Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в сфере взаимодействия с семьями воспитанников
методическая разработка на тему

Зуева Яна Борисовна

Повышение  профессионального мастерства  молодых  педагогов в сфере взаимодействия с семьями воспитанников

 

 

      Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе.     На сегодняшний день подходы к взаимодействию образовательного учреждения и семьи значительно изменились. Идея взаимосвязи общественного и дошкольного воспитания отражена во многих нормативно-правовых документах. В работе с семьями дошкольные учреждения стремятся   перейти от формального общения к партнерству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_dou_s_semey.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение  профессионального мастерства  молодых  педагогов

 в сфере взаимодействия с семьями воспитанников

Я. Б. Зуева, старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 78»

г. Прокопьевск, Кемеровская обл.

      Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе.     На сегодняшний день подходы к взаимодействию образовательного учреждения и семьи значительно изменились. Идея взаимосвязи общественного и дошкольного воспитания отражена во многих нормативно-правовых документах. В работе с семьями дошкольные учреждения стремятся   перейти от формального общения к партнерству.

     В МБДОУ «Детский сад № 78 «Полянка»   разработана и активно внедряется программа «Детский сад + семья», призванная обеспечить психолого-педагогическую поддержку   семей воспитанников, способствующую реализации её воспитательного потенциала.  Мы не будем подробно останавливаться на особенностях организации взаимодействия с родителями, а рассмотрим блок данной программы «Воспитатель»,   основными задачами которого являются:

- совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи, влияющих на качество семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста;

- осуществлять непрерывное   повышение квалификации педагогических кадров по вопросам использования эффективных технологий сотрудничества с семьей.

     В процессе разработки программы были выявлены следующие противоречия:

- между потребностью родителей  в  комплексной разносторонней поддержке   и недостаточным уровнем профессионального мастерства части воспитателей;

-  между потребность администрации в привлечении всех семей к воспитательно-образовательному процессу и неполным осознанием  части родителей важности дошкольного периода детства ребенка,  как базиса для всей последующей жизни;

- между потребностью администрации внедрить эффективные технологии сотрудничества и недостаточно разработанной системой подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

      Анализ взаимодействия молодых воспитателей  с семьями воспитанников показал, что   70% педагогов всегда готовы помочь родителям разобраться в сложных воспитательных вопросах. 70%  предпочитают непосредственное взаимодействие с семьей,  30 %  - опосредованное, через наглядно-информационные формы взаимодействия  и интернет.   100 % педагогов считают, что  родителям необходима  помощь и поддержка в вопросах воспитания, обучения и развития детей.  30% молодых специалистов считают, что общаться с родителями сложнее, чем с детьми, что родители и педагоги иногда разговаривают на разных языках. Недооценка роли семьи, назидательный стиль общения, психологические барьеры – все это следствие недостаточной компетентности педагога во взаимодействии с родителями.

     В  детском саду сложилась необходимость   создать условия для повышения профессионального мастерства педагога в сфере общения с  семьей и  выйти на качественно новый уровень методической работы в этом направлении.    Блок «Воспитатель» программы «Детский сад + семья» призван  повысить профессиональную компетентность педагога  при помощи разнообразных форм методической работы. В блок включен материал, помогающий педагогам глубже осознать процесс общения с родителями, его достоинства и недостатки, поставить конкретные задачи по развитию профессиональной компетенции.

    Блок «Воспитатель» разделен на 3 части:

- 1 часть - аналитическая – позволяет провести диагностику и самодиагностику организации взаимодействия с семьями, выявить барьеры в общении, положительные моменты и недостатки. Диагностика процесса общения с родителями необходима для  изучения индивидуальных особенностей и достижений   педагогов;

-  2 часть - организация взаимодействия – призвана развить основные компоненты профессиональной компетентности педагога  в сфере общения с родителями;

- 3 часть – контрольно-оценочная -  направлена на осуществление анализа и рефлексии взаимодействия с семьями воспитанников, коррекцию выбранной стратегии и тактики сотрудничества.

