Проект "Знакомство с народной культурой и традициями"
проект (младшая группа)
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию (первая младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_mladshey_gruppe_znakomstvo_s_narodnoy_kulturoy_i_traditsiyami_.docx | 40.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
детский сад № 22 «Золушка»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
в первой младшей группе
«Знакомство с народной культурой и традициями»
Выполнила: воспитатель:Исламгулова В.А.
г.Пушкино, 2021 г.
Актуальность:
Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры. Без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности. Без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.
В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. В постоянном беге человек забывает заповеди, данные ему свыше. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.
Цель проекта:
Формировать и обогащать потребности и желания детей в познании творчества народной культуры: восприятии природы; красивых предметов быта, произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства; чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений.
Задачи проекта:
- Совершенствовать знания детей о русском народном быте;
- Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством;
- Содействовать развитию знаний о русской народной игрушке;
- Развивать эстетические способности и духовный потенциал;
- Воспитывать интерес к родной культуре;
- Привлечь детей к театрализованной деятельности;
- Формирование нравственных качеств и сплочение детского коллектива;
- Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Тип проекта: познавательно - творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (недельный)
Участники проекта: воспитатели, дети младшей группы, родители.
Методы и приёмы проекта:
1.Словесный;
2.Наглядный;
3.Практический;
4.Мотивационный;
5.Сотворчество;
6.Игровой.
Реализация проекта
- Беседа «По страницам сказок»; «Дымковская игрушка»
- Игра – фантазия «Изобрази героев сказки»; драматизация потешек.
- Д/игра «Накорми животное»
- Посещения мини-музея «Русская изба»
- Разучивание потешек, песен, отгадывание загадок.
- Рисование «Дымковская игрушка – лошадка».
- П/игры «У медведя во бору»; «Гуси-гуси»; «Зайка беленький сидит и
ушами шевелит… »
- Разучивание народных пословиц и поговорок.
- Пальчиковые игры: "Пять братьев - пальчиков"; «Этот пальчик»
- Просмотр презентации «Дымковская игрушка».
- Прослушивание народных напевов и наигрышей.
- Итоговое мероприятие – Фестиваль народов России.
Консультации для родителей: "Знакомьте малышей с народным фольклором"
«Сказки читаем — речь развиваем!»
Предполагаемый результат:
- Формирование потребности и желания детей в познании творчества народной культуры.
- Умение называть любимые сказки, рассматривать иллюстрации к ним.
- Умение драматизировать сказки и отрывки.
Интерес к деятельности ДОУ в целом и группы в частности, возможность участвовать в образовательном процессе, проявлять свое творчество.
Сближение с детьми при совместной деятельности, установление близких доверительных отношений.
Для педагогов
Приобретение опыта использования проектного метода в работе с детьми.
Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.
Приложение
«Сказки читаем — речь развиваем!»
Уважаемые родители! Народная сказка – одно из произведения искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве.
Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение. Можно сделать «домашний театр» (на магнитах, пальчиковый и др.) сказки показывать и рассказывать.
Сказка научит ребенка:
-пересказывать близко к тексту;
- обогатит словарь образными выражениями;
-научит интонационной выразительности (восклицательная, вопросительная интонация, сила голоса, темп речи);
- научит оценивать поступки героев их взаимоотношения;
- разовьет фантазию малыша, его творческое воображение.
Расскажите сказку "Теремок" (любая другая по Вашему желанию) Покажите детям героев сказки и скажите её название. Спросите героев, какой сказки они видят? Предложите рассказать сказку с использованием персонажей.
После показа сказки задайте вопросы: Как называлась сказка? Какими словами начинается сказка? Кто первый пришел к теремку? Кто еще жил в теремке? Чем заканчивается сказка? Каким голосом говорит мышка, лягушка и др. персонажи. Какими словами называют в сказке зайчика (зайчик - побегайчик) мышку и др.
В конце беседы спросите, кто нравится вашему малышу в сказке, а кто нет? Почему?
Для развития фантазии и воображения предложите придумать свою сказку или новый вариант окончания сказки, побуждайте малыша самостоятельно говорить, пересказывать.
Поиграйте вместе с детьми!
Игра – фантазия «Изобрази героев сказки»
Ребенок выбирает героев сказки, но не называет его, а изображает мимикой, жестами, движением. Взрослый отгадывает и хвалит за старание и оригинальность.
«Сказочник»
Предложите ребенку стать сказочником и придумать свою историю с героями сказки.
