План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе.
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) по теме
Разработка плана - программы по опытно- экспериментальной деятельности в младшей группе. Занятия разделены по блокам. По одному занятию в неделю. В плане редставлена тема занятия, Цели, задачи и используемая литература. Цель плана - программы. Формирование экологических знаний через опытно-экспериментальную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_v_mladshey_gruppe.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе.
Сентябрь
1 блок: « Все прекрасное должно прикоснуться к сердцу ребенка»
Живая природа
Тема занятий | Цели занятий | Используемая литература |
1.Цветок из клумбы | Познакомить детей с понятием – живая природа (растения, животные). Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения. Эксперимент: «Посадим цветок из клумбы». | С.Н Николаев «Методика экологического воспитания в детском саду» с.13 |
2. Что бывает на растениях после цветов? | Уточнить представление детей о том, что растения живые – они растут и изменяются. Эксперимент: «Соберем семена» | С.Н.Николаев «Методика экологического воспитания в детском саду» с.12-13 |
3. Зачем зайчику другая шубка? | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Эксперимент: «Зачем зайчику другая шубка?». | |
4. Кто улетит, кто останется? | Понять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Эксперимент: «Кто улетит, кто останется?». |
Октябрь
2 блок: « Наш дом – планета Земля »
Неживая природа
Тема занятий | Цели занятий | Используемая литература |
1. Дом, в котором мы живем. |
Подвести детей к тому, что Земля - круглая. Познакомить с глобусом – земным шаром на столе, картой – портретом земли. Эксперимент: «Докажи, что Земля круглая». | «Энциклопедия для детей» с.312, «Атлас мира» с.5, сказки «Как утка землю добывала», «Экка и таинственный остров». |
2. Почва | Дать детям представление о почве, то, что она состоит из различных слоев. Эксперимент: Раздели слои почвы | «Большая энциклопедия для дошкольников» с.60 |
3.Спасение нашей планеты | Знакомить детей с тем, что старым вещам можно дать вторую жизнь, тем самым уменьшить загрязнение нашей Земли. Эксперимент: «Переработай бумагу» | «Большая энциклопедия для дошкольников» с.104 |
4. Пустыня-это там, где пусто. | Дать детям понятие «пустыня», рассказать об особенностях данной природной зоны. Эксперимент: «Нарисуй картину песком». | «Энциклопедия для дошкольников» с.317, «Большая энциклопедия» с.88-89 |
Ноябрь
3 блок: « Пятый «океан» планеты Земля – воздух »
Неживая природа
Тема занятий | Цели занятий | Используемая литература |
1. Что в пакете? | Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воздуха (воздух легче воды) Эксперимент: «Обследовать два пакета: один с водой, другой с воздухом». | |
2. Поиск невидимки - воздуха | Познакомить детей с тем, что воздух можно увидеть, услышать, почувствовать.
Эксперимент: «Баночка, опущенная горлышком вниз в воду». | Л.В.Ковинько «Секреты природы – это так интересно» с.34 |
3. Надувание мыльных пузырей | Обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место. Эксперимент: «Самый большой пузырь». | Л.В.Ковинько «Секреты природы – это так интересно» с. 44 |
4. Ветер в комнате | Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз. Эксперимент: «Откроем дверь в коридор, понаблюдаем за потоком воздуха». |
Декабрь
4 блок: «Под нашими ногами»
Неживая природа
Тема занятий | Цели занятий | Используемая литература |
| Дать детям представление о вулкане и его последствия. Эксперимент: «Сделай извержение вулкана». | «Большая энциклопедия» с.64-65. |
2. Океанариум | Дать детям понятия «океан», «море», «реки». Рассказать об особенностях данной природной зоны. Эксперимент: «Сделай реку». | «Энциклопедия для дошкольников» с.343, «Большая энциклопедия» с.72-73, 106, 152 |
3.Дождь и снег | Дать детям представление, откуда берется дождь и снег. Эксперимент: «Закроем банку с кипяченой водой крышкой». | «Атлас мира для дошкольников» с.74, сборник «Все обо всем» с.360,403,12,340,476,160,114, «Большая энциклопедия» с.452,82,78-79 |
4. Какие цветные льдинки? | Продолжать знакомить детей со свойствами воды ( на морозе замерзает и становится льдом; лед твердый, не льется, принимает форму сосуда, в котором застывает, лед холодный, скользкий, хрупкий) Эксперимент: «Зальем формы водой» | С.Н.Николаев «Методика экологического воспитания в детском саду» с.49-50 |
Январь
5 блок: « Животные »
Живая природа
Тема занятий | Цели занятий | Используемая литература |
1.Как определить возраст рыб? | Дать детям представление о рыбах и сколько лет они живут. Эксперимент: «Рассмотри чешуйки» | З.Ф. Аксенова «Войди в природу другом» с.53 |
2. Почему кошка языком чистит себе шерстку? | Воспитывать любовь и бережное отношение к животным. Объяснить детям Почему кошка чистит языком шерстку. Эксперимент: «Нарисуй и сотри». | З.Ф. Аксенова «Войди в природу другом» с.54 |
3. Как маскируются животные? |
Объяснить детям, почему надо маскироваться животным и как это они делают. Эксперимент: «Прятки». | З.Ф.Аксенов «Войди в природу другом» с. 66-67 |
|
|
Февраль
6 блок: «Песок и глина»
Неживая природа
Тема занятий | Цели занятий | Используемая литература |
