«Использование опорных схем при составлении описательных рассказов детьми дошкольного возраста» (из опыта работы)».
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием развития ребенка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом и телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Представлена на
«Школу молодого педагога»
23 марта 2019 г.
Информация на тему:
«Использование опорных схем при составлении описательных рассказов детьми дошкольного возраста» (из опыта работы)».
Составила: воспитатель высшей
квалификационной категории
МДОУ «Детский сад №28»
Т.А.Олейникова
Составила воспитатель
МДОУ «Детский сад №28» города Благодарного
Т.А. Олейникова
«Использование опорных схем при составлении описательных рассказов детьми дошкольного возраста» (из опыта работы)».
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием развития ребенка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом и телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
Хочется остановиться на условиях, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна:
1. Потребность в высказывании - условия возникновения и развития речи. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли человек не заговорил бы.
2. Содержание речи - условие наличия материала высказывания, т.е. того, о чем нужно сказать. И от полноты, богатства этого материала зависит содержательность высказывания. Четкость, логичность речи определяются тем, насколько подготовлен материал.
3. Средства языка - условие вооружения человека общепринятыми знаками, т.е. главным образом словами, их сочетаниями, различными оборотами речи.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она не формируется стихийно, это «продукт» длительной работы, с одной стороны, социальной окружающей среды, а с другой целенаправленного обучения. Не даром множество работ ведущих специалистов, как в педагогике, так и в психологии и лингвистике посвящены данной проблеме (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Т.А. Ладыженская, А.М. Бородич и др.)
Согласно методической традиции принято выделять следующие виды связной речи: описание, повествование и рассуждение.
В повествовании говорится о последовательных событиях, связанных между собой. Повествовательные тексты имеют сюжет, и в этом они близки к рассказам как литературно-художественному жанру. Последовательность изложения в повествовании обыкновенно определяется естественным ходом изображаемых событий. В повествовательном тексте главное внимание уделяется фактам, событиям, поэтому текст насыщен глаголами и существительными.
Рассуждением называется такой связный текст, в котором для доказательства какого-либо утверждения используются суждения, приводятся примеры, делаются сопоставления и выводы, приводящие к новым суждениям и в конце подтверждающие или опровергающие первоначальное утверждение (так называемый тезис)
Но мне хочется остановиться на описании, в котором нет сюжета, нет событий и действующих лиц. В них изображены картины природы, отдельные предметы и явления, процессы и действия. Сущность описания состоит в более или менее развернутом указании признаков предметов и явлений, обычно признаков существенных. В описании автор изображает внешний вид предмета, его внутреннее содержание, составные части, наиболее заметные детали, его красоту. Он передает и свое отношение к изображаемому. Это является структурой описательного рассказа
Структура описательного рассказа:
- название предмета или явления;
- характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние);
- внешний вид (форма, цвет, размер, материал);
- назначения (где используется, как с ним взаимодействовать);
- какую пользу приносит.
Отношение к предмету или явлению.
Описательная речь является одним из базовых компонентов в составлении связных высказываний и текстов, и именно он, как показывает опыт обучения детей дошкольного возраста, оказывается наиболее несформированным. Почему? В чем проблема? Какие же основные недостатки прослеживаются при составлении детьми описательных рассказов?
А проблемы следующие:
1. Качество описательного текста т. е. отсутствие полноты характеристики, а именно:
• Внешних признаков,
• Внутренних качеств объекта описания,
• логики описания (соблюдения структуры описания, последовательности,
• его связности (правильность согласованности слов в предложениях; использование различных способов межфразовой связи (местоименной к примеру "Это яблоко", "оно сочное", "этот фрукт очень полезный", "я его люблю есть", синонимической (плод, фрукт, яблоко, повтор).
• Образности.
Другими словами нарушения всех составных частей языковой системы: фонетики, лексики, грамматики.
2. Следующая проблема: детям трудно самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность, которая является планом - описания.
Вследствие чего мы получаем: бедное описание образов, нарушение грамматического строя речи, схематичные, примитивные не последовательные, бессвязные, с пропуском смысловых звеньев, с длительными паузами описательные рассказы. Бывает и такое: описательный рассказ превращается в диалог между воспитателем и ребенком, вследствие задаваемых вопросов - подсказок воспитателя ребенку.
