Характеристика игровой деятельности дошкольников
материал
Что значит игровая деятельность дошкольника? Понятия "игровая деятельность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_igrovoy_deyatelnosti_doshkolnikov.ppt | 621 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие об игре. Понятие об «игре» имеет некоторую разницу у разных народов: - у древних греков слово «игра» означало собою действия, свойственные детям, выражая то, что у нас называется «предаваться ребячеству»; - у евреев слову «игра» соответствовало понятие о шутке и смехе; - у римлян « ludo » означало радость веселье; - по санскритски «кляда» означало игру, радость. Впоследствии на всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширный круг действий человеческих, - с одной стороны не претендующих на тяжелую работу, с другой – доставляющих людям веселье и удовольствие.
Эльконин Д.Б. (1904 – 1984г.г.) Советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии.
Понятие игры по Д.Б.Эльконину. Игра – ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б.Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности. Именно поэтому Д.Б.Эльконин называл игру "гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека".
Игра. Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.
Игра – деятельность ребенка. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка – радость от того, что он действует так, как требуют правила. В игре ребенок плачет как пациент и радуется как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия, которая продолжается в школьном возрасте.
Наиболее характерные игры для детей разных возрастов (по Д. Б. Эльконину): Игра-развлечение – игра, в которой полностью отсутствует сюжет. Ее цель развесились, развлечь участников. Игра – упражнение – отсутствует сюжет, преобладают физические действия, при этом одно и тоже действие повторяется несколько раз подряд. Сюжетная игра – есть игровые действия и воображаемая ситуация, хотя и в зачаточной форме. Процессуально – подражательная игра – воспроизведение действий или ситуаций, которые ребенок наблюдает в настоящий момент. Подражательная и сюжетная игра близки друг другу. Традиционная игра – та, которая передается из поколения в поколение, в нее играют взрослые и дети, она имеет правила, но в ней отсутствует воображаемая ситуация.
Структура игровой деятельности: Сюжет; Содержание игры; Роли; Правила; Игровые действия; Игрушки.
Структура игровой деятельности. Сюжет – это сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в игре. Сюжет игры ребенок берет из жизни. Сюжеты детских игр: 1. Бытовые( Семья, детский сад, прогулка, День рождения); 2. Производственные( стройка, больница, магазин, школа, поезд); 3. Общественно – политические( война, индейцы, партизаны, митинг).
Содержание игры – действия взрослых, взаимоотношения взрослых. В начале дошкольного возраста, содержание игры ребенка – это воспроизведение простых отношений с предметами и последовательность предметных действий. Затем воспроизведение социальных ролей. На позднем этапе – воспроизведение социальных и межличностных отношений. Пример игра «Дочки – матери» 1) Выполнение отдельных действий( приготовить обед, разлить чай в чашки ). 2) Целостное ролевое поведение( обращение к партнеру ) 3) Воспроизведение межличностных и социальных отношений(мать любит ребенка, заботится о нем).
Роли – роль реализуется в игровых действиях. Д.Б. Эльконин считал, что центр игры – роль, которую берет на себя ребенок. Но самое замечательное в ролевой игре то, что взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде. Правила – определяются в процессе в процессе игры самими детьми. Игровые действия – обязательные компоненты игры( могут быть выражены символически). Д.Б. Эльконин считал, что игровые действия – это действия свободные от операционально – технической стороны,это действия со значениями, они носят изобразительный характер.
Игрушки , используемые в игре, разнообразные( готовые, самоделки, предметы – заместители; могут играть без игрушек, прибегая к воображению). В детской игре происходит перенос с одного предмета( воображаемая ситуация), поэтому, возможно дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия. Существовало мнение, что в игре все может быть всем. Перенос значения с одного предмета на другой ограничен возможностями показа действия. Процесс замещения одного предмета другим подчинен правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.
А.Барто «Кукла» Смастарил я грузовик Для сестры Катюшки. Подняла Катюшка крик: - Разве это грузовик? Три пустых катушки. Смастерил я ей коня, Пусть берет, не жалко! Катя смотрит на меня, Не желает брать коня: - Это просто палка! Я свернул два лоскута. - Ах, - сказала Катя, - - Ах, какая красота: - Кукла в пестром платье!
Особенности развития игры. Развитие игры в младшем дошкольном возрасте: Дети играют в одиночку, не умеют договариваться, распределять роли, материал; Сюжет игры однообразен; Дети воспроизводят действия людей; Возникновение игры связано с попавшейся на глаза игрушка, советом взрослого; В конце младшего начале среднего дошкольного возраста происходит переход от одиночных отношений к совместным играм. Развитие игры в среднем дошкольном возрасте: Играют вместе 2 – 3 ребенка, выбор партнера на основе симпатии; Расширяется тематика игр; Дети в игре отражают отношения людей; Пытаются соблюдать правила; В соответствии с сюжетом дети начинают подбирать материал.
Развитие игры в старшем дошкольном возрасте: Игра часто коллективная; Дети заранее планируют игру, распределяют роли, выбирают материал; Сюжет сложный, в игре отражаются события, ситуации выходящие за рамки личного опыта; Большое значение приобретают слова, обращенные от лица роли; Режиссерская игра – одиночная игра, в которой ребенок не берет на себя ни какую роль, выступает, как режиссер, раздающий роли игрушкам.
Функции игры. Дети познают свойства предметов и действия с ними; Дети изображают отношения между людьми; Изменяется позиция ребенка по отношению к окружающему миру; Развивается мотивационно – потребностная сфера; Развивается произвольность психических функций; Развивается способность к сопереживанию; Формируется способность играть в коллективе; Удовлетворяется потребность в признании( статусная роль); Самосознание, рефлексия.
Мотив детской игры. Игровые мотивы реализуют потребность ребенка жить совместной с взрослыми жизнью , участвовать в социальной деятельности, занимать определенное место в обществе.
Влияние игры на общее психическое развитие ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольного внимания и произвольной памяти. Сознательная цель – сосредоточить внимание, запомнить и припомнить. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, на содержание игры, сюжета. Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета. Он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Ролевая игра развивает воображение. Ребенок берет на себя различные роли. Через игру ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения. Ребенок приобретает навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Внутри игры начинает складываться учебная деятельность. Игра, как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современная характеристика игровой деятельности»
Доклад на педсовет «Современная характеристика игровой деятельности»...
Характеристика игровой деятельности
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка;его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д....
Контрольная работа по курсу « Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Поддержка самостоятельной игровой деятельности детей: методики руководства сюжетно-ролевой игрой»
Задачи развития игровой деятельности, методика педагогической поддержки игровой деятельности....
Характеристика изобразительной деятельности дошкольников.
В статье описываются характерные особенности изобразительной деятельности дошкольников....
Психологическая характеристика сюжетно-ролевой игровой деятельности дошкольников
Дошкольный возраст - это возраст, основным видом деятельности которого является игра. Сюжетно-ролевая позволяет учащимся взаимодествовать....
Консультация для воспитателей. «Психологическая характеристика детей с ЗПР, особенности игровой деятельности дошкольников с ЗПР»
Консультация для работы воспитателей...
Характеристика игровой деятельности дошкольников
Тема"Игровая деятельность"...