Модель построения жизненного пространства в ДОУ
материал
Предметно-развивающая среда — это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально — культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.Построение предметно-развивающей среды предполагает опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми. Предметно-развивающая среда должна быть системой, т.е. отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, целям воспитания и обучения детей, а так же основным принципам проектно-дизайнерского и культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_postroeniya_zhiznennogo_prostranstva_v_dou.docx | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель построения жизненного пространства в ДОУ
Организационные условия | Материально-технические условия |
Учет комфортной дистанции взаимодействия: взрослый – ребенок; ребенок – взрослый. Создание общего психологического пространства общения с каждым ребенком и группой в целом. | Разноуровневая мебель, регулируемая по высоте. Комплекты мебели специальной технической конструкции, позволяющие педагогу наблюдать за деятельностью детей во всех уголках группы. Нетрадиционные формы столов (подковообразные, ленточные, трапециевидные и т.д.). Уголки уединения с удобной мебелью, подушками и т.д. Красивый ковер – место для общего сбора детей. |
Создание композиции среды совместно с дизайнером, художником, педагогом-психологом с учетом детской субкультуры. Работа с эскизами, выбор цветовой гаммы, материалов, создающих атмосферу уюта и радости. Выбор месторасположения центров активности в соответствии с рекомендациями программы, возрастными особенностями детей, их интересами. Соответствующая санитарно-гигиеническим требованиям расстановка мебели и оборудования. Использование фонтанов в оформлении помещений ДОУ. Определение места в группе для оформления собственных выставок репродукций, рисунков, крупномасштабных пособий и т.д. Моделирование игрового пространства группы в соответствии с возрастными особенностями и интересами детей. Разработка алгоритма построения предметно - развивающей среды в соответствии с темой (проектом) недели. | Световой дизайн – двухуровневое освещение (бра, настольные лампы). Звуковой дизайн – фонотека с записью плеска воды, шума моря, пения птиц, шелеста листвы и т.д. Наличие в составе единого пространства групповой комнаты балконов различной модификации (корабль, теремок, машина и т.д.), полифункциональной конструкции (с мостиками, лесенками, площадками, перилами и т.д., изготовленными из дерева) стимулирует ребенка к физической или творческой активности. Наличие места для отдыха (подиумы, беседки, мягкая модульная мебель и т.д.). Оснащение познавательных центров активности в соответствии с темой проекта недели дидактическим материалом, пособиями, средствами, схемами, моделями, энциклопедиями, картами и др. Оснащение лаборатории «научных открытий», дома книгоиздательства, импровизированного театра, музея, библиотеки, игротеки, художественной мастерской, центра кулинарии. Оснащение игровой среды определенным набором функционально-игровых предметов (кухня, прачечная, парикмахерская, магазин, больница и др.), предметами-заместителями, бросовым материалом и др., развивающими фантазию и творчество детей. Оборудование костюмерной, гримерной с разнообразными аксессуарами одежды и т.д. Разнообразные наборы дидактических развивающих игр, конструкторов, спортивно-игрового оборудования (батуты, мячи-прыгуны, сухой бассейн, современные спортивные комплекты). |
Создание проекта возможного изменения среды. Предоставление ребенку права видоизменять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со вкусом и настроением. | План группы с подвижными составляющими (по типу фланелеграфа). Подвижная мебель (на колесиках). Мягкие модули. Прозрачные перегородки, ширма. Сборно-разборные домики легкой конструкции. Пластмассовая мебель, переносные зонты. |
Оптимальное использование функциональных помещений. Подключение к групповой комнате части спальни, приемной (для создания уголков уединения, проведения сюжетно-ролевых игр, центров литературы). Предоставление возможности свободной ориентации ребенка в пространстве (символы, стрелки). | Наличие музыкального, физкультурного зала, зала ЛФК, кафе «Жемчужина», семейной комнаты, учебного класса, бассейна, сауны, органично входящих в структуру общего внутреннего коммуникационно - рекреационного пространства, открытого для общения детей и взрослых. Создание для реализации неформального общения «Островка безопасности», «Аллеи здоровья», галереи детского творчества, проведение персональных выставок, рабочих стендов «Мое настроение», «Я самый, самый…», «Звезда недели», «Вести из семьи». |
Доступность всего, что окружает ребенка, обеспечивающая его функциональную активность. Реализация традиций ДОУ. Реализация оптимальной двигательной активности детей. Оформление санитарных комнат. Озеленение интерьеров помещений. Учет половой дифференциации. | Оформление информационных стендов для родителей. Создание гостиной для детей и родителей (дизайн, оформление близкое к домашней обстановке). Проведение семейных праздников в помещениях (семейная комната, зал, кафе). Европейский дизайн, удобство санитарных комнат, позволяющие ребенку комфортно ощущать себя в интимные моменты жизни. Экологическая комната с аквариумом, террариумом, мягким уголком, познавательным материалом. Наличие личностного пространства с полкой для личных вещей, игрушек, фотографий и т.д. Наличие зеркал в помещениях ДОУ, игрового оборудования для мальчиков и девочек. Видеозал, аудиотехника, караоке, компьютерная техника. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель построения жизненного пространства ДОУ
Организация условий по обеспечению оборудовнием в группах...
МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ВОЗРАСТА ВОСПИТАННИКОВ, ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ И РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа по внедрению ФГТ к основной общеобразовательной программе началась в нашем ОУ с пересмотра образовательной программы. В рамках этой работы была создана модель построения образовательного процес...
организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды
организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды. роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее на основны...
Карта обследования жизненного пространства ребенка
Карта составляется при посещении ребенка на дому...
Построение модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа в условиях реализации ФГОС
В свете принятия ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" требуется создание новой модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа, провозглашающей идею самоценности ...
конспект занятия на тему: "Ориентировка в пространстве, построение своего пространства группой детей вместе со взрослыми и каждым ребенком индивидуально" по программе "Золотой ключик".
Освоение пространства группы, всего детского комплекса, участвка, прилегющей местности....
Консультация для родителей по теме "Организация жизненного пространства для детей с расстройством аутистического спектра"
Консультация для родителей по теме "Организация жизненного пространства для детей с расстройством аутистического спектра"....