Консультация для педагогов "Поисково-исследовательская деятельность детей младшего возраста в условиях ФГОС ДО"
консультация (младшая группа)
Материал представляет интерес для педагогов младших групп при организации поисково-исследовательской деятельности воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov._poisk-issled_deyat.docx | 35.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 21 «Аленький цветочек» муниципального образования город Саяногорск
Консультация для педагогов
«Поисково-исследовательская деятельность детей младшего возраста в условиях ФГОС ДО»
Автор:
воспитатель
Кранчёва Ирина Николаевна
г. Саяногорск
Слайд 2
Согласно федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, одна из главных задач педагога – «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» и создание для этого благоприятных условий.
Детям важно давать возможность экспериментировать, фантазировать, высказывать свои суждения, учиться выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, находить свое место в коллективе, сопереживать, заботиться о других.
Слайд 3
Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения, при котором дети воспринимают знания в готовом виде, сегодня уже недостаточен. Наряду с ним мы должны использовать технологии системно-деятельностного подхода, которые ориентированы на формирование личности ребенка и его развитие в самостоятельной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Дошкольники познают его в игре, на прогулках, при осуществлении непосредственной образовательной деятельности, в общении со сверстниками. Чем разнообразней деятельность ребенка, тем быстрей и полноценней он развивается.
Слайд 4
Мышление ребенка начинается с вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Задача взрослого создать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «Почему» и «Как?». При этом педагог выступает равноправным партнером, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Продуманное, системное знакомство ребенка с неизведанным позволяет развивать у него важнейшие операции мышления:
- анализ (наблюдая за объектами дети рассматривают и изучают их);
- сравнение (дети находят сходство и различие предметов и материалов, из которых они сделаны);
- умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы применения предметов в различных областях);
- обобщение (дети учатся объединять предметы, относя их по группам к живой или неживой природе, рукотворному миру, на основе выделения существенных признаков).
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, активными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными творческими личностями.
Согласно китайской пословице: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму», усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Поэтому мы, следуя современным требованиям к организации образовательной деятельности, в своей работе акцентируем внимание на исследовании детьми объектов окружающего мира и экспериментировании с ними.
Слайд 5
В работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова, Н.Н. Усовой, Е.Л. Панько, говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития».
Целью экспериментирования, как одной из форм организации детской поисково-исследователь деятельности является:
- поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность;
- развивать познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение)
Наша задача помочь ребенку реализовать свою любознательность, направить ее в нужное русло, стать ребенку помощником в познании мира.
Главное достоинство применения метода экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента мы решаем следующие задачи:
Слайд 6
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы;
- развивается речь (словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина; мнется, рвется, ломается; высоко-низко, мягкий-твердый и т. д.)
- происходит накопление фонда умственных умений;
- формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности,
- формируется опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов; трудовые навыки.
При организации поисково-исследовательской деятельности не только в процессе НОД, но и в свободное время мы создаем условия для сенсорного развития детей в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира, используем доступные и интересные дошкольникам формы, определенные «типы исследования».
В процессе формирования обследовательских действий сочетаем показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.). Побуждаем сравнивать сходные по внешнему виду предметы. Стремимся формировать у детей умения сопоставлять факты и делать выводы из рассуждений, использовать опыт практической деятельности, игровой опыт. Рассмотрим подробнее их содержание и алгоритм проведения.
Слайд 7
Основное содержание исследований для детей младшего дошкольного возраста мы строим по трем взаимосвязанным направлениям:
- неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.)
- живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде)
- человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов)
В условиях детского сада мы проводим только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, они практически безопасны. В-четвёртых, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Как отмечалось выше, элементарные эксперименты могут быть самыми различными: это опыты с объектами живой и неживой природы.
Для формирования навыков экспериментирования организуем игры-экспериментирования с разными материалами: игры с песком и снегом («Лепим колобки», «Делаем фигурки», «Делаем дорожки и узоры из песка», «Цветной снег», «Разные ножки бегут по дорожке»); игры с водой и мыльной пеной («Веселые путешественники», «Веселые кораблики», «Нырки», «Вот какая пена!»); игры с бумагой («Снежки», «Блестящие комочки», «Бумажный вихрь»); – игры с тенью.