Мне приходилось не раз сталкиваться с ситуацией, когда на предложение описать – рассказать о каком-либо предмете или явлении у ребёнка сначала возникает пауза. Затем он говорит о какой-то, одной-двух характерных чертах обсуждаемого предмета, и снова наступает пауза. Далее дети начинают повторять ответы товарищей, добавляя незначительное изменение от себя. Возникает ощущение, что они ничего не помнят, не знают и не усвоили материал. Это далеко не так. Многое узнали, многое запомнили, но выразить свои мысли грамотно не могут.
Одним из приёмов, который значительно облегчают ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника чёткими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, ребёнок может строить по ним свой рассказ.
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, которые накапливаются в процессе исследования объекта. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
- принадлежность к родовому понятию;
- среда обитания или роста (для представителей растительного и животного мира);
- размер;
- цвет;
- форма;
- строение или составные части;
- качество поверхности;
- материал, из которого изготовлен объект (для не живых предметов);
- способ использования (или какую пользу приносят);
- субъективная оценка ( добрый/плохой, полезный/вредный и т.д.)
По такой модели можно составить описание любого предмета, явления, процесса или действия.
Перед вами сенсорно – графическая схема для составления описательного рассказа о диком животном. Она представлена в виде таблицы. Таблица – это дидактический материал для развития связной речи ребёнка, потому что в неё заключена определенная информация. Она состоит из нескольких квадратов (клеточек), в которых расположены символы. В качестве символов - заместителей используются: предметные картинки, силуэтные изображения, геометрические фигуры. Каждая клеточка - это графическое или частично графическое изображение дикого животного. Принцип следующий: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. В схему заключена определенная информация. Схема помогает ребенку самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащает словарный запас детей. Для изготовления схем не требуется художественных способностей: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
При составлении описательного рассказа по опорным схемам следует обращать внимание на:
- полноту характеристики внешних признаков и свойств описания;
- логику описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности);
- связность текста (правильность согласования слов в предложении);
- образность (использование лексической выразительности).
Работу над опорными схемами на первом этапе провожу с использованием настоящих предметов, игрушек.
На 1 этапе демонстрирую детям схему по определённой лексической теме и объясняю содержание условных обозначений. Важно, чтобы дети осознали, что категории цвета, формы, размера, строения и т.п. присущи всем предметам определённой группы, а при составлении описания конкретного предмета среди них нужно выбрать только те особенности этих категорий, которые характеризуют именно этот предмет.
С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений провожу следующие игровые упражнения.
«Расшифруй знаки-символы». Показываю ребёнку схему по определённой теме. Ребёнок должен самостоятельно объяснить содержание символов каждой клеточки.
«Исправь ошибку». Показываю ребёнку картинку по определённой теме и последовательно объясняю содержание условных изображений клеточек, нарочно пропуская одно из них. Ребёнок должен исправить ошибку, назвав пропущенную клеточку и объяснив содержание символов каждой клеточки.
«Покажи правильный символ». Показываю предмет и называю любое его свойство или признак. Например: «Это яблоко, оно растёт на плодовом дереве». Ребёнок отыскивает и показывает на схеме соответствующую клеточку.
На 2 этапе работы даю детям образец описательного рассказа по определённой лексической теме.
Описывая предмет, я последовательно показываю на схеме клеточки.
3 этап работы – это самостоятельное составление ребёнком описательного рассказа по опорной схеме.
Ребёнок получает настоящий предмет (игрушку, предмет), который принадлежит к определённой лексической теме, внимательно рассматривает его, а потом составляет описательный рассказ по соответствующей опорной схеме
На первых порах при составлении описательных рассказов ребёнку предлагаю передвигать от клеточки к клеточке предмет, который он описывает. Это значительно облегчает детям выполнение задачи, ведь им легче строить рассказ, когда они непосредственно видят нужный пункт опорной схемы рядом с предметом, который описывают.
Дети наглядно видят, на какие признаки, свойства надо обратить внимание при описании предмета. Дети учатся составлять описательный рассказ по наглядному плану, предложенному самим воспитателем.
