ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ – РАССМАТРИВАНИЕ КЕРАМИЧЕСКОЙ ПОСУДЫ, УКРАШЕННОЙ РОСПИСЬЮ И РЕЛЬЕФОМ
план-конспект занятия (старшая группа)
П р о г р а м м н ы е з а д а ч и.
Познакомить детей с керамической посудой, с материалом, из которого она изготовляется; учить различать разную форму посуды: широкую (тарелки, миски блюда), высокую (кружки, цветочные вазы, кувшины); познакомить с разными способами украшения посуды: росписью и рельефом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_2.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ – РАССМАТРИВАНИЕ КЕРАМИЧЕСКОЙ ПОСУДЫ, УКРАШЕННОЙ РОСПИСЬЮ И РЕЛЬЕФОМ
П р о г р а м м н ы е з а д а ч и.
Познакомить детей с керамической посудой, с материалом, из которого она изготовляется; учить различать разную форму посуды: широкую (тарелки, миски блюда), высокую (кружки, цветочные вазы, кувшины); познакомить с разными способами украшения посуды: росписью и рельефом.
М а т е р и а л.
У воспитателя пять-шесть предметов декоративной посуды разной формы и по-разному украшенной (роспись, рельеф). Среди обливной, т.е. покрытой глазурью, посуды один-два предмета без глазури или частично обливные.
Х о д з а н я т и я.
Перед детьми, сидящими полукругом, воспитатель расставляет керамическую посуду: низкую и высокую, украшенную росписью и рельефом, глазурованную и матовую. Спрашивает: «Дети, как одним словом можно назвать все эти предметы? А теперь назовите каждый. Что это? Как вы думаете, из чего сделана эта посуда?» Если возникнут затруднения с ответом, можно детям дать подержать в руках изделия, чтобы они почувствовали их тяжесть. Напомнить, что из такого же материала выполняют дымковские игрушки. Можно показать необливную внутреннюю сторону посуды. Подтвердить, что эта посуда сделана из глины, высушена и обожжена в печи. Такую посуду называют керамической.
Педагог привлекает внимание к форме посуды. Приглашает двух детей к столу и предлагает на одну сторону стола поставить низкую посуду, а на другую – высокую. Назвать низкие предметы и высокие. Рассмотреть один из низких предметов. Назвать и показать его части: донышко, стенки, расширяющиеся кверху.
Спрашивает, для чего используется низкая посуда: миски, блюда и др. Затем рассматриваются несколько разных по форме высоких изделий, например кувшин с шарообразной основной частью и широким горлышком и дискообразный сосуд с узким горлышком. Следует назвать их части: тулово (большая широкая часть) и горлышко. Сделать заключение, что художники-керамисты изготовляют очень разную по форме посуду. Часто они украшают посуду затейливыми ручками, красиво изгибая их (показать), или интересными по форме крышками у кувшинов, горшочков, супниц. Спросить: «А чем еще красивы эти изделия (провести пальцем по узору)? Где расположены узоры на широких низких изделиях? А где расположены узоры на высоких изделиях? (На тулове, на горлышке)». Показать детям опоясывающие узоры (медленно повернуть изделие кругом) и украшения, нарисованные отдельно: цветки, букеты и др.
Сказать детям, что нарисованные на посуде украшения называются росписью. Ее художники выполняют при помощи красок, ангобами (цветная глина).
Но есть и другие украшения – рельефные. Показать их. Пройти вдоль стульев, на которых сидят дети, чтобы они пальцами ощупали выпуклость узора. Объяснить, что такие узоры не рисуют, а делают из мелких объемных элементов, а потом налепляют на поверхность посуды. Они называются налепами. Есть и другие узоры. Их вдавливают различными по форме палочками, стеками, печатками. Бывает, что на одном изделии узор выполняют из выпуклых и углубленных элементов. Рассмотреть с детьми такое изделие.
Далее обратить внимание детей на то, что большинство керамических изделий гладкие и блестящие. Дать возможность погладить их пальцами. Сравнить с поверхностью изделий без глазури, или с внутренней стороной высокой посуды, или с донышком широкой. Рассказать: чтобы глиняная посуда стала блестящей, ее специально перед обжигом в печи покрывают глазурью (стекловидная масса определенного состава, от которого зависит цвет глазури). Oбливная посуда более красивая, прочная, не пропускает воду. Керамическую посуду изготовляют в гончарных мастерских.
В заключение можно сказать: «Дети, представьте себе, что вы пришли в магазин «Художественный салон», в котором продают керамическую посуду с узорами. Вы решили купить к дню 8 Марта подарки для мамы и бабушки. Какие изделия вы выбрали бы?» Дети поочередно подходят к столу и показывают два наиболее понравившихся им изделия. Говорят, какое из них подарят маме, а какое бабушке. Кратко объясняют свой выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная образовательная деятельность с детьми старшей группы. Знакомство с искусством – Рассматривание предметов городецкой росписи. Узор на полосе из бутонов и листьев.
Совместная образовательная деятельность: Знакомство с искусством – Рассматривание предметов городецкой росписи. Узор на полосе из бутонов и листьев....
КОНСПЕКТ Образовательной деятельности для детей 6-7 лет В области: «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Знакомство с искусством. Рассматривание репродукции картины А. А. Леонова: «Выход человека в открытый космос».
Рассматривание репродукции картины А. А. Леонова: «Выход человека в открытый космос», ее цветовой гаммы, сюжета....
Конспект Знакомство с искусством. Рассматривание репродукции картины А.А. Леонова «Выход человека в открытый космос»
Рассматривание репродукции картины А.А. Леонова «Выход человека в открытый космос»...
"Знакомство с искусством - рассматривание предметов с городецкой росписью"
Программные задачи:Формировать у детей представление, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения в поколение; познакомить с ...
Знакомство с искусством – рассматривание дымковской росписи
Познакомить с одним из видов народноприкладного искусства – дымковской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях....
ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ – РАССМАТРИВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ С ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСЬЮ
П р о г р а м м н ы е з а д а ч и.Формировать у детей представление, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поко...