Статья " Функциональная грамотность дошкольников в рамках музыкальной деятельности"
статья

Голубева Оксана Васильевна

Современный, быстро меняющемся мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека.

В соответствии с ФГОС ДО, работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Функциональная грамотность дошкольников в рамках музыкальной деятельности.

     Современный, быстро меняющемся мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека.

В соответствии с ФГОС ДО, работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности.

Слайд 2

На формирование функциональной грамотности нацелена государственная политика в сфере образования.

Из Указа Президента РФ от 7.05.2018г. №204

«О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024г.»

П.5 При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить:

Глобальную конкурентоспособность российского образования;

Вхождение РФ в число 10 ведущих стран по качеству общего образования

Новые ориентиры

Указ Президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до 2030г.» (21июля 2020г. №474)

2030г. – войти в 10 лучших стран мира по качеству общего образования

Само понятие «функциональная грамотность» вошло в лексикон в 1957 году с подачи ЮНЕСКО. Сначала функциональная грамотность понималась как ликвидация безграмотности, но сейчас мы воспринимаем ее в более широком контексте – как способность использовать знания для решения любых жизненных задач.

Функционально грамотный человек – это тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.

Это понятие включает:

  • читательскую грамотность;
  • математическую грамотность;
  • естественно-научную грамотность;
  • глобальные компетенции;
  • финансовую грамотность;
  • креативное мышление.

Направление

Содержание

Читательская грамотность

Способность понимать письменные тексты, использовать, чтобы получать знания и общаться

Естественно-научная грамотность

Способность понимать и ценить значение научного объяснения явлений, логику и алгоритм естественно-научного исследования, научные доказательства

Математическая грамотность

Способность использовать математику в разнообразных практических ситуациях

Финансовая грамотность

Знание и понимание финансовых понятий, которое дает возможность участвовать в экономической жизни

Креативное мышление

Способность генерировать собственные творческие идеи в сфере познания, технического и художественного творчества, проявления и воображения

Глобальные компетенции

Способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях на основе уважения к человечеству

Слайд 4

Функциональная грамотность — ситуативная характеристика. В современном мире технологии быстро меняются, поэтому любой человек должен уметь постоянно учиться, обновлять свои навыки. В то же время важна способность отказываться от прежних, устаревших способов действий, так называемое умение «разучиваться».

Функциональная грамотность связана с готовностью:

- добывать знания;

- применять знания и умения;

- оценивать знания и умения;

- осуществлять саморазвитие.

Главная задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира.

Слайд5

Показатели функциональной грамотности детей определяются целевыми ориентирами, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. 

В образовательной области «Художественно- эстетическое развитие»

-развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

-становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;

-восприятие        музыки,        художественной        литературы, фольклора;

-стимулирование        сопереживания        персонажам художественных произведений;

-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей        (изобразительной,        конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Слайд 6.

        Под функциональной грамотностью  мы понимаем базовые знания, умения и  навыки музыкальной деятельности детей как отдельной личности, обладающей  определенными качествами  так и коллектива в целом.

Исходя из опыта музыкальных руководителей  можно с уверенностью сказать, что музыка непосредственно влияет на психику и физиологию ребенка через прослушивание различных произведений композиторов, через пение, через музыкальные игры, через ритмические движения, через игру на музыкальных инструментах, через музыкально-дидактические игры  и другие виды деятельности на музыкальных занятиях.

В музыкальном воспитании и обучении детей дошкольного возраста музыкальный руководитель должен применять  три  взаимосвязанных метода работы:

- Наглядный  метод, делится на наглядно-слуховой и наглядно-зрительный  (по О. П. Радыновой). Наглядно-слуховой метод является основным методом музыкального воспитания детей. Основным  содержанием  этого метода – прослушивание  музыкальных произведений детьми, которые исполняет педагог или использует технические средства обучения.  К наглядно –зрительному методу можно отнести показ движений в танцах, играх (музыкальных, музыкально-дидактических, дидактических), музыкально-ритмических упражнений, показ певческих приемов, показ картинок, игрушек, показ иллюстраций с использованием мультимедийных технологий.

В результате  использования  наглядных методов дети лучше воспринимают материал, у них возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, происходит развитие творческих способностей.

 - Словесный метод работы педагога  на музыкальных занятиях помогает  детям понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности.

