Три богатыря в городе мастеров
методическая разработка
Интегрированное занятие о духовно-нравственному патриотическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_detey.docx | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД детей «Три богатыря в стране мастеров» в подготовительной группе
Программное содержание:
- Совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины.
- Учить детей выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.
-Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
- Обогащать словарь словами обществоведческого характера.
- Использовать выразительные средства языка.
- Продолжать учить отчетливо и внятно произносить слова.
- Воспитывать эстетические чувства средствами художественного слова, музыки и изобразительного искусства.
Материал к занятию:
Картина В. Васнецова «Богатыри». Запись музыки «Богатырская» Группа С. Намина, «Русь» Емельянов
Ход занятия:
Воспитатель: Ой, вы добрые молодцы и молодушки!
Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную.
Чтобы был у нас мир да лад, да согласие.
И велась наша беседа речью плавною. И поговорим мы с вами о богатырях русских. (Понравилась вам моя речь? Какая она (необычная, интересная)
Широка ты Русь по лицу земли!
В крае царственной развернулося!
У тебя ли нет богатырских сил
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
За тебя в нужде сложить голову!
Воспитатель: Вы слышали как звучит это стихотворение? Такое мелодичное, плавное словно реченька. У меня возникло чувство гордости за подвиги богатырей наших, за широкие просторы в строке «в крае царственной развернулося» чувство любви к матушке Руси. А у вас?
Как называли нашу страну в старину (Русь.)
Наши поэты, художники восхваляли нашу Русь в своих стихах, картинах, песнях.
Вос: И сегодня мы с вами рассмотрим репродукцию картины знаменитого художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»
- Ребята как вы понимаете слово «репродукция картины? Эта картина на самом деле очень большая в зале музея Третьяковской галереи. Кто-нибудь слышал о таком музее? Занимает она целую стену, а на что мы любуемся с вами это и есть репродукция, картина в уменьшенном виде, но мы постараемся все увидеть и понять, что хотел показать художник.
Виктору Михайловичу Васнецову удалось создать яркий образ народной богатырской силы, способной защитить родную землю от любого врага.
Полон спокойной мощи крестьянский сын Илья Муромец, воплощающий в себе силу народную, зорко всматривается он вдаль из - под руки, на которой легко висит огромная палица.
Под стать ему и могучий черный конь, как вкопанный он стоит под своим могучим сидаком.
Добрыня – воплощение силы духа народа. Его правая рука уже вынимает меч из ножен. Он весь напряжен, готов к бою и конь под ним такой же чуткий, неудержимый, готовый повиниться воле наездника.
Задумался о чем то Алеша Попович, один из самых хитроумных, ловких и любимых народных героев. Он слегка ослабил коня и конь под ним наклонил голову к высокой степной траве. Но уверенно сжимает лук богатырская рука и стрела у него наготове.
Природа на картине Васнецова - это величавый образ Руси, раскинувшейся от южных степей до дремучих северных лесов, образ могучей Родины великого народа.
Посмотрите, какие на первом плане маленькие беззащитные елочки, а за ними огромные богатыри, которые не дадут в обиду родную землю.
Ребята я предлагаю сделать волшебные подзорные трубы из бумаги, которые перенесут нас во времена старой Руси и представим, что мы находимся рядом с богатырями. Самостоятельно внимательно рассматривайте каждого богатыря, обращая внимание на лица, одежду, оружие, природу.
(Русь № 1 музыка)
Можно опустить свои подзорные трубы (убрать их)
Диалог:
Я хочу побеседовать о картине. Постарайтесь отвечать полным ответом,чтоб рассказ наш получился интересным. Не бойтесь высказывать свои мысли, чувства, переживания. Будьте внимательны и мы постараемся составить связный рассказ по картине.
-Кто изображен на картине? (богатыри)
- Каких людей называли на Руси богатырями? (сильных людей, воинов, защитников)
-Почему вы решили, что богатыри - воины? (они с оружием, С мечами в шлемах, в кольчугах)
- Кто запомнил, как зовут богатырей?
Верно, на картине изображены три богатыря : Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Посмотрите внимательно на картину и догадайтесь, кто из богатырей старший? (Илья Муромец)
- Почему художник изобразил его в центре? (Илья Муромец был старшим из богатырей. Не было даже среди богатырей равного ему по силе.)
Посмотрите на лица какие они? (суровые, серьезные, молчаливые, хмурые, тревожные)
- Какое у богатырей оружие? Почему оно разное. (Они хорошо умеют владеть своим оружием.)
Воспитатель: Кто расскажет о Илье Муромце?
(В центре картины на могучем, сильном черном коне сидит Илья Муромец из города Мурома. Он самый старший, самый могучий, огромного роста. Он одет в кольчугу, сапоги и шлем. В одной руке у него тяжелая булава, в другой – копье, щит. Илья Муромец внимательно смотрит вдаль: не видать ли врагов? Взгляд его зоркий, уверенный. Он защищает русскую землю от врагов).
Физ минутка
- А сейчас мы попробуем переместиться во времени и превратиться в богатырей. Надо повернуться вокруг себя один раз.
«Богатырская» начало слова. (Стас Намин)
Дружно встанем 1,2,3. Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим, ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво
И налево надо тоже поглядеть из- под ладошек
И направо и еще через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги, оседлаем мы коня
И пойдем громить врага.
(Стас Намин)«Богатырская» (продолжение до 2 куплета).
Слезаем со своих коней, поворачиваемся вокруг себя один раз и превращаемся в детей.
По обеим сторонам от Ильи его друзья – богатыри. Как их зовут?
Воспитатель: Кто расскажет об Алеше Поповиче. ?
(примерный вариант)
- Богатырь справа – Алеша Попович. Расскажите о нём.
- А сейчас я вам загадаю загадки. Отгадать вам поможет картина. Будьте внимательны.
«Кому принадлежит конь – тяжелый да могучи, как сыры земля?
-Как вы догадались?
- У кого из богатырей конь что огонь? Как узнали?
- Чей конь, что ветер в чистом поле? Почему вы так думаете.
Молодцы ребята. А сейчас посмотрите на картину и скажите, что вы видите за спиной богатырей? Хмурое небо. Поля, лес…
Верно за спиной у богатырей вся Русь – матушка. С ее бескрайними просторами и царственным величием грозового неба. Богатыри охраняют границы Руси.
Как вы считаете, Богатыри готовы к бою? Да готовы. Как вы это определили? (Илья Муромец смотрит вдаль тревожным взглядом. Добрыня Никитич обнажил свой меч. А Алеша Попович крепко держит лук со стрелами.
Как вы думаете мы можем гордиться тем, что у нас были такие богатыри. Я думаю, что Виктор Михайлович Васнецов тоже гордился нашими богатырями и запечатлел на картине образ богатырской силы великого народа. Эта картина пробуждает чувства восхищение, радости, Настроение победы. А у вас?
Ребята как вы считаете, есть ли богатыри в наше время?
Где их можно встретить? (пожарные, пограничники, врачи и солдаты, военные т. д.)
Днем и ночью эти люди стоят на страже нашей Родины, отдают свои жизни для спасения других, как в старину богатыри русские.
Матушка Русь всегда растила и будет растить сильных сыновей, патриотов Родины нашей. И я думаю, когда вы вырастите, тоже будете защитниками нашей Родины.
Итог:
- Что нового вы узнали на занятии? (О художнике Васнецове и его картине. О Третьяковской галерее, что такое репродукция картины. Богатыри это воины.
Мы еще поиграем в игры в течении дня.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие пословицы и поговорки вы знаете о смелости и отваге.
- Русский солдат не знает преград.
- Храбрый побеждает – трус погибает.
- Бей не трусь – за нами Русь.
- Кто смел, тот на коня сел.
- Умелый боец везде молодец.
- Умел да смел – пятерых одолел.
- Смелого да умелого и страх не возьмет и враг не побьет.
А сейчас поиграем в словесные игры: «Составь предложение со словом «богатыри»»
- Сильные богатыри земли русской.
- Богатыри русские защищают Родину.
- Мы хотим стать богатырями.
- Богатыри – защитники детей и матерей.
Игра: «Какой, какая, какие»
Наш край какой? – богатый, любимый, цветущий, родной гостеприимный,удивительный
Богатырь какой? – сильный, отважный, храбрый, могучий, здоровый.
Люди моей земли какие – трудолюбивые, отзывчивые, добрые, отважные, красивые, великолепные.
Используемая литература:
1. О. С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников» изд. : Сфера
Год: 2005
2. Г. Я Зятулина «Конспект комплексных занятий по развитию речи»
Изд. : Центр педагогического образования, 2009
3. ДОУ под ред. И. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильевой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.
(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....
Мастер – класс «Путешествие в город мастеров».
Нетрадиционная форма работы с родителями....
Конспект мастер-класса по теме «Город мастеров».
Программные задачи:1. Образовательные• продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома;2. Развивающие• развивать мышление, м...
Муниципальный проект «Город мастеров» Тема: «Люби дело – мастером будешь»
Знакомство детей подготовительной группы с народными промыслами, с историей их возникновенияАктуальность:1.Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном ...
Мастер-класс для педагогов в рамках областного мероприятия «Фестиваль «Город Мастеров»
Мастер-класс для педагогов в рамках областного мероприятия «Фестиваль «Город Мастеров»...
Презентация Дополнительное образовательная деятельность воспитанников в подготовительной группе "Город мастеров" кружок "Пластилиновые мастера"
Основной материал-пластелин, а основным инструментом в пластилинографии является рука....
Дополнительное образовательная деятельность воспитанников в подготовительной группе "Город мастеров" кружок "Пластилиновые мастера"
Развитие мелкой моторики рук и развитие речи....