Ведущей деятельностью малышей от 1,5 до 3 лет является предметно-манипулятивная деятельность, которая связана с овладением культурными способами действий с предметами.
методическая разработка (младшая группа)
Пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием пальчиковых игр стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.docx | 129.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43»
Методические рекомендации для педагогов
раннего возраста
«Проведение пальчиковых игр
с детьми раннего возраста»
Воспитатель:
Федорова В.Л.
Усолье – Сибирское 2023 г.
Актуальность:
Пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием пальчиковых игр стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Цель:
Развитие пальчиковой моторики рук через пальчиковые игры.
Задачи:
- Дать представление педагогам о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук.
- Показать способы и приёмы проведения пальчиковых игр.
Ожидаемые результаты:
- Педагоги получат необходимые знания по данной теме, станут более информированными в вопросе проведения пальчиковых игр с детьми.
- Педагоги будут заинтересованы актуальностью данной темы, станут единомышленниками в осуществлении заданной темы.
Методические рекомендации для педагогов:
«Проведение пальчиковых игр с детьми раннего возраста»
Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
- Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
- Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
- Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
- При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
- Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
- В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично. Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяем их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.
Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их или поменяйте игру.
Игры-манипуляции
Тесто
Тесто мы месили (сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили (ладошки лепят)
Шлёп, шлёп,
Шлёп, шлёп
Слепим мы большой пирог!( разводим руки)
Рыбка.
(Ладошки соединены и делают плавные движения)
Рыбка в озере живет
Рыбка в озере плывет
(Ладошки разъединить и ударить по коленкам)
Хвостиком ударит вдруг
(Ладошки соединить у основания и так похлопать)
И услышим мы – плюх, плюх!
«Цветок распускается»
Солнце поднимается,
Цветочек распускается.
Солнышко садится,
Цветочек спать ложится.
«КИСКА»
Есть у киски глазки ( показывают свои глазки)
Есть у киски ушки ( показывают ушки и шевелят)
Есть у киски лапки, (сжимают и разжимают кулаки)
Мягкие подушки.
Киска, киска, не сердись ( грозят пальчиком)
Не царапай деток
Брысь!» ( хлопок в ладоши)
Пальчиковые игры в сочетании со звуковой гимнастикой
Пчела»
Жу-жу-жу, жу-жу-жу! (указательным пальцем делаем вращательные движения)
Над цветами я жужу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу!
На цветочек сесть хочу.
Дятел
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
Это дятел на сосне,
Долбит клювом по коре.
Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук
"Помоем руки" (движение, как при мытье рук)
"Надеваем перчатки" (большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
"Засолка капусты" (движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки)
"Согреем руки" (движения, как при растирании рук)
"Молоточек" ( фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки "забивать" гвозди)
"Гуси щиплют траву" ( пальцы правой руки пощипывают кисть левой)
Пальчиковая игры с предметами (карандашом, мячом)
Ребенок зажимает карандаш большим и указательным пальцами правой руки. Начинает его покачивать, имитируя движение маятника.
Затем то же самое проделывает левой рукой.
Повторять упражнение несколько раз.
То же самое проделывать и с другими пальцами, т.е. ребенок зажимает карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинает его покачивать, имитируя движение маятника. Затем то же самое проделывает левой рукой и т.д.
Пальчиковые дорожки
Предлагаю Вам познакомиться с одним из видов пальчиковых игр - "Пальчиковые дорожки", которые помогают развивать координацию движений кистей и пальцев рук. При работе с упражнениями "пальчиковых дорожек", дети получают возможность действовать самостоятельно, ощущать результаты своих умственных и практических усилий.
Описание игры:
Для прохождения пальчиками по дорожке используем сначала указательный и средний пальчики ведущей руки, а затем усложняем задачу - пройти по дорожке другой рукой и другими пальчиками.
Цель игры:
- развивать память, речевой слух, усидчивость;
- развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;
- учить ходить пальчиками правой и левой руками по заданному маршруту;
- развивать зрительное внимание.
Театр в руке
Птичка
Скучно – сказала правая рука левой руке. Подумали две руки и соединились. Взмахнула правая рука – ничего не выходит, взмахнула левая – ничего не выходит. А если вдвоём? Раз, два, три и полетела птичка: вверх, в сторону, вниз. То быстро летит, то медленно парит. Самое главное – вместе. Летать это так прекрасно!
Таким образом, пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики в их единстве и взаимосвязи.
Используемая литература:
- Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. Санкт-Петербург: «КАРО», 2008 г.
- Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. Москва: «Мозаика-Синтез», 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие в предметно-манипулятивной деятельности детей раннего возраста
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.п. Именно ранний...
Сенсорное развитие предметно-манипулятивной деятельности детей раннего возраста
Презентация освещает работу воспитателя по развитию сенсорной культуры у детей раннего возраста...
Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Предметно-манипулятивная деятельность"
Консультация была представлена как отчет по самообразованию по теме "Предметно-манипулятивная деятельность как ведущий вид деятельности в раннем возрасте"...
Презентация "Влияние предметно-манипулятивной деятельности на личностное развитие ребёнка раннего возраста"
Презентация-консультация для родителей....
Предметно-манипулятивная игра –это ведущий вид деятельности у детейс 1года до 3лет.
Предметно-манипулятивная игра –это ведущий вид деятельности у детейс 1года до 3лет....
Педагогический проект «Овладение культурными способами деятельности, развитие инициативы и самостоятельности на основе познавательной и конструктивной деятельности детей 5-7 лет».
Систематические, планомерные и целенаправленные занятия с конструктором LEGO и деревянным строителем способствуют формированию творческих и интеллектуальных способностей детей...
Развитие предметно- манипулятивных действий в раннем возрасте
деятельность ребенка раннего возраста от года до трех лет с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимо...