Консультация для воспитателей «Развивающая предметно – пространственная среда по экологическому воспитанию в детском саду»
консультация
Описание развивающей предметно – пространственная среды по экологическому воспитанию в детском саду
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Развивающая предметно – пространственная среда по экологическому воспитанию в детском саду»
Подготовила:
воспитатель Дудкина В.С.
Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.
Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Задачи экологического воспитания у дошкольников:
- формировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе;
- формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными;
-в оспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду, заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой;
- воспитывать эстетические и патриотические чувства.
Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой у дошкольников формируются экологические знания, любовь к природе, стремлении беречь, приумножать ее, формирование умений и навыков деятельности в природе.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как уровень общего образования раскрытия потенциальных способностей ребёнка.
Педагогическая инновация представляет целенаправленное изменение, вносящее в образовательное пространство (среду) стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновационные технологии получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает не только разнообразные формы пограничного объединения смежных предметов, но и интеграцию различных областей воспитания, и обучения дошкольников.
Выделяют следующие направления инновационной деятельности:
- реализация личностно - деятельностной технологии развития интегративных качеств дошкольников в информационно-образовательной среде ДОУ;
- обеспечение комфортных условий для личностного развития и социализации обучающихся через проектирование, организацию и осуществление событийного подхода;
- инициирование процессов педагогически обоснованного включения средств информационно-коммуникационных технологий в организацию образовательных событий;
- преобразование развивающей предметно-пространственной экологической среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
- разработка механизмов и инструментов реализации ФГОС дошкольного образования, способствующие повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в области экологического образования в профессиональной деятельности.
- внедрение новых форм сотрудничества с родителями, социальным окружением, используя ресурс информационного обеспечения субъектов образовательного процесса, принципы событийного подхода.
Эти направления экологического воспитания успешно реализуются посредством инновационных видов образовательных технологий, таких как:
- проектные методы;
- экологическая тропинка;
- социально-игровые методы;
- мультимедийная презентация;
- использование компьютерных технологий.
Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей.
В настоящее время перед ДОУ поставлена задача – предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции. К таким формам относятся совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.
Однако, все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает их интеграцию. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды.
Развивающая предметно-пространственная среда — это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природные среды и объекты, культурные ландшафты (парк, сад), физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др. Базисные компоненты развивающей среды обеспечивают разнообразие детской занятости по интересам, а также обладают релаксирующим воздействием на личность ребенка.
Напротив, пустое и однообразное по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии. Этот процесс должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности.
Главной же задачей является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.
В рамках экологического образования предметно – пространственная среда в дошкольном учреждении способствует:
-познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм);
- предпочтение объектам природы перед искусственными предметами;
- оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
- формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
- формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
- экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.).
В настоящее время экологические комплексы созданы во многих дошкольных учреждениях. Все они отличаются друг от друга, однако выполняют одну и ту же роль - повышают эффективность экологического образования. Работа проводится по следующим направлениям:
- организация музыкальной деятельности, усиливающая эмоциональное восприятие ребенком природы;
- подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе), в том числе для сопровождения экологических игр;
- использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки, живопись, глиняные игрушки);
- закрепление материалов экологического воспитания в процессе рисования, аппликации, лепки;
- изготовление наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам;
- подбор художественных произведений к экологической тематике;
- изготовление поделок, коллажей, макетов из природного и бросового материала;
- изготовление оборудования для экологической тропинки, природоохранных знаков;
- формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту через поручения, совместные действия и задания, как в группах, так и на территории;
- реализация проектов для формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира);
- знакомство с миром профессий, связанных с экологией (наблюдение, рассматривание альбомов, иллюстраций);
- подготовка и проведение образовательной деятельности с детьми в центре природы группы;
- мини-лаборатории, живом уголке, на экологической тропинке;
- участие в подготовке и проведении экологических праздников детского сада, инсценировок, спектаклей по сказкам, разыгрывание народных песен, потешек, имитация повадок животных;
- дидактические игры, пальчиковый, кукольный театр на закрепление экологических понятий;
- чтение с обсуждением произведения;
- экологические акции;
- наблюдения и работа на экологической тропе на территории ДОУ;
- подборка наглядных пособий (например, календари погоды и природы, географические карты, коллекции природных и искусственных материалов);
- включение современных средств обучения – мультимедийные презентации экологического содержания, видеофильмы (включая мультфильмы).
