Статья " Функциональная грамотность дошкольников в рамках музыкальной деятельности"
статья
Современный, быстро меняющемся мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека.
В соответствии с ФГОС ДО, работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Функциональная грамотность дошкольников в рамках музыкальной деятельности.
Современный, быстро меняющемся мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека.
В соответствии с ФГОС ДО, работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности.
Слайд 2
На формирование функциональной грамотности нацелена государственная политика в сфере образования.
Из Указа Президента РФ от 7.05.2018г. №204
«О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024г.»
П.5 При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить:
Глобальную конкурентоспособность российского образования;
Вхождение РФ в число 10 ведущих стран по качеству общего образования
Новые ориентиры
Указ Президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до 2030г.» (21июля 2020г. №474)
2030г. – войти в 10 лучших стран мира по качеству общего образования
Само понятие «функциональная грамотность» вошло в лексикон в 1957 году с подачи ЮНЕСКО. Сначала функциональная грамотность понималась как ликвидация безграмотности, но сейчас мы воспринимаем ее в более широком контексте – как способность использовать знания для решения любых жизненных задач.
Функционально грамотный человек – это тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.
Это понятие включает:
- читательскую грамотность;
- математическую грамотность;
- естественно-научную грамотность;
- глобальные компетенции;
- финансовую грамотность;
- креативное мышление.
Направление | Содержание |
Читательская грамотность | Способность понимать письменные тексты, использовать, чтобы получать знания и общаться |
Естественно-научная грамотность | Способность понимать и ценить значение научного объяснения явлений, логику и алгоритм естественно-научного исследования, научные доказательства |
Математическая грамотность | Способность использовать математику в разнообразных практических ситуациях |
Финансовая грамотность | Знание и понимание финансовых понятий, которое дает возможность участвовать в экономической жизни |
Креативное мышление | Способность генерировать собственные творческие идеи в сфере познания, технического и художественного творчества, проявления и воображения |
Глобальные компетенции | Способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях на основе уважения к человечеству |
Слайд 4
Функциональная грамотность — ситуативная характеристика. В современном мире технологии быстро меняются, поэтому любой человек должен уметь постоянно учиться, обновлять свои навыки. В то же время важна способность отказываться от прежних, устаревших способов действий, так называемое умение «разучиваться».
Функциональная грамотность связана с готовностью:
- добывать знания;
- применять знания и умения;
- оценивать знания и умения;
- осуществлять саморазвитие.
Главная задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира.
Слайд5
Показатели функциональной грамотности детей определяются целевыми ориентирами, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
В образовательной области «Художественно- эстетическое развитие»
-развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
-становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
-стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Слайд 6.
Под функциональной грамотностью мы понимаем базовые знания, умения и навыки музыкальной деятельности детей как отдельной личности, обладающей определенными качествами так и коллектива в целом.
Исходя из опыта музыкальных руководителей можно с уверенностью сказать, что музыка непосредственно влияет на психику и физиологию ребенка через прослушивание различных произведений композиторов, через пение, через музыкальные игры, через ритмические движения, через игру на музыкальных инструментах, через музыкально-дидактические игры и другие виды деятельности на музыкальных занятиях.
В музыкальном воспитании и обучении детей дошкольного возраста музыкальный руководитель должен применять три взаимосвязанных метода работы:
- Наглядный метод, делится на наглядно-слуховой и наглядно-зрительный (по О. П. Радыновой). Наглядно-слуховой метод является основным методом музыкального воспитания детей. Основным содержанием этого метода – прослушивание музыкальных произведений детьми, которые исполняет педагог или использует технические средства обучения. К наглядно –зрительному методу можно отнести показ движений в танцах, играх (музыкальных, музыкально-дидактических, дидактических), музыкально-ритмических упражнений, показ певческих приемов, показ картинок, игрушек, показ иллюстраций с использованием мультимедийных технологий.
В результате использования наглядных методов дети лучше воспринимают материал, у них возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, происходит развитие творческих способностей.
- Словесный метод работы педагога на музыкальных занятиях помогает детям понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности.
Словесный метод включает в себя такие приемы как: беседа, рассказ, пояснения, вопросы, инструкции.