Словесный метод включает в себя такие приемы  как: беседа, рассказ, пояснения, вопросы,  инструкции.

 Беседа обычно проводится перед или после прослушивания детьми музыкального произведения. В процессе беседы дети делятся своими впечатлениями от прослушанного произведения, отвечая на вопросы педагога (какое по характеру произведение, какой лад в музыке, какие впечатления произвела на детей мелодия). Дети высказывают  свое отношение к образам прослушанной музыки.

Рассказ, пояснение, вопросы и инструкции  используются на музыкальных занятиях в виде объяснения, поэтического слова, указания (используется перед  прослушиванием  музыкального произведения, перед музыкальными играми , танцами и плясками, перед ритмическими упражнениями, во время пальчиковой ,зрительной  гимнастики, даются рекомендации после прослушивания, пения, изучения движений).

Рассказ способствует заинтересованности детей, более глубокому содержанию  музыкального произведения, развивает воображение, вызывает у них эмоционально переживание.

- Метод практической деятельности используется педагогом на музыкальных занятий во время пения (приемы правильного звукообразования, дикции, правильного дыхания, стремление добиваться от детей правильного и выразительного исполнения песен и распевок), музыкально-ритмических движений,  танцев и плясок  (используется тактильно-мышечная наглядность), игре не музыкальных инструментах

(приемы правильного использования музыкального инструмента, выразительность исполнения на инструментах, сочетание "живого" исполнения музыкального произведения с прослушиванием его записи).

Применяя практическую деятельность на музыкальных занятиях, необходимо так руководить детьми, чтобы они стремились выполнять задания предельно выразительно, тем самым вызывая у них интерес к музыкальному занятию.

Различные сочетания трёх основных методов музыкального воспитания, обусловленные спецификой такого воспитания в каждой возрастной группе.


Следует отметить, чтобы дети обладали функциональной грамотностью в музыкальном развитии необходимо создать педагогические условия:

1.Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

2.Учет интересов и потребностей детей в музыкальном развитии.

3. Обогащение предметно- развивающей среды в музыкальном зале, групповых комнатах.

4. Наличие у педагога функциональной грамотности в музыкальном развитии детей.

5.Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс дошкольной образовательной организации.

6.Учет педагогического опыта родителей в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.

Профессиональные задачи музыкального руководителя

(ЕКС 761-н от 28.08.2010г.)

осуществляет развитие музыкальных и творческих способностей и эмоциональной сферы воспитанников;

-формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности

-профессионально владеет техникой исполнения на музыкальном инструменте

-координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих);

- определяет направления педагогической музыкальной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей на диагностической основе

-разрабатывает совместно с воспитателями сценарные планы физкультурно-оздоровительных мероприятий, основанных на преемственности в освоении двигательного материала по физической культуре, участвует в их подготовке и проведении;

- участвует в создании предметно - развивающей среды по музыкальному воспитанию;

- обеспечивает соблюдение гигиенических требований к проведению мероприятий по музыкальной деятельности

Основные пути развития профессиональной компетентности -работа в методических объединениях, творческих группах;

-исследовательская деятельность;

-инновационная        деятельность,        освоение        новых педагогических технологий;

-различные        формы        педагогической        поддержки молодых педагогов;

-активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

обобщение        и        представление        собственного педагогического опыта;

-курсы повышения квалификации.педагога

2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством квест-технологии»

изучение и применение квест - технологию в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....

Функциональная грамотность дошкольников

laquo;Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельн...

«Повышение компетентности педагогов ДОУ в области формирования функциональной грамотности дошкольников средствами музыки».

Музыкальная грамотность дошкольника формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкальн...

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В данной статье рассматривается влияние дидактических игр на формирование функциональной грамотности у дошкольников....

«Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством использования в образовательном процессе интеллект-карт»

Представлен опыт применения метода интеллект-карт в образовательном процессе с детьми в детском саду....

статья "Формирование функциональной грамотности дошкольников в музыкальной деятельности."

Применение читательской и социокультурной грамотности в различных видах деятельности;восприятии,пении,театрализации и игре....

Формирование культуры безопасности у дошкольников в рамках музыкальной деятельности (из опыта работы)

Формирование культуры безопасности у дошкольников в рамках музыкальной деятельности (из опыта работы)Презентация...