ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Полное название проекта: «Новый год» Автор проекта: воспитатель подготовительной группы Дианова Л.Н. Продолжительность проекта: месяц (декабрь 2022 год) Тип проекта: краткосрочный, познавательно-творческий Участники проекта (взрослые, дети): дети подготовительной группы, педагоги, родители. Возраст детей: 6-7 лет Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Приближается праздник Новый год, а дети мало знают о истории празднования, об отличиях Деда Мороза от Санта Клауса, о способах изготовления подарков и поздравлений родных и близких. Цель проекта: - использование разнообразных видов детской деятельности в рамках реализации проекта; - создание условий для детского творчества; - ознакомление детей с традициями празднования Нового года в России и в других странах; - формирование навыков праздничной культуры. Задачи проекта: - для детей: -привлекать детей к активному участию в подготовке к празднику и его проведению; - воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной праздничной деятельности; - закладывать основы праздничной культуры; - вызвать эмоционально положительное отношение к его подготовке; - вызвать эмоционально-положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать к его подготовке; - вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками; - познакомить с празднованием Нового года в разных странах мира. - для педагогов: - применять различные формы и приёмы в творческой деятельности детей; - совершенствовать взаимодействие с семьями воспитанников; - для родителей: - познакомиться с историей празднования Нового года в разных странах; Форма проведения итогового мероприятия проекта: Развлечение для детей Название итогового мероприятия проекта. «Цирковое новогоднее представление» Продукты проекта: - для детей: - для педагогов: проект «Новый год» - для родителей: Ожидаемые результаты по проекту - для детей: Дети должны узнать о том, что Новый Год не сразу праздновался зимой; уметь отличать деда Мороза от Санта Клауса; должен знать, что Снегурочка есть только в России. Уметь изобразить новогодние символы: ёлку, Деда Мороза, Снегурочку; изготавливать простые подарки родным. - для педагогов: повышение знаний детей о праздничных традициях; совершенствование навыков в художественной деятельности детей; - для родителей: стремление к активному участию в подготовке и участию в праздниках группы и детского сада.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА Этапы проекта | Действия детей | Действия педагогов | Действия членов семьи и социальных партнеров | Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта) | Заучивание стихов о Новом годе. Рассматривание иллюстраций на новогоднюю тематику
| Изучение, подготовка материала по теме: беседы с детьми, памятки для родителей, украшения для интерьера своими руками . Подбор детской художественной литературы для чтения. Подбор дидактических игр по теме. Подготовка компьютерной презентации для детей старшего дошкольного возраста. | Участие в украшении группы, помогают в оформлении дидактических игр | Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка) | Беседы: - «Новый год в городе»
Цель: рассказать и показать красоту зимнего города перед праздником. - «Сны Деда Мороза»
Цель: пофантазировать на тему планов Деда Мороза. - «Зимние забавы»
Цель: вспомнить с детьми зимние виды спорта. - «Дед Мороз и Снегурочка»
Цель: рассказать о истории появления девочки Снегурочки, о том, что она есть только в России. - «Как поздравить родных?»
Цель: рассказать детям о способах поздравления родных и близких.
- Рассказывание по картине «Новогодний карнавал»; - Рассказывание из опыта «Деду Морозу закажем подарок»; «Письмо Деду Морозу»;
- Разучивание стихотворения «Ёлка» Е.Трутнева; - Составление описательного рассказа «Демонстрация новогоднего костюма»; - Составление рассказа из опыта «Новогодние чудеса». Чтение художественной литературы: - Н. Некрасов «Мороз-Воевода»; - В.Степанов «Ночь»; - В.Одоевский «В гостях у Дедушки Мороза»; - Н.Сладков «Почему год круглый»; - С.Маршак «Двенадцать месяцев»; - С.Есенин «Черёмуха»; - П. Бажов «Серебряное копытце» - «Морозко» в обработке А.Н.Толстого; - А.Островский «Снегурочка»; - В. Бианки «Книга зимы»; - «Мороз Иванович» В.Одоевский; - Н.Носов «На горке»; Э. Мошковская «Лежебока»; - Е.Трутнева «Ёлка» (поэзия); - К. Фофанова «Нарядили ёлку» (поэзия); - С.Маршак «Песня о ёлке» (поэзия). 2. Сюжетно – ролевые игры: - «Магазин игрушек»; - «Семья готовится к встрече нового года» - «Мастерская Деда Мороза»; Подвижные игры: - «Мороз Красный нос» Физкультминутки: «Снежинки»; «Наша ёлка». Рисование: - «Большие и маленькие ели (предметное рисование)»; - «Снеговик и ёлочка» (по представлению); - «Снегурочка» (Цель: учить рисовать женский портрет); - «Что мне больше всего понравилось на Новогоднем празднике»; - «Наряд для Снегурочки (декоративное рисование)»;
Лепка: «Девочка Снегурочка» Аппликация: «Снеговик-почтовик»; - «Варежки для Деда Мороза»; - «Новогодняя ёлочка» (объёмная аппликация). Ручной труд: - «Украшения для ёлки - фонарик»; - «Трон для Дедушки Мороза» (конструирование из бумаги) Слушание: - «Зима» (муз. П.И.Чайковского); - «Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского); | -Чтение стихотворения К. Фофанова «Нарядили ёлку»; 1.Оформление игротеки дидактических игр на новогоднюю тематику: - «Времена года»; - «Что бывает зимой»; - «Новогодняя ёлка»; - «Ставим слова на место»; - «Братья месяцы»; - «Какое время года в лесу?»; - «Кто где зимует?»; - «Зимующая или перелётные»; - «Чьи следы?»; - «Птица на кормушке»; - «Что бывает зимой?»; - «Выпал беленький снежок»; - «Что лишнее?»; - «Назови ласково»; - «Сделай снеговика»; -«В лесу родилась ёлочка»; - «Один-много»; - «Украсим ёлку к празднику»; -«Что на ёлке, кто под ёлкой?»; -«Какие дрова?» | Консультации для родителей; - «Откуда пришёл праздник Новый год»; - «Традиции празднования Нового года в странах мира»; - «Безопасность детей в праздничные дни»; - «Правила поведения родителей на утренниках» - брошюра). | Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом) | Составление рассказа об игрушке «Подарок от Деда Мороза»; Составление творческих рассказов «Что такое Новый год» по впечатлениям о прошедшем празднике. | Презентация проекта «Новый год» Дети познакомились с историей праздника, формы речевой работы позволили им обогатить словарь, развить монологическую и диалогическую речь. В художественной деятельности дети с интересом выражали своё отношение к празднику, свои представления о том, что такое Новый год. Игровая деятельность в сюжетно-ролевых играх стала источником новых коммуникационных умений и навыков. ”Ожидание новогодних чудес” принесло ребятам много положительных эмоций. Подготовка к праздникам в рамках проектной деятельности позволит знакомиться с фольклором и традициями разных стран соответственно возрасту детей, усложнятся вопросы в беседах, повысится уровень сложности поделок в художественно-творческой деятельности. | Родители воспитанников очень любят праздники, которые проходят в детском саду. Новый год они ждут с особым нетерпением — стараются помочь украсить группу, готовят своим детям карнавальные костюмы. Им было очень приятно и неожиданно узнать, что же хотят их детки получить в подарок от Деда Мороза, это помогло им в выборе подарков под ёлочку дома. Возросла заинтересованность родителей в участии и подготовке и участию в праздниках группы. |
Пословицы и поговорки о снеге - Много снегу — много хлеба, много воды — много травы.
- Как ни мойся, белее снега не будешь.
- Снега надует — хлеба прибудет; вода разольется — сена наберется.
- Не то снег, что метет, а то, что сверху идет.
- Белый снег на черную землю и то к лицу.
- Снег глубок — год хорош.
- Был бы снежок — так скатаем комок.
- Белее белого.
- Снегу нету и следу нету.
- Одержишь снег на полях зимой — будешь с хлебом осенью.
- Снежком все прикроет.
- Снег холодный, а от стужи укрывает.
- Больше леса — больше снега, больше снега — больше хлеба.
- Больше снега на полях — больше хлеба в закромах.
- Снег земле-кормилице — теплый кожух.
НОВОГОДНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Е.Михайлова Что такое Новый год? Это все наоборот: Елки в комнате растут, Белки шишек не грызут, Зайцы рядом с волком На колючей елке! Дождик тоже не простой, В Новый год он золотой,
Блещет что есть мочи, Никого не мочит, Даже Дедушка Мороз Никому не щиплет нос. К.Чуковский Перед праздником зима Для зеленой елки Платье белое сама Сшила без иголки. Отряхнула белый снег Елочка с поклоном И стоит красивей всех В платьице зеленом. Ей зеленый цвет к лицу, Елка знает это. Как она под Новый год Хорошо одета! Т.Волгина Что такое Новый год? Это дружный хоровод, Это смех ребят веселых Возле всех нарядных елок. Что такое Новый год? Всем известно наперед; Это дудочки и скрипки, Шутки, песни и улыбки. Тот, кто хочет, чтоб веселым Был бы этот Новый год, Пусть сегодня вместе с нами Песню звонкую поет!
С.Маршак Что растет на елке? Шишки да иголки. Разноцветные шары Не растут на елке. Не растут на елке Пряники и флаги, Не растут орехи В золотой бумаге. Эти флаги и шары Выросли сегодня Для российской детворы В праздник новогодний. В городах страны моей, В селах и поселках Столько выросло огней На веселых елках! С.Маршак
В декабре, в декабре Все деревья в серебре. Нашу речку, словно в сказке, За ночь вымостил мороз, Обновил коньки, салазки, Елку из лесу привез. Елка плакала сначала От домашнего тепла. Утром плакать перестала, Задышала, ожила. Чуть дрожат ее иголки, На ветвях огни зажглись. Как по лесенке, по елке Огоньки взбегают ввысь. Блещут золотом хлопушки. Серебром звезду зажег Добежавший до макушки Самый смелый огонек. Год прошел, как день вчерашний. Над Москвою в этот час Бьют часы Кремлевской башни Свой салют - двенадцать раз.
Трутнева Е. - "Ёлка" Вырастала ёлка В лесу на горе. У нее иголки Зимой в серебре. У неё на шишках Ледышки стучат, Снежное пальтишко Лежит на плечах. Жил под ёлкой зайка С зайчихой своей. Прилетела стайка Чечёток с полей. Приходили к ёлке И волки зимой... Увезли мы ёлку Из лесу домой. Нарядили ёлку В новый наряд - На густых иголках Блестки горят. Началось веселье - Песни да пляс! Хорошо ли, ёлка, Тебе у нас? К.Фофанов Нарядили елку в праздничное платье: В пестрые гирлянды, в яркие огни, И стоит, сверкая, елка в пышном зале, С грустью вспоминая про былые дни. Снится елке вечер, месячный и звездный, Снежная поляна, грустный плач волков И соседи-сосны, в мантии морозной, Все в алмазном блеске, в пухе из снегов. И стоят соседи в сумрачной печали, Грезят и роняют белый снег с ветвей... Грезятся им елка в освещенном зале, Хохот и рассказы радостных детей.
И.Токмакова На свете так бывает, Что только раз в году На елке зажигают Прекрасную звезду. Звезда горит, не тает, Блестит прекрасный лед. И сразу наступает Счастливый Новый год!
И.Черницкая Кто в нарядной теплой шубе, С длинной белой бородой, В Новый год приходит в гости, И румяный, и седой? Он играет с нами, пляшет, С ним и праздник веселей! - Дед Мороз на елке нашей Самый главный из гостей!
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
( к проекту «Новый год») - Дидактическая игра «Новогодняя елка»
Педагог просит детей ответить на вопрос, подобрав к существительным нужные прилагательные: Новогодняя елка какая? (Блестящая, праздничная, пушистая, живая, искусственная, нарядная, колючая, зеленая, стройная, большая, маленькая, свежая, ветвистая, пахучая) Что делает для нас новогодняя елка? (Сияет, светится, блестит, стоит, пахнет) Как появляется праздничная елка в доме или детсаду? (Ее купили, срубили, принесли, поставили, установили, украсили)
- Дидактическая игра «Ставим слова на место»
Малыши с необходимой помощью воспитателя составляют предложения из заданных слов и расставляют слова в правильном порядке. Года, вскоре, праздник, Нового, наступит. (Вскоре наступит праздник Нового года) К, готовятся, малыши, нему, все. (Все малыши готовятся к нему) Елки, уже, украсили, мы, новогодние. (Мы уже украсили новогодние елки) Мальчики, стишки, песни, девочки, изучают, и. (Мальчики и девочки изучают стишки и песни) Ждут, Деда, с, Мороза, все, нетерпением. (Все с нетерпением ждут Деда Мороза) Хорошие, Мороз, малышам, принесет, дед, подарки. (Дед Мороз принесет малышам хорошие подарки) - Дидактическая игра «Братья-месяцы»
Воспитатель читает детям группы месяцев года и предлагает определить, где «лишний» месяц, соответственно объяснив это. Март, апрель, октябрь. (Лишний октябрь, поскольку это осенний месяц, а остальные месяцы – весенние) Декабрь, июль, январь. (Лишний июль, потому что это летний месяц, а остальные – зимние) Апрель, октябрь, ноябрь. (Лишний апрель, потому что это весенний месяц, а октябрь и ноябрь – осенние) Июнь, июль, сентябрь. (Лишний сентябрь, ибо остальные месяцы летние, а сентябрь – осенний)
- Дидактическая игра «Какое время года в лесу?»
Воспитатель зачитывает малышам ряд слов и предлагает детям назвать то время года, отношение к которому заданные слова имеют, например: Подснежник (весна), земляника (лето), ручьи (весна), снег (зима), первоцвет (весна), орехи (осень), ежевика (лето), мороз (зима), птенцы (лето), иней (зима), листопад (осень), паутинки (осень), проталины (весна), жара (лето), тишина (зима), позолота (осень), опята (осень). - Дидактическая игра «Кто где зимует?»
Воспитатель бросает мяч детям и называет животное. Ребёнок ловит мяч и называет место его зимовки. - Дидактическая игра «Зимующая или перелетная?»
Воспитатель бросает мяч и называет птицу, а ребёнок – ловит мяч и говорит какая это птица – зимующая или перелетная. И наоборот.
- Дидактическая игра «Чьи следы?»
Воспитатель показывает изображенные на картинках следы, а ребёнок говорит, кому они принадлежат.
- Дидактическая игра «Птицы на кормушке».
Воспитатель называет птицу. Дети выбирают ей корм и называют его.
- Дидактическая игра «Что бывает зимой?»
Пример. Идет снег. На деревьях нет листьев. Речка замерзла. Холодно. Люди надевают теплую одежду. Дети катаются на коньках и лыжах.
- Дидактическая игра «Выпал беленький снежок»
Цель: уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движением. Оборудование: настоящий снег и сосульки. Ход. Взрослый приносит домой снег и сосульки разной величины. Вместе с ребенком их рассматривает. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег? (белый) А какая сосулька? (прозрачная) Какие они на ощупь? (холодные, снег мягкий, сосулька твердая)». Наблюдают, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. Затем наблюдение продолжается на улице или из окна. Ребенок отвечает па вопросы взрослого: «Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька?» После этого взрослый предлагает ребенку согреться, так как на улице холодно. Они пропоют стихотворение, выполняя с ребенком все движения, соответствующие тексту: Выпал беленький снежок - Собрались мы все в кружок, Мы потопаем, мы потопаем, Будем весело плясать, Будем руки согревать. Мы похлопаем, мы похлопаем Чтоб нам было веселее, Будем прыгать мы скорее. Мы попрыгаем, мы попрыгаем
- Дидактическая игра «Что лишнее?»
Цель: расширить и активизировать словарь по теме. Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д.), сюжетная картинка по теме «Зимние забавы». Ход. Взрослый предлагает ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры ребенку вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?» Затем для рассматривания предлагается одна или несколько пых картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие дорожку лыжи активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?» п т. д.
