Консультация « Лего –как одно из направлений технического творчества детей»
консультация (старшая группа)
Конструирование из лего-конструктора полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Следовательно, благодаря ей ребенок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии. Известно, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит, у продвинутого в конструировании ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_lego.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Луговская средняя общеобразовательная школа (д/о) |
Консультация «Лего-как одно из направлений технического творчества детей»
Воспитатель: Аверьянова Я.С.
Лобня 2019 г.
В настоящее время в мире наблюдается техническая революция. Высокотехнические продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного обучения.
Динамичность современной жизни, информационные нагрузки на человека, многообразие проблем, требующих решения, подразумевают формирование человека творческого, активного, социально ответственного, с развитым интеллектом.
В детских садах ведущее место занимает робототехника, конструирование, моделирование, проектирование, программирование. По словам Президента Р.Ф. В.В. Путина инженерное образование в Р.Ф. нужно вывести на новый более высокий уровень.
Именно поэтому идея развития творческих способностей и совершенствование технической подготовки подрастающего поколения приобретает государственное значение. Возникает необходимость в организации образовательной деятельности, направленной на удовлетворение требований социума в тех направлениях, которые способствуют реализации основных поставленных задач научно-технического прогресса, т.е. начинать формировать инженерное мышление целесообразно начинать с первого уровня образования – дошкольного.
Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.В. Венгер, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития интереса к техническому творчеству является практическое изучение, проектирование и изготовление технических объектов, обладающих признаками полезности и субъективной новизны.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что основная образовательная программа детского сада реализуется в формах, специфических для детей конкретной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Одним из приоритетных принципов дошкольного образования в Стандарте отмечена поддержка детской инициативы в различных видах детской деятельности, в том числе в конструировании из различных материалов.
В связи с этим перед педагогом возникает проблема в нахождении и выборе новых эффективных средств, технологий и методов, которые помогут не только выявить и поддержать творческий потенциал детей, но и развить их творческие способности и мышление. Одним из таких средств является лего-конструирование.
«ЛЕГО» - педагогика – это одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Универсальный конструктор, который побуждает к умственной активности и развивает мелкую моторику рук.
«ЛЕГО» -технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, потому что:
В силу своей педагогической универсальности «ЛЕГО»-технология служит одним из важнейших средств развития и обучения в образовательных учреждениях.
«Лего»-конструирование как средство развития технического творчества в старшем дошкольном возрасте
Конструктор «Лего»- является самым популярным, доступным и любимым среди детей всего мира. И это неслучайно! Ведь ребёнок – это маленький инженер по своей природе. Ему нравится создавать новое, строить необычные конструкции.
Не зря специалисты относят «Лего» -конструирование к особому виду детской деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе которой у дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы.
Кроме того, для воспитателей детского сада конструктор «ЛЕГО» является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и образовательных областей.
Образовательная область | Область применения «Лего» - конструирования , в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО. |
Социально-коммуникативное развитие | Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом. Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. |
Познавательное развитие | Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей «Лего»- конструктора. Цель: формирование первичных представлений о себе , других людях, объекта окружающего мира (Форме, цвете, размере, материале, звучание, ритме , темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях). |
Речевое развитие | Работа с педагогом. Цель: развивать фонематический слух, звуковой и интонационной культуры речи словообразования, формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. |
Художественно-эстетическое развитие | Творческое конструирование- создания замысла из деталей «Лего»-конструктора Цель: формировать умения реализации самостоятельной творческой деятельности детей – конструктивно- модельной |
Физическое развитие | Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук. |
В настоящее время в дошкольных организациях активно развивается «Лего»-конструирование. В нашем детском саду тоже есть комната, которая позволяет заниматься с детьми «Лего» -конструированием.
Все конструкторы «Лего» имеют возрастные характеристики, поэтому их легко применять в дошкольном образовательном процессе.
Один из видов, рекомендуемых для старших дошкольников – это LEGO Duplo. Данная серия разработана для детей от двух до шести лет, в каждом наборе учитываются возрастные особенности детей каждой группы, что отражается и в количестве деталей, и в их размере, а также в цветовой гамме и тематической направленности.
Любой конструктор «Лего» обладает очень важными для развития ребенка-дошкольника возможностями. Основными и считаю следующие преимущества конструкторов:
Знакомство дошкольников с конструкторами начинаю постепенно в процессе занимательной игры. Кроме того, использую такие формы реализации, как повседневное, самостоятельное конструирование, строительные игры в свободное от занятий время, индивидуальную работу с небольшой подгруппой одарённых или отстающих детей.
На начальном этапе ребята конструируют по образцу, по условиям, по простейшим чертежам и наглядным схемам. Затем начинают придумывать и создавать свои модели по определенной теме. Чаще всего, конструируя по замыслу, дети выбирают темы для своих построек на основе желаний, переживаний, сюжетом постройки могут стать любимые герои из мультфильмов, сказок или книг.
