»;
  • «Телефон доверия»;
  • Библиотека игр;
  • Кружок «Очумелые ручки»;
  • Вечера вопросов и ответов;
  • Встречи за круглым столом;
  • Интерактивные игры;
  • Тематические акции.

Анализируя работу по патриотическому воспитанию детей  мы выявили факт недостаточного подключения  родителей к решению данного взгляда. В основном задачи патриотического воспитания решались в разных видах деятельности с детьми. Работа с родителями ограничивалась лишь рамками педагогического просвещения. Мы поставили цель – вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия.

Акцент во взаимодействии с родителями ставится на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. В группе были организованы и проведены досуг «День матери», «Вечер юмора и шуток».

Традицией стало празднование «Дня рождения детей» с привлечением родителей, которые заранее готовили рассказ о ребенке, приносили его фотографии, старались представить интересные факты из жизни семьи. Создавалась атмосфера общности интересов взрослых и детей.

Традиционно каждой осенью в нашем детском саду проводится осеняя ярмарка и выставка «Дары осени», а зимой конкурс «Новогодняя игрушка». Родители вместе с детьми являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Все это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.

Формирование у детей любви к природе родного края, желание беречь ее и защищать, осуществляется в таких видах деятельности, как озеленение территории детского сада, участие в конкурсах на лучшую кормушку для птиц и лучший экологический плакат. Родители проявляют заинтересованность к таким мероприятиям и демонстрируют свои творческие способности.

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной деятельности и на занятиях. Мы стараемся формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью малой Родины.

Знакомство дошкольников с родным краем, родным городом – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю и, конечно же, здесь невозможно обойтись без участия и помощи родителей. В рамках реализации проекта "Любимый город" (викторина «Знатоки родного города») и родители, и педагоги с интересом наблюдали за тем, как дети с увлечением строили улицу родного города, показывали на макете дома свой «этаж», окна своей квартиры.

На таких занятиях детям прививается любовь к своей малой Родине – к своему городу, улице, на которой вырос, своему дому. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим их к пониманию, что их город – частица Родины. Сохранить свой город чистым, зеленым, комфортным для проживания – это долг каждого жителя города.

Родители приняли активное участие в презентации проекта «Народная игрушка», цель которого обратить внимание на значение фольклора в развитии патриотических чувств, объяснить необходимость формирования у детей представлений о родном крае, традициях русского народа.

Замечательной практикой в группе стала организация досуговой деятельности на тему «День Защитника Отечества». Традиционно в преддверии этого праздника в группе проводятся спортивно-развлекательные мероприятия, посвященные нашим папам-солдатам и будущим защитникам Отечества. Дети и родители с удовольствием становятся непосредственными участниками спортивных состязаний «Как Баба Яга внука в армию провожала», «А ну-ка мальчики», «Храбрые солдаты», «Буду в армии служить».

Несомненно, что такие формы работы формируют у детей чувство гордости и уважения к своей стране, ее традициям.

Каждый год, накануне Дня Победы, в детском саду проводятся мероприятия, посвященные этой знаменательной дате. Наши воспитанники принимали активное участие в подготовке и проведении праздничного концерта для ветеранов и тружеников тыла в доме престарелых.

Помощь в организации этого мероприятия оказали родители.

При помощи родителей были закуплены и сформированы подарки для пожилых людей. Дети, совместно с родителями, изготовили книги «Никто не забыт, ничто не забыто», «Я помню, я горжусь».

Такие формы работы позволяют сформировать у детей чувство гордости за свою страну, армию, уважение к ветеранам ВОВ, прививают желание защищать Родину, быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Любовь к Родине начинается с семьи, с любви к своим близким. Каждая семья имеет свои традиции, свою историю, свой опыт, передаваемый из поколения к поколению. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеет непреходящее значение для человека в любом возрасте.

Работая над проектом «Моя семья», дети, совместно с родителями, изготовили семейные гербы, родословные древа, альбом «Наша дружная семья». Совместная деятельность взрослых и детей способствовала их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполнилось познавательным, эмоционально насыщенным содержанием.

Каждый год дети нашей группы являются участниками городских конкурсов «Самотлорские роднички» и «Планета детства», «Радуга творчества».

Родители интересуются результатами конкурсов, успехами своих детей, всегда сопровождают их на конкурс. В нашем детском саду традиционным стал «Конкурс чтецов», проводимый к разным знаменательным датам: «День Матери», «День Защитника Отечества», «День города», «Спасем и сохраним природу».