1. Волшебный материал | Выявить какие свойства приобретает песок и глина при смачивании. Эксперимент: Предложить детям слепить различные фигурки из песка и глины, дать им высохнуть, затем проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости, влажности глины и сохранении формы после высыхания. Сухой песок форму не сохраняет. | |
2. Почему песок хорошо сыплется? | Выявить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Эксперимент: Взять увеличительное стекло и рассмотреть, из чего состоят песок и глина. Сравнить. Песок – очень мелких песчинок круглой формы; они расположены отдельно друг от друга. Глина - мелкие частички, слипшиеся друг с другом. Просеивают песок и глину через сито и выясняют, одинаково ли частички веществ проходят через сито и почему. | |
3. Посадим «дерево» | Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Эксперимент: Взрослый вместе с детьми пробует посадить «дерево» сначала в емкость с песком, потом – в емкость с сухой глиной. Выясняют, куда легче втыкается палочка (в песок или глину) и почему. Уточняют, где лучше держится палочка и почему (держится лучше в глине, она плотнее; хуже держится в песке, он рыхлый, неплотный). | |
4. Где вода? | Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду. Эксперимент: Дети наливают воду в емкость с песком и глиной. Выясняют, что произошло в емкостях (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду внутрь). |
Март
7 блок: « Комнатные растения »
Живая природа
Тема занятий | Цели занятий | Используемая литература |
1.Лекарственные растения | Повторение знаний об изученных ранее комнатных растениях – алоэ, о значении комнатных растений в жизни человека. Эксперимент: «Изучить особенности строения и произрастания алоэ». | |
2. Может ли растение дышать? | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Эксперимент: «Намажем вазелин» | |
3. Испарение влаги с листьев растений | Проверить, куда исчезает вода. Эксперимент: «Закроем цветок пакетом» | |
4. Что нужно для питания растений? | Установить, как растение ищет свет. Эксперимент: «Как растение ищет свет» |
Апрель
8 блок: « Вода »
Неживая природа
Тема занятий | Цели занятий | Используемая литература |
1. Теплая и холодная вода | Уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей. Эксперимент: «Потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь». | С.Н.Николаева «Экологическое воспитание в детском саду» с.51 |
2. Вода - течет, без цвета, без запаха | Обобщить, уточнить знания детей о воде. Эксперимент: «Вода - течет (выливаем воду из графина на тарелку и.т), без цвета (сравниваем с молоком), без запаха (сравнить с духами)». | «Формирование экологической культуры дошкольников» с.79 |
3.Как лед превращается в воду? | Эксперимент: «Показать детям, что в тепле лед тает и превращается в воду». | С.Н.Николаев «Экологическое воспитание в детском саду» с.50 |
4. Кому нужна вода? | Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек. Эксперимент: «Что произойдет с цветком, если его долго не поливать?» | С.Н.Николаев «Экологическое воспитание в детском саду» с.57 |
Май
9 блок: « Солнце »
Неживая природа
Тема занятий | Цели занятий | Используемая литература |
1. Далеко - близко |
Познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха. Эксперимент: Дети зажигают лампу и помещают два термометра на расстоянии 10 и 100см. вдоль метра от лампы. Так как первый термометр нагрелся больше чем второй, дети делают выводы: чем дальше от лампы, тем больше лучи лампы расходятся в сторону, соответственно они меньше нагревают. Рассматривая модель Солнца и ее системы, выясняют: чем ближе к Солнцу, тем больше планета получает солнечной энергии, чем дальше, тем атмосфера холоднее. | |
2.Солнечные очки | Дать детям понятие о шарообразности Солнца, о необходимости защищать глаза от солнечного света во время наблюдения за Солнцем. Эксперимент: «Посмотри на солнце». | «Большая энциклопедия» с.30,19 |
3.Далеко ли до солнца? | Дать детям первоначальное представление о размере солнца. Эксперимент: «Солнце круглое» | «Большая энциклопедия» с.20-21 |
4. Как Солнце служит человеку | Показать детям роль Солнца в жизни человека: источник тепла, света. Эксперимент: «Солнце – жизнь» (на примере двух цветков, один помещен в темное место, другой в светлое место)». | «Большая энциклопедия» с.23 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно - экспериментальное занятие во второй младшей группе на тему: "Витамины для здоровья"
Опытно - экспериментальное занятие во второй младшей группе на тему: "Витамины для здоровья"...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
План-программа по сотрудничеству с семьями воспитанников во II младшей группе на 2019- 2020 учебный год.
План-программа по сотрудничеству с семьями воспитанников во II младшей группе на 2019- 2020 учебный год....
Проект опытно-экспериментального занятия во второй младшей группе «Посадка лука»
: Привлечение детей к самостоятельной посадке лука, ухода за ним....
Планирование работы по «Конструктивно – модельной деятельности» в младшей группе
Планирование работы по «Конструктивно – модельной деятельности» в младшей группе...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».
Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...