Программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников
рабочая программа (старшая группа)
Возраст: Старшая группа (5 – 6 лет)
Срок реализации: 1 год
Актуальность: Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас.
В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Во время экспериментов и наблюдений обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда приемов умственных операций и приемов.
Методика и проведение экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.
В данной программе участвуют дети старшей группы 5 -6 лет. Программа рассчитана на 1 год. Кружок проводится 2 раза в неделю, по 25 минут.
Основное оборудование:
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
- Разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма;
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
- Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, меха;
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
- Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
Цель: Развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
- Создать условия для экспериментальной деятельности.
- Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, умения делать выводы.
- Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление).
- Активизировать речь детей, пополнить словарный запас.
Условия реализации:
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования)
Игровые приёмы:
- моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
- повтор инструкций;
- выполнение действий по указанию детей;
- «намеренная ошибка»;
- проговаривание хода предстоящих действий;
- предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
- фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Ожидаемые результаты:
- Проявление интереса к исследовательской деятельности;
- Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- Развитие коммуникативных навыков.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.
Кружок «Лабораториум» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_eksperim.docx | 28.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Улан – Удэ
Комитет по образованию города Улан – Удэ
МАОУ «Прогимназия № 108»
Кружок по экспериментальной деятельности
«Лабораториум»
старшая группа №14
Подготовил:
Воспитатель Турсунова А.С.
г. Улан-Удэ.2022
Возраст: Старшая группа (5 – 6 лет)
Срок реализации: 1 год
Актуальность: Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас.
В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Во время экспериментов и наблюдений обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда приемов умственных операций и приемов.
Методика и проведение экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.
В данной программе участвуют дети старшей группы 5 -6 лет. Программа рассчитана на 1 год. Кружок проводится 2 раза в неделю, по 25 минут.
Основное оборудование:
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
- Разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма;
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
- Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, меха;
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
- Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
Цель: Развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
- Создать условия для экспериментальной деятельности.
- Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, умения делать выводы.
- Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление).
- Активизировать речь детей, пополнить словарный запас.
Условия реализации:
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования)
Игровые приёмы:
- моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
- повтор инструкций;
- выполнение действий по указанию детей;
- «намеренная ошибка»;
- проговаривание хода предстоящих действий;
- предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
- фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Ожидаемые результаты:
- Проявление интереса к исследовательской деятельности;
- Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- Развитие коммуникативных навыков.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.
Кружок «Лабораториум» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
месяц | неделя | тема | цель |
сентябрь | 1 | Волшебные стеклышки | дать представления о свойствах, качествах и видах стекла |
2 | Песочная страна | через игры и опыты научить детей старшего дошкольного возраста определять физические свойства песка | |
3 | песок и камень | закрепить знания детей о свойствах песка и камня | |
4 | Путешествие в царство Нептуна | Формировать у детей познавательный интерес к жителям подводного мира | |
октябрь | 1 | «Свойства воды», вкус запах, цвет | Познакомить детей со свойствами воды |
2 | «Живая вода» | Познакомить детей с животворным свойством воды | |
3 | «Агрегатные состояния воды» | Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях | |
4 | «Испарение» | Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое | |
ноябрь | 1 | «Вода соленая и пресная» | Познакомить со свойствами соленой воды |
2 | «ИГРА В ПРЯТКИ» | продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость. | |
3 | «Свойства воздуха» | Познакомить детей со свойствами воздуха | |
4 | «Как обнаружить воздух» | Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении. | |
декабрь | 1 | «Воздух помогает рыбам плавать» | Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать, где еще применяется данное свойство |
2 | «Воздух сжимается и расширяется» | Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха | |
3 | «Росток» | Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого . | |
4 | «Может ли растение дышать?» | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений | |
январь | 1 | «Нужен ли корешкам воздух?» | Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями |
2 | «Во всех ли листьях есть питание?» | Установить наличие в листьях питания для растений | |
3 | «СЕКРЕТ СОСНОВОЙ ШИШКИ» | познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку. | |
февраль | 1 | Волшебная бумага | Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и ее качества, рассказать о ее назначении и изготовлении. |
2 | Волшебная бумага (ч2) | Попробовать изготовить бумагу | |
3 | Ткань | Познакомить детей с понятием «ткань», дать представление о разнообразии тканей и их свойствах | |
март | 1 | Ткань | Познакомить с красителями для ткани, определить какой материал легче поддается окрасу |
2 | Опыт с тканью"Белые розы" | Показать как на ткани оставить отпечатки. Формировать навык использования нетрадиционных методов рисования на ткани | |
3 | «Сравнение свойств и качеств бумаги и ткани». | Развивать умение делать умозаключения на основе результатов исследовательской деятельности и наблюдений; мыслительные операции -сравнение, сопоставление, совершенствовать, опыт восприятия сенсорных свойств предметов | |
4 | «Ознакомление со свойствами стекла» | ознакомление детей со свойствами стекла, его особенностях, изделиями из стекла | |
апрель | 1 | «Ознакомление со свойствами пластмассы» | ознакомление детей со свойствами пластмассы, его особенностях, изделиями из пластмассы |
2 | Отличие стекла и пластмассы | Развивать умение делать умозаключения на основе результатов исследовательской деятельности и наблюдений; мыслительные операции -сравнение, сопоставление, совершенствовать, опыт восприятия сенсорных свойств предметов | |
3 | «Что такое магнит?» | Познакомить с магнитом, его свойствами | |
4 | «Магнит и вода», «магнит и песок» | Показать что свойства магнита сохраняются в воде, песке | |
май | 1 | «Соревнование» | познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность. |
2 | «Солнечные зайчики» | познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. | |
3 | «Черное и белое» | познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку. | |
4 | «Играем с красками». | познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании), смешиванием красок |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации. — 3—е издание, исправленное и дополненное. — АРКТИ, 2008.
- В. В. Москаленко, Н. И. Крылова «Опытно - экспериментальная деятельность» Издательство: Учитель, 2009 г.
- Н. А. Рыжова «Маленький исследователь в детском саду»
- О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». Издательство:Сфера, 2005 г.
- Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» Издательство: Учитель, 2020 г
- Н.В. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»
- Рыжова Н.А. Наш дом — природа. М.: Карапуз, 2005.
- Рыжова Н.А. Почва — живая земля. М.: Карапуз, 2005.
- Рыжова Н.А. Что у нас под ногами. М.: Карапуз, 2005.
- Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет – М.: ТЦ Сфера, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе.
Разработка плана - программы по опытно- экспериментальной деятельности в младшей группе. Занятия разделены по блокам. По одному занятию в неделю. В плане редставлена тема занятия, Цели, задачи и испол...
Рабочая программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности «Неизвестное рядом» (старший дошкольный возраст)
Цель: развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой.Задачи первого года обучения (5-6 лет):Развивать предста...
Программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности
Программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности для детей 3-4 лет...
Программа образовательного курса «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников»
Цель программы:Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Задачи:1. ...
Перспективное планирование кружка «Почемучки» опытно - экспериментальной деятельности в младшей группе.
В перспективном планировании предоставлен план по исследовательской эксперементальной деятельности во второй младшей группе....
Рабочая программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности "Юный исследователь" (старший дошкольный возраст).
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимае...
Рабочая программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности «Юный исследователь» (старший дошкольный возраст)
Представленный вашему вниманию материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира. Конкретно дан...