Программа образовательного курса «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников»
рабочая программа по теме

Егорова Ольга Владимировна

Цель программы:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

4. Активизировать речь и обогащать словарь детей.

5. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1482

Рассмотрено и одобрено

на Педагогическом совете

ГБОУ Школа №1482

Дошкольное отделение

Протокол №          от   ____ августа 201 г.

Утверждаю

Директор

ГБОУ Школа №1482

______________  

«_____»______________201г.

ПРОГРАММА

Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников

Составитель: воспитатель ГБОУ Школа № 1482 ДО

                       Егорова Ольга Владимировна

Программа по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

Пояснительная записка

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, была разработана программа «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста. Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественно - научных представлений дошкольников.

 Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает в себя следующие конкретные этапы:

• выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

• выдвижение гипотезы;

• поиск и предложение возможных вариантов решения;

• сбор материала;

• обобщение полученных данных.

Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания по опытно-экспериментальной деятельности.

Актуальность: В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности.

Цель программы:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

4. Активизировать речь и обогащать словарь детей.

5. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Принципы работы по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста:

Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-экспериментальной деятельности дошкольников;

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

 Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

Принцип активного обучения:

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников

      В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики.

       Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет.

     Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление.

      Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

     Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной.

      Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

      Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, занимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я-ребенка, его детализацией.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 5–7 лет – воспитанники старшей и подготовительной к школе группы детского сада. Срок реализации программы 2 года.

Совместная деятельность воспитателя и детей по опытно – экспериментальной деятельности проводятся 2 раза в месяц в форме занятий, всего 18 занятий в год.

Диагностика педагогического процесса с целью оптимизации образовательного процесса по формированию умений по опытно-экспериментальной деятельности проводится 2 раза в год в начале и в конце учебного года.

Данная образовательная деятельность направлена на реализацию задач по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Перспективные планы составлены с учётом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы и интеграции образовательных областей:

1. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;

2. «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.

3. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности.

4. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности: в выдвижении предположений, в выборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

5. «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование по впечатлениям проведённых занятий, закрепление пройденного материала.

Ожидаемые результаты:

 В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

Планируемые результаты освоения Программы

     Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования:

   - ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы;

   - проявляет интерес к общественной жизни. Задаёт вопросы о прошлом и будущем, о себе, родителях, детском саде, школе, профессиях взрослых и пр.;

   - проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами.

Целевые ориентиры:

•не подлежат непосредственной оценке;

•не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;

•не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

•не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

•не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

     Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Месяц

Тема

Программные задачи

Материалы

Сентябрь

«Почему песочные часы называются

песочными?»

Выявить свойства песка и глины. Развивать мышление. Воспитывать

аккуратность при работе.

Ёмкости с сухим песком и глиной, прозрачные стаканчики,

дощечки, лупа, сито, ширма, песочные часы

«Эти удивительные камни»

Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.

Формировать мыслительные процессы: умение классифицировать камни по разным признакам, анализировать и обобщать свои наблюдения, делать выводы. Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира. Воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы.

Различные камни, презентация «Мир удивительных камней», ящик ощущений, миски с водой, лупы, гуашь, кисти, клеёнка

Октябрь

«Значение воды в жизни человека»

Определить с помощью опытов состояние воды. Закрепить знания детей о неживой природе. Воспитывать бережное отношение к воде.

Карточки, бумага для салфеток, льдинки, стакан с водой, воронка, снег, кусочек земли, глобус, ложка, пипетка, банка с водой.

«Путешествие с капелькой»

Дать понять значимость воды в жизни человека. Обогащать и уточнять знания детей о воде: прозрачная, без запаха, без цвета. Продолжать развивать познавательный интерес к экспериментальной деятельности, наблюдательность. Упражнять в установлении причинно-следственных связей, используя речь – доказательство. Воспитывать бережное отношение к воде.

Магнитофон, картинка капельки, ткань, чайные ложки, цветные карандаши, листы тонированной бумаги.

Ноябрь

«Бумажная Фея»

Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, скручивание); с использованием бумаги в жизни человека. Развивать мышление,

мелкую моторику кистей рук. Воспитывать любознательность, бережливость.