Беседа обычно проводится перед или после прослушивания детьми музыкального произведения. В процессе беседы дети делятся своими впечатлениями от прослушанного произведения, отвечая на вопросы педагога (какое по характеру произведение, какой лад в музыке, какие впечатления произвела на детей мелодия). Дети высказывают свое отношение к образам прослушанной музыки.
Рассказ, пояснение, вопросы и инструкции используются на музыкальных занятиях в виде объяснения, поэтического слова, указания (используется перед прослушиванием музыкального произведения, перед музыкальными играми , танцами и плясками, перед ритмическими упражнениями, во время пальчиковой ,зрительной гимнастики, даются рекомендации после прослушивания, пения, изучения движений).
Рассказ способствует заинтересованности детей, более глубокому содержанию музыкального произведения, развивает воображение, вызывает у них эмоционально переживание.
- Метод практической деятельности используется педагогом на музыкальных занятий во время пения (приемы правильного звукообразования, дикции, правильного дыхания, стремление добиваться от детей правильного и выразительного исполнения песен и распевок), музыкально-ритмических движений, танцев и плясок (используется тактильно-мышечная наглядность), игре не музыкальных инструментах
(приемы правильного использования музыкального инструмента, выразительность исполнения на инструментах, сочетание "живого" исполнения музыкального произведения с прослушиванием его записи).
Применяя практическую деятельность на музыкальных занятиях, необходимо так руководить детьми, чтобы они стремились выполнять задания предельно выразительно, тем самым вызывая у них интерес к музыкальному занятию.
Различные сочетания трёх основных методов музыкального воспитания, обусловленные спецификой такого воспитания в каждой возрастной группе.
Следует отметить, чтобы дети обладали функциональной грамотностью в музыкальном развитии необходимо создать педагогические условия:
1.Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2.Учет интересов и потребностей детей в музыкальном развитии.
3. Обогащение предметно- развивающей среды в музыкальном зале, групповых комнатах.
4. Наличие у педагога функциональной грамотности в музыкальном развитии детей.
5.Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс дошкольной образовательной организации.
6.Учет педагогического опыта родителей в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.
Профессиональные задачи музыкального руководителя
(ЕКС 761-н от 28.08.2010г.)
осуществляет развитие музыкальных и творческих способностей и эмоциональной сферы воспитанников;
-формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности
-профессионально владеет техникой исполнения на музыкальном инструменте
-координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих);
- определяет направления педагогической музыкальной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей на диагностической основе
-разрабатывает совместно с воспитателями сценарные планы физкультурно-оздоровительных мероприятий, основанных на преемственности в освоении двигательного материала по физической культуре, участвует в их подготовке и проведении;
- участвует в создании предметно - развивающей среды по музыкальному воспитанию;
- обеспечивает соблюдение гигиенических требований к проведению мероприятий по музыкальной деятельности
Основные пути развития профессиональной компетентности -работа в методических объединениях, творческих группах;
-исследовательская деятельность;
-инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
-различные формы педагогической поддержки молодых педагогов;
-активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
обобщение и представление собственного педагогического опыта;
-курсы повышения квалификации.педагога
2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством квест-технологии»
изучение и применение квест - технологию в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....

Функциональная грамотность дошкольников
laquo;Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельн...

«Повышение компетентности педагогов ДОУ в области формирования функциональной грамотности дошкольников средствами музыки».
Музыкальная грамотность дошкольника формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкальн...

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В данной статье рассматривается влияние дидактических игр на формирование функциональной грамотности у дошкольников....

«Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством использования в образовательном процессе интеллект-карт»
Представлен опыт применения метода интеллект-карт в образовательном процессе с детьми в детском саду....

статья "Формирование функциональной грамотности дошкольников в музыкальной деятельности."
Применение читательской и социокультурной грамотности в различных видах деятельности;восприятии,пении,театрализации и игре....

Формирование культуры безопасности у дошкольников в рамках музыкальной деятельности (из опыта работы)
Формирование культуры безопасности у дошкольников в рамках музыкальной деятельности (из опыта работы)Презентация...