План работы по самообразованию педагога «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»
материал
«Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей»
В. Бианки.
Актуальность работы.
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.
В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.
Актуальность выбранной темы самообразовательной деятельности обусловлена современными исследованиями в области дошкольной педагогики и психологии, которые свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, что является благоприятной почвой для формирования у детей в условиях дошкольной образовательной организации первичных представлений об окружающем мире, отношения к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая занимает одну из доминирующих позиций. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.
Достижением среднего дошкольного возраста является активное становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей, получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Цель работы:
- повышение качества теоретических знаний, практических навыков педагогической деятельности по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста;
- совершенствование личного профессионального уровня и педагогического мастерства;
- повышение профессиональной компетентности в вопросах формирования экологической культуры, любви к природе родного края, ценностного отношения к живой и неживой природе у воспитанников средней группы.
Задачи работы:
- повысить собственный уровень знаний по выбранной теме путём изучения необходимой научно-методической литературы, посещения заседаний методического объединения, работы с банком педагогической информации, поиска информации по проблемной теме в Интернет;
- изучить и овладеть способами, методами и приёмами экологического воспитания, объединить усилия педагогов и родителей в работе по формированию экологической культуры у подрастающего поколения;
- разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями,систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми;
- подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;
- оформить в группе экологический уголок (экозону);
- изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений по теме экологического воспитания дошкольников;
- совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
- обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством проведения консультации для педагогов на тему: «Дидактическая Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста», выступления на педагогическом совете, участия в семинаре, проведения мастер-класса для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_ekologicheskoe_vospitanie_20212.docx | 43.99 КБ |
samoobrazovanie_ekologicheskoe_vospitanie_20212.pdf | 412.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДЕТСКИЙ САД №2»
УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
План работы по самообразованию педагога
Ремизовой Ирины Владимировны
«Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»
2020-2021 учебный год.
Средняя группа
«Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей»
В. Бианки.
Актуальность работы.
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.
В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.
Актуальность выбранной темы самообразовательной деятельности обусловлена современными исследованиями в области дошкольной педагогики и психологии, которые свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, что является благоприятной почвой для формирования у детей в условиях дошкольной образовательной организации первичных представлений об окружающем мире, отношения к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая занимает одну из доминирующих позиций. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.
Достижением среднего дошкольного возраста является активное становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей, получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Цель работы:
- повышение качества теоретических знаний, практических навыков педагогической деятельности по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста;
- совершенствование личного профессионального уровня и педагогического мастерства;
- повышение профессиональной компетентности в вопросах формирования экологической культуры, любви к природе родного края, ценностного отношения к живой и неживой природе у воспитанников средней группы.
Задачи работы:
- повысить собственный уровень знаний по выбранной теме путём изучения необходимой научно-методической литературы, посещения заседаний методического объединения, работы с банком педагогической информации, поиска информации по проблемной теме в Интернет;
- изучить и овладеть способами, методами и приёмами экологического воспитания, объединить усилия педагогов и родителей в работе по формированию экологической культуры у подрастающего поколения;
- разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями,систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми;
- подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;
- оформить в группе экологический уголок (экозону);
- изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений по теме экологического воспитания дошкольников;
- совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
- обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством проведения консультации для педагогов на тему: «Дидактическая Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста», выступления на педагогическом совете, участия в семинаре, проведения мастер-класса для педагогов.
Планом работы предусматривается реализация данных целей и задач в рамках следующих разделов:
1. Изучение методической литературы и других источников информации.
2. Организация работы с детьми.
3. Партнерство с семьями воспитанников.
4. Самореализация (изучение результатов работы над проблемой, их анализ, распространение своего педагогического опыта).
