Семинар "Индивидуализация предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка"
методическая разработка (подготовительная группа)
Семинар "Индивидуализация предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Теремок»
Семинар на тему:
«Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды
в дошкольной организации как эффективное условие
полноценного развития личности ребёнка»
Разработала:
Воспитатель Тахирова О.В.
Акбулак, 2023
Семинар на тему «Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка»
План семинара
- Понятие «Индивидуализации». Воспитатель: Тахирова О.В.
- «Индивидуализация предметно-развивающей среды в младшей разновозрастной группе» (из опыта работы). Воспитатель: Цюпа Е.А.
3. «Индивидуализация центра по экспериментированию для дошкольников в старшей разновозрастной группе» Воспитатель: Коломийцева Е.В.
4. Игра «Кто быстрее». Воспитатель: Тахирова О.В.
Понятие «Индивидуализации».
Развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой, интегрированной. ФГОС дошкольного образования – это ориентация на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка дошкольного возраста.
Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста.
Что же такое «индивидуализация», «индивидуальность»?
В психологии под индивидуальностью понимают психологическую неповторимость человека, проявляющуюся в темпераменте, качествах психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), привычках, преобладающих интересах, способностях, индивидуальном стиле деятельности и т. д. Индивидуальности невозможно обучить и невозможно воспитать ее извне. Индивидуальность рождается и развивается вместе со способностью человека учить и воспитывать самого себя. Но для того, чтобы данная способность развивалась, необходимо создавать ребенку такие условия, при которых он имеет возможность сталкиваться не только с желаниями и требованиями другого человека (родителя, педагога, сверстников), но и со своими собственными.
Индивидуализация – это создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей дошкольников (Г.М. Коджаспирова, Педагогический словарь)
Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.
1.Игровое задание «Кто быстрее?»
Закончите следующее утверждение, дав быстрый и правильный ответ:
1. «В соответствии с ФГОС ДО предметная среда в детском саду называется…»(Развивающая предметно-пространственная среда);
2. Какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога?
(игровая деятельность);
3. Какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: книги, коробка форм, лото, мозаика, вкладыши, календарь погоды? (познание);
4. О каком центре идет речь: удовлетворение потребностей в двигательной активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие представлений детей о разных видах спорта?
(«Центр физического развития»);
5. О каком центре идет речь: воспитание эстетических чувств, формирование индивидуально-коллективного творчества, формирование интереса к произведениям искусства, формирование навыков изобразительной деятельности? («Центр ИЗО»);
6. К какому центру предметно-развивающей среды принадлежат следующие атрибуты: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда и т.д.
(«Центр экспериментирования»);
7. К какому центру предметно-развивающей среды принадлежат следующие атрибуты: конструкторы разного размера, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек, крупные и мелкие объемные формы и т.д.
( «Центр конструирования»);
8. Как называется предмет, который дети используют в игре вместо другого предмета, руководствуясь принципом «понарошку»?
(предмет-заместитель);
9. Как вы знаете, предметно-развивающую среду условно разделяют на микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещений. Перечислите элементы, относящиеся к макросреде
(участок, спортивная площадка, центральная клумба, огород, школа, каток)
Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребёнка, но и показателем профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, педагогу необходимо учитывать не только особенности развития каждого ребёнка, но и определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника: консультант, наблюдатель, помощник или соучастник.
Пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальный путь развития каждого воспитанника. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание детей на основе отечественной и зарубежной литературы как необходимое условие полноценного развития личности
Доклад на тему: "Воспитание детей на основе отечественной и зарубежной литературы как необходимое условие полноценного развития личности"...
Педагогический совет на тему: «Инновационный подход к созданию развивающей предметно - развивающей предметно-пространственной среды в группе»
Активизировать действия педагогов на проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, обеспечения разнообра...
Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребенка
Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя...
Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ как эффективное условие полноценного развития ребенка.
Районный круглый стол.Апрель 2022 г....
Семинар для педагогов «Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребенка»
Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам р...
Консультация «Индивидуализация развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка»
В связи с изменениями в современном обществе, экономическими и социальными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность его качества. В связи с этим, основная ...
Районный круглый стол по теме: "Индивидуализация развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ как эффективное условие полноценного развития ребёнка"
Тема: "Предметно - развивающая среда с использованием нетрадиционных техник рисования".Цель: развитие художественного творчества, воображения, фантазии дошкольников, формирование индивидуаль...