"Такая разная бумага" (открытое занятие)
материал (младшая группа)
Цель: Формирование представлений о бумаге, развитие активного и пассивного словаря по теме.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представление детей об основных свойствах и назначении бумаги, формировать умение выявлять общие качества и различия бумаги в исследовательской деятельности (рвётся, мнётся, размокает); активизировать словарь: толстая и тонкая, салфеточная, картон, альбомная, белая.
Развивающие:
Развивать у детей тактильную чувствительность; познавательную и творческую активность; эмоциональную сферу детей, развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, уметь сочувствовать, сопереживать, прийти на помощь.
Методы исследования: Изучение бумаги, прямые и косвенные наблюдения, проведение опытов с бумагой, анализ полученных результатов.
Предварительная работа: Рассматривание предметов сделанных из бумаги, беседы «Что можно сделать из бумаги?», «Зачем людям нужна бумага?».
Оборудование:
Игровой персонаж Обезьянка -игрушка, аудиозапись на флешке «Плач обезьянки», музыкальная колонка, 2 ёмкости с водой, кораблик из салфеточной бумаги, 2 подноса, образцы бумаги разных видов: салфетка, альбомный лист, картон на каждого ребенка, стаканчики, трубочки, дорожка (коврик), бумажные кораблики на каждого ребенка, смайлики грустные и веселые на каждого ребенка.
Организационный момент:
Дети играют на полу. На столе лежит обезьянка-игрушка, а рядом на подносе лежит мокрый бумажный кораблик. Звучит плач обезьянки.
Воспитатель: Ребята, откуда этот плач? Пойдемте, посмотрим.
Дети подходят к столу и видят обезьянка-игрушку.
Воспитатель: Ребята, это обезьянка плачет.
обезьянка, что случилось? Расскажи.
Обезьянка: Я хотела порадовать ребят и сделал для них кораблик из бумаги. Пустила кораблик в воду и вот что получилось.
Воспитатель вместе с детьми и обезьянкой рассматривают кораблик и на глазах у детей он совсем разваливается.
Воспитатель: Не расстраивайся, Обезьянка.
Обезьянка: Почему так получилось? Я сложил такой красивый желтый кораблик. А понял почему, наверное, надо было взять красную бумагу.
Воспитатель: Ребята, в чем обезьянка ошибся? Почему у неё не получился кораблик?
Дети: Потому что кораблик намок и сломался.
Воспитатель: Обезьянка, надо тебе научиться бумагу выбирать.
Обезьянка: Ребята, помогите выбрать бумагу.
Воспитатель: Ребята, поможем выбрать обезьянке бумагу?
Дети: Да.
Воспитатель: Для этого нам необходимо больше узнать о бумаге.
Ход НОД:
Опыт №1 «Виды бумаги»
Воспитатель: Ребята, перед вами тарелочка с разными видами бумаги. Возьмите листик как у меня. Положите на стол и погладьте его, какой он? Вы догадались что это? Он тонкий или толстый? (мягкий, шероховатый, очень тонкий, это салфетка).
- Отложите этот листик в сторону, и возьмите другой как у меня. Какого он цвета? (белый).
- Правильно, ребята, это альбомный белый листик. Давайте его погладим.
- Какой он? Он толстый или тонкий?
- Возьмите вот такой листик. Какого он цвета? (синий картон).
- Ребята, погладьте его, какой он? Он толстый или тонкий?
- Вы все молодцы! Видишь, Мишка, оказывается, бумага бывает разная: тонкая и толстая, гладкая и шершавая.
Опыт №2 «Послушай, как шуршит бумага»
- Ребята, как вы думаете, может ли бумага издавать звуки?
- А вы хотите попробовать проверить? Берем в руки бумагу, выполняем движения «стирка белья». И что же мы слышим?
Дети: Бумага шуршит.
Воспитатель: Правильно, мы слышим звук, оказывается, бумага может издавать звук.
Опыт №3 «Мнется ли бумага?»
А как вы думаете, вся ли бумага легко мнется?
- А вы хотите попробовать проверить? Возьмем салфеточную бумагу и начинаем ее сминать. Что произошло? Почему она так быстро смялась?
Дети: Смяли
Воспитатель: Итак, дети, бумагу можно мять. А попробуйте смять стол, на котором лежит бумага. Получилось?
Дети: Нет
Воспитатель: Это потому что дерево, из которого сделан стол-крепкое, а бумага – нет, она мягкая.
Опыт № 4 «Легко ли рвется бумага?»
- Ребята, а бумагу легко порвать?
Так как раньше дети видели, что бумагу можно порвать, отвечают утвердительно, что бумагу легко порвать.
- Возьмем с вами салфетку и попробуем ее потянуть. Что случилось? (Салфетка порвалась).
А теперь возьмите ткань , попробуйте разорвать её. Попробуйте. Получилось?
Дети: Нет
Воспитатель: Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Потому что ткань прочнее бумаги.
ОПЫТ №5:
Как вы думаете, бумага может летать? Полосочку держите. Подуйте. Какая бумага: лёгкая или тяжёлая?
Стаканчики с трубочками и фантиками внутри для развития речевого дыхания.