ПЛАН
№ п/п | Раздел | Сроки | Содержание работы | Практическая реализация |
1. | Изучение методической литературы и других источников информации. | Сентябрь-май | Работа с литературой по проблемной теме самообразования: Книги
Статьи из журналов
Экологические игры
| Изучение научно-методических пособий. Расширение арсенала методов, приемов и форм работы, направленных на экологическое воспитание и формирование экологической культуры детей среднего дошкольного возраста. Создание специализированных тематических подборок дидактических игр для работы с детьми:
Изготовление тематических стендов, папок-передвижек для родителей. |
2. | Организация работы с детьми | Сентябрь-май | Реализация познавательно-игрового проекта «Ребята - эколята» | Проект «Ребята - эколята». |
Октябрь-май | Работа по экологическому воспитанию детей согласно программным требованиям; Дидактические игры, упражнения, игровые ситуации, ситуативные беседы, направленные на:
Разучивание стихотворений, загадок; Чтение и обсуждение с детьми художественной литературы - стихов, потешек, загадок, сказок, рассказов (в рамках программы и проекта «Ребята - эколята»); Проведение ООД, направленных на экологическое воспитание детей; Педагогическая диагностика уровня познавательного развития воспитанников. | Познавательное развитие детей, направленное на формирование экологической культуры, в ходе режимных моментов, свободной, игровой и образовательной деятельности. Изобразительная деятельность по сюжетам прочитанных произведений (рисование, лепка, аппликация). Цикл ООД в рамках образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», с использованием дидактических игр (согласно рабочей программе в рамках проекта). Анализ результатов познавательного развития воспитанников и сформированности экологической культуры (сентябрь-май). | ||
Октябрь | Проведение акции принятия детей в «Ребята-эколята». | Развлекательное мероприятие «Посвящение в Эколята». | ||
Ноябрь | Неделя экологических опытов и экспериментов «Юные исследователи природы» | ООД, экскурсии, наблюдения. | ||
Декабрь | Конкурс поделок из природного и бросового материала «Творчество Эколят» | Создание поделок совместно с педагогами и родителями, выставка поделок. | ||
Февраль | Проведение фотоконкурса детей и родителей «Сохраним это чудо – просит нас Природа!» (оригинальные фотографии природы родного края) | Создание и подбор фотографий природы родного края в семейных условиях, выбор фотографий, создание и презентация групповой выставки фотографий. | ||
Март | Всемирный День Земли | Праздник «Урок Природолюбия» | ||
Апрель | Неделя «Эколята знают все!» | Беседы, игры, викторины, ООД, наблюдения. Развлекательное мероприятие «Секреты Матушки-природы» | ||
3. | Партнерство с семьями воспитанников | Сентябрь - май | Актуализация знаний родителей о методах и приемах формирования экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста. Ознакомление родителей с видами совместной детско-родительской деятельности, направленной на познавательной развитие, формирование любви к природе родного края, умения бережно относиться к живой и неживой природе понимание себя как части живого мира. | Индивидуальные и групповые беседы, консультации; проблемные папки-передвижки. Тематика: «Экологическое воспитание в семье», «"Проснулся утром — прибери свою планету», «Эко-игры для малышей», «Вторая жизнь ненужным вещам», «Ядовитые растения», «Сокровища леса», «Знакомим малышей с природой родного края», «Азбука поведения в природе» |
Сентябрь | Анкетирование родителей. | Анализ результатов анкетирование, разработка цикла бесед и консультаций, посвященных обучению родителей методам и приемам экологического воспитания детей. | ||
Октябрь | Встреча с родителями "Экология для малышей" | Подготовка и проведение мероприятия (родительского собрания) для родителей в нетрадиционной форме | ||
Декабрь | Конкурс поделок из природного и бросового материала «Творчество Эколят» | Создание поделок совместно с педагогами и родителями, выставка поделок. | ||
Февраль | Проведение фотоконкурса детей и родителей «Сохраним это чудо – просит нас Природа!» (оригинальные фотографии природы родного края) | Создание и подбор фотографий природы родного края в семейных условиях, выбор фотографий, создание и презентация групповой выставки фотографий. | ||
Апрель | Интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой». | Подготовка и проведение досугового мероприятия с семьями воспитанников. | ||
4. | Самореализация (изучение результатов работы над проблемой, их анализ ,распространение своего педагогического опыта). | Сентябрь, май | Исследование уровня познавательного развития воспитанников, сформированности навыков экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста. | Проведение анализа уровня познавательного развития воспитанников на начало и конец года Методики диагностики: анкета «Познавательная потребность дошкольника» В.С. Юркевич); методика «Детская любознательность» (Д.Б. Годовикова); методика «Оценка вопросительных проявлений у детей» Т.А. Серебряковой;«Спросить и угадать» (П. Торренс).методика «Волшебный домик» (Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич); методика «Вопрошайка» (Н.Б. Шумакова);методика «Выбор учебных заданий» (Н.В. Пророк). Диагностические методики определения уровня сформированности основ экологического сознания у дошкольников (см.приложение). |
Ноябрь | Распространение в педагогическом коллективе ДОУ опыта работы по экологическому воспитанию посредством проектной деятельностиу детей среднего дошкольного возраста. | Проведение семинара для педагогов «Экологические проекты как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста» | ||
Январь | Педагогический совет «Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников» | Доклад и презентация по проектной деятельности, направленной на экологическое воспитание воспитанников. | ||
Апрель | Методическая разработка «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры» (экологические ширмы) | Презентация экологических ширм в дошкольном учреждении | ||
Май | Подведение итогов проекта «Ребята - эколята». Презентация опыта работы по экологическому воспитанию воспитанников средней группы. | Подготовка информационного стенда о результатах проекта. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете(сообщение, презентация). |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».
Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском садуЗадачи:-Овладение методами экологического воспитания, совершенствован...
План работы по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».
Цели: - повышение педагогического уровня; - формирование положительного отношения к природе; - формирование экологических знаний у детей; - побуждать любить и беречь природу бережно распоряжаться...
План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»
Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии. ...
Педагогический опыт работы по теме: Формирование экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края посредством дидактических игр.
С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, где живет ребенок, с того, что его окружает. Но мало показ...
Перспективный план работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с использованием маркеров игрового пространства»
Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, ин...
План работы по самообразованию Тема: «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру» на 2021-2022 учебный год
Младший дошкольный возраст...
Индивидуальный план работы по самообразованию "Формирование ранней профориентации детей среднего дошкольного возраста"
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профе...