Совершенствование мастерства молодого педагога через наставничество.
консультация
Активизации творческой деятельности молодых педагогов наиболее эффективна проходит через нетрадиционные методы и формы работы, поскольку их становление происходил.о на информационно-коммуникативных технологиях. Поэтому при работе с молодыми специалистами для лучшего усвоения ими теоретического и практического материала целесообразно использовать современные образовательные технологии. В данной статье раскрываются формы и методы работы наставника по совершенствованию мастерства молодого педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovershenstvovanie_masterstva_molodogo_pedagoga.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Совершенствование мастерства молодого педагога через наставничество.
Я хочу поделиться своим опытом работы по направлению наставничество.
Цель работы:
Создание в дошкольной организации условий для профессионального роста молодых специалистов.
Задачи:
1. Повышать профессиональную компетентность молодых педагогов через эффективные формы организации педагогической деятельности ( в том числе используя информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.)
2.Обеспечить проведение анализа результативности работы молодых воспитателей во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности.
І этап – начался с выбора форм работы с молодыми специалистами, а именно с вводного анкетирования, тестирования и собеседования, где они рассказали о своих трудностях, проблемах, неудачах. Для себя отметила недостатки в имеющихся умениях и навыках. На основе имеющихся данных составлен план обучения молодого специалиста.
(индивидуальный план)
В плане можно отследить:
- этапы работы;
- основные направления, формы, методы и средства профессиональной поддержки;
- промежуточный и конечный результаты работы.
Для себя отметила, что активизации творческой деятельности молодых педагогов наиболее эффективна проходит через нетрадиционные методы и формы работы, поскольку их становление происходило на информационно-коммуникативных технологиях. Поэтому при работе с молодыми специалистами для лучшего усвоения ими теоретического и практического материала целесообразно использовать современные образовательные технологии, а именно
Нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с молодыми специалистами.
Методы и формы работы с молодым специалистом | Характеристика методов и форм работы |
Технология сотрудничества | Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. |
Коучинг | Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. Коучинг – это развивающее консультирование. Разница между обычным консультированием и новыми технологиями: коучинг – это активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем. На представленном коуч – сессии молодые педагоги знакомятся с понятием рефлексия в целом, педагогическая рефлексия, что такое рефлексивные компоненты — это основные компоненты, которые включает в себя педагогическая рефлексия. Педагогом было предложено Упражнение « Мое педагогическое кредо» Сформулировать педагогическое кредо и представить его в виде девиза, символа, эмблемы и обосновать свою эмблему. Проектное рисование « Я педагог» На альбомных листах изобразить себя в профессии. После того как педагоги выполняют задание, проведение обсуждение работ. (обсуждение групповое, все участники высказываются о каждом рисунке.) Вопросы для обсуждения: - Что вы можете сказать об изображенном человеке его внешности…эмоциях? - Что вы можете сказать о личностных особенностях изображенного человека? - Какими достоинствами обладает изображенный человек (профессиональные, личностные). Упражнение « Хорошо – плохо» Предложить участникам сесть в круг. Попросить произнести фразу «Педагогом быть хорошо, потому что…» и привести аргументы. Затем предложить следующие по очереди в кругу « Педагогом быть плохо, потому что….» привести аргументы. |
Кейс-метод | Основные цели кейс - -метода - развитие навыков анализа и критического мышления; - соединение теории и практики; - демонстрация различных позиций и точек зрения; - представление примеров принимаемых решений и их последствий; В профессиональном стандарте педагога определены базовые компетентности, среди которых присутствует умение принимать решение в различных педагогических ситуациях. Одним из перспективных методов на наш взгляд, становится Кейс – метод Это нетрадиционный метод в работе с молодыми педагогами – неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Кейс-метод может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций. Педагогам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Кроме того, при решении задач формируются различные компетентности: - отрабатываются коммуникативные навыки - точно выражать свои мысли; уметь слушать других, аргументировано высказывать точку зрения, подбирать контраргументацию; -- вырабатывается уверенность в себе и в своих силах; - приобретаются экспертные умения и навыки, необходимые для оценки деятельности персонала; Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения. Первый этап - это этап подготовки кейса. На данном этапе формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается. Затем определяются вопросы, на которые, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ. Второй этап - работа с кейсом это его решение. Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке: 1. Знакомство с ситуацией, её особенностями 2. Выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию; 3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией). 4. Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос 5. Решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий. В заключении, хотелось бы отметить, что использование кейс метода в работе с молодыми педагогами позволяет применять на практике теоретический материал, что положительно влияет на дальнейшую его работу. |
Мастер-класс (практикум) | В рамках нашей работы вашему вниманию хочу предложить мастер - класс «Игротека «ТРИЗ игры: развиваем творческие способности дошколят» Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, и всем тем, что помогло бы молодому педагогу достичь наилучших результатов. Актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность. Творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении творческих задач. Поэтому, я неоднократно организовывала практические семинары, как для молодых педагогов, так и для коллег желающих овладеть данной технологией, где делилась опытом, как организовать игры интеллектуальной направленности с применением элементов ТРИЗ. Например вашему вниманию представлен метод фокальных объектов – перенесение свойств одного объекта на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, фантазию, речь, но и управлять своим мышлением. Пользуясь этим методом можно придумать фантастическое животное, придумать его название, кто его родители, где живет и чем питается. Сказки от «живых» капель и клякс. Делаем кляксы. Затем даже 3-х летний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: « на что похожа твоя клякса?» - обведение и дорисовка клякс. Образы «живых» клякс помогают сочинить сказку. |
На втором этапе сопровождения Я, как наставник, предложила определить методическую тему, над которой молодые педагоги будут работать более углубленно. Это подтолкнет педагогов к необходимости совершенствоваться и развиваться дальше. Но главное - поможет сформулировать три важных аргумента, для чего заниматься самообразованием, - чтобы быть интересным детям, отвечать требованиям родителей, чувствовать себя уверенным в профессиональной среде коллег. У каждого молодого педагога разработан план по самообразованию так как самообразование - это одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов и самореализации в профессии. Для этого были проведены консультации с молодыми педагогами по выработке рекомендаций по составлению плана самообразования, сформулировали цели, задачи, и разработали план работы по теме.
Составлен чек – лист он не заменяет традиционный план по самообразованию.
В нем отмечается Тема самообразования. Ф.И.О. педагога и Возрастная группа. С его помощью молодые педагоги смогут систематизировать свою деятельность и распределить нагрузку в течении каждого месяца. Для этого нужно держать чек лист под рукой и делать в нем отметки. Чек лист поможет молодым педагогам сделать работу по самообразованию гибкой.
Наталия Алексеевна выбрала тему «Развитие познавательной активности младших дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность».
Уже на втором году работы Маргарита Анатольевна провела мастер – класс для педагогов, как отчет по самообразованию по теме «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.»
-Для совершенствования педагогического мастерства необходимо и изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОО. Посещая занятия, воспитатель делает анализ всей полученной информации и оставляет то самое, что больше всего подходит ему: методы, приемы. Это все помогает справляться с различными ситуациями, которые могут возникать во время работы с детьми, и самое главное помогает стать увереннее. Молодой воспитатель изучает новые подходы к работе с детьми, способствует выработке собственного опыта, совершенствованию профессионального мастерства.
Немаловажной формой повышения педагогического мастерства молодого педагога является курсовая подготовка. Поэтому наши педагоги проходят разнообразные курсы: «Планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО», «Педагогический практикум: образовательные ситуации для детей раннего возраста». «Система сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду»
Одной из эффективных форм обучения молодых педагогов, формирующих творческо-деятельностную позицию, развивающую педагогическую рефлексию, является участие в конкурсном движении. Это – стимул для самореализации, саморазвития. При условии профессиональной поддержки и помощи более опытного педагога участие в конкурсах позволяет молодому специалисту добиться значительных результатов уже в первые годы своей педагогической деятельности.
