Отчет по самообразованию на тему" Моделирование как метод развития логического мышления у старших дошкольников"
рабочая программа (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию на тему: " Моделирование как метод развития логического мышления у старших дошкольников" - 2021-2022 год.
Воспитатель: Десяткова Светлана Владимировна.
Развитие начал логического мышления относится к числу важнейших задач, которые стоят при подготовке ребенка к поступлению в школу и последующему обучению. Генезис мышления в дошкольном возрасте можно рассматривать как переход от наглядно- действенного к наглядно-образному, а затем к словесно- логическому. Умственное развитие дошкольника рассматривается как сложное взаимодействие и взаимосвязь этих видов мышления. Развитие мышления идет в практической деятельности. Игра и есть та деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих ценностей. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. Каждая игра – это общение ребенка со взрослым, с другими детьми, это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успехам сверстника и стойко переносить свои неудачи.
Используя логико-математические игры, дидактический материал, как средство активизации в формировании логического мышления мною были поставлены -
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по вопросу развития логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
2. Составить подборку дидактических игр и упражнений, направленных на развитие у детей наглядно – образного, логического мышления, внимания, памяти, интеллектуального развития.
3. Пополнить содержание предметно – развивающей среды дидактическими играми на развитие логического мышления.
4. Внедрять разработанный материал в работу с детьми дошкольного возраста в разных видах педагогической деятельности.
5. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.
В начале учебного года я провела с детьми мониторинг по познавательному развитию и заметила, что у детей преобладает средний уровень развития.
В конце учебного года показатель высокого уровня повысился .
Дети уверенно ведут прямой и обратный счет в пределах 20. Могут соотносить цифру с количеством предметов. Составлять задачи и решать их, пользуясь знаками «+» , « -», «=». Научились измерять длину предметов, а также отрезки линий. Могут назвать геометрические фигуры. Хорошо ориентируются в окружающем пространстве, а также на листе бумаги, поверхности стола. Любят математические,графические диктанты.
Для формирования логико - математических игр моим детям пришлось овладеть такими операциями как анализ и синтез, классификация, обобщение, сравнение, усвоить виды отношений между понятиями. Для развития этих операций, логического мышления и использовались различные игры.
Игры, которые я предлагала детям, были такие, как – развивающие игры. Игровая деятельность состояла из набора развивающих игр, которые при всем своём разнообразии имели общую идею и обладали характерными особенностями. Каждая игра – это набор задач, которые ребенок решал с помощью кубиков, квадратов из картона. Развивающие игры были очень разнообразны по своему содержанию. Я не навязывала детям игры, а объясняла как можно играть в ту, или иную игру. Создавала атмосферу свободного и радостного творчества. К развивающим играм также подбирала игры, которые способствуют развитию мышления, сообразительности детей такие, как: «Части - целое», «Хорошо-плохо», «Что в круге?», «Дорисуй», «Найди отличия".
Одними из развивающих логическое мышление игр являются:
серии игр с блоками Дьенеша;
серии игр с палочками Кюизенера;
логические игр-головоломки;
А также важное место в развитии логического мышления занимают методы:
Составление интеллект-карты;
мнемотаблицы.
Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений, развивают ум, активизирует речь. Дети учатся догадываться, доказывать. Дидактический материал способствует развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета.
Параллельно в играх и НОД с детьми использовала палочки Кюизенера. Дети учились постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий: знакомились с числом, его составом, решали логические задачи по обобщению, замещению, комбинированию.
Где использовались мнемотаблицы?
В развитии речи:
Обогащение словарного запаса;
Обучение пересказу;
Составление рассказов;
Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
Отгадывание загадок.
В ФЭМП:
Составление задач;
Составление карты пути.
При ознакомлении с окружающим:
Составление рассказах об объекте.
Для более глубокого изучения темы исползовала литературу:
1. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Эксмо, СКИФ, 2005.
2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Школа для дошколят. Развиваем мышление. - М.: «Росмэн», 2006.
3. Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. - М.: Учитель, 2007.
4. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2007.
5. Султанова М.Н. Развиваем логику. М.: «Махаон». 2006
А так же много интересного и полезного брала из интернета.
Сделала папку : "Игры с блоками Дьеныша". Создали математический уголок(с логическими играми и дидактическим материалом,сделанным самостоятельно).
Так же во второй половине учебного года,проводила с детьми математическую олимпиаду.В течении всего года много материала использовалось на занятиях и в свободное время. Подготовила презентацию для воспитателей по своей теме самообразования. Провели занемательный квест. На собрании давала рекомендации родителям:
1. Развивать воображение и творческую активность;
2. Формировать познавательные действия детей;
3. Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию;
4 .Формировать первичные представления у детей о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени).
В ходе проделанной работы - отмечаю, что запланированная мной работа прошла удовлетворительно. У детей сформировались представления о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величин, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях.
К концу учебного года дети стали проявлять находчивость, смекалку, сообразительность, стремиться к поиску нестандартных решений. Анализ показал положительную динамику на среднем уровне. Дети научились составлять задачи на сложение и вычитание. В процессе дидактических игр у детей развилось: внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие. Дети пойдут в школу интеллектуально и логически развиты.
В перпективе продолжить работу по теме самообразования:изучить и изготовить новые игры и игровые упражнения,изучит новинки методической литературы,продолжать консультировать родителей по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры"
В настоящее время в странах всего мира наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих самые разные нарушения развития. А нарушения зрения в этом перечне "стоят" на одном из перв...
Развитие логического мышления у старших дошкольников на занятиях кружка "Веселая математика"
Проводимая мною работа по организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление....
Курсовая работа "Моделирование как метод развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"
Актуальность темы обусловлена необходимостью совмещения задач максимального использования складывающихся в дошкольном детстве особо благоприятных условий для развития логического мышления и зада...
Самообразование на тему: «Развитие логического мышления у старших дошкольников по средствам блоков Дьенеша»
Самообразование на тему: «Развитие логического мышления у старших дошкольников по средствам блоков Дьенеша»...
Распространение опыта среди педагогов «Технология кроссенс – как метод развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста».
Распространение опыта...
План по самообразованию "«Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша при подготовке детей к обучению в школе»
Повышение профессиональной компетентности по развитию логического мышления у старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша при подготовке детей к обучению в школе...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников.
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников....