"Система работы по экологическому воспитанию дошкольников"
учебно-методический материал

Солопенкова Светлана Владимировна

Взаимоотношение  человека  с  природой - актуальный  вопрос  современности. Нарушение  природного  равновесия,  ухудшение  состояния  воды,  воздуха,  земли,  образовавшейся  в  результате  интенсивной  производственной  деятельности  и  в  результате  невысокого  уровня  экологической  культуры, 

экологического  сознания  у  большей  части  населения, угрожают  здоровью  и  жизни  людей,  особенно  детей.Система экологической работы раскрывает актуальность проблемы, цели, задачи, принципы, формы и методы работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_ekologii.docx50.07 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА  РАБОТЫ   ПО   ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ  ВОСПИТАНИЮ 

 ДЕТЕЙ   ДОШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА.

 

Введение.

 

                                 «Человек, конечно, хозяин природы, но не  в смысле
                                     её  эксплуататора, а  как её  понимающий  и      
                                      несущий  нравственную  ответственность за 
                                        сохранение  и  совершенствование  в  ней  всего 
                                        живого  и  прекрасного»
                                                                                   А. Арсеньев.

Взаимоотношение  человека  с  природой - актуальный  вопрос  современности. Нарушение  природного  равновесия,  ухудшение  состояния  воды,  воздуха,  земли,  образовавшейся  в  результате  интенсивной  производственной  деятельности  и  в  результате  невысокого  уровня  экологической  культуры, 

экологического  сознания  у  большей  части  населения, угрожают  здоровью  и  жизни  людей,  особенно  детей.

Современные  проблемы  взаимоотношений  человека  с  окружающей 

средой  могут  быть  решены  только  при  условии  формирования 

экологического  мировоззрения   у  всех  людей, повышения  их  экологической  грамотности  и  культуры.

Формировать  правильное  отношение  к  природе  надо  начинать   задолго 

 до  того,  как  человек  становится  взрослым.

Идея  приобщения  человека  к  природе,  к  её  познанию  имеет  глубокие 

корни. Выдающиеся  мыслители  и  педагоги  прошлого Ж.Ж.Руссо, 

 И.Г. Песталоцци, Я.А. Каменский, К.Д.Ушинский  видели  в  природе  могучий  источник  знаний.

Моя  активная  позиция- это  непосредственное  участие  в  самом  процессе  экологического 

 образования: повышение  своей  компетентности  в  новом  направлении  педагогики 

 и  реализации  идей.

Мы  должны  охранять  природу  не  потому, что  она  нам  что-то даёт, а  потому, что  она  самоценна.

В  своей  работе  при  отборе  содержания  учитываю  научность  и 

 доступность  понятий.

Вторая  группа раннего возраста  3-4  года.

Самый  благоприятный  для  сенсорного воспитания, для  накопления  представлений  об  окружающем  мире  возраст.
Задачи:
* Заложить  первые  представления  и  ориентиры  в  мире  природы.
*  Воспитать  нравственно-этические  нормы  человеческого  поведения.
*  Сформировать  понятия  о  « живом»  и  «  не  живом».
 Учитывая  особенности  данного  возраста,  вся  моя  работа  с  детьми  на  данном  этапе  осуществляется   через  игру.
  
Дидактические игры.
Ребёнку  легче  понять  и  обследовать  предмет, понять его  свойства  и  качества. Учатся  сравнивать,  сопоставлять. Эти  игры  стимулируют  умственную  активность   ребёнка, расширяют  круг  его  интересов.
« Построй  дорогу  для  зайчика  из  камней»,

« Снежинка  в  гостях  у  ребят», «  Великие  помощники»,

« Купание  куклы  Даши».
« Построй  домик  из  песка  для  черепашки Наташки»

Сюжетно-ролевая  игра.
« У  наших  кукол  праздник»
Цель: закреплять  знания  об  особенностях  строении  ёлки, сравнивать  живую  веточку  с  искусственной»
Игра - сказка  «  Путешествие  маленькой  капельки»
Цель:  закреплять  знания  о  свойствах  воды (прозрачная, чистая, грязная),
Подвести  малышей  к  пониманию  того,  что  без  воды  не  могут  жить  растения, рыбы,  птицы, звери   и  человек.
*  Рассматривали  чистую  и  грязную  воду, холодную  и  горячую.
*  Проводила  опыты:  замораживание  воды  на  улице, делали  вывод: на  холоде  замерзает, превращается  в  лёд, в  тепле - в  воду.
*  Приобрели  в   группу  фонтан   для   наблюдений за  действиями  воды: течёт,  журчит.    Дети   этого  возраста  доверчивы   и   непосредственны,  легко  включаются  в  совместную   с  взрослыми   практическую   деятельность,  с  удовольствием  манипулируют   с   различными   предметами.  Их   непроизвольное   и   непродолжительное   внимание   легко   сосредоточить  любой  новизной.  Поэтому  в  этом  возрасте  использую   ведущим  приёмом -  
сюрпризный  момент.  На  каждое  занятие  к  нам  приходит  красивая 

 эстетичная  игрушка:  ёжик, зайчик, кукла  Даша, черепашка ;  вносится  яркий  предмет:  капелька,  солнышко, тучка.
Дети  начинают  осознавать  свои  возможности, мотивы  поведения. Им  уже  доступны  элементарные  оценки  эстетические:  красиво  - некрасиво, нравится - не  нравится, приятно - неприятно. Преобладающей  формой  мышления  становится  наглядно - образное.

Ведущим  приёмом  является  беседа,  Именно  беседа  помогает  детям 

понять причинно-следственные  связи, сформулировать  выводы, сделать  обобщения,   выявить  нравственную  позицию  ребёнка  в  его 

отношениях  к  животным,  растениям,  людям.  Речь  должна  быть  мягкой,  доброжелательной,  выразительной,  главное  эмоциональной. Прежде  чем  обратить  внимание  на  моих  воспитанников,  на  какой- либо  объект  природы, нужно  подобрать  вопросы, обратиться  к  поэтