Консультация для молодых воспитателей « Условия и организация закаливающих процедур. Гимнастика пробуждения»
консультация
Закаливание — это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний важную роль играет охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 26.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ « Центр развития ребёнка - детский сад № 90»
Консультация
для молодых воспитателей
« Условия и организация
закаливающих процедур. Гимнастика пробуждения»
Подготовила: воспитатель
Радайкина О.Е.
Саранск
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы»
Сухомлинский В. А.
В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед работниками детских учреждений, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. И формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление его здоровья.
Закаливание — это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний важную роль играет охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.).
Закаливание в дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Цель закаливания — выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холод, тепло и т. п.) и постепенного повышения его дозировки.
Положительные результаты от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении ряда принципов.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ
1. Постепенность увеличения дозировки раздражителя.
Постепенность заключается, прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.
2. Последовательность применения закаливающих процедур.
К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускают детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах — раньше, чем с ними не проведены обливания.
3. Систематичность.
Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые были уже выработаны в процессе закаливания, и тем самым чувствительность организма к внешнему раздражителю снова повышается.
4. Комплексность.
Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они в повседневной жизни ребенка не сочетаются с мероприятиями, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, регулярное проветривание помещений и т. д., и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой.
5. Учет индивидуальных особенностей ребенка.
Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет характеристику ребенка. При проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях всех детей по состоянию их здоровья делят на 3 группы:
1) здоровые, ранее закаливаемые;
2) здоровые, впервые приступающие к закаливающим мероприятиям, и дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья;
3) с хроническими заболеваниями и вернувшиеся в дошкольное учреждение после длительных заболеваний.
6. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.
Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию на организм. Важно продумать и организовать проведение процедур так, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.
Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребёнка трудно переоценить. Отдых в середине дня ему просто необходим. Однако, после дневного сна дети просыпаются вялыми, у них низкая работоспособность, так как мышечный тонус расслаблен. Все органы и системы (сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная и т.д.) ещё не подготовлены к тем нагрузкам, которые предстоит преодолевать организму ребёнка в процессе деятельности вечером. Как же помочь проснуться детям в хорошем настроении и активно продолжать день? Для этого необходимо провести с детьми после тихого часа гимнастику после сна.
Гимнастика после дневного сна - это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка. Гимнастика после дневного сна является закаливающей процедурой.
Цель: Обеспечить детям плавный переход от сна к бодрствованию, подготовить их к активной деятельности; закреплять навыки проведения дыхательных упражнений, точечного массажа, самомассажа рук, стоп ног, активизируя биологические активные точки; приучать осознанно, активно, с должным мышечным напряжением выполнять все виды движений.
Пробуждение – является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка. С этой целью после дневного сна проводится гимнастика в постели, она направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки. Она включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики.
Задачи гимнастики после сна:
• увеличить тонус нервной системы;
• укрепить мышечный тонус;
• способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;
• способствовать профилактике простудных заболеваний;
• развитие физических навыков;
• сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.
Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма.
Гимнастика после сна, её организация и проведение.
При составлении комплексов упражнений после дневного сна нужно стремиться к тому, чтобы они были не сложными по координации, охватывали крупные мышечные группы, обязательно включали общеразвивающие упражнения и циклические виды движений.
При проведении гимнастики используется такие методы и приемы, как показ упражнений, объяснение, имитация, зрительные ориентиры, выполнение упражнений в игровой форме, музыкальное сопровождение, сюжетный рассказ.
Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна выглядит так: гимнастика в постели; упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки; дыхательная гимнастика; индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа; водные процедуры.
I часть – гимнастика в кроватках.
Проводить ее начинаем с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. Главное правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.
II часть – корригирующие упражнения, закаливающие процедуры.
Дети переходят в групповую комнату. Там они выполняют ходьбу (на носках, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Разнообразие вариантов гимнастики обеспечивается чередованием как разных упражнений в ее структуре, так и методов ее проведения. Использование имитации и сюжетов «Зайки на лужайке», «Солнышко проснулось», «Осенний листопад», «Бабочки», «Воробушки», «Сонные котята», «Веселые снежинки», «Мы – веселые ребята» «Гномики проснулись в домике» и др. обеспечивает эмоциональный подъем детей, легкое и быстрое пробуждение. Применение имитации и игровых приемов способствует повышению точности выполняемых движений, усвоению пространственно-временных характеристик выполняемых упражнений (увеличивает амплитуду, регулирует скорость, темп), позволяет формировать осознанное отношение к занятиям физической культурой. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты.
III часть – заключительная.
Можно использовать также комплексы с элементами точечного массажа, самомассажа, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики .
Использованная литература
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика, комплексы упражнений, Мозаика-синтез, Москва , 2016 г.
- Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010г.
- Филиппова С.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольных учреждений, СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2005.- 416 с.
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Значение гимнастики пробуждения для детей дошкольного возраста"
Пробуждение – является одним из важнейших моментов способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка.Гимнастика после сна направлена на правильное постепенное пробуждения ото...
Памятка для воспитателей «Организация гимнастики пробуждения в средней группе»
Поможет воспитателям в правильной организации и проведении гимнастики после сна...
Создание комфортных условий для психофизического здоровья дошкольников посредством гимнастики пробуждения
гимнастика пробуждения для дошкольников...
Консультациядля молодых педагогов "Установление и поддержание контакта с родителями"
Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию статью, которая будет полезна молодым педагогам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях пер...
Консультация для воспитателей с элементами мастер-класса "Гимнастика пробуждения в ДОУ, как один из компонентов оздоровительной работы"
Консультация с элементами мастер-класса для воспитателей ДОУ...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Гимнастика пробуждения и закаливающие процедуры» Подготовительная группа
Конспект непосредственно - образовательной деятельности«Гимнастика пробуждения и закаливающие процедуры»Подготовительная группа...
Гимнастика пробуждения после дневного сна Гимнастика пробуждения после дневного сна для 2 младшей группы в летний период. для 2 младшей группы в летний период.
Гимнастика пробуждения после дневного сна для 2 младшей группы в летний период....