Отчет по самообразованию на тему" Моделирование как метод развития логического мышления у старших дошкольников"
рабочая программа (подготовительная группа)

Десяткова Светлана Владимировна

Отчет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaiyu.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию на тему: " Моделирование как метод развития логического мышления у старших дошкольников"  -     2021-2022 год.

Воспитатель: Десяткова Светлана Владимировна.

Развитие начал логического мышления относится к числу важнейших задач, которые стоят при подготовке ребенка к поступлению в школу и последующему обучению. Генезис мышления в дошкольном возрасте можно рассматривать как переход от наглядно- действенного к наглядно-образному, а затем к словесно- логическому. Умственное развитие дошкольника рассматривается как сложное взаимодействие и взаимосвязь этих видов мышления. Развитие мышления идет в практической деятельности. Игра и есть та деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих ценностей. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. Каждая игра – это общение ребенка со взрослым, с другими детьми, это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успехам сверстника и стойко переносить свои неудачи.

Используя логико-математические игры, дидактический материал, как средство активизации в формировании логического мышления мною были поставлены -

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

1. Изучить методическую литературу по вопросу развития логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

2. Составить подборку дидактических игр и упражнений, направленных на развитие у детей наглядно – образного, логического мышления, внимания, памяти, интеллектуального развития.

3. Пополнить содержание предметно – развивающей среды дидактическими играми на развитие логического мышления.

4. Внедрять разработанный материал в работу с детьми дошкольного возраста в разных видах педагогической деятельности.

5. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.

В начале учебного года я провела с детьми мониторинг по познавательному развитию и заметила, что у детей преобладает средний уровень развития.

В конце учебного года показатель высокого уровня повысился .

  Дети уверенно ведут прямой и обратный счет в пределах 20. Могут соотносить цифру с количеством предметов. Составлять задачи и решать их, пользуясь знаками «+» , « -», «=». Научились измерять длину предметов, а также отрезки линий. Могут назвать геометрические фигуры. Хорошо ориентируются в окружающем пространстве, а также на листе бумаги, поверхности стола. Любят математические,графические диктанты.

Для формирования  логико - математических игр моим детям пришлось овладеть такими операциями как анализ и синтез, классификация, обобщение, сравнение, усвоить виды отношений между понятиями. Для развития этих операций, логического мышления и использовались различные игры.

Игры, которые я предлагала детям, были такие, как – развивающие игры. Игровая деятельность состояла из набора развивающих игр, которые  при всем своём разнообразии имели общую идею и обладали характерными особенностями. Каждая игра – это набор задач, которые ребенок решал с помощью кубиков, квадратов из картона. Развивающие игры были очень разнообразны по своему содержанию. Я не навязывала детям игры, а объясняла как можно играть в ту, или иную игру. Создавала атмосферу свободного и радостного творчества. К развивающим играм также подбирала игры, которые способствуют развитию мышления, сообразительности детей такие, как: «Части - целое», «Хорошо-плохо», «Что в круге?», «Дорисуй», «Найди отличия".

Одними из развивающих логическое мышление игр являются:

серии игр с блоками Дьенеша;

серии игр с палочками Кюизенера;

логические игр-головоломки;

А также важное место в развитии логического мышления занимают методы:

Составление интеллект-карты;

мнемотаблицы.

Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений, развивают ум, активизирует речь. Дети учатся догадываться, доказывать. Дидактический материал способствует развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета.

Параллельно в играх и НОД с детьми использовала палочки Кюизенера. Дети учились постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий: знакомились с числом, его составом, решали логические задачи по обобщению, замещению, комбинированию.

Где использовались мнемотаблицы?

В развитии речи:

Обогащение словарного запаса;

Обучение пересказу;

Составление рассказов;

Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок;

Отгадывание загадок.

В ФЭМП:

Составление задач;

Составление карты пути.

При ознакомлении с окружающим:

Составление рассказах об объекте.

Для более глубокого изучения темы исползовала литературу:

1. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Эксмо, СКИФ, 2005.

2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Школа для дошколят. Развиваем мышление. - М.: «Росмэн», 2006.

3. Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. - М.: Учитель, 2007.

4. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2007.

5. Султанова М.Н. Развиваем логику. М.: «Махаон». 2006

А так же много интересного и полезного брала из интернета.

Сделала папку : "Игры с блоками Дьеныша". Создали математический уголок(с логическими играми и дидактическим материалом,сделанным самостоятельно).

Так же во второй половине учебного года,проводила с детьми математическую олимпиаду.В течении всего года много материала использовалось на занятиях и в свободное время. Подготовила презентацию для воспитателей по своей теме самообразования. Провели занемательный квест. На собрании давала рекомендации родителям:

1. Развивать воображение и творческую активность;

2. Формировать познавательные действия детей;

3. Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию;

4 .Формировать  первичные представления у детей о себе,  других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира  (форме,  цвете,  размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени).

В ходе проделанной работы - отмечаю, что запланированная мной работа прошла удовлетворительно. У детей  сформировались представления о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величин, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях.

К концу учебного года дети стали проявлять находчивость, смекалку, сообразительность, стремиться к поиску нестандартных решений. Анализ показал положительную динамику на среднем уровне. Дети   научились составлять задачи на сложение и вычитание. В процессе дидактических игр у детей развилось: внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие. Дети пойдут в школу интеллектуально  и логически развиты.

В перпективе продолжить работу по теме самообразования:изучить и изготовить новые игры и игровые упражнения,изучит новинки методической литературы,продолжать консультировать родителей по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры"

В настоящее время в странах всего мира наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих самые разные  нарушения развития. А нарушения зрения в этом перечне "стоят" на одном из перв...

Развитие логического мышления у старших дошкольников на занятиях кружка "Веселая математика"

Проводимая мною работа по организации кружка  «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление....

Курсовая работа "Моделирование как метод развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность темы  обусловлена необходимостью совмещения задач максимального использования складывающихся в дошкольном детстве особо благоприятных условий для развития логического мышления и зада...

Самообразование на тему: «Развитие логического мышления у старших дошкольников по средствам блоков Дьенеша»

Самообразование на тему: «Развитие логического мышления у старших дошкольников по средствам блоков Дьенеша»...

План по самообразованию "«Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша при подготовке детей к обучению в школе»

Повышение профессиональной компетентности по развитию логического мышления у старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша при подготовке детей к обучению в школе...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников.

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников....