Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в сфере взаимодействия с семьями воспитанников
методическая разработка на тему
Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в сфере взаимодействия с семьями воспитанников
Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. На сегодняшний день подходы к взаимодействию образовательного учреждения и семьи значительно изменились. Идея взаимосвязи общественного и дошкольного воспитания отражена во многих нормативно-правовых документах. В работе с семьями дошкольные учреждения стремятся перейти от формального общения к партнерству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_dou_s_semey.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение профессионального мастерства молодых педагогов
в сфере взаимодействия с семьями воспитанников
Я. Б. Зуева, старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 78»
г. Прокопьевск, Кемеровская обл.
Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. На сегодняшний день подходы к взаимодействию образовательного учреждения и семьи значительно изменились. Идея взаимосвязи общественного и дошкольного воспитания отражена во многих нормативно-правовых документах. В работе с семьями дошкольные учреждения стремятся перейти от формального общения к партнерству.
В МБДОУ «Детский сад № 78 «Полянка» разработана и активно внедряется программа «Детский сад + семья», призванная обеспечить психолого-педагогическую поддержку семей воспитанников, способствующую реализации её воспитательного потенциала. Мы не будем подробно останавливаться на особенностях организации взаимодействия с родителями, а рассмотрим блок данной программы «Воспитатель», основными задачами которого являются:
- совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи, влияющих на качество семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста;
- осуществлять непрерывное повышение квалификации педагогических кадров по вопросам использования эффективных технологий сотрудничества с семьей.
В процессе разработки программы были выявлены следующие противоречия:
- между потребностью родителей в комплексной разносторонней поддержке и недостаточным уровнем профессионального мастерства части воспитателей;
- между потребность администрации в привлечении всех семей к воспитательно-образовательному процессу и неполным осознанием части родителей важности дошкольного периода детства ребенка, как базиса для всей последующей жизни;
- между потребностью администрации внедрить эффективные технологии сотрудничества и недостаточно разработанной системой подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Анализ взаимодействия молодых воспитателей с семьями воспитанников показал, что 70% педагогов всегда готовы помочь родителям разобраться в сложных воспитательных вопросах. 70% предпочитают непосредственное взаимодействие с семьей, 30 % - опосредованное, через наглядно-информационные формы взаимодействия и интернет. 100 % педагогов считают, что родителям необходима помощь и поддержка в вопросах воспитания, обучения и развития детей. 30% молодых специалистов считают, что общаться с родителями сложнее, чем с детьми, что родители и педагоги иногда разговаривают на разных языках. Недооценка роли семьи, назидательный стиль общения, психологические барьеры – все это следствие недостаточной компетентности педагога во взаимодействии с родителями.
В детском саду сложилась необходимость создать условия для повышения профессионального мастерства педагога в сфере общения с семьей и выйти на качественно новый уровень методической работы в этом направлении. Блок «Воспитатель» программы «Детский сад + семья» призван повысить профессиональную компетентность педагога при помощи разнообразных форм методической работы. В блок включен материал, помогающий педагогам глубже осознать процесс общения с родителями, его достоинства и недостатки, поставить конкретные задачи по развитию профессиональной компетенции.
Блок «Воспитатель» разделен на 3 части:
- 1 часть - аналитическая – позволяет провести диагностику и самодиагностику организации взаимодействия с семьями, выявить барьеры в общении, положительные моменты и недостатки. Диагностика процесса общения с родителями необходима для изучения индивидуальных особенностей и достижений педагогов;
- 2 часть - организация взаимодействия – призвана развить основные компоненты профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями;
- 3 часть – контрольно-оценочная - направлена на осуществление анализа и рефлексии взаимодействия с семьями воспитанников, коррекцию выбранной стратегии и тактики сотрудничества.
Ожидаемым результатом реализации программы является: повышение профессиональной компетентности педагогических кадров, оптимизация системы отношений ДОУ и семьи.
Нами разработан портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями, который включает три компонента: личностный, содержательный и деятельностный.
Личностный компонент включает: готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями, осознание собственных ошибок и трудностей в организации сотрудничества, установку на безоценочное и доверительное взаимодействие, тактичность, наблюдательность и др.
Содержательный компонент говорит о наличии у педагога следующих знаний: знаний о воспитательном потенциале семьи; об особенностях семейного воспитания; о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания; о современных формах организации общения; о методах активизации родителей.
Деятельностный компонент включает:
- умение преодолевать психологические барьеры в общении с родителями, владение диагностическими методиками;
- умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье;
- умение конструировать программу деятельности с родителями, умение организовывать традиционные и нетрадиционные формы общения, осуществлять педагогическое руководство;
- коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, сопереживать; предвидеть результаты общения, трудности; предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении; организовывать содержательное общение; создавать атмосферу совместного творчества.
Рассмотрим основные формы и методы развития профессионализма педагогов в вопросах взаимодействия с семьей.
На аналитическом этапе используем анкетирование молодых педагогов для выявления типичных трудностей в работе с родителями, определение стиля общения с родителями, опросы «Сложности в общении с семьей», «Оценка уровня коммуникабельности педагога в общении с родителями по В.Ф. Ряховскому, составление карт профессионального мастерства. Диагностика процесса общения с родителями необходима для изучения индивидуальных особенностей и достижений педагогов.
На 2 этапе – организация взаимодействия - используем следующие формы: семинары по темам: «Нормативно-правовой аспект работы с семьей», «Формы эффективного сотрудничества», «Проектная деятельность во взаимодействии с семьями воспитанников»; аукционы идей: «Организация совместного досуга», «Наглядно-информационные формы взаимодействия», «Нетрадиционные подходы к работе с родителями»; практикумы общения педагогов с родителями по следующим темам: «Безоценочное восприятие партнера по общению», «Позиция педагога при взаимодействии», «Развитие навыков эмпатии у педагога», «Формирование ораторских способностей», «Невербальные формы общения». Эффективными на данном этапе являются такие формы повышения профессионального мастерства как консультации, круглые столы и работа по самообразованию.
На 3 этапе – контрольно-оценочном - проводим мониторинг качества педагогического мастерства в сфере взаимодействия с семьями воспитанников, который позволяет выявить затруднения при организации сотрудничества, провести самооценку личностных качеств и педагогических умений, важных для общения с родителями дошкольников. На данном этапе идет осуществление анализа и рефлексии взаимодействия с семьями воспитанников, коррекция выбранной стратегии и тактики сотрудничества.
Содержание и формы работы с семьями воспитанников отличаются разнообразием и задача каждого педагогического коллектива – уметь быть чуткими к запросам семьи и компетентными в решении современных образовательных задач.
Совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьями дошкольников позволяет обеспечить эффективную психолого-педагогическую поддержку семей воспитанников и актуализацию в сознании родителей самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
Разработка проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...
Повышение профессионального уровня педагогов по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников.
Формы и методы обогащения педагогического опыта родителей в условиях дошкольного учреждения....
Карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников
Карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников...
Повышение компетентности педагогического коллектива в сфере взаимодействия с семьями воспитанников
При организации продуктивного общения всех участников образовательных отношений, сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников используются все формы, как традиционные, т...
Методическое сопровождение педагогов, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников
Опыт работы по реализации модели методического сопровождения педагогов, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников в детском с...
МАСТЕР - КЛАСС КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
Повышение уровня мастерства молодых педагогов считается приоритетным направлением деятельности методической работы дошкольного учреждения и представляет важное звено в целостной системе повышения квал...
"Развитие профессиональной компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников"
Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протя...