Очень приятно, что Маргарита Анатольевна принимала активное участие в региональном профессиональном конкурсе молодых специалистов «Большой педагогический турнир» - 2021 и вместе с командой единомышленников дошла до финала, а Наталья Алексеевна участвовала в городском фотоконкурсе «Профсоюз глазами молодежи» и заняла также почетное 3 место. В 2021 году приняли участие в подготовке материалов конкурса «Детский сад года», в номинации «Конструирование и робототехника» проект занял I место на окружном уровне.
- Приобщение педагога к подготовке и посильному участию в проведении педагогических часов, педагогических советов.
Еще одной из форм совершенствования педагогического мастерства -это публичные выступления как инструмент профессиональной деятельности педагога.
Маргарита Анатольевна, выступала на педсовете с докладом для педагогов по теме: «Развитие креативности педагога, как необходимое условие совершенствования познавательно-интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста», «Интеллектуальные карты как средство развития речи». Наталия Алексеевна делилась опытом с педагогами по применению интеллектуальной карты в работе с родителями« Я люблю музей!», карта содержала много информации по различным музеям которые были закодированы штрих –кодами.
Молодые педагоги были привлечены к показу занятий на уровне детского сада.
Воспитанники молодых педагогов активно участвуют в конкурсах разного уровня и занимают призовые места.
Также молодые коллеги вошли в состав рабочей группе Всероссийской стажировочной площадки «Одаренные дети», где уже самостоятельно собирают данные и оформляют документацию к этому проекту.
ІІІ этап – контрольно - оценочный.
Контроль профессиональных навыков молодого специалиста, определить степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Сегодня я уже смело могу говорить о результатах своей работы:
- создана система работы, которая объединяет деятельность молодого педагога и наставника;
- применяются эффективные формы и методы работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;
- молодой воспитатель ведет работу по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;
- Педагог внедряет в свою работу новые технологии;
- происходит совершенствование, саморазвитие, накопление и обобщение своего опыта работы.
- у молодого педагога формируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательного процесса;
- молодому воспитателю обеспечена необходимая помощь и поддержка на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию.
Я считаю, что моя работа как наставника, дала свои положительные результаты в развитии профессионального мастерства молодого педагога.
В ходе работы стремилась:
- заинтересовать своего подопечного
- помогала реализовать себя
- развить личностные качества и коммуникативные умения
- развивать умения заинтересовать, увлечь детский коллектив в образовательную деятельность через игру.
Я думаю, что моя работа поможет молодым педагогам вырасти профессионально, поэтому хочу передать им свой опыт, умения, чтоб они так же продолжали: развивать и получать удовлетворение от своей работы, но и стремиться к высоким профессиональным результатам, а также получить любовь и уважение детей и родителей. Ведь это тоже большая награда для нас педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в сфере взаимодействия с семьями воспитанников
Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в сфере взаимодействия с семьями воспитанников Современная ситуация в образова...
Программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования "Ступеньки мастерства"
Эта программа появилась в результате осознания необходимости адаптации и профессионального сопровождения молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуально...
МАСТЕР - КЛАСС КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
Повышение уровня мастерства молодых педагогов считается приоритетным направлением деятельности методической работы дошкольного учреждения и представляет важное звено в целостной системе повышения квал...
План мероприятий с молодым педагогом (план наставничества)
Календарно-тематический план по взаимодействию с молодым педагогом....
Повышение профессиональной компетенции молодых педагогов посредством наставничества
Материалы выступления на Городском методическом объединении воспитателей дошкольных образовательных учреждений Североральского городского округа. Тема: "Реализация части ОП ДО, формируемой участн...
"Совершенствование системы коррекционной работы через наставничество".
Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 г. № 401 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника в России. «Вопросы обучения и наставничества являются вопросами будущего, а система ...