«Использование опорных схем- моделей в работе с детьми дошкольного возраста»
статья

Московская Людмила Геннадьевна

Педагогическая находка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                    « Моя педагогическая находка».

Слайд №1 «Использование опорных схем- моделей в работе с детьми дошкольного возраста»

Меня всегда интересуют новые технологии и тенденции в работе с детьми. Поэтому сегодня я хочу поделиться с вами опытом своей работы в использовании опорных схем-моделей в работе с детьми дошкольного возраста, с целью внедрения в образовательный процесс. Я считаю, что необходимо постоянно искать новые методы и технологии обучения, которые помогут воспитать личность способную нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать свои идеи!

Слайд №2. Каждый ребенок индивидуален и по-разному усваивает материал, меня всегда интересовал вопрос – как же сделать так, чтобы пройденный материал оставался в памяти у ребенка. Чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил по определенной теме. Чтобы он захотел самостоятельно расширить свои познавательные горизонты по данному вопросу. И я нашла для себя ответ: на помощь могут придти схемы-модели и мнемотаблицы, как в картинках, схемах-образах, так и кодирование символами.

Основной задачей педагога является обучение детей способам обследования, наблюдения, умение выделять суть, устанавливать взаимосвязи.

Слайд №3. Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора), значки машин и т. п.

Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение.

Поэтому использование в работе опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

Что же такое опорные схемы?

Слайд №4. Опорные схемы – это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить.

Схемы, символы, модели должны “рождаться” на глазах детей в момент объяснения нового материала в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

Слайд № 5 Цель опорных схем – "...изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти" (В.Ф. Шаталов), облегчил запоминание. Опорные схемы – это, как стержень, на который нанизывается материал. Не застывшая модель, а постоянно дополняемая новым материалом система..

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо.

На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную память, включить ассоциативную память шуток, радости, открытий, жестов, которыми сопровождалась подача материала

Слайд №6. На самом деле под использованием мнемотаблиц понимается – схема, в которую заложена определенная информация. Это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельностью детей в режиме дня, по теме тематической недели предусмотренной основной образовательной Программой дошкольной образовательной организацией и свободной деятельности детей:

Слайд №7 - В развитии связной речи через рассматривание книг и зарисовывание схем-моделей по сюжету сказки, потешки или составления загадки. Чтобы преодолеть некоторую робость и неуверенность в поиске символов самими детьми, можно использовать "зарисовку" загадок. Такие зарисовки вызывают заметное оживление, радость. Например:

Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец.)

Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.) Слайд № 8

       Слайд № 9. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.

Слай №10. Для  упрощённого процесса запоминания содержания сказочных произведений на занятиях по ознакомлению с художественной литературой может применяться опорные схемы-мнемотаблицы.: зарисовка последовательности событий, персонажей, характеристики героев и т.д., а так же использование мнемотаблиц в которых последовательно расположены изображения, с зашифрованным содержанием сказок. При прослушивании сказки взрослым, ребенок запоминает её не только на слух, но и при помощи зрительного восприятия. Знакомую сказку он может пересказать.

Слайд №11. Так же в ознакомлении с окружающим миром, опытах и экспериментах, исследовании. Например, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, природой педагог предлагает детям делать зарисовки символов на отдельных небольших листах бумаги, которые необходимо затем разложить по порядку и скрепить. Можно использовать один размеченный и пронумерованный лист или лист в виде "книжки-гармошки". Слайд №12. Главное, чтобы для ребенка не возникало проблем в последовательности сначала изображения, а затем использования материала. Как правило, дети дорожат своими "авторскими" книгами. В уголке книги или в детской библиотеке группы можно отвести им место.

Слайд №13. Если вы решили оформить детскую работу, как книгу, не забудьте об обложке, где ребенок может написать ее название, свое имя (автор), а если не умеет писать, нарисовать, о чем она (животное, транспорт, фрукт и т. д.). Приведем пример "записи" детьми темы "Овощи":

Человек сажает в землю семена, ухаживает за ними, а потом собирает урожай овощей".

Слайд №14

Опорные схемы, символы уже давно вошли в жизнь и обучение в детском саду (календари природы, утолки дежурств). Универсальность опорных схем, символов позволяет использовать их очень широко.

- Огромное значение имеет в познавательной активности и развитии наглядно-действенного мышления. Что дает возможность ребенку обдумывать разные варианты решения проблемных ситуаций.

Слайд №15. Использование опорных схем и символов возможно и в бытовой деятельности, игре.

Это могут быть обозначения последовательности трудовых действий, "запись" правил поведения в группе, схемы построек, атрибуты к сюжетно-ролевым играм ("Магазин", "Парикмахерская", "Библиотека" и др.). Широкое применение символы и опорные схемы могут найти в играх-драматизациях.

Это далеко не полный перечень того, где могут использоваться опорные схемы.

Слайд №16. Работу по введению символов, опорных схем в нашем учреждении мы начали в средней группе, хотя опыт показал, что отдельные символы (цвет, форма, величина предметов) доступны и детям младшего возраста. Во всем объеме эта работа была развернута в подготовительной к школе группе.

