Публичный доклад на тему: "Развитие дошкольника в познавательно-исследовательской в условиях реализации ФГОС ДО деятельности"
презентация
«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. Опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера» - Анатолий Шапиро.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnyy_doklad_novyy.docx | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области
Публичный доклад на тему:
«Развитие дошкольника в познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
Воспитатель
И.Г.Яншаева
2022 год
«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. Опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера» - Анатолий Шапиро.
Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам исследовательского поведения и исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира — его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и так стремительны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим, используя старые привычные поведенческие модели. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Это важно еще и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Напротив, знания, усвоенные путем выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают. Не менее важно и то, что для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования — наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
Ребенок – дошкольник как никто другой настроен на процесс познания, он хочет понять окружающий мир. Именно это внутреннее стремление к исследованию может порождать исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы общее развитие изначально происходило в процессе элементарной исследовательской деятельности.
Обучая детей конкретным навыкам, мы часто лишаем их шанса сделать собственное открытие. Известный швейцарский психолог Ж.Пиаже утверждал, что стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших свойств природы человека. Если потребность в исследовательской деятельности остается неудовлетворенной, это может привести к тяжелым расстройствам нервной системы и даже к нервным заболеваниям. Однако, и общество, и педагоги, и родители считают себя вправе ограничивать исследовательскую деятельность малыша. Это многочисленные запреты: «не лезь», «не тронь», «не делай», невнимание к детским вопросам и твердое убеждение в том, что то-то и то-то ребенку знать еще рано… В современной образовательной практике значение исследовательской, познавательной деятельности ребенка явно недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным, а он сам бы хотел исследовать все. Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за синицей на прогулке, разбирать игрушки, изучая их устройство. Не замечая этого, мы прерываем его исследовательские порывы, пытаясь направить его познавательную деятельность в то русло, которое сами считаем необходимым.
В дошкольном детстве ребенок постоянно развивается - играет он или занимается, читает или рисует. Одним из видов деятельности при котором ребенок развивается, является – экспериментирование.
Вопрос аудитории: Скажите, пожалуйста, коллеги, что такое экспериментирование?
Это когда ребенок лично сам, а не с чьих-то слов, приходит к выводу того или иного явления. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое.
Одной из важных задач в соответствии с ФГОС ДО является развитие любознательности ребенка. Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в исследовательской деятельности, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.
Например, почему большое дерево тяжелее небольшого камня, но камень тонет, а дерево плавает на поверхности реки? Что будет, если дома зимой поставить ветку дерева в воду? Почему на ней появляются листочки, когда на улице еще деревья голые?
Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.
У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности прийти к нему на помощь.
Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. (на слайд)
Вопрос: Скажите, пожалуйста, коллеги, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?
Полностью стремясь сделать благое дело — научить, мы, не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности. Но стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. В 21 веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой, − это необходимо каждому человеку. Поэтому я считаю, что развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Дошкольники — прирожденные исследователи. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога — не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Свое выступление хочу закончить словами: «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность». (Л.С.Выготский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...
О комплексно-тематическом планировании образовательной деятельности с дошкольниками – как одном из необходимых условий реализации ФГОС. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ НА 2016-2017 г
ФГОС о комплексно- тематическом планировании. Особенности тематического планирования в логопедической группе. Распределение работы учителя-логопеда и воспитателей по видам деятельности. Ка...
Доклад на тему: Создание здоровьесберегающей инфраструктуры в ДОУ как условие реализации ФГОС ДО
Доклад...
Доклад «Метод проектной деятельности как одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в современной ДОО в условиях реализации ФГОС»
Одним из важных направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является « создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастн...
Доклад на тему: «Модульное планирование воспитательно - образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДОУ во 2 младшей группе»
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы, планирование отражает разл...
Доклад к семинару — практикуму «Речевое развитие дошкольников с элементами ИКТ в условиях реализации ФГОС »
Доклад к семинару — практикуму «Речевое развитие дошкольников с элементами ИКТ в условиях реализации ФГОС » СЛОВЕСНЫЕ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ – ЭФФ...
Презентация публичного доклада по теме "Развитие дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"
laquo;Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. Опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера» - Анатолий Шапиро....