Воспитатель: Подуйте в трубочки и посмотрите, как летают фантики . (дети дуют)
Воспитатель: как вы думаете почему фантики улетели от нашего воздуха?
Дети: Потому что они легкие
Воспитатель: Я предлагаю нам с вами немножко отдохнуть и превратиться в бумажные фантики. (Дети отходят от столов и имитируют движения).
Физ.минутка: «Бумажные фантики».
Мы фантики бумажные,
Конфетки в нас сидели.
А детки-сладкоежки
Конфеты дружно съели (Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики, имитируют поедание конфет)
Ветер вдруг набежал
И все фантики поднял (встают, машут руками)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели (садятся на корточки)
Мы все фантики возьмем
И в коробку отнесем (складывают фантики в коробку).
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим что у нас находится на втором столе.
Работа у второго стола. Оборудование: Емкость с водой, бумага.
Опыт № 6 «Вода и бумага»
Воспитатель: Ребята, что же произойдет, если в воду опустить бумагу, промокнет она или нет? А давайте это проверим (дети берут салфетку и опускают в воду.)
- Бумага намокла, попробуйте взять ее в руки. Что произошло?
Воспитатель: Видишь, Обезьянка, бумага боится воды.
т.к Бумага тонкая она быстро растворяется в воде. Бумага-материал не прочный.)
Обезьянка: А, все поняла, надо взять самую толстую бумагу (берет картон)
Вот эта подойдет?
Воспитатель: Ребята, возьмите каждый картон, положите ее в воду (наблюдаем)
Что произошло?
Ответы детей. (картон намокает гораздо медленнее чем тонкая бумага)
Воспитатель: Да, картон намокает гораздо медленнее, это хорошо. Ребята, можно ли из картона кораблик складывать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что толстый, плохо складывается.
Воспитатель: Давайте попробуем сложить кораблик (дети пробуют сложить картон)
Воспитатель: Не получается сложить кораблик из картона. Что же делать, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Надо найти такую бумагу, которая медленно намокала бы, но хорошо сгибалась.
Воспитатель: Ребята, вы можете показать, Обезьянке какая бумага подойдёт для кораблика?
Дети берут листы белой бумаги.
Воспитатель: Какая это бумага? (альбомная)
Повторим все вместе: альбомная.
Воспитатель: Вот, Обезьянка, из какой бумаги нужно делать кораблик, она медленно намокает и не очень толстая и не тонкая.
Мишка: Ребята, пока вы искали бумагу, подходящую для кораблика, а я уже вам сложил кораблики (заранее подготовленные)
Воспитатель: Берите себе кораблики и давайте поиграем в воде.
Дети опускают в таз с водой, дуют на них.
«По воде плывет кораблик,
Он плывет из далека.
На кораблик сядет зайка,
И два храбрых моряка».
Воспитатель: Посмотрите, у меня есть картинка кораблика. Только это кораблик какой-то грустный не веселый. Давайте мы с вами раскрасим кораблик цветными красками и подарим эту картинку обезьянке, что бы она больше не плакала.
(дети пальчиковыми красками раскрашивают кораблик).
Воспитатель: Какой красивый кораблик у нас получился. Тебе понравился обезьянка?
Обезьянка: Молодцы ребята, спасибо вам!
Воспитатель: Ребята, кораблики попускали, картинку раскрасили, теперь подойдите ко мне. Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня занимались? Кто приходил к нам в гости? Зачем? Почему у Обезьянки не получился кораблик? Какая бывает бумага? (бумага бывает тонкая, толстая, прочная; она мнется, скручивается, рвется, размокает в воде) Какая подойдет бумага для кораблика? (альбомная)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на подносе лежат смайлики грустные и веселые. Если вам сегодня понравилось помогать обезьянке, то возьмите веселый смайлик. Если вы испытывали затруднения, помогая мишке, то возьмите грустный смайлик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по сенсорному развитию в I младшей группе по теме "Такие разные зайчики".
Игровое занятие с включением проблемной ситуации. Цель: продолжать учить детей различать предметы по величине и правильно ориентироваться в понятиях "большой" и "маленький"....
Занятие по рисованию для детей старшего дошкольного возраста "Такая разная и такая полезная"
Данное занятие поможет закрепить знания детей о видовом разнообразии капусты, а также позволит ребятам проявить творчество, фантазию при работе с различными средствами рисования....
Такие разные птицы- открытое занятие с применением ИКТ.
Расширение знаний о птицах в средней группе, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц, их особенности поведения....
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...
занятия познавательное развитие по гендерному воспитанию для детей 2-й младшей группы. «Мы такие разные, и всё - таки мы вместе»
Тема: «Мы такие разные, и всё - таки мы вместе»Цель: формировать дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками, через свою гендерную принадлежность.Задачи:Образовательные:-обобщат...
Такие разные домики Конспект занятия с элементами лего-конструирования
Конспект занятия с элементами лего-конструирования...
Конспект занятия организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Такие разные деревья, такие разные веточки»
Основная образовательная область: познавательное развитие. Дополнительные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель: формирование первонач...