Это не просто технология помогающая обобщить и запомнить полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемый положительный результат. Это исследование, которое однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь.

Если посеять в ребенке зерно открытий и исследований, оно будет расти и увеличиваться.

Слайд №17. Сам процесс создания схем-моделей и мнемотаблиц очень интересен и увлекателен. Работая над моделью дети не получают знаний в готовом виде, а добывают их сами в процессе исследовательской познавательной деятельности с развитием мелких мышц рук пальцев, моторики.

Необходимо отметить, что начав одну мнемотаблицу, дети открывают для себя тему следующих своих исследований. Создание мнемотаблицы позволяет осмыслить содержание, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Каждая схема и мнемотаблица уникальна, как и уникален ее создатель – нет правильного или не правильного решения, все зависит от того, как ребенок понимает выбранную тему и какими средствами он пользуется для достижения своей цели.

Слайд № 18. Родители неотъемлемое звено в образовательном процессе детского сада. Традиционные формы работы с родителями утратили свои значения из-за малой их эффективности и недостаточной обратной связи. Для повышения родительской компетенции очень важно найти новые формы сотрудничества с ними и в этом нам может помочь технология метода мнемотехники.

Хорошо подойдет для занятия в семье и с детьми разных возрастов, а также часто болеющих. Положительно зарекомендовали себя дистанционные родительские собрания с мастер-классом об использовании схем-моделей в заучивании наизусть новогодних стихов, потешек и загадок дома.

Слайд № 19. Я думаю, что актуальность в использовании схем-моделей и мнемотаблиц заключается в том, что они быстро и эффективно помогают запомнить новую информацию и закрепить изученное в занимательной игровой форме. Это очень простое интересное и перспективное игровое средство. Я использую его везде: и как изучение основного материала – когда по кусочкам собирается материал в целую таблицу, так и для обобщения не только в совместной работе, но и в индивидуальной самостоятельной деятельности детей. Так же, это отличный способ хранения информации. Использование метода мнемотехники позволяет мне повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.

Слайд №20. Выбрав тему педагогического опыта и начав работу с ребятами, предполагались следующие  результаты в отношении детей:

 • систематизация знаний детей по лексическим темам, закрепление знаний об окружающем мире;

• пополнение и активизация словарного запаса детей;

 • развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи;

 • формирование целостности окружающего мира;

 • умение договариваться и работать слажено;

 • умение обратиться к взрослому с вопросом;

 • умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением;

 • умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике;

 • умение обрабатывать собранный материал;

 в отношении родителей:

 • повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности;

 • повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Слайд №21. Эффективность работы по данному опыту можно отследить по следующим критериям:

в отношении детей: 

 • через их совместную работу по поиску и сбору информации;

 • по умению анализировать и систематизировать информацию;

 • по умению общаться со сверстниками и взрослыми;

в отношении родителей:

 • через повышение родительской активности и их заинтересованностью воспитательно-образовательным процессом;

 • через активное участие в предлагаемых формах работы.

Итоговая диагностика показала, что уровень развития речи значительно, видна положительная динамика.

Слайд №23. Вывод: таким образом, диагностика уровня развития связной речи воспитанников показала следующие результаты:

 • у детей появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;

 • расширился круг знаний об окружающем мире;

 • расширился активный и пассивный словарный запас;

 • появился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;

 • дети преодолели робость, застенчивость, стали более общительными.

Слайд №24.За время моей работы с с детьми и совместно с родителями, были изготовлены схемы-модели по загадкам, мнемотаблицы по сказкам, потешкам, Слайд № 25.временам года, альбомы «Опиши любимое животное», «Кухни народов мира», «Неболейка» (дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, динамическая пауза, релаксация), Слайд № 26 и дидактические игры «Кто у кого?», «Кто что ест?», Слайд №27«Кто где живет?», « Круги Луллия»

Слайд № 28. Это инновационная технология успешно прижилась в моей практике. И я очень рада, что эта идея живет и развивается вместе с моими воспитанниками.

.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

«Использование   здоровьесберегающих   технологий  в работе  с   детьми  дошкольного   возраста»Дошкольный возраст является важнейшим этапом в фо...

Презентация опыта работы. Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

В презентации представлен опыт работы по теме "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста". Материал был разработан и обобщен в представленных слайдах....

Опыт работы по теме ""Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

Данный  опыт работы включает в себя краткое содержание о камешках марблс, что они развивают у детей дошкольного возраста и виды работ с этим необычным  материалом....

Доклад из опыта работы "Использование проблемно-диалогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентностного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поск...

Презентация.Опыт работы.Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.

Презентация.Опыт работы.Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста....

«Использование опорных схем при составлении описательных рассказов детьми дошкольного возраста» (из опыта работы)».

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием развития ребенка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного в...

Консультация для педагогов «Использование опорных схем моделирования в работе с детьми по трудовому воспитанию»

Автор делится опытом, как использует опорные схемы в воспитательном процессе для организации эффективного обучения и развития детей в группе, для приучения к самообслуживанию и формированию привычки к...