Затем предлагаю детям поэкспериментировать, изменить предложенный наглядный план воспитателя, т. е. поменяют местами символы. Дети составляют рассказ- описание по измененному плану. После чего сравниваем последовательность описания в первом и в последующих вариантах. Дети благодаря наглядному плану, замечают: смысловое изменение, отмечают нарушение последовательности и связности текста, понимают важность последовательного плана описания. С появлением опыта дети сами создают свои собственные символы, составляют по ним описательные рассказы. Работают с индивидуальными карточками, в которых отражают ассоциативные признаки, качества, свойства предмета - описания.
Сенсорно-графическая схема помогла детям увидеть наглядно, понять с помощью каких анализаторов, ощущений, можно узнать о признаках, свойствах, качестве предметов описания, проследить конструкцию сложных, распространенных предложений; межфразовую связь.
Особенности построения описательных рассказов в разных возрастных группах:
- в младшей группе дети отвечают на вопросы воспитателя и дают развернутые ответы;
- в средней группе описательные рассказы строятся по опорным схемам;
- в старшей группе описательные рассказы строятся по плану, который сами составляют ;
- в подготовительной группе сами составляют рассказы по плану, проводят анализ рассказа друзей и самоанализ. Однако на начальном этапе могут возникнуть трудности: дети не всегда могут абстрагироваться от символа, условного изображения, начинают рассказывать об элементах схемы, а не о предмете познания. Это проблема возникает у отдельных детей на первом этапе и длится не долго. Так же работа может быть затруднена на некоторых этапах из – за небольшого изобразительного опыта детей, а в младшем возрасте – из- за незнания букв, цифр, знаков. Чтобы преодолеть некоторую робость и неуверенность в поиске символов самими детьми, можно использовать «зарисовку» загадок. Такие зарисовки вызывают заметное оживление радость. Например «без окон и дверей полно горница людей» и т.д. Хочу акцентировать ваше внимание на том, что опорная схема не решает всех проблем связной речи, это как стержень, на который нанизывается материал, не застывшая модель, а постоянно дополняемая новым материалом система, поэтому необходимо:
- систематические речевые тренинги – тесно связанные с темой рассказа (сказки, басни, стихи, рассказы);
- лексические упражнения (подбор признаков и действий, синонимов и антонимов, родственных слов);
- грамматические упражнения (словообразование, составление предложений).
- фонетический контроль;
- совершенствование диалогической речи;
- обучение составлению плана, его запоминание;
- объединение предложений в связное, последовательное, законченное высказывание;
- использование зрительных опор – схем.
Анализируя результаты проведенной работы, хочу отметить, что использование планов - схем при составлении описательных рассказов, заметно облегчает дошкольникам овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации) способствует совершенствованию психических процессов, облегчает и ускоряет процесс связного высказывания.
Аналогические схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, рассказов по картине и серий картин, для придумывания загадок о предметах, заучивании наизусть.
Применение опорных схем способствует развитию у детей не только умения составления описательных рассказов, но и развития связной речи в целом, а также способствует обогащению словарного запаса.
Методику, с которой я вас сегодня познакомила, в дошкольной педагогике называют по-разному:
Воробьева В.К. – называет эту методику сенсорно – графическими схемами.
Ткаченко Т.А – предметно – схематичными моделями.
Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа.
Но как бы ее не назвали суть от этого не меняется, а эффективность использования в нашей с вами работе очевидна, т.к. традиционные методики развития связной речи не всегда можно применить в полной мере, потому что современные дети страдают нарушением внимания, памяти, недостаточным уровнем развития логического мышления и речи, целостного восприятия. А данная методика помогает и ускоряет процесс овладения этим видом связной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: "Использование опорных схем в составлении описательных рассказов"
В консультации описываются пути использования опорных схем для умения детей составлять описательные рассказы....
Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов
Данный комплект содержит 16 карточек по разным лексическим темам для составления описательных рассказов + на обратной стороне план рассказа....
Опорные схемы для составления описательных рассказов по развитию речи
Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка. Умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления. Одним из ф...
Опорные схемы для составления описательных рассказов.
консультация...
Консультация для родителей «Использование опорных схем в составлении описательных рассказов»
Развитие речи теснейшим образом связано с формирование мышления и воображения ребёнка. Активизировать речевое развитие нам помогут схемы - описания....
Развитие речи (Опорные схемы для составления описательных рассказов)
Опорные схемы для составления описательных рассказов...
Опорные схемы для составления описательного рассказа
Опорные схемы для составления описательного рассказа...