Знакомство с искусством --- рассматривания натюрмортов.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_natyurmortom.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

 

                Знакомство с искусством --- рассматривания натюрмортов.

Цель образовательной деятельности: Познакомить детей с жанром живописи – натюрмортом .Рассказать ,что содержанием натюрмортов является изображение предметов природы быта; формировать умение воспринимать различные средства выразительности( композиционный центр. расположение  других предметов относительно центра , их форма ,цвет, колорит ,манера исполнения)

Развивающая среда: Несколько репродукций натюрмортов с разным содержанием ,среди них картины ,на которых изображены плоды; пейзажа И.Левитана «Золотая осень»,жанровой картины « Ужин тракториста»  

   Содержание образовательной деятельности

1 часть  « Круг добра»

Дети стоят в кругу ,держась за руки .По очереди тихо пожимают руку соседа и говоря слова приветствия «Здравствуй …..(называет имя), я рад тебя видеть!».

2 часть Беседа

Воспитатель с детьми заходит на сайт виртуального музея где находится картины «Золотая осень» и картины ,героями которых являются дети или взрослые.

Воспитатель:

Ребята, о чем первая картина ,что на ней изображено .Художник Левитан изобразил осеннюю погоду(природу) в ясное солнечное утро.

Дети смотрят на картину и отвечают. 

Воспитатель .На картине мы  видим золотую рощу и синюю речку, луг , поле и даже далекую деревню ,Большое пространство земли на картине.

Воспитатель. Ребята ,а теперь мы с вами рассмотрим другую картину

Жанровую живопись « Ужин  тракториста» Пластова. Кто изображен на картине ? Что они делают ,где находятся?

Дети дают ответы  на вопросы .

Воспитатель на интерактивной доске показывает четыре- пять натюрмортов.

Воспитатель .Ребята ,что изображено на картине?

Дети дают ответы  на вопросы

Воспитатель .Ребята на картинах которые мы с вами рассматривали раньше были  изображены люди и природа        .А что же изображено на этих картинах?

Есть ли на них изображения полей, лесов ,озер? Изображены ли люди, животные?

Дети .На  этих картинах изображено цветы, плоды, Это все есть у людей.

  Воспитатель. Правильно .Ребята такие картины называются натюрмортами.

Дидактическая игра « Найди один натюрморт»

На одной репродукции могут быть расположены близко друг к другу , а на

другой разбросаны по всему пространству.

Один из натюрмортов воспитатель ставит отдельно. Натюрморт Сторожева «Чай с калачами».

Воспитатель .Ребята скажите ,какой предмет сразу бросается в глаза ,когда мы смотрим на эту картину ?

Дети. Самовар

Воспитатель .Почему самовар так заметен?

Дети. Самовар расположен  в центре картины ,выделяется величиной и цветом – он блестящий ,желтый.

(Если дети затрудняются дать правильный  ответ воспитатель им помогает.)

Воспитатель .А что находится за самоваром?

Дети .Черный расписной поднос.

Воспитатель. Как вы думаете ,художник специально поместил черный поднос за желтый самовар?

Выделился  ли бы самовар на картине без этого подноса?

Дети. Нет не выделился .

Воспитатель .Почему не выделился?

Дети. Потому что за самоваром  находится желтая стена.

Воспитатель .Какие еще предметы расположены возле самовара?

Дети. Чашка с блюдцем ,крынка с отбитым краем и деревянной ложкой на верху , калачи в тарелке и связка баранок перед ними, все что нужно для чая.

Воспитатель .Скажите , почему так хороши калачи и баранки? Они ведь хоть и другого оттенка ,но тоже желтые.

Дети. Они  нарисованы на красной скатерти ,а на стене за тарелкой с калачами висит клетчатое полотенце с узорами,

Воспитатель. Значит ,когда художник писал этот натюрморт ,он хорошо продумал ,какие предметы расставить рядом и какого они должны быть цветом.

Воспитатель. Каких красок больше всего использовал художник в этом  натюрморте?

Дети. Желтых и красных.

Воспитатель. Эти краски яркие или темные ,тусклые?

Дети. Яркие.

Воспитатель.  Значит , картина написанная яркими красками, получилась радостной.