«Накорми животное»
Взрослый показывает героев сказки, а ребенок придумывает слова- еду, которую любит животное. Например: зайчик любит морковку, она сладкая, хрустящая, сочная и т. д.
Консультация для родителей
"Знакомьте малышей с народным фольклором"
«Душа ребёнка-это росток,
Чтобы из семечка вырос цветок-
Много потратится сил и тепла
Нежного слова, улыбок, добра….»
Как часто мы видим такую картину: бабушка, держа малыша на руках, приговаривает: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки….» И ребёнок начинает хлопать в ладоши, пружиня ножками. Сам ритм стиха подталкивает его к движению. Народные потешки, прибаутки ребёнок должен слышать с самого рождения.
Уважаемые мамы, не важно, что малыш ещё не говорит, зато он слышит; так пойте ему! Несколько раз в день маленький ребёнок должен слышать народный фольклор. У малыша развивается речь, память, мышление, правильное дыхание, чувство ритма, музыкальный слух, творчество.
Используйте разнохарактерный репертуар. Очень важно не навязывать ребёнку то, что ему не нравится.
Пропевание произведений детского фольклора должно сопровождаться простейшими движениями: качанием, хлопками. Очень важно, чтобы слогоритмика поддерживалась ритмическими движениями. Вот несколько рекомендаций для того как подобрать репертуар фольклора.
1. Колыбельная. Снижает влияние внешних раздражителей. Успокаивает, создавая комфортное состояние.
2. Прибаутки. Их ритм прост, легко мелодии ложатся на слух, тренируется память и речь.
3. Небылицы. Развивают чувство юмора, логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.
4. Скороговорки. Очень важно их распевать, это развивает правильное дыхание.
5. Игровые и плясовые песни. Игра доставляет радость.
6. Хоровод. В его сюжете отражается народный быт.
7. Пальчиковые игры. Развивается мелкая моторика рук, речь, мышление.
Ритм исполнения всегда должен быть спокойным, не громким, мягким. Ребёнок не должен уставать от одного и того же. Заинтересуйте его игрушкой, яркими картинками, книжками – малышками.
Знакомство с народным фольклором помогает каждому ребёнку обрести любовь к народным напевам, родному языку, творчеству.
Картотека русских народных игр для детей младшего дошкольного возраста
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.
Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные. Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традицию.
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество.
Вот одна из таких зазывалок:
Приглашаю детвору
На весёлую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные.
До того прекрасные.
Игра: «Салки»
Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков.
Игра «У медведя во бору»
Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая):
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
Медведь сидит,
На нас глядит.
Медведь не спит
И на нас рычит!
Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко),
Медведь за нами кинулся!
Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем".
Игра «Гуси-лебеди»
Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:
Гуси-гуси! Га-га-га.
Есть хотите? Да, да, да.
Гуси-лебеди! Домой!
Серый волк под горой!
Что он там делает?
Рябчиков щиплет.
Ну, бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра заканчивается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»
Игра «Снег, снег кружится…»
(по стихотворению А. Барто)
Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.
Ход игры
Воспитатель напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится когда подует ветерок.
Воспитатель, предлагает покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»
Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружок! вертелись, как снежок».
Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. Воспитатель произносит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! («В-в-в!» - произносят дети.) Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».
Дети разбегаются по площадке. Игра по желанию детей повторяется 3-4 раза.
Игра: «Зайка беленький сидит и ушами шевелит… »
Цель:- развивать у детей умение согласовывать движения со словами,
-бегать, подпрыгивать на двух ногах;
-игра способствует развитию речи.
Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит,
Вот так, вот так
Он ушами шевелит
(Малыши поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами.)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
(Дети на последних словах встают, начинают тереть и хлопать в ладошки, и по плечам, как будто греются.)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать, .
Скок, скок, скок, скок,
Надо зайке поскакать.
(На последних словах игроки начинают прыгать на одном месте.)
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг… и убежал.
(Воспитатель хлопает в ладошки и ребята разбегаются) .
Игра: «Угадай чей голосок»
Цель: Развитие слухового внимания
Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки, и говорят:
Мы собрались в ровный круг,
Повернемся разом вдруг,
И как скажем скок - скок - скок! -
Угадай чей голосок?
Слова "Скок - скок - скок!" произносит один ребенок по указанию воспитателя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего.
Народные пословицы и поговорки
- В тесноте, да не в обиде.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Играй, играй, да дело знай.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Окончил дело — гуляй смело.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Делу время, потехе час.
- Долог день до вечера, если делать нечего.
- Кто не работает, тот не ест.
- Умелые руки не знают скуки.