Кукла «Бумажная Фея», листочки бумаги различных видов, ёмкость с водой, предметы, изготовленные из бумаги.

«Что лучше: бумага или ткань»

Познакомить со свойствами и качеством бумаги и ткани, учить видеть их сходства и различия. Учить детей делать умозаключения и выводы. Развитие логического мышления. Воспитывать аккуратность при работе.

Тряпичная кукла Иринка, платочки из бумаги и ткани по количеству детей, вещи из ткани и бумаги.

Декабрь

«Твёрдый - мягкий»

Учить детей различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий». Дать детям первоначальные навыки экспериментирования; учить детей различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий». Развитие навыков

экспериментирования. Вызвать доброжелательное отношение к лесным жителям.

Сказочный персонаж Гном - Гномыч, письмо, лесная поляна, корзина с камешками и ватой, баночка с водой, поднос, чудесный мешочек.

«Сладкий –солёный»

Продолжать формировать знания о свойствах некоторых веществ: соли и сахаре, сравнивать их между собой, выделяя и фиксируя сходства и различия.

Развивать навыки мыслительной деятельности, умение анализировать, выделять причинно – следственные связи. Воспитывать аккуратность при работе.

Картон, лупа, соль, сахар, вода в стаканах, чайные ложки.

Январь

«Опыт со снегом»

( на улице)

Активизировать поисковую деятельность детей, уточнить их представления о свойствах снега (белый, холодный, рассыпчатый, мягкий, легкий). Формировать умение рассуждать: почему на ладошке растаяла снежинка, а на рукавичке нет? Почему снег в комнате тает? Почему на морозе вода превращается в лед? Воспитывать творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир.

«Освобождение

бусинок из ледяного плена»

Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле. Развивать желание помочь другим; мышление при выборе способа действия. Воспитывать аккуратность в работе.

Замороженные во льду бусинки, баночки с тёплой водой, тарелочки, тряпочки для каждого ребёнка.

Февраль

«Необыкновенный мир магнитов»

Познакомить с понятиями «магнит», «магнитная сила». Сформировать представление о свойствах магнита. Формирование умений приобретать знания

посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

Развивать у детей интерес и конкретные представления о магните и его свойствах:

притягивать предметы; а так же через какие материалы и вещества воздействует

магнитная сила. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи

Рукавичка с магнитом внутри, магниты, металлические,

пластмассовые и деревянные предметы, стакан с водой,

волчок из спички, картонного кружочка и воткнутой в спичку

металлической булавкой.

«Волшебное стекло»

Учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.

Развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, гладкое). Воспитывать бережное отношение к вещам.

Две стеклянные бутылочки, стакан, пробка, ванночка с водой, флаконы от духов, палочки

Март

«Царство ветров»

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Развитие умений детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе.

Сосуд с водой, пакет, стеклянная банка, соломинка, резиновый шар, веер, сюжетная картинка «Охрана воздуха от загрязнения», веточка с листочками, аудиозапись шум ветра, стаканчики и трубочки на каждого ребёнка.

«Невидимка-воздух»

Познакомить со свойствами воздуха, возможностью воздуха двигать предметы.

Продолжать развивать умение анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания. Вызвать желание экспериментировать и получать удовольствие от совместного эксперимента.

Посылка с воздушным шаром, салфетка, книга, бумажные веера, деревянный кубик, прозрачные стаканы, ванночки с ровным дном.

Апрель

«Поможем Незнайке»

Познакомить с разными способами очистки воды. Учить фиксировать этапы эксперимента, делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их. Воспитывать бережное отношение к воде.

Мультимедийная презентация, коробка, воронки, магниты, прозрачные стаканчики, ситечки, ватные диски, бинт, салфетка, картинки.

«Почва – живая земля»

Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.

Формировать у детей действия обследования (восприятия), дающие возможность выявить свойства почвы: назвать предмет в целом (почва); при помощи зрительного восприятия выявить цвет, состав почвы; при помощи растирания почвы между пальцами выявить, какая она на ощупь (мягкая, вязкая, рыхлая) и т.д. Воспитание экологической культуры.

