Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sredstvo_ekonomicheskogo_vospitaniya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте. Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств. Дети должны знать, что деньги – это ценность, богатство, но им необходимо усвоить, откуда они берутся. Главная идея финансовой грамотности – связь денег с трудом.
Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры с использованием различных методов и приемов в их сочетании.
Педагогическое руководство игрой – это система, которая включает в себя знакомство детей с окружающим миром в процессе игровой деятельности, благодаря чему обогащается игровой опыт ребенка. Руководитель-педагог осуществляет организацию развивающей предметно-пространственной среды в игровых условиях.
Сюжетно-ролевая игра будет эффективной при определенных условиях. Отметим основные из этих условий:
- должен применяться комплексный подход к организации игры, при этом игра должна иметь экономически целесообразное содержание и элементы нравственно-трудового воспитания;
- следует тщательно прорабатывать предметно-пространственную среду;
- дошкольная образовательная организация должна целенаправленно взаимодействовать с семьями воспитанников.
Сюжетно-ролевые игры, направленные на экономическое воспитание дошкольников, могут быть на различную тематику: операции купли – продажи, производство и сбыт готовой продукции и пр.
Игры на данную тематику позволяют решить следующие задачи:
- у дошкольников закрепляются понятия о труде, деньгах, товаре;
- дошкольники учатся применять знания в конкретных смоделированных ситуациях;
- у детей формируется навык бережного отношения к собственности, к труду и трудящимся.
Игра как средство экономического воспитания дошкольников позволяет:
- сформулировать содержание экономического воспитания дошкольников;
- обеспечить взаимосвязь экономического, трудового и нравственного воспитания;
- обустроить экономическое игровое пространство с наличием в ней активизирующего игрового материала, позволяющего организовать самостоятельную сюжетно-ролевую игру с экономической тематикой;
- установить взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения касательно вопросов экономического воспитания дошкольников.
Данные игры можно сгруппировать по темам – труд («Стройка», «Аптека», «Парикмахерская», «Кулинария» и пр.), деньги («Банк», «Ярмарка», «Пункт обмена валюты» и пр.), товары («Супермаркет», «Кафе», «Туристическое агентство» и пр.), экономия («Экономная семья», «Полезные покупки» и пр.).
Сюжетно-ролевые игры для дошкольников с экономической тематикой реализуются в несколько этапов:
- Обучающий этап, когда воспитатель прямо руководит игрой;
- Закрепляющий этап, когда воспитатель использует косвенные приемы руководства игрой, то есть играет второстепенную роль;
- Творческое развертывание, когда воспитатель наблюдает за игрой, не вмешиваясь в нее без необходимости.
Прежде чем начинать игру, следует побеседовать с детьми по ее тематике, моделировать проблемные ситуации, проводить дидактические игры с экономическим содержанием, организовывать продуктивную деятельность.
Важное условие – организация предметно-пространственной среды с развивающей направленностью – своеобразная активная экономическая зона. Сюда входит игровое оборудование с экономической тематикой (игрушечные кассы, банкоматы, машинки для пересчета купюр), муляжи товаров, деньги, банковские карты, бланки, квитанции, атрибутика различных профессий и пр.
В своей работе мы используем сюжетно-дидактические игры, которые одновременно относятся, как к развивающим, так и к обучающим. В такой игре имеется развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, где определенные игровые задачи решаются непосредственно на основе усвоенных математических знаний и предлагаются ребенку в виде игровых правил. Сюжетно-дидактическая игры помогают сделать экономику понятной для детей через моделирование реальных жизненных ситуаций: купля-продажа, производство и сбыт продукции и др.
По теме «труд – продукт – товар» были проведены такие игры как: «Мебельная мастерская», «Рынок», «Магазин» «Больница», «Аптека», «Парикмахерская». Дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых. В процессе игры дети пользуются разнообразными материалами, овладевают трудовыми операциями по изготовлению различного товара.
По теме «деньги и цена» включаем в деятельность детей игру, в которой используются операции с монетами разного достоинства и разной ценности, размен денег. Это такие игры, как «Маленькие покупки», «Рынок», «Аптека», «Банк». В ходе таких игр дети узнают, что каждая вещь стоит денег, учатся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами. Дети знакомятся с понятием банка – местом, где дают деньги в долг, меняют, хранят и выплачивают.
Играя в «Магазин» и «расплачиваясь» за купленный товар, дошкольники не обращают внимания на достоинство денег. Нередко от детей можно услышать: «У меня была одна денежка, а теперь несколько (две, три, пять и т.д.)» поэтому были занятия, посвященные ознакомлению дошкольников с денежными знаками России. На занятиях дети узнавали, что есть деньги бумажные – купюры и металлические – монеты, деньги имеют достоинство, и не всегда одна купюра или монета меньше, чем две или три. Уточняли, как называются купюры – рубли и монеты – копейки, какого достоинства деньги имеют хождение на территории нашей страны, знакомили детей с валютой.
С этой целью знакомили дошкольников с такими понятиями, как «заработная плата», «пенсия», «бюджет семьи», объяснили, из чего он складывается, на оплату каких товаров и услуг идут деньги семьи, ведь не секрет, что многие дети воспринимают деньги в кошельке у родителей как деньги на покупку игрушек и сладостей. Нередко мы слышим в магазине: «Мама, купи…» – и видим, с каким недоумением ребенок встречает заявление матери о том, что денег у нее нет: ведь он только что видел их в кошельке. Чтобы дети поняли, на что идут деньги, заработанные членами семьи, мы обсуждали с ними возможные варианты расходования денег. При этом исходили из жизненного опыта дошкольников: они ходят с родителями в магазин за продуктами, в сбербанк, чтобы оплатить коммунальные услуги, междугородние телефонные переговоры и др.
В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали также дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.
В процессе экспериментальной работы дидактические игры включаем в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создаём необходимые условия: подбираем соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса используем разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.
Использование игр в экономическом воспитании играет положительную роль. Дети успешнее усваивают экономические знания и применяют их в играх. Так же можно отметить, что дети гораздо бережнее стали относиться к вещам своим личным и детского сада, в продуктивный деятельности стараются экономить материал. Научились логически мыслить, рассуждать на экономические темы, формулировать выводы.
Таким образом, играя в игры с экономической тематикой, дошкольники получают минимум базовых экономических знаний и у них формируются простейшие экономические умения и навыки, а также воспитываются экономически значимые качества – трудолюбие и бережливость. В заключении хочется сказать, что, обучая детей финансовой грамотности, мы помогаем им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижная игра, как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность. Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время в этот период ребёнок находится в полной зависимости от ок...
Сюжетно-дидактическая игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Цель-научить ребенка разбираться в сложившейся экономической ситуации. Именно, формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни....
Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста
В презентации слайды про теорию и практическое применение экономического воспитания через игру....
Исследовательская работа " Театрализованная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Каждое занятие с ребенком необходимо сделать интересным и увлекательным, понятно и просто рассказат...
Проект «Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Народные игры всегда отражали и отражают окружающую действительность. Исторически сложившись, игра сама стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение. Передача эта происходит п...
Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста
laquo;ПОДВИЖНАЯ ИГРА ЯВЛЯЕТСЯ УПРАЖНЕНИЕМ,ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО РЕБЕНОК ГОТОВИТСЯ К ЖИЗНИ» П.Ф. ЛЕСГАФТ...
Индивидуальная программа самообразования по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Программа включает в себя цели, задачи, перспективный план работы по самообразованию по данной теме....