На этой картине нет людей?

Дети. На этой картине изображен лишь большой угол комнаты

Воспитатель.  А могли бы мы , глядя на эту картину ,узнать ,где находится  эта комната – в городе или деревне?

Дети. В деревне .

Воспитатель.  Почему в деревне?

Дети дают ответы  на вопросы .

Воспитатель.  Как вы думаете ,люди , живущие в этом доме , уже попили чай  или только собираются ?

Дети. Собираются.

Воспитатель.  Как вы узнали ?

Дети. Все баранки на месте

Воспитатель.  Видите , как через вещи , изображенные на картине , можно узнать  кто хозяева, где они живут и даже как живут.

2 часть физкультминутка

Наши уточки с утра –                       ( Идут по кругу вперевалочку подражая                      

Кря- кря – кря ! Кря- кря – кря !       походке уток)

Наши гуси у пруда –                        (Идут по кругу , вытянув шеи вперед

Га- га- га ! Га- га- га !                          и отставив руки « крылья» назад)

Наши курочки в окно-                       (Останавливаются , встают лицом в кругу

Ко- ко -ко ! Ко- ко -ко !                      бьют руками по бокам)

А как Петя- петушок                         ( Встают спиной в круг , вытягивают шею

Рано – рано поутру                          вверх, поднимаются на цыпочки.)

Нам споёт : ку- ка -ре -ку !

 3 часть Беседа

Далее рассматриваются два натюрморта  с изображением плодов , выполненные в разной манере: цветы и плоды И. Хруцкого  и яблоки И.Грабаря.

Воспитатель.  Ребята  ,эти  две картины написаны разными художниками Один жили давно – это художник И.Хруцкий. Другой художник ,И.Грабарь жил в наше время. Подчеркивает разную манеру художников.

Посмотрите на картину Хруцкого  он рисовал предметы очень подробно. У него видна каждая прожилочка листка, незаметен переход от одного оттенка к другому в каждом фрукте. Рассматриваются пушистая поверхность персиков и мякоть разломанного плода, налитый соком винограда

 Дети. Хочется попробовать.

Воспитатель. А вот, художник Грабарь совсем по иному изображает плоды и другие предметы .Он пишет крупными мазками ,как будто набрасывает краску на холст. Его натюрморт лучше рассматривать на расстоянии.

Воспитатель. Ребята , каждый художник по – своему , в своей манере изображает  предметы.

 Дидактическая игра « Составим натюрморт»

 Детей разделить на группы. Перед каждой группой на столе стоит корзинка , поднос, тарелка и воспитатель предлагает  составить из овощей и фруктов натюрморт , предварительно обсудив как лучше их расположить. Готовые натюрморты рассматриваются и оцениваются .

Молодцы ребята !В сегодня хорошо работали на занятии.

4 часть Итоговая образовательная деятельность.

И так , о чем мы сегодня с вами говорили?

О каком жанре живописи говорили ?

Что изображает художник, когда пишет натюрморт?

Что вы увидели на представленных натюрмортах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность с детьми старшей группы. Знакомство с искусством – Рассматривание предметов городецкой росписи. Узор на полосе из бутонов и листьев.

Совместная образовательная деятельность: Знакомство с искусством – Рассматривание предметов городецкой росписи. Узор на полосе из бутонов и листьев....

Конспект Знакомство с искусством. Рассматривание репродукции картины А.А. Леонова «Выход человека в открытый космос»

Рассматривание репродукции картины А.А. Леонова «Выход человека в открытый космос»...

"Знакомство с искусством - рассматривание предметов с городецкой росписью"

Программные задачи:Формировать у детей представление, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения в поколение; познакомить с ...

Знакомство с искусством – рассматривание дымковской росписи

Познакомить с одним из видов народноприкладного искусства – дымковской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях....

Презентация к занятию по рисованию в подготовительной группе «Знакомство с искусством – рассматривание иллюстраций художников к волшебным сказкам»

ПреПрезентация к занятию по рисованию в подготовительной группе «Знакомство с искусством – рассматривание иллюстраций художников к волшебным сказкам»зентация к занятию по рисованиюв ...