Воспитанники нашей группы под руководством инструктора по ФИЗО (Кочергина Н.Г.) ежегодно принимают участие и становятся призерами в городских спортивных соревнованиях. Дети знают, что они отстаивают честь своего детского сада, у них повышается личная самооценка. На этих соревнованиях всегда присутствуют родители, которые болеют за них, поддерживают их.

К наглядным формам мы относим создание родительских уголков. Большой интерес вызвали рубрики: «Спрашивали - отвечаем», «Это интересно знать». Изготовлены папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи «Из жизни группы», «Мамы всякие нужны…», «Мой папа солдат».

Известный педагог В.А. Сухомлинский отмечал: "В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу добрых чувств". Первую школу добрых чувств дети проходят в семье. Ведь семья - это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Чтобы научить детей этому искусству, родители должны показывать своим примером нравственные правила общения  между людьми.

В нашей группе было проведено нетрадиционное родительское собрание"Урок воспитания". Цель собрания: активизация родительского участия в воспитании нравственно-патриотических чувств детей, развитие умения родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать.

На этом собрании мы постарались донести до родителей мысль о том, что нравственно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть тесная связь между прошлым, настоящим и будущим. Такую возможность человеку может дать только его семья.

Родителям было предложено рассказать о том, что они, совместно с детьми, изобразили на своих семейных гербах. Все с гордостью рассказывали о своих семьях, о семейных увлечениях, о том, что больше всего ценят в их семье. Воспитательный акцент был направлен на то, что благодаря разработке с детьми семейного герба у молодого поколения будут воспитываться патриотические чувства, появятся знания о геральдике в целом и её особенностях, обогатится словарный запас и будет возможность проявить фантазию, поучаствовать наравне со взрослыми в создании семейной реликвии. Польза такого увлекательного времяпровождения ещё и в глубоком исследовании истории семьи, сборе информации о жизни предков.

Один из приёмов, направленный на объективность оценки родителями воспитанности своих детей, заключался в следующем: родителям было предложено ответить письменно на вопрос "Каким вы хотите видеть своего ребенка, когда он вырастет?". Родители перечислили много хороших качеств. Затем родителям предложили проанализировать поведение своих детей с помощью фишек. Воспитатель зачитывал правило, а родители выкладывали фишки: красную - если ребёнок выполняет данное правило, желтую - если не всегда, не совсем правильно, синюю - если не выполняет. При помощи такого приёма родители смогли критически оценить поведение своих детей, сделать вывод, над чем ещё следует поработать с детьми.

Ещё один приём, помогающий передать родителям те неожиданные или интересные знания о ребёнке, которые не могли быть ими получены в семье, это применение ИКТ. При помощи интерактивной доски родители смогли послушать высказывания своих детей на тему "Что такое доброта", "Что значит совершать добрые поступки?". В этом случае помимо внешней цели - знакомство родителей с особенностями ребёнка, проявляющимися в отличающейся от семьи социальной среде, - существует внутренняя цель: сформировать у родителей установку на сотрудничество.

Мы обратили внимание родителей на то, как важно научить детей искренне радоваться успехам других, чужим удачам. Передавая "свечу радости", стоящему рядом, родители показывали, как они умеют это делать.

Соединяя лепестки "волшебного" цветка, на котором были написаны "Десять заповедей родителей", участники собрания помогли распуститься нашему "цветку воспитания".

Обучать взрослых порой гораздо сложнее, нежели детей, а степень такта, чуткости, терпения и профессионализма должна быть та же самая.

Всем участникам нашего урока воспитания было присвоено почетное звание "Домашний воспитатель" с вручением диплома. В конце собрания предложили родителям посмотреть спектакль, подготовленный детьми.

Подводя итоги проделанной работе, можно сделать вывод, что родители наших воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам нравственно-патриотического воспитания, их участие в жизни группы стало более активным и ощутимым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая консультация для родителей и воспитателей. "Оптимизация процесса адаптации детей в детском саду, к условиям дошкольного образовательного учреждения".

Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанник...

консультация для родителей «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитание ребёнка».

Данный материал предназначен для педагогов ДОУ и родителей дошкольников. В нём расскрывается роль взрослых в нравственно-патриотическом воспитании детей....

консультация для родителей"физкультура,музыка и нравственно-патриотическое воспитание"

материал о физкультуре,музыке,нравственно-патриотическом воспитании...

Консультация для родителей и воспитателей "Организация и проведение утренников в детском саду"

Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей и воспитателей "Организация и проведение утренников в детском саду". В данной статье, вы найдете информацию о том, для чего нужны праздни...

Консультация для родителей "Из опыта работы по экономическому воспитанию в детском саду"

Консультация для родителей старших и подготовительных групп по формированию основ финансовой грамотности. Полезные советы по экономическому воспитанию...