        Ожидаемым результатом реализации программы является: повышение профессиональной компетентности педагогических кадров, оптимизация системы отношений ДОУ и семьи.

    Нами разработан портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями, который  включает        три  компонента: личностный,   содержательный и    деятельностный.

    Личностный компонент включает: готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с  родителями, осознание собственных ошибок и трудностей в организации   сотрудничества, установку на безоценочное и доверительное взаимодействие,  тактичность,  наблюдательность и др.

     Содержательный компонент  говорит о наличии у педагога следующих знаний:  знаний  о воспитательном потенциале семьи; об особенностях семейного воспитания; о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания;   о современных формах организации общения; о методах активизации родителей.

    Деятельностный компонент включает:

- умение преодолевать психологические барьеры в общении с родителями,   владение диагностическими методиками;

- умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье;

- умение конструировать программу деятельности с родителями,   умение организовывать традиционные и нетрадиционные формы общения, осуществлять педагогическое руководство;

- коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями,   сопереживать; предвидеть результаты общения, трудности;   предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении; организовывать содержательное общение; создавать атмосферу совместного творчества.

      Рассмотрим основные формы и  методы   развития профессионализма педагогов в вопросах взаимодействия с семьей.

     На аналитическом этапе используем анкетирование молодых педагогов для выявления типичных трудностей в работе с родителями, определение стиля общения с родителями, опросы «Сложности в общении с семьей», «Оценка уровня коммуникабельности педагога в общении с родителями по В.Ф. Ряховскому, составление карт профессионального мастерства. Диагностика процесса общения с родителями необходима для  изучения индивидуальных особенностей и достижений   педагогов.

    На 2 этапе – организация взаимодействия  -  используем следующие формы: семинары по темам: «Нормативно-правовой аспект работы с семьей», «Формы эффективного сотрудничества», «Проектная деятельность во взаимодействии с семьями воспитанников»; аукционы идей: «Организация совместного досуга», «Наглядно-информационные формы взаимодействия», «Нетрадиционные подходы к работе с родителями»; практикумы общения педагогов с родителями   по следующим темам: «Безоценочное восприятие партнера по общению», «Позиция педагога при взаимодействии», «Развитие навыков эмпатии у педагога», «Формирование ораторских способностей», «Невербальные формы общения». Эффективными на данном этапе являются такие формы повышения профессионального мастерства как консультации, круглые столы и работа по самообразованию.

     На 3 этапе – контрольно-оценочном -  проводим мониторинг качества педагогического мастерства  в сфере взаимодействия с семьями воспитанников, который позволяет выявить затруднения при организации  сотрудничества, провести самооценку личностных качеств и педагогических умений, важных для общения с родителями дошкольников.  На данном этапе идет осуществление анализа и рефлексии взаимодействия с семьями воспитанников, коррекция выбранной стратегии и тактики сотрудничества.

      Содержание и формы работы с семьями воспитанников отличаются разнообразием и задача каждого педагогического коллектива – уметь быть чуткими к запросам семьи и компетентными в решении современных образовательных задач.  

     Совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьями дошкольников позволяет обеспечить эффективную психолого-педагогическую поддержку семей воспитанников и актуализацию в сознании родителей самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

Повышение профессионального уровня педагогов по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников.

Формы и методы обогащения педагогического опыта родителей в условиях дошкольного учреждения....

Карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников

Карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников...

Повышение компетентности педагогического коллектива в сфере взаимодействия с семьями воспитанников

   При организации продуктивного общения всех участников образовательных отношений, сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников используются все формы, как традиционные, т...

Методическое сопровождение педагогов, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников

Опыт работы по реализации модели методического сопровождения педагогов, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников в детском с...

МАСТЕР - КЛАСС КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

Повышение уровня мастерства молодых педагогов считается приоритетным направлением деятельности методической работы дошкольного учреждения и представляет важное звено в целостной системе повышения квал...

"Развитие профессиональной компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников"

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протя...