Образцы почвы, две банки с чистой и грязной водой, картинки с изображениями почвенных

 

«Театр теней»

Познакомить с понятиями «света» и «тени». Вызвать желание экспериментировать и получать удовольствие от полученного эксперимента. Воспитывать познавательный интерес к окружающей действительности.

настольная лампа, фонарики, ширма ,фигурки для теневого спектакля, фигурки животных, альбом для фиксации результатов опытов, карандаши, шатер-палатка

«Секреты бабочки»

Расширять представления детей о разнообразии бабочек, их строении и приспособлении в природе. Продолжать развивать у детей навыки исследовательской деятельности, почувствовать себя учёными. Формировать у детей бережное отношение к бабочкам, учить правильному поведению в природе.

Макет цветочной поляны, муляжи бабочек, индивидуальные

наборы для опытов.

Перспективный план работы опытно-экспериментальной

деятельности детей в подготовительной к школе группе

Месяц

Тема

Программные задачи

Материалы

Сентябрь

«Песчаный конус»

Помочь определить свойства песка.

Закрепить культурно-гигиенические навыки после игр с песком. Воспитывать аккуратность при обращении с песком.

Ёмкость с сухим песком, емкость с мокрым песком, вода, стаканчики, подносы, лупа, листы белой бумаги, презентация «Человек и песок», листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.

Путешествие-игра

«Приключение

Буратино»

Закрепить знания детей о свойстве дерева (не тонет в воде). Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуацию, планировать эксперимент.

Воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь её.

Различные кусочки дерева, миски с водой.

Октябрь

«Что выделяют

растения?»

Углубить знания детей о том, что растения выделяют кислород; понять необходимость дыхания для растений. Развивать речь, мышление, наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Комнатное растение, ёмкость с водой, тряпочка, схема роста растений.

«С водой и без

воды»

Помочь детям выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). Развитие речи, любознательности, мышления. Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

Карточки, салфетка, два стакана, воронка,

кусочек земли, глобус, ложка, банка с водой.

Ноябрь

«Зачем кошке

шершавый язык?» «Вдох – выдох»

Определить строение и значение языка кошки. Выяснить какой корм любит кошка. Развивать мышление, речь. Воспитывать заботливое отношение к животным, желание помогать взрослым по уходу за ними. Расширить представления детей о воздухе, способах его обнаружения в зависимости от его температуры; о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. Развивать мыслительные операции, познавательные интересы.

Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Кусочки наждачной бумаги, меха, натёртый грифель карандаша в тарелочке, презентация «Кошка». Воздушные шары, изображение человека с изображением внутренних органов, бумага, пух.

Декабрь

«Живая земля»

Закрепить знания детей о почве; показать взаимосвязь всего живого на Земле. Развивать речь, умение делать выводы. Воспитывать любовь к природе родного края, к его обитателям

Письмо, мисочки с землей, вода, ложечки, салфетки, лупы, воронки, ватные диски, стаканы – по количеству детей, схемы и карандаши для обозначения, презентация «Почва»

«Необычное в

обычном»

Учить детей получать знания о природных свойствах предметов через экспериментирование. Закрепить знания детей о животных разных природных зон, о вулкане. Дать детям возможность почувствовать красоту природы через удивление. Развивать память, внимание, воображение, логическое мышление; умение анализировать и делать выводы. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной земле.

Сундук, закрытый на замок, игрушка-паук,

ключ, конверт с письмом, зеркало, карта с обозначениями мест опасности, корзина, резиновые перчатки, таз с загрязнённой водой, вата, марля (бинт), фильтровальная бумага, воронка, стаканчики; макеты природных зон (пустыня, север, смешанный лес); кувшинки, сделанные из бумаги, тарелочки с водой (одна на пару детей); макет вулкана, сода, моющая жидкость, уксус (для

приготовления лавы); морские камушки.

Январь

«Испытание

магнита»

Познакомить детей с понятием «магнетизм», с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут снять магнетичность; показать способ изготовление самодельных компасов.

Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Магнитики, металлические предметы, стакан с водой, дощечка.

«Зачем растения

вертятся?»

Показать, что для роста растениям необходим свет. Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними.

Два горшка с растениями (лучше всего герань), набор картинок с дикорастущими и

комнатными растениями, гербарий.

Февраль

«Сильная газета»

Познакомить детей с новыми свойствами бумаги: на большую площадь действует сильное давление. Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников.

Газеты разных размеров, предметы разной тяжести, ёмкость с водой.

«Почему на небе

разные звёзды?»

Понять зависимость освещённости предмета от силы источника и удалённости от него. Вызвать познавательный интерес к Вселенной. Воспитывать уважение к труду космонавтов.

Настольная лампа, фонарик, панно с

изображением звёзд крупных и мелких,

зонт для дидактической игры.

Март

«Что такое термометр»

Познакомить детей с работой термометра, видами, о значении их применения. Развивать наблюдательность, смекалку, внимание. Научить детей изготовлению термометра для игр. Воспитывать уважение и бережное отношение друг к другу

Термометры разных видов, незнайка,

тазы с водой разной температуры (холодная, горячая), шаблон термометра из картона, нитки красного и голубого цвета, лабораторные дневники, цветные карандаши.

«Путешествие в

мир стеклянных

вещей»

Познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора, узнавать стеклянные и фарфоровые предметы. Развивать наблюдательность, любознательность, смекалку. Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, гладкое).

Воспитывать бережное отношение к вещам.

Стеклянные и фарфоровые посуды, стакан, ванночка с водой, палочки

Апрель

«Путешествие в

Страну Зазеркалье»

Познакомить детей с историей появления зеркала; закрепить знания о необходимости этого предмета. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать; делать выводы. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Активизировать речь детей; развивать внимание, память. Формировать умение действовать по правилам. Развивать умение согласовывать собственное

поведение с поведением других детей.

Воспитывать сопереживание, желание помочь, чувство ответственности.

Зеркала, ёмкость с водой, листы цветного картона, кусочки металла, салфетки, стекло, фольга, металлические предметы (ложки), деревянные ложки, пластилин, стеки, салфетки.

«Почему птицы

летают?»

Формировать реалистические представления о птицах, расширять знания детей об особенностях внешнего

вида, о повадках птиц. Развивать речь, логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Перья, презентация «Птицы», карточки с

изображениями птиц, бумажные птицы с разной величиной крыльев, картины русских художников.

Май

«Легкая

пластмасса»

Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая). Развивать речь, логическое мышление. Воспитывать заботливое отношение к вещам, созданным руками человека.

Пластмассовые ёмкости, предметы из других материалов.

«Зачем бабочке

цветная окраска?»

Определить особенности приспособления бабочек к жизни в окружающем мире. Развивать связную речь, логическое мышление. Воспитывать любовь к живой и неживой природе.

Муляжи бабочек, карточки с изображениями бабочек и одной птички, карточки с изображениями ярких цветов.

Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной активности ребёнка

 Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Выработанные педагогами навыки и сформированные в детском саду понятия закрепляются в семье в обыденной жизни. Для этого родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы, проводимой педагогами, знать программу работы с детьми в каждой возрастной группе, понимать и принимать активное участие в её реализации. Они сами обязаны выполнять все требования, предъявляемые к детям, чтобы служить образцом для подражания: в том возрасте, когда основным способом введения базы данных в память человека служит запечатление, личный пример является наиболее эффективным и поэтому ведущим методом обучения. Наконец, родители должны создавать все условия для максимальной реализации детьми требований, предъявляемых в детском саду. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

План работы с родителями

I. Ознакомление родителей с содержанием программы развития экспериментальной деятельности.

    Родительские собрания:

1. «Экспериментальная деятельность дошкольников в семье»

2. «Значение детского экспериментирования в развитии ребёнка»

3. «Проведение экспериментов летом»

4. «Растим любознательных»

5. Анкетирование «Выявление отношения родителей к опытно – экспериментальной активности детей»

II. Ознакомление родителей с методами и формами работы по разделу «Детское экспериментирование».

Консультации для родителей:

1. «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к экспериментальной деятельности»

2. «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

3. «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»

3. «Игра или экспериментирование»

4. «Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка»

3 Популяризация исследовательской активности ребенка - дошкольника

III. Оформление информационного стенда

1.«Экспериментальная деятельность дошкольника», «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»

2. Фотовыставка «Мы экспериментируем»

3. Открытые занятия: «Невидимка-воздух», «Необыкновенный мир магнитов»,

«Какими бывают камни?» и т.д.

