Психологическая характеристика сюжетно-ролевой игровой деятельности дошкольников
статья (младшая группа) на тему

Симоненко Ольга Владимировна

Дошкольный возраст - это возраст, основным видом деятельности которого является игра. Сюжетно-ролевая позволяет учащимся взаимодествовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syuzhetno-rolevye_igry.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Симоненко Ольга Владимировна, воспитатель

Психологическая характеристика сюжетно-ролевой игровой деятельности дошкольников

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Именно в этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра это деятельность, в которой дети выполняют трудовые или социальные функции взрослых людей, а в воображаемых и игровых условиях, которые они создают, они воспроизводят (или моделируют) взрослую жизнь и отношения между ними. В такой игре все психические качества и личностные качества ребенка формируются наиболее интенсивно.

Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Используя предметы-заместители, ребенок начинает действовать в мыслимом условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно действия в игре сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, где он играет разные роли, ребенок принимает разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон, что способствует развитию наиболее важных умственных способностей человека, что позволяет представить другой взгляд и другую точку зрения.

Сюжетно-ролевая игра – это творческая игра детей дошкольного возраста в развитой форме, представляющая собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста является игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Так же, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это сюжетно-ролевые игры. Дошкольники сами выбирают партнеров и устанавливают игровые правила, следят за их выполнением.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С.Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество [18, с. 61]. Основным источником, питающим сюжетно-ролевую игру ребенка, является окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Главной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация состоит из сюжета и ролей.

Сюжет игры представляет собой ряд событий, которые объединены жизненными и мотивированными связями. История раскрывает содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является главной ролевой игрой. Чаще всего ребенок берет на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что, по его или ее мнению, ребенок идентифицирует себя с этим человеком и действует в игре от его имени. Ребенок правильно использует определенные предметы (готовит обед, готовит пищу, делает укол как медсестра), поддерживает различные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочь, осматривает больного и т.д.). Роль выражается в действиях, словах, выражениях лица, пантомимах. Помимо игрушек, в игре присутствуют разнообразные вещи, при этом их смысл воображаемый и игривый.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т.п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т.п.) [18, с.63].

Отличной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре всегда нуждается в поддержке, поэтому часто одна вещь заменяется другой (волшебная палочка заменяет ложку), что позволяет выполнить необходимое действие.

Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры – стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с недостаточной подготовкой ребенка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевых играх: в них ребенок, играя роль взрослого, может воспроизвести свою жизнь, деятельность и отношения.

Оригинальность содержания сюжетно-ролевой игры также является одной из ее важнейших особенностей. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д.Б. Эльконина, Д.В. Менджерицкой, А.В. Черкова, П.Г. Саморуковой, Н.В. Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким образом, игра - это деятельность, в которой дети сами моделируют социальную жизнь взрослых [18, с.64].

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку, но наличие детского общества является наиболее благоприятным условием для развития сюжетно-ролевых игр.

Рассмотрим основные особенности сюжетно-ролевой игры.

  1. Соблюдение правил.

Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, в которой подчинение правилу вытекает из самой сути игры. Овладевая правила ролевого поведения в игре, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам. В игре формируется позитивное отношение к образу жизни людей, к действиям, нормам и правилам поведения в обществе.

  1. Социальный мир.

Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра дает возможность ребенку быть во взрослом мире, понять систему взаимоотношений между взрослыми. Когда игра достигает своего пика, уже недостаточно того, чтобы ребенок заменил отношения в игре, что приводит к тому, что созревает мотив, чтобы изменить статус. Единственный способ сделать это - пойти в школу.

  1. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.

Игра ребенка очень богата эмоциями, зачастую теми, которые ему еще не доступны в жизни. Ребенок отличает игру от реальности. В дошкольной речи часто встречаются такие слова: «как будто», «понарошку» и «по - правде».

Но, не смотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: мама действительно любит свою дочку – куклу, водитель серьезно озабочен тем, что удастся ли спасти попавшего в аварию товарища.

Выдающий русский психолог Л.С. Выготский также отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие [6, с. 87].

С ростом сложности игры и плана игры чувства детей становятся более осознанными и сложными. Когда ребенок подражает космонавтам, он передает им свое восхищение, мечту стать таким же. И в то же время появляются новые чувства: ответственность за порученную работу, радость и гордость, когда она подходит к концу. Многократное повторение действий взрослых, имитация их нравственных качеств, влияют на формирование таких же качеств у ребенка. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что сюжетно-ролевая игра - это школа чувств и что там формируется эмоциональный мир ребенка.

  1. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. Дошкольники интересуются различными жизненными событиями, разными видами труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они хотят подражать. В результате игровые идеи становятся более стойкими, иногда они держат свое воображение. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов») продолжаются неделями и развиваются постепенно. Появление длительной перспективы игры указывает на новый, более высокий этап развития игрового творчества. В то же время, это не повторение одной и той же темы, как это бывает у малышей, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому детское мышление и воображение становятся целенаправленными. Длительное пребывание ребенка в одной роли позволяет ему глубже вникать в смысл того, что он изображает.
  2. В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество.

Последовательность, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Так, во время «морского путешествия» на несколько дней, то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно и обнаружили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили их в зоопарк, белых медведей кормили в Антарктиде. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются разные жизненные впечатления. отражения жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях – все это способствует формированию общих идей, облегчает понимание ребенком связи между различными явлениями жизни.

Чтобы осуществить замысел в сюжетно-ролевой игре, ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с принятой на себя ролью. Если под рукой нет нужных игрушек, то дети заменяют один предмет другим, придавая ему воображаемые признаки. Эта способность видеть несуществующие качества у субъекта, является одной из характерных черт детства.  Чем старше и более развиты дети, тем больше они ищут сходства с реальностью.

  1. Развитие речи. Роль слова особенно важна в создании образа. Слово помогает ребенку определить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров и согласовать  свои действия с ними. Развития целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, с все возрастающей способностью переводить в слова свои замыслы. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, в игре развивается речь, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает, свои действия и понимает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном возрасте иногда создаются целые эпизоды игры с использованием слова.

Содержанием сюжетно-ролевой игры дошкольников являются:

- знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, переживаниях, выражение в образах речи, переживаниях и действиях ребенка;

- способы действия с определенными предметами в определенных жизненных обстоятельствах;

- те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.

Таким образом, характеризуя сюжетно-ролевую игру с точки зрения ее внутренней структуры, можно сказать, что это тот вид деятельности ребенка, который воплощает в себе творчество по отношению  к окружающей действительности через разницу игрового и реального действия, которое создает новый воображаемый смысл.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что сюжетно-ролевые игры – это всегда импровизация, черпающая материал социальной практики жизнедеятельности человека с введением трех элементов: фантастики, исторической правды и реальной деятельности. Спонтанным объединяющим моментом трех элементов является воображение.

Однако следует постоянно иметь в виду, что руководство ролевыми играми детей не должно превращаться в «натаскивание», когда воспитатель не только навязывает тему, сюжет игры, но и дает готовые рецепты поведения. Руководя игрой, нужно решать и развивающие, и воспитывающие задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация и руководство самостоятельной, творческой игровой деятельностью дошкольников. Сюжетно – ролевая игра»

1.Характеристика  игровой деятельности. Игра как средство обучения самостоятельности.2. Самостоятельная деятельность3.  Предметно – развивающая среда4. Сюжетно – ролевая игра – как один из в...

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Характеристика сюжетно-ролевой игры младших дошкольников

Игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. В ходе игр дети изображают людей, животных, работу врача, парикмахера, водителя и др. Понимая, что игра – не настоящая жизнь, малыши в то же время по ...