- Дидактическая игра «Назови ласково» (с существительными данной темы)
снег - снежок лед — ледок сосулька - сосулечка санки - саночки горка - горочка лопата – лопатка 13. Дидактическая игра «Сделай снеговика» Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания. Оборудование: три белых кружка разной величины. Ход. По образцу взрослого ребенок выкладывает снеговика из трех кругов. Взрослый обращает внимание на последовательность расположения фигур, спрашивая: «Как называется эта фигура? Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой) Какой потом? (средний) Какой круг будет вверху? (маленький) Назови его ласково (кружок, кружочек)».
14. Дидактическая игра «В лесу родилась елочка» Цель: уточнить и расширить словарь по теме, Оборудование: настоящая или искусственная елка. Ход. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть елку. Он объясняет, что елка - это дерево, у него есть ствол, ветки, иголки. Речь ребенка активизирует вопросами: «Какого цвета ствол? Какого цвета иголки? Потрогай иголки, Какие они? (острые») Покажи нижние истки, верхние. Где растет елка?» Затем взрослый и ребенок разучивают первый куплет песенки «В лесу родилась елочка». 15. Дидактическая игра «Один - много» (с существительными по теме) елка - елки ветка - ветки иголка – иголки шишка - шишки
16. Дидактическая игра «Украсим елку к празднику» Цель расширить и активизировать словарь по теме. Оборудование: настоящая или искусственная елка, пять-семь елочных игрушек. Ход. Сначала рассматривается елка без игрушек. Ребенка просит рассказать все, что он знает о ней. Затем уточняют, какой скоро будет праздник и как надо подготовить елку к нему. После этого рассматриваются игрушки. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами о цвете игрушек, объясняет, какие бывают игрушки - стеклянные, бумажные, пластмассовые. Предлагает ребенку повесить игрушку, уточняя на какие ветки (нижние, верхние, длинные, короткие).
17. Дидактическая игра «Назови ласково» (с существительными по теме) елка - елочка иголка - иголочка ветка - веточка шишка - шишечка шар - шарик
18. Дидактическая игра «Что на елке, а что (кто) под елкой?» Цель: закрепить понимание предлогов на и под, активизировать словарь по теме. Оборудование: наряженная елка, игрушечные Дед Мороз и Снегурочка, подарок под елкой. Ход. Взрослый просит ребенка показать и сказать, что он видит на елке, а что или кого под елкой. Предлоги необходимо выделять голосом.
19. Дидактическая игра «Сложи елочку» Цель: научить правильно выкладывать елку из треугольников, ориентируясь на их величину, закрепить словарь по теме. Оборудование: три треугольника зеленого цвета разного размера. Ход. Ребенок по образцу взрослого выкладывает елку из треугольников. Во время выполнения задания отвечает на вопросы: «Какой треугольник ты положишь сначала? (большой) А потом? (поменьше) Какой треугольник будет у тебя вверху? (самый маленький)». При затруднениях взрослый помогает ребенку. В конце игры ребенок рассказывает о елке (где растет, какого цвета иголки и ствол, чем украшают елку на Новый год).
20. Дидактическая игра «Какие дрова?» Воспитатель бросает мяч и называет дерево. Ребёнок ловит мяч и говорит, как называются дрова, которые из него получаются. И наоборот. РАССКАЗЫ ДЕТЯМ ПРО НОВЫЙ ГОД
Георгий Скребицкий «Зимняя стужа»
| В зимнем тумане встаёт холодное, тусклое солнце. Спит заснеженный лес. Кажется, всё живое замёрзло от этой стужи — ни звука, только изредка потрескивают от мороза деревья.
Я выхожу на лесную поляну. За поляной — густой старый ельник. Все деревья обвешаны крупными шишками. Шишек так много, что под их тяжестью склонились концы ветвей.
Как тихо! Зимой не услышишь пения птиц. Теперь им не до песен. Многие улетели на юг, а те, что остались, забились в укромные уголки, попрятались от лютого холода.
Вдруг словно весенний ветерок прошумел над застывшим лесом: целая стайка птиц, весело перекликаясь, пронеслась над поляной. Да ведь это клесты — природные северяне! Им не страшны наши морозы.
Клесты облепили вершины елей. Птички ухватились за шишки цепкими коготками и вытаскивали из-под чешуек вкусные семена. Когда хорош урожай шишек, этим птицам не грозит бескормица зимы. Везде себе еду разыщут.
Я стоял на поляне и наблюдал, как хлопотали клесты в своей воздушной столовой.
Утреннее солнце ярко освещало зелёные вершины елей, грозди румяных шишек и весёлых, пирующих птиц. И мне почудилось, что уже пришла весна. Вот сейчас запахнет талой землёй, оживёт лес и, встречая солнце, защебечут птицы.
Любуясь клестами, я вдруг увидел, как один из них, подлетев к старой ели, скрылся в заснеженных ветках, словно юркнул в снеговую пещерку. И тут мне вспомнилась одна замечательная особенность из жизни этих птиц особенность, которой я никогда не мог поверить. А вот теперь представился случай самому проверить.
Крадучись, я подобрался к той ели и полез вверх по стволу. Острые иглы царапали лицо и руки, но я карабкался всё выше и выше.
Уже близка и вершина, а на дереве ничего нет.
Я начал спускаться и вдруг прямо перед собой увидел то самое, чего уже не надеялся найти: среди обледенелых, покрытых снегом веток едва виднелось небольшое гнездо, а в нём, как весной, озабоченно распушившись, сидела зеленоватая птичка — самочка клеста.
Неловким движением я качнул ветку. Испуганная птица вспорхнула. Я наклонился и замер от изумления: в гнезде копошились только что вылупившиеся, совсем голые птенцы.
Над самым гнездом свешивались заснеженные ветви. В лесу от мороза трещали деревья, а здесь, меж сучьев старой ели, будто уже наступила весна: заботливая мать выводила птенцов.
Я поскорее слез с дерева, чтобы не тревожить эту удивительную семью. Легко спрыгнул в снег, огляделся, и зимний лес уже не казался мне, как прежде, угрюмым и безжизненным.
Стоя под деревом, я тёр закоченевшие в шерстяных варежках руки, посмеивался над собой и всё думал о голых малышах в гнезде, которым не страшна зимняя стужа. |
Путешествие с Дедом Морозом Миша прогуливался по заснеженному лесу и неожиданно увидел свежие следы. Они заинтересовали его чрезвычайно: кто- то совсем недавно прошёл здесь в огромных-преогромных сапогах. — Кто бы это мог быть? Неужели Дед Мороз! И действительно, вскоре мальчик увидел вдалеке Деда Мороза. — Ты удивлён, малыш, тем, что я оказался здесь? — спросил Дед Мороз подбежавшего Мишу. — Но у меня же есть волшебное быстроходное облако, которое в один миг переносит в любое место. Хочешь полетать на нём со мной? Вот это да!!! Да кто же откажется от такого заманчивого предложения?! Дед Мороз усадил мальчика рядом с собой на облако, и они полетели в синеве ночи над заснеженными горами и долинами. Облако то взмывало ввысь, к ярким звёздам, то опускалось, касаясь верхушек пушистых ёлок. Какое же это было необыкновенное путешествие! Вскоре внизу засверкали огоньки большого города. Все дети уже давно нарядили ёлки и теперь сидели по домам и ждали подарков от Деда Мороза. Только вот все каминные трубы, к сожалению, оказались закрыты. «Как же проникнуть в дома, чтобы оставить подарки? Неужели малыши так и не дождутся их?» — занервничал Миша. — Не переживай, лучше внимательно смотри, как я всё ловко сделаю, — сказал Дед Мороз, словно прочитав мысли мальчика, и разбросал с облака множество маленьких разноцветных парашютиков с подарками. К каждому из них был привязан листочек с именем девочки или мальчика. Парашютики медленно опускались на город... — Не волнуйся, — снова успокоил Мишу Дед Мороз, — внизу все парашютики встретят домовые и разнесут подарки детям. Мише очень хотелось продолжить это замечательное путешествие с Дедом Морозом... но тут он неожиданно... проснулся и понял, что всё это ему, к сожалению, только приснилось. — А где же мой подарок? Успел ли домовой принести его? — вскричал Миша, вспомнив свой незабываемый сон. Вскочив с кроватки, малыш подбежал к ёлке: какое счастье! Подарок в блестящей бумаге уже лежал на своём месте. «А ведь кто знает, — подумал довольный Миша, — может быть, то, что я видел ночью, вовсе и не было сном?!» Дед Мороз Как-то одним зимнем днем катались маленький Павлик и его подружка Катя в лесу на лыжах. Уже начало смеркаться, и они заторопились домой, как вдруг среди сосен малыши заметили освещённый большой и красивый дом. «А что, если здесь живёт сам Дед Мороз?» — щёлкнула