Слайд 8 + Слайд 9
Работа в детской лаборатории начинается с того, что к детям прилетает Лунтик и задает вопросы о воде, воздухе и т.д. которые служат темами исследований. Начиная опытно-экспериментальную деятельность с детьми мы проводили экспериментирование с водой. Особенно им нравится менять ее вкус, цвет, проводить опыты со снегом и льдом.
Слайд 10 + Слайд 11
С интересом исследовали такое явление, как воздух: надували пузыри, ловили его в пакеты, исследовали свойства воздуха.
Следует отметить, что при проведении опытов с объектами живой природы мы придерживаемся главного правила: «не навреди».
Слайд 12
Алгоритм проведения эксперимента для младших дошкольников (по А.И. Ивановой):
- постановка исследовательской задачи (помогает воспитатель);
- повторение и закрепление правил соблюдения безопасности в ходе экспериментирования;
- проведение эксперимента (под руководством воспитателя);
- наблюдение результатов;
- фиксирование результатов;
- формулировка выводов (помогает воспитатель).
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни.
Слайд 13
В группе мы приступили к созданию мини-лаборатории, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенных опытов. В мини-лаборатории имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности: приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.; бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.); медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
При оборудовании мини-лаборатории учитывались следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- доступность расположения.
Слайд 14
Вся система работы с детьми направлена на развитие желания проявлять интерес к объектам живой и неживой природы через наблюдения и экспериментирования, научить ребенка думать, действовать с предметами, анализировать. Мы организуем воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей, преподнося знания в доступной, увлекательной форме, учитывая интерес ребенка к природным явлениям. Организуя поисково-исследовательскую деятельность с младшими дошкольниками используем различные формы, методы и приемы: наблюдения, опыты, дидактические игры, беседы, прогулки и т. д.
Результат обеспечивает соблюдение последовательности проведения опытов и экспериментов от «простого к сложному» на протяжении запланированного временного промежутка.
Итогом своей работы к окончанию второй младшей группы, ожидаем следующих результатов: воспитанник
- с удовольствием включается в деятельность экспериментирования, организованную взрослым;
- любопытен, задает вопросы: «что такое, кто такой, что делает, как называется?»;
- самостоятельно находит объект по указанным признакам, различает форму;
- проявляет эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе познания свойств и качеств предметов;
- соблюдает правила безопасности при экспериментировании.
Слайд 15
Для достижения наивысших результатов, ставим своей целью работать в тесном контакте с родителями воспитанников, помощь которых в оформлении развивающей среды, подборе материалов для уголков экспериментирования и познавательной деятельности трудно переоценить.
Данная работа заинтересовала их, что позволяет сблизить наши позиции в развитии детей. Предложили родителям организовать домашние мини-лаборатории, заняться поиском интересных и доступных материалов для осуществления опытов. Изготовили памятку «Исследуем вместе! Экспериментирование с водой».
Наблюдениями и успехами предлагаем поделиться с другими семьями на родительских собраниях, сделать фотоальбомы и буклеты с описанием проделанных опытов.
Слайд 16
И в заключение хочется привести слова академика Климента Аркадьевича Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
Слайд 17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего возраста в условиях ФГОС»
Ребенок с рождения является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Познавательно-исследовательская деятельность является одной из ведущих видов ...
Сценарий педагогического Совета по теме "Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Педагогический Совет по данной теме проводится с целью систематизации знаний педагогов по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....
Проектная деятельность как средство формирования познавательных интересов и познавательных действий детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО
Выступление в рамках секционного заседания городской конференции «ФГОС дошкольного образования: галерея лучших педагогических практик»...
Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО
АктуальностьКонцепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в ...
Консультация для родителей «Физическое развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
quot; Физическое развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС"...
Консультация для родителей "Организация деятельности детей дошкольного возраста в условиях домашнего режима"
Многие родители, оставшись с детьми дома на затянувшемся больничном, на самоизоляции или по другим причинам задают себе вопрос: «Как организовать деятельность и досуг ребенка в течение дня?&raqu...
Рекомендации для педагогов « Самостоятельная двигательная деятельность детей младшего возраста, в условиях групповой комнаты».
Организация рационального двигательного режима является одним из условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Систематическая, правильно...