Совместная образовательная деятельность с детьми старшей группы. Знакомство с искусством – Рассматривание предметов городецкой росписи. Узор на полосе из бутонов и листьев.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Келл Анна Валерьевна

Совместная образовательная деятельность: Знакомство с искусством – Рассматривание предметов городецкой росписи. Узор на полосе из бутонов и листьев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovmestnaya_obrazovatelnaya_deyatelnost.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – Детский сад № 97»

муниципального образования города Братска

Совместная образовательная деятельность

с детьми старшей группы

 Знакомство с искусством – рассматривание предметов городецкой росписи. Узор на полосе из бутонов и листьев.

Составила:

Келл А.В.,

Воспитатель

г. Братск

Совместная образовательная деятельность: Знакомство с искусством – рассматривание предметов городецкой росписи. Узор на полосе из бутонов и листьев.

Программное содержание: Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи (элементы, композиция, цветосочетания), учить выделять характерные особенности. Формировать у детей представление о произведениях декоративно-прикладного искусства, передающихся от поколения к поколению. Воспитывать интерес к изделиям народных промыслов. Учить детей составлять узор из 2 элементов городецкой росписи (бутонов, листьев),  изображать гирлянду в указанной последовательность от центра к краям, сочетать в окраске бутонов два близких цвета  (розовый с красным или голубой с синим). Формировать умение смешивать краски для получения розового и голубого цветов. Воспитывать положительное отношение к народному искусству.

Материал: Городецкие изделия, их изображения; элементы  росписи: бутоны, цветы 3 видов (купавки, розаны), листья; образец узора, лист бумаги с 3 нарисованными кругами розового или голубого цвета для показа приемов изображения; презентация «Городец».

Ход: Перед детьми стоят городецкие изделия и их изображения.

В России много лесов, и поэтому в разных местах страны делают красивые вещи из дерева. Сегодня мы рассмотрим деревянные изделия с росписью, которые изготавливают в городе Городце.

На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость.  Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново. СЛАЙД 2.

Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей.

 Мастера из Городца сотворяют чудеса:

Прялки и ложки, бочонки и плошки,

Тарелки и скалки –

Хозяйкам подарки. СЛАЙД 3.

Городецкая роспись – как её нам не знать…

Здесь такие узоры, что ни в сказке сказать,

Здесь такие сюжеты – ни пером описать.

А в узорах тех цветы небывалой красоты.

Их в букеты собирают, яркой краской украшают,

К ним листочки добавляют,

Белой  краской оживляют. СЛАЙД 4.

Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка», т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться.
    Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается вверх, влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.
   Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

    Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.
   
Розан отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками — лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины.

     Купавка — самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи — оживка выполняется, как правило, белилами. Нанесение оживки требует очень аккуратного и точного исполнения, поэтому ее надо делать уверенным мазком тонкой кистью.
     Городецкие
листья  очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев. Простой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка. Более сложный пишут так: проводят кистью плавную дугу и соединяют кривой линией, следя за тем, чтобы лист с одного конца оставался широким. Листья всегда широки, округлы и растопырены. СЛАЙД 5.

      Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. СЛАЙД 6.

     Городецкий конь — символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. СЛАЙД 7.

     Другие животные. СЛАЙД 8.

А вот нижегородский Городец —

Красавицы, и ярмарки, и кони

По дереву скользят на чудном фоне.

Сюжетная роспись. СЛАЙД 9.

     Сюжетной росписью украшают предмета быта: поставцы, мебельные дверцы, хлебницы, шкатулки, сундуки.

     Традиции сюжетной городецкой живописи сохраняют и продолжают развивать на фабрике "Городецкая роспись». СЛАЙД 10.

     Сегодня вы нарисуете симметричную гирлянду. СЛАЙД 11. Посмотрите, бутон, нарисованный в центре гирлянды, «смотрит» вверх, а два других «смотрят» в разные стороны – один влево, другой вправо. Сначала нужно нарисовать круги и листья, потом на каждом круге изобразить маленькие кружки – «глазки», красный на розовых бутонах, синий на голубых. Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. На листьях тоже выполняют теневку, рисуют черным цветом полоски. В заключении делают оживку на бутонах и листьях белым цветом.

- Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть в ваших палитрах? Каких цветов не хватает? (розовых и голубых). Что же нам делать? А нельзя ли нам из тех красок, что есть, получить розовый или голубой цвета? Какие краски нужно смешать чтобы получить розовый? А как получить голубой?

В процессе рисования педагог советует детям, пока высыхают большие круги у бутонов, изображать листья, а потом уже рисовать «глазки» и дужки. Если у некоторых детей элементы в узоре будут расположены далеко друг от друга, надо предложить им нарисовать еще листья между бутонами, напомнив, что городецкие мастера рисуют плотные гирлянды.

В конце рассмотреть все получившиеся гирлянды, выделить самые аккуратные, плотные.

Литература:

  1. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество: Метод. пособие для воспитателей. – М.: просвещение, 2004.
  2. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  3. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшей группы «Знакомство с малыми фольклорными формами»

Закреплять знание уже известных детям потешек, продолжать знакомить с новыми, добиваться выразительности при передаче образов, воспитывать в детях желание делать добро....

Совместная деятельность с детьми старшей группы "Знакомство с творчеством братского поэта Ю.Е.Черных"

В данной деятельности дети знакомятся с творчеством поэта-земляка Ю.Е.Черных. При повторении знакомого материала и заучивании нового стихотворения использованы приёмы социоигровой технологии....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с прошлым предметов «История куклы»

На занятии дети знакомятся с историей возникновения и изменения куклы, в конце занятия изготавливают куклу из ниток....

Непрерывно-образовательная деятельность с детьми старшей группы. Знакомство с интерактивной песочницей. Правила безопасного поведения на дороге

Современное общество развивается быстрыми темпами, в связи с этим для развития интереса современных детей к процессу обучения необходимо использовать интерактивные технологии.  Интерактивная песо...

План-конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Знакомство с куклой-оберегом»

Конспект содержит описание занятия совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Знакомство с куклой-оберегом»...

Совместная образовательная деятельность с детьми средней группы «Знакомство с лесной поляной (лугом)»

Данный методический материал  дает детям первоначальное представление о поляне  (луге ): какие растения растут и какие насекомые живут на лесной поляне....