В процессе занятий техническим творчеством выделяю 4 этапа:
Для выполнения успешной организации конструирования я стараюсь соблюдать следующие условия:
Основное внимание ребят уделяется самому процессу конструирования, а не его результату. Важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданной ребенком модели отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если отметить оригинальность и самобытность творческой работы.
Поэтому после того, как закончены постройки, обязательно беседуем о выполненных поделках. «Какой ты молодец! У тебя красиво получилось. Расскажи, что ты построил? Как ты будешь играть со своей замечательной фигуркой?».
Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Ребята используют созданные фигуры, модели, LEGO-постройки в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO-элементы в дидактических играх и упражнениях. Например, «Волшебный мешочек» (найти одинаковые детали, определить, откуда деталь, построить модель из полученных деталей), «Найди пару» (задания на умение детей распределять соответствующие детали по группам в зависимости от их отличительных признаков), «На что похож?» (развитие воображения дошкольников).
Со временем, последовательно, шаг за шагом, дети развивают свои конструктивно-технические навыки, умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, а также развивают логическое мышление и коммуникативные навыки.
Для успешной организации игровой деятельности с конструкторами считаю целесообразным обогатить предметно-пространственную среду группы занимательными, яркими детскими техническими журналами, журналами о военной технике, детскими энциклопедиями по технической направленности.
Кроме того, необходимо создавать больше проблемных ситуаций, где у детей возникло бы желание починить, отремонтировать механизм, машину. Например, в процессе подготовки ко Дню защитника Отечества, дошкольники могут собирать военные машины, самолёты, вертолёты и при этом все собранные модели будут все разные. У кого-то машина будет передвигаться на колёсах, у кого-то вертолёт будет приземляться на аэродром, а у другого самолет взлетает с площадки военного корабля.
Еще одно важное направление применения «Лего»- конструктора – это использование его в диагностике. Такой метод, как наблюдение за самостоятельной и коллективной игрой дает много важной информации педагогу о проблемах, которые возникают во время игры.
Анализ полученных результатов
В процессе работы постоянно отмечаю, что дети занимаются конструированием с огромным интересом и увлечением. Конструктор «Лего»- помогает мне пробудить у них познавательную и творческую активность, привить навыки общения с взрослыми и сверстниками.
За время использования конструктора мои дошкольники научились работать с предложенными инструкциями и схемами, а зачастую осуществляют постройки из конструктора по своему замыслу.
Дети быстро и легко научились ориентироваться в цвете, размерах и способах скрепления деталей. Стали при постройках использовать разные способы соединения, комбинировать детали. Значительно вырос интерес к конструкторской деятельности.
Кроме того, мои дошкольники стали чаще использовать конструктор для сюжетных игр, изготавливать недостающие предметы для игры. Например, для сюжетно-ролевой игры «Дом» конструируют, дома, мебель, транспорт, предметы быта.
А также, я в своей работе использую краткосрочные проекты, проводим неделю конструирования, где ребятам и родителям предлагается выполнить постройки по тематике дома, например:
1.«Моя любимая игрушка».
2.Самолет.
3. Гараж для своей машины.
4.Мебель в доме.
5. Домик с заборчиком для гномов.
После выполнения сделать фото своих работ, проводим фото выставки работ, что стимулирует ребят к творчеству.
Наблюдается сплочение детского коллектива, у детей формируются навыки сотрудничества, умеют совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
Планирую в дальнейшем создание альбома, в котором будут собраны фотографии созданных детьми моделей. Дошкольники могут рассматривать такой альбом, обсуждать, что это за объект, какие детали необходимы для этой конструкции.
Заключение
Конструктор «ЛЕГО» является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту.
Активное использование «ЛЕГО» - конструирования с дошкольниками способствует развитию исследовательской активности детей, приобщению дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт применения Лего и робототехнических конструкторов в развитии технического творчества детей.
Весь образовательный процесс в дошкольном учреждении идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника, таких как любознательность, активность, самост...
Открытое занятие «Научно – техническое творчество детей». НОД по конструированию «Лего» в подготовительной группе.
НОД открытое занятое...
Мастер класс "Мини-технология "Лего-сказка" в развитии технического творчества детей совместно со взрослыми в процессе создания атрибутов для игр-драматизаций"
В презентации представлено описание мини технологии лего сказка в развитии технического творчества детей совместно со взрослыми в процессе создания атрибутов для игр-драматизаций, фотографии готовых п...
Самообразование на тему "Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста с помощью ЛЕГО – конструирования "
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспита...
Лего-конструирование как средство развития технического творчества детей
Дети – неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны. Дети дошколь...
Семинар-практикум для родителей «Лего-конструирование как средство развития технического творчества детей старшего дошкольного возраста»
Семинар-практикум для родителей «Лего-конструирование как средство развития технического творчества детей старшего дошкольного возраста»...
Проект "Лего-конструирования как средство развития технического творчества детей.
На современном этапе значительных технических достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и об...