- Терпение и труд все перетрут.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Не спеши языком, спеши делом.
- За всякое дело берись умело.
- Семеро одного не ждут.
- Наш пострел везде поспел
- Всё готово, да бестолково
- Поспешишь – людей насмешишь
- При солнышке тепло, при матери добро.
- Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка
Скороговорки русские народные для детей.
- У осы не усы,
Не усищи, а усики.
- Течет речка,
Печет печка,
Течет речка,
Печет печка!
- Валя на проталинке
Промочила валенки.
Валенки у Валеньки
Сохнут на завалинке.
- Дали карапузу кукурузу,
А карапуз просит арбуз.
- Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
В капюшоне кукушонок смешон.
- Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
- Три сороки тараторки
Тараторили на горке.
Мышонку шепчет мышь:
- Ты всё не спишь, шуршишь.
Мышонок отвечает мыши:
- Шуршать я буду тише.
Русские народные загадки
- В нем ни окон, ни дверей, полна горница людей. (Ответ: Плод с семенами)
- Весь свет одевает, сама одежды не знает. (Ответ: Игла)
- Без рук, без топоренка, построена избенка. (Ответ: Гнездо)
- Без рук, без ног, а ходить умеют. (Ответ: Часы)
- Сидит дед, во сто шуб одет. Тот кто его раздевает, слезы проливает. (Ответ: Лук)
- Стоит копна среди двора , спереди – вила, сзади – метла. (Ответ: Корова)
- Два брата через дорогу живут, друг друга не видят. Ответ: Глаза
- Никого она не обижает, А её все толкают. (Ответ: Дверь)
- Когда одна другой касается – Хлопок получается. (Ответ: Ладони)
- С потолка свисает груша, И не думай ее скушать. Ярко светится, как солнце, А уронишь – разобьётся. (Ответ: Лампочка)
- Отворилась тихо дверь, И вошел усатый зверь. Сел у печки, хмурясь сладко, И умылся серой лапкой. Берегись, мышиный род! На охоту вышел… (кот).
- Явился в жёлтой шубке: - Прощайте, две скорлупки!
(Цыплёнок)
- Что за зверь со мной играет? НЕ мычит, не ржёт, не лает, нападает на клубки, прячет в лапки когти.
(Котёнок)
- Собой не птица,
Петь не поет,
Кто к хозяину идет -
Она знать дает.
(Собака)
Русские народные пальчиковые игры
"Пять братьев - пальчиков"
Собираем пальчики в кулачок.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
На каждую строчку отгибаем один пальчик :
Этот пальчик - гриб нашел,
Этот пальчик - чистит стол,
Этот - резал,
Этот - ел.
Ну а этот лишь глядел!
*******
Идут четыре братца навстречу старшему.
-Здравствую большак!
-Здорово указка,
(соединить с большим указательный пальчик)
Мишка - середка,
(соединить с большим средний пальчик)
Гришка - сиротка,
(соединить с большим безымянный пальчик)
Да крошка - Тимошка!
(соединить с большим мизинчиком)
*******
Ах, как Ванечку, да хорошего, я люблю (знакомство с частями тела).
Ах, как Ванечку, да хорошего, я люблю,
Я на Ванечку, на пригожего, посмотрю,
Взрослый гладит малыша (ручки, ножки).
Какие у Ванечки глазки!
(показывает, где глазки.)
Какие у Ванечки ручки!
(показывает ручки.)
Какие у Ванечки ножки!
( показывает, где ножки.)
Побежали по дорожке.
Ребёнок и взрослый бегут, взявшись за руки.
Этот пальчик
Замок
Пусть малыш повторяет за вами ваши движения.
Конспект НОД
«Дымковская игрушка – лошадка»
Цель. Развивать умения создавать простые изображения, принимать замысел предложенный взрослым.
Задачи. Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками, правильно держать палочку, аккуратно обмакивать ее в гуашь и ритмично наносить точки. Развивать эстетическое восприятие, способствовать восприятию первых ценностных ориентаций, эмоциональной отзывчивости. Приобщать к пониманию выразительных средств изображения (светлый, яркий, пониманию цветов – красный, синий). Совершенствовать диалогическую речь. Воспитывать желание рассматривать народные игрушки.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, беседа «Откуда пришла к нам Дымковская игрушка?».
Словарная работа. Грива, табун, мастер.
Методические приемы. Беседа, рассказ, объяснения, вопросы к детям, сюрпризный момент, пальчиковая игра, проблемная ситуация, рассматривание, пояснение, педагогическая оценка.