3. Создание мини-лаборатории.

IV. Организация сотрудничества с родителями

1. «Домашние задания» по экспериментированию для детей и их родителей.

2. Создание семейного журнала «Экспериментируем дома»

3. Привлечение родителей к пополнению коллекции «Разные ткани», «Бумажная

страна».

Методическое обеспечение Программы

1. А.И. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание» - № 4 2006г. – с.10.

2. А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,

2010. – 128с.

3. А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - С.48

4. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно – экспериментальная деятельность»

5. В.А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей [Текст]: обзор программ дошкольного

образования. В.А.Зебзеева // Приложение к журналу ―Управление ДОУ‖. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

6. Г.П. Тугушева Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

7. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

8. И.А. Иванова Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.

9. И. Э Куликовская, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - С.80

10. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации,

конспекты занятий/авт.-сост.– Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.

11. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с.

12. Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

13. Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»

14.Н.А. Короткова Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - С. 208

15. Н.Н. Поддъяков Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. - 2010. - №1

16. О. В. Дыбина« Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

17. Рыжова Н.А. Наш дом – природа //Дошкольное воспитание. - 2000.-№7. - с. 2-10. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников

приобретать знания. Ярославль, 2002

18. С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". - М - 2011. - С.224

19. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5 -6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж:

ТЦ»Учитель», 2004. - 159 с

ПРИЛОЖЕНИЕ

Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования (5 лет)

Ф.И. ребенка__________________________________________________

Возраст______________________________________________________

Дата заполнения_______________________________________________

Часть 1. Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.

Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности.

год

Начало года

Конец года

1.

Умение видеть и выделять проблему

2

Умение принимать и ставить цель

3

Умение решать проблемы

4

Умение анализировать объект или явление

5

Умение выделять существенные признаки и связи

6

Умение сопоставлять различные факты

7

Умение выдвигать гипотезы, предположения

8

Умение делать выводы

Вывод:

Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования (6 лет)

Ф.И. ребенка__________________________________________________

Возраст______________________________________________________

Дата заполнения_______________________________________________

Часть 1.Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.

Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности.

год

Начало года

Конец года

1.

Умение видеть и выделять проблему

2

Умение принимать и ставить цель

3

Умение решать проблемы

4

Умение анализировать объект или явление

5

Умение выделять существенные признаки и связи

6

Умение сопоставлять различные факты

7

Умение выдвигать гипотезы, предположения

8

Умение делать выводы

Вывод:

Индивидуальная карта овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности. (7 лет)

Ф.И. ребенка__________________________________________________

Возраст______________________________________________________

Дата заполнения_______________________________________________

Часть 1. Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.

Интегративные качества, необходимые для формирования навыков экспериментирования

год

Начало года

Конец года

1.

Умение видеть и выделять проблему

2

Умение принимать и ставить цель

3

Умение решать проблемы

4

Умение анализировать объект или явление

5

Умение выделять существенные признаки и связи

6

Умение сопоставлять различные факты

7

Умение выдвигать гипотезы, предположения

8

Умение делать выводы

Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интеграция содержания непосредственной образовательной и самостоятельной художественной деятельности старших дошкольников»

Основы информационной культуры значительно оптимизируют учебный процесс в целом, повышают интерес детей к обучению. Для этого создаются развивающие программы по изобразительному искусству для дополнит...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

«Развитие  познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»...

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее ...

Программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников

Возраст: Старшая группа (5 – 6 лет)Срок реализации: 1 год Актуальность: Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, ...

Программа по познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников "Почемучки"

В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление ...

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры ...