Модель построения жизненного пространства в ДОУ
материал

Рыжикова Наталья Александровна

Предметно-развивающая среда — это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально — культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.Построение предметно-развивающей среды предполагает опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми. Предметно-развивающая среда должна быть системой, т.е. отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, целям воспитания и обучения детей, а так же основным принципам проектно-дизайнерского и культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_postroeniya_zhiznennogo_prostranstva_v_dou.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Модель построения жизненного пространства в ДОУ

Организационные условия

Материально-технические условия

  1. Обеспечение контакта между взрослыми и детьми в зависимости от дистанции общения

Учет комфортной дистанции взаимодействия:

взрослый – ребенок;

ребенок – взрослый.

Создание общего психологического пространства общения с каждым ребенком и группой в целом.

Разноуровневая мебель, регулируемая по высоте.

Комплекты мебели специальной технической конструкции, позволяющие педагогу наблюдать за деятельностью детей во всех уголках группы.

Нетрадиционные формы столов (подковообразные, ленточные, трапециевидные и  т.д.).

Уголки уединения с удобной мебелью, подушками и т.д.

Красивый ковер – место для общего сбора детей.

  1. Обеспечение возникновения и развития познавательных интересов у ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств.

Создание композиции среды совместно с дизайнером, художником, педагогом-психологом с учетом детской субкультуры.

Работа с эскизами, выбор цветовой гаммы, материалов, создающих атмосферу уюта и радости.

Выбор месторасположения центров активности в соответствии с рекомендациями программы, возрастными особенностями детей, их интересами.

Соответствующая санитарно-гигиеническим требованиям расстановка мебели и оборудования.

Использование фонтанов в оформлении помещений ДОУ.

Определение места в группе для оформления собственных выставок репродукций, рисунков, крупномасштабных пособий и т.д.

Моделирование игрового пространства группы в соответствии с возрастными особенностями и интересами детей.

Разработка алгоритма построения предметно - развивающей среды в соответствии с темой (проектом) недели.

Световой дизайн – двухуровневое освещение (бра, настольные лампы).

Звуковой дизайн – фонотека с записью плеска воды, шума моря, пения птиц, шелеста листвы и т.д.

Наличие в составе единого пространства групповой комнаты балконов различной модификации (корабль, теремок, машина и т.д.), полифункциональной конструкции (с мостиками, лесенками, площадками, перилами и т.д., изготовленными из дерева) стимулирует ребенка к физической или творческой активности.

Наличие места для отдыха (подиумы, беседки, мягкая модульная мебель и т.д.).

Оснащение познавательных центров активности в соответствии с темой проекта недели дидактическим материалом, пособиями, средствами, схемами, моделями, энциклопедиями, картами и др.

Оснащение лаборатории «научных открытий», дома книгоиздательства, импровизированного театра, музея, библиотеки, игротеки, художественной мастерской, центра кулинарии.

Оснащение игровой среды определенным набором функционально-игровых предметов (кухня, прачечная, парикмахерская, магазин, больница и др.), предметами-заместителями, бросовым материалом и др., развивающими фантазию и творчество детей.

Оборудование костюмерной, гримерной с разнообразными аксессуарами одежды и т.д.

Разнообразные наборы дидактических развивающих игр, конструкторов, спортивно-игрового оборудования (батуты, мячи-прыгуны, сухой бассейн, современные спортивные комплекты).

  1. Обеспечение стабильности-динамичности развивающей среды

Создание проекта возможного изменения среды.

Предоставление ребенку права видоизменять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со вкусом и настроением.

План группы с подвижными составляющими (по типу фланелеграфа).

Подвижная мебель (на колесиках).

Мягкие модули.

Прозрачные перегородки, ширма.

Сборно-разборные домики легкой конструкции.

Пластмассовая мебель, переносные зонты.

  1. Обеспечение одновременной реализации различных видов деятельности

Оптимальное использование функциональных помещений.

Подключение к групповой комнате части спальни, приемной (для создания уголков уединения, проведения сюжетно-ролевых игр, центров литературы).

Предоставление возможности свободной ориентации ребенка в пространстве (символы, стрелки).

Наличие музыкального, физкультурного зала, зала ЛФК, кафе «Жемчужина», семейной комнаты, учебного класса, бассейна, сауны, органично входящих в структуру общего внутреннего коммуникационно - рекреационного пространства, открытого для общения детей и взрослых.

Создание для реализации неформального общения «Островка безопасности», «Аллеи здоровья», галереи детского творчества, проведение персональных выставок, рабочих стендов «Мое настроение», «Я самый, самый…», «Звезда недели», «Вести из семьи».

  1. Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия

Доступность всего, что окружает ребенка, обеспечивающая его функциональную активность.

Реализация традиций ДОУ.

Реализация оптимальной двигательной активности детей.

Оформление санитарных комнат.

Озеленение интерьеров помещений.

Учет половой дифференциации.

Оформление информационных стендов для родителей.

Создание гостиной для детей и родителей (дизайн, оформление близкое к домашней обстановке).

Проведение семейных праздников в помещениях (семейная комната, зал, кафе).

Европейский дизайн, удобство санитарных комнат, позволяющие ребенку комфортно ощущать себя в интимные моменты жизни.

Экологическая комната с аквариумом, террариумом, мягким уголком, познавательным материалом.

Наличие личностного пространства с полкой для личных вещей, игрушек, фотографий и т.д.

Наличие зеркал в помещениях ДОУ, игрового оборудования для мальчиков и девочек.

Видеозал, аудиотехника, караоке, компьютерная техника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель построения жизненного пространства ДОУ

Организация условий по обеспечению оборудовнием в группах...

МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ВОЗРАСТА ВОСПИТАННИКОВ, ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ И РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа по внедрению ФГТ к основной общеобразовательной программе началась в нашем ОУ с пересмотра образовательной программы. В рамках этой работы была создана модель построения образовательного процес...

организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды

организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды.  роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее на основны...

Карта обследования жизненного пространства ребенка

Карта составляется при посещении ребенка на дому...

Построение модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа в условиях реализации ФГОС

В свете принятия ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" требуется создание новой модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа, провозглашающей идею самоценности ...

Консультация для родителей по теме "Организация жизненного пространства для детей с расстройством аутистического спектра"

Консультация для родителей по теме "Организация жизненного пространства для детей с расстройством аутистического спектра"....