Материалы и оборудование. Иллюстрации дымковской игрушки, заготовка шаблона – лошадка, мольберт, гуашь красного и синего цветов, ватные палочки, салфетки: бумажные и влажные для рук, модуль – тележка.
- Организационный момент.
-Ребята, у нас сегодня гости, давайте мы с ними поздороваемся.
Д/Игра -приветствие.
Здравствуйте ладошки (хлоп, хлоп, хлоп)
Здравствуйте ножки (топ, топ, топ)
Здравствуйте щечки (плюх, плюх, плюх)
Здравствуйте губки (имитация поцелуя)
Здравствуй носик (пим, пим, пим)
Здравствуйте гости (привееет)
- Основная часть.
-Ребята, я сегодня получила по почте письмо с загадкой, попробуем отгадать?
У меня большая грива
ушки и копытца.
Прокачу того игриво, кто не побоится.
Моя шерстка гладка
Кто же я (лошадка).
Ай да молодцы ребята, загадку отгадали и теперь лошадка приглашает нас к себе в гости, поедем? Занимайте места.
Дети встают за модуль тележки
По дорожке белой, гладкой
(все пальцы ритмично "скачут"по столу)
Скачут пальцы, как лошадки.
Цок-цок, цок-цок
Скачет целый табунок.
-Ну вот ребята, мы приехали.
- Посмотрите, какая она красивая, это лошадка-игрушка. Ее сделал мастер, чтоб мы могли ею любоваться и она украшала наш дом.
-Посмотрите, как ее раскрасил мастер: сама лошадка белая, хвост и грива черные, по бокам у нее кружочки, их много, они такие яркие: красные и синие
Ах, лошадка, какая грива черная
по бокам кружочки
точки, точки, точки.
- Рисование
Мне так понравилась лошадка, что, я тоже решила ее разрисовать (показ рисунка на мольберте)
Вам нравится моя лошадка?
Ответы детей
-Какая она?
Ответы детей
-Какими цветами я ее раскрасила?
Ответы детей
-Какие узоры я нарисовала?
Ответы детей
-Конечно ребята, яркими: красными и синими.
Моей лошадке очень нравится ее наряд и она улыбается.
-А посмотрите, сколько еще грустных лошадок, как вы думаете -почему?
(нет красивого наряда)
-Давайте мы тоже превратимся в мастеров и нарисуем нашим лошадкам красивые наряды? И тогда они тоже будут улыбаться.
Воспитатель предлагает детям отдохнуть.
Физкультминутка:
Мы поскачем, скачем, скачем, скачем на лошадке!
Мы давным-давно не плачем, все у нас в порядке!
-Но вот мы и отдохнули, теперь приступаем к работе.
-Надо взять палочку, обмакнуть ее в краску, и аккуратно приложить ее на бочок к лошадке (показ)
Чтение стихотворения
Ах лошадка какая, грива черная
по бокам кружочки, точки, точки, точки.
-Подойдите ребята к столам, там вас ждут грустные лошадки и украсьте их, чтобы они тоже улыбались.
Художественно-творческая деятельность детей, инструкция по выполнению работы, музыкальное сопровождение.
-Рисуйте аккуратно, палочку прикладывайте ровно, чтобы получился красивый круг.
Рассматривание детских работ.
- Рефлексия.
-Вам понравилось разрисовывать лошадок?
ответы детей.
-Какие узоры вы рисовали?
ответы детей.
-Чем вы их раскрашивали, какими цветами?
ответы детей.
-Посмотрите ребята, какие красивые, яркие и нарядные получились у вас лошадки. Они уже улыбаются, значит им тоже все нравится.
- Я очень рада за вас, молодцы! все старались, были активные, внимательные и дружные!
-А еще лошадкам было бы приятно услышать стихотворения про них.
Дети могут рассказать стихотворение: Ах лошадка., Я люблю свою лошадку.
А теперь мы прощаемся с нашими гостями и отправляемся обратно в детский сад.
По дороге белой гладкой,
скачут пальцы как лошадки
цок-цок-цок-цок
скачет резвый табунок.
Итог: участие в смотре-конкурсе «Фестиваль народов России».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Народная культура и традиции.Народная игрушка кукла-самоделка»
Подробный конспект НОД по познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Включает в себя ознакомление детей с видами народной игрушки, самостоятельное и...
по теме: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...
Воспитательно - образовательный план Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».
ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С 2 АПРЕЛЯ ПО 6 АПРЕЛЯТема: Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».Цель: Дать представление о наро...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов
Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями.Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с н...