Таким образом, создается развивающее пространство, которое позволяет стимулировать у детей познавательные способности. Такая работа невозможна без тесного сотрудничества с семьей как постепенный и непрерывный процесс. Целью взаимодействия с родителями по экологическому воспитанию является повышение экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей в данном направлении.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека экологически грамотного. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей. В своей работе с родителями дошкольников использую традиционные и нетрадиционные формы общения, цель которых – обогатить родителей педагогическими знаниями в вопросах экологического воспитания детей.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
- анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности;
- беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка;
- привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы;
- использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания;
- выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек;
- проведение развлекательных мероприятий, викторин экологической тематики.
Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей формирует у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достижение более высокого уровня их воспитанности. Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, проводится анкетирование.
Пример анкеты:
• Что такое экология?
• Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?
• Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
• Посадили ли Вы дерево?
• Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
• Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
• Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?
• Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
• Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
• Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?
• Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
• Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?
• Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям? • Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?
Ответы родителей помогут выявить увлечения взрослых и детей, обозначат проблемы, требующие педагогической помощи.
Хорошая традиция систематическая забота о зимующих птицах. В экологическом уголке помещаются советы для родителей: как привлечь внимание детей, используя материал по темам «Птицы рядом с нами», «Они остались зимовать, мы им будем помогать». Также ежегодно можно проводить экологическую акцию «Покормите птиц зимой»
В программе акции - конкурс «Лучшая кормушка для птиц»; выставки «Корм для разных птиц», «Чей корм вкуснее» родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц, вместе с детьми развешивают на деревьях сделанные ими домики и кормушки. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет. В помощь родителям оформляется «Экологический стенд», где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.
Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Поэтому необходимо с раннего возраста прививать нашим детям любовь к окружающей нас природе и всему живому в ней.
Все выше сказанное, позволяет сформулировать ряд рекомендаций воспитателям по вопросам экологического воспитания в современной образовательной среде ДОУ:
- создание рациональной предметно – пространственной среды для успешного познания окружающего мира дошкольника, основанную на интеграции образовательных областей;
- ознакомление с объектами и явлениями окружающей природы будет более результативным, если воспитатель будет отмечать все достижения и самостоятельность детей, хвалить за уверенность и инициативу;
- необходимо постоянно использовать в педагогической практике инновационные технологии, в результате которых будет достигаться положительный эффект развития всех сторон познавательной деятельности дошкольника;
- мероприятия по использованию инновационных технологий должны охватывать все виды деятельности дошкольников.
Таким образом, путем создания развивающей предметно – пространственной среды с интеграцией образовательных областей в условиях ФГОС достигается главная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС ДО.
Одним из принципов, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт, является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде вс...
«Развивающая предметно-пространственная среда по экологическому воспитанию с использованием продуктов детской деятельности»
Одним из важных педагогических условий формирования экологической культуры дошкольников является наличие в образовательной организации развивающей предметно-пространственной среды....
Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Ветровой Анастасии Олеговны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ГБДОУ детском саду № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Ветровой Анастасии Олеговны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ГБДОУ детском саду № 115 компенсирующе...
Развивающая предметно-пространственная среда в 1 младшей группе детского сада
Хочу представить вам РППС в своей группе....
«Развивающая предметно-пространственная среда в экологическом воспитании дошкольников средней группы
Выступление на педагогическом совете по теме:«Развивающая предметно-пространственная среда в экологическом воспитании дошкольников группы «Солнышко»...
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Учебный материал...
Развивающая предметно-пространственная среда по экологическому воспитанию с использованием продуктов детской деятельности
Одним из важных педагогических условий формирования экологической культуры дошкольников является наличие в образовательной организации развивающей предметно-пространственной среды, спос...