у Кати неожиданная мысль, и девочка тут же поделилась ей с Павликом. — Давай проверим, это не займёт много времени, - продолжил мальчик, и дети незамедлительно двинулись в сторону большого дома. Павлик не знал дома ли Дед Мороз, поэтому решил сначала заглянуть в окошко. — Пойдём посмотрим! — предложил он Кате. Подкрались дети потихонечку к окошку и видят: сидит в комнате старичок, весь в красном и с густой белой бородой, и упаковывает подарки. Настоящий Дед Мороз! Павлик получше протёр заиндевевшее стекло, и друзья увидели столько игрушек, сколько никогда не видели ни в одном магазине. Дети потихонечку отошли от окна, чтобы не помешать Деду Морозу, и поспешили домой писать ему письма: ведь надо помочь старенькому дедушке, а то он не знает, кто какой подарок хочет получить на Новый год. В новогоднее утро Павлик первым делом побежал к камину. И замер в удивлении: перед камином стоял маленький столярный столик, а на нём лежал набор столярных инструментов! Вот это да! Вот так подарок! И не беда, что игрушек не было, ведь теперь Павлик сможет делать их сам, а это гораздо интереснее! Он смастерил так много игрушек, что хватит не только ему, но и всем его друзьям!
ФИЗМИНУТКИ. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ГИМНАСТИКИ.
- «Снежок» Н.В.Нищеева
Раз, два, три, четыре, (загибаем пальчики, начиная с большого) Мы с тобой снежок лепили - («лепим», меняя положение ладоней) Круглый, крепкий, очень гладкий (показываем круг, сжимаем ладони вместе, гладим одной ладонью другую) И совсем- совсем не сладкий. (грозим пальчиком) Раз – подбросим, (подбрасываем воображаемый снежок) Два – поймаем, (ловим воображаемый снежок) Три – уроним (роняем воображаемый снежок) И …сломаем (топаем ногой).
№ 2 «Снежинки» На поляну, на лужок Тихо падает снежок. Улеглись снежинки, Белые пушинки. Но подул вдруг ветерок. Закружился снежок, Пляшут все пушинки, Белые снежинки.
№ 3 « Наша ёлка» "Наша елка велика" (круговое движение руками), Наша елка высока (вставать на носочки), Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носки), Достает до потолка (потянуться). Будем весело плясать. Эх, эх, эх! Будем песни распевать. Ля-ля-ля! Чтобы елка захотела В гости к нам прийти опять!
«ИЗ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА…» ДЕД МОРОЗ (Морозко) — могучий русский персонаж русских легенд, в славянских сказаниях — олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в случае надобности, в тяжелую годину защищающий русских от наступающих врагов вмораживающими в лед дотоле невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо. Морозко.
Под влиянием христианства, жестоко и кроваво боровшегося со славянским язычеством (битва с религиозными конкурентами за прибыли), первоначальный образ Снежного Деда был искажен (как и всех прочих славянских богов), и Морозко стали представлять злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Это нашло отражение и в поэме Некрасова «Мороз — Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек.
По мере ослабления влияния христианства в России конца XIX - начала XX века, образ Морозко стал смягчаться. Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения.
В советское время, после отвержения идей христианства, был распространён новый имидж Деда Мороза: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах.
На праздник приходит со своей божественной внучкой — Снегурочкой. Современный собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна. К сожалению, все древние мифы и сказания славян были уничтожены, потому о древних славянских верованиях и традициях нам практически ничего не извечтно..
Своеобразный характер интерпретации в христианстве языческих божеств (религиозных конкурентов христианства, пусть и любимых народом, которых церковники непременно представляли крайне злыми и жестокими) обусловил внушаемое церковниками поведение Деда Мороза — после внедрения христианства на Руси он стал собирать жертвоприношения — воровать непослушных детей и уносить их в мешке. Такая церковная интерпретация позволяла с детства внушать неприятие языческих богов.
Однако со временем, после введения ограничений непримиримой идеологии христианства и распространения более поздних постхристианских гуманистических традиций, особенно после окончательного запрета христианам сжигать людей на кострах (в первой четверти XIX века), Дед Мороз в представлении русских подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа. Недавно днем рождения русского Деда Мороза было объявлено 18 ноября — по данным многолетних метеорологических наблюдений в этот день на большей части России ложится устойчивый снежный покров.
Развлечение с детьми «Новогодние чудеса» Цель: Вовлечение детей в коллективный разговор, побуждение высказываниям на тему из личного опыта, задавать вопросы и отвечать на них. Формирование умения составлять небольшой последовательный рассказ на предложенную тему. Оборудование: наглядная картина «Зима», елка, Дед Мороз, мяч, «волшебная» палочка, шкатулка, конфеты Словарная работа: чудеса, Великий Устюг, волшебник, новогодняя ночь. Ход: 1. Организационный момент Воспитатель: Какой замечательный сегодня день! У меня прекрасное настроение и я хочу подарить вам свою улыбку. А вы не желаете улыбнуться мне радостно, тогда и в группе нашей станет светлей. Ребята вы ничего не замечаете необычного в нашей группе? Дети осматривают группу и подходят к картине «Зима» Н.С. Крылова 2. Беседа по картине - Ребята, какое время года изображено на этой картине? - Что позволяет вам об этом говорить? Зима. Крыши домов покрыты снегом, деревья стоят голые, вокруг много снега 3. Загадывание загадки Предлагаю отгадать загадку: Дни его всех дней короче Всех ночей длиннее ночи, На поля и на луга, До весны легли снега, Только месяц наш пройдет Наступает Новый год! (Декабрь) 4. Беседа - Какие чудеса происходят в декабре месяце? Предлагаю рассмотреть иллюстрации и выбрать ту, на которой изображены увлекательные истории- новогодние чудеса. В преддверии Нового года- принято в домах наряжать елку- это тоже новогоднее чудо. А какая новогодняя ёлка? В декабре длинные ночи, дни короткие, в конце месяца наступает Новый год дети отбирают картинки с изображением: Дед Мороза, Новогодней елки и т.д. Новогодняя, красивая, наряженная, сверкающая, праздничная, волшебная 5. Физкультминутка 6. Беседа - Что вы можете рассказать про Деда Мороза? - Что бы вы сделали, если бы вы были Дедом Морозом? Не забудьте про то, что он волшебник. А кто еще с Дедом Морозом приезжает к вам на Новый год? Откуда приезжает к нам Дед Мороз? Ребята, кто из вас хочет написать письмо Деду Морозу? Дед Мороз веселый, добрый, он любит с нами играть, он детям дарит подарки: Дед Мороз – «волшебник» Если бы я был Дедом Морозом, то сделал бы так, чтобы все люди на земле не болели (ответы детей) Вместе к нам приезжает Снегурочка – его внучка Из Великого Устюга, у него там дом и дети пишут ему туда письма 7. Дидактическая игра «Спроси у друга» А вы хотите написать письмо, мы сейчас узнаем, поиграв в игру «Спроси у друга» Дети становятся в круг, кидают мяч друг другу и при этом задают вопрос: «Что ты хочешь написать Деду Морозу?» 8. Составление рассказа «Новогодние чудеса» звучит спокойная музыка Сейчас взгляните на эту палочку – она волшебная. И для того, чтобы произошло волшебство, надо закрыть глаза. (взмах палочкой). Раз – два, раз – два, чудо ты приди… Таинственный голос: Вы превратились в елочные игрушки, которые висят на елке, и все видят, что происходит вокруг них, а там наступила волшебная, новогодняя ночь, где происходят разные чудеса: стали оживать столы и стулья, свечи стали разговаривать с часами из щелей в полу вылезают гномики и сказочные человечки и вдруг… - Что же там произошло? Как вы думаете? Рассказы детей (3-4 рассказа) |