Совместная образовательная деятельность с детьми старшей группы. Знакомство с искусством – Рассматривание предметов городецкой росписи. Узор на полосе из бутонов и листьев.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме
Совместная образовательная деятельность: Знакомство с искусством – Рассматривание предметов городецкой росписи. Узор на полосе из бутонов и листьев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnaya_obrazovatelnaya_deyatelnost.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – Детский сад № 97»
муниципального образования города Братска
Совместная образовательная деятельность
с детьми старшей группы
Знакомство с искусством – рассматривание предметов городецкой росписи. Узор на полосе из бутонов и листьев.
Составила:
Келл А.В.,
Воспитатель
г. Братск
Совместная образовательная деятельность: Знакомство с искусством – рассматривание предметов городецкой росписи. Узор на полосе из бутонов и листьев.
Программное содержание: Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи (элементы, композиция, цветосочетания), учить выделять характерные особенности. Формировать у детей представление о произведениях декоративно-прикладного искусства, передающихся от поколения к поколению. Воспитывать интерес к изделиям народных промыслов. Учить детей составлять узор из 2 элементов городецкой росписи (бутонов, листьев), изображать гирлянду в указанной последовательность от центра к краям, сочетать в окраске бутонов два близких цвета (розовый с красным или голубой с синим). Формировать умение смешивать краски для получения розового и голубого цветов. Воспитывать положительное отношение к народному искусству.
Материал: Городецкие изделия, их изображения; элементы росписи: бутоны, цветы 3 видов (купавки, розаны), листья; образец узора, лист бумаги с 3 нарисованными кругами розового или голубого цвета для показа приемов изображения; презентация «Городец».
Ход: Перед детьми стоят городецкие изделия и их изображения.
В России много лесов, и поэтому в разных местах страны делают красивые вещи из дерева. Сегодня мы рассмотрим деревянные изделия с росписью, которые изготавливают в городе Городце.
На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново. СЛАЙД 2.
Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей.
Мастера из Городца сотворяют чудеса:
Прялки и ложки, бочонки и плошки,
Тарелки и скалки –
Хозяйкам подарки. СЛАЙД 3.
Городецкая роспись – как её нам не знать…
Здесь такие узоры, что ни в сказке сказать,
Здесь такие сюжеты – ни пером описать.
А в узорах тех цветы небывалой красоты.
Их в букеты собирают, яркой краской украшают,
К ним листочки добавляют,
Белой краской оживляют. СЛАЙД 4.
Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка», т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться.
Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается вверх, влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.
Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.
Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.
Розан отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками — лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины.
Купавка — самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи — оживка выполняется, как правило, белилами. Нанесение оживки требует очень аккуратного и точного исполнения, поэтому ее надо делать уверенным мазком тонкой кистью.
Городецкие листья очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев. Простой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка. Более сложный пишут так: проводят кистью плавную дугу и соединяют кривой линией, следя за тем, чтобы лист с одного конца оставался широким. Листья всегда широки, округлы и растопырены. СЛАЙД 5.
Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. СЛАЙД 6.
Городецкий конь — символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. СЛАЙД 7.
Другие животные. СЛАЙД 8.
А вот нижегородский Городец —
Красавицы, и ярмарки, и кони
По дереву скользят на чудном фоне.
Сюжетная роспись. СЛАЙД 9.
Сюжетной росписью украшают предмета быта: поставцы, мебельные дверцы, хлебницы, шкатулки, сундуки.
Традиции сюжетной городецкой живописи сохраняют и продолжают развивать на фабрике "Городецкая роспись». СЛАЙД 10.
Сегодня вы нарисуете симметричную гирлянду. СЛАЙД 11. Посмотрите, бутон, нарисованный в центре гирлянды, «смотрит» вверх, а два других «смотрят» в разные стороны – один влево, другой вправо. Сначала нужно нарисовать круги и листья, потом на каждом круге изобразить маленькие кружки – «глазки», красный на розовых бутонах, синий на голубых. Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. На листьях тоже выполняют теневку, рисуют черным цветом полоски. В заключении делают оживку на бутонах и листьях белым цветом.
- Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть в ваших палитрах? Каких цветов не хватает? (розовых и голубых). Что же нам делать? А нельзя ли нам из тех красок, что есть, получить розовый или голубой цвета? Какие краски нужно смешать чтобы получить розовый? А как получить голубой?
В процессе рисования педагог советует детям, пока высыхают большие круги у бутонов, изображать листья, а потом уже рисовать «глазки» и дужки. Если у некоторых детей элементы в узоре будут расположены далеко друг от друга, надо предложить им нарисовать еще листья между бутонами, напомнив, что городецкие мастера рисуют плотные гирлянды.
В конце рассмотреть все получившиеся гирлянды, выделить самые аккуратные, плотные.
Литература:
- Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество: Метод. пособие для воспитателей. – М.: просвещение, 2004.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшей группы «Знакомство с малыми фольклорными формами»
Закреплять знание уже известных детям потешек, продолжать знакомить с новыми, добиваться выразительности при передаче образов, воспитывать в детях желание делать добро....
Совместная деятельность с детьми старшей группы "Знакомство с творчеством братского поэта Ю.Е.Черных"
В данной деятельности дети знакомятся с творчеством поэта-земляка Ю.Е.Черных. При повторении знакомого материала и заучивании нового стихотворения использованы приёмы социоигровой технологии....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ "Мы волшебники"
Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, мнемотехника....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с прошлым предметов «История куклы»
На занятии дети знакомятся с историей возникновения и изменения куклы, в конце занятия изготавливают куклу из ниток....
Непрерывно-образовательная деятельность с детьми старшей группы. Знакомство с интерактивной песочницей. Правила безопасного поведения на дороге
Современное общество развивается быстрыми темпами, в связи с этим для развития интереса современных детей к процессу обучения необходимо использовать интерактивные технологии. Интерактивная песо...
План-конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Знакомство с куклой-оберегом»
Конспект содержит описание занятия совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Знакомство с куклой-оберегом»...
Совместная образовательная деятельность с детьми средней группы «Знакомство с лесной поляной (лугом)»
Данный методический материал дает детям первоначальное представление о поляне (луге ): какие растения растут и какие насекомые живут на лесной поляне....