ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ – РАССМАТРИВАНИЕ КЕРАМИЧЕСКОЙ ПОСУДЫ, УКРАШЕННОЙ РОСПИСЬЮ И РЕЛЬЕФОМ
план-конспект занятия (старшая группа)

П р о г р а м м н ы е  з а д а ч и.

Познакомить детей с керамической посудой, с материалом, из которого она изготовляется; учить различать разную форму посуды: широкую (тарелки, миски блюда), высокую (кружки, цветочные вазы, кувшины); познакомить с разными способами украшения посуды: росписью и рельефом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_2.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ – РАССМАТРИВАНИЕ КЕРАМИЧЕСКОЙ ПОСУДЫ, УКРАШЕННОЙ РОСПИСЬЮ И РЕЛЬЕФОМ

П р о г р а м м н ы е  з а д а ч и.

Познакомить детей с керамической посудой, с материалом, из которого она изготовляется; учить различать разную форму посуды: широкую (тарелки, миски блюда), высокую (кружки, цветочные вазы, кувшины); познакомить с разными способами украшения посуды: росписью и рельефом.

М а т е р и а л.

У воспитателя пять-шесть предметов декоративной посуды разной формы и по-разному украшенной (роспись, рельеф). Среди обливной, т.е. покрытой глазурью, посуды один-два предмета без глазури или частично обливные.

Х о д  з а н я т и я.

Перед детьми, сидящими полукругом, воспитатель расставляет керамическую посуду: низкую и высокую, украшенную росписью и рельефом, глазурованную и матовую. Спрашивает: «Дети, как одним словом можно назвать все эти предметы? А теперь назовите каждый. Что это? Как вы думаете, из чего сделана эта посуда?» Если возникнут затруднения с ответом, можно детям дать подержать в руках изделия, чтобы они почувствовали их тяжесть. Напомнить, что из такого же материала выполняют дымковские игрушки. Можно показать необливную внутреннюю сторону посуды. Подтвердить, что эта посуда сделана из глины, высушена и обожжена в печи. Такую посуду называют керамической.

Педагог привлекает внимание к форме посуды. Приглашает двух детей к столу и предлагает на одну сторону стола поставить низкую посуду, а на другую – высокую. Назвать низкие предметы и высокие. Рассмотреть один из низких предметов. Назвать и показать его части: донышко, стенки, расширяющиеся кверху.

Спрашивает, для чего используется низкая посуда: миски, блюда и др. Затем рассматриваются несколько разных по форме высоких изделий, например кувшин с шарообразной основной частью и широким горлышком и дискообразный сосуд с узким горлышком. Следует назвать их части: тулово (большая широкая часть) и горлышко. Сделать заключение, что художники-керамисты изготовляют очень разную по форме посуду. Часто они украшают посуду затейливыми ручками, красиво изгибая их (показать), или интересными по форме крышками у кувшинов, горшочков, супниц. Спросить: «А чем еще красивы эти изделия (провести пальцем по узору)? Где расположены узоры на широких низких изделиях? А где расположены узоры на высоких изделиях? (На тулове, на горлышке)». Показать детям опоясывающие узоры (медленно повернуть изделие кругом) и украшения, нарисованные отдельно: цветки, букеты и др.

Сказать детям, что нарисованные на посуде украшения называются росписью. Ее художники выполняют при помощи красок, ангобами (цветная глина).

Но есть и другие украшения – рельефные. Показать их. Пройти вдоль стульев, на которых сидят дети, чтобы они пальцами ощупали выпуклость узора. Объяснить, что такие узоры не рисуют, а делают из мелких объемных элементов, а потом налепляют на поверхность посуды. Они называются налепами. Есть и другие узоры. Их вдавливают различными по форме палочками, стеками, печатками. Бывает, что на одном изделии узор выполняют из выпуклых и углубленных элементов. Рассмотреть с детьми такое изделие.

Далее обратить внимание детей на то, что большинство керамических изделий гладкие и блестящие. Дать возможность погладить их пальцами. Сравнить с поверхностью изделий без глазури, или с внутренней стороной высокой посуды, или с донышком широкой. Рассказать: чтобы глиняная посуда стала блестящей, ее специально перед обжигом в печи покрывают глазурью (стекловидная масса определенного состава, от которого зависит цвет глазури). Oбливная посуда более красивая, прочная, не пропускает воду. Керамическую посуду изготовляют в гончарных мастерских.

В заключение можно сказать: «Дети, представьте себе, что вы пришли в магазин «Художественный салон», в котором продают керамическую посуду с узорами. Вы решили купить к дню 8 Марта подарки для мамы и бабушки. Какие изделия вы выбрали бы?» Дети поочередно подходят к столу и показывают два наиболее понравившихся им изделия. Говорят, какое из них подарят маме, а какое бабушке. Кратко объясняют свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность с детьми старшей группы. Знакомство с искусством – Рассматривание предметов городецкой росписи. Узор на полосе из бутонов и листьев.

Совместная образовательная деятельность: Знакомство с искусством – Рассматривание предметов городецкой росписи. Узор на полосе из бутонов и листьев....

Конспект Знакомство с искусством. Рассматривание репродукции картины А.А. Леонова «Выход человека в открытый космос»

Рассматривание репродукции картины А.А. Леонова «Выход человека в открытый космос»...

"Знакомство с искусством - рассматривание предметов с городецкой росписью"

Программные задачи:Формировать у детей представление, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения в поколение; познакомить с ...

Знакомство с искусством – рассматривание дымковской росписи

Познакомить с одним из видов народноприкладного искусства – дымковской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях....

ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ – РАССМАТРИВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ С ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСЬЮ

П р о г р а м м н ы е  з а д а ч и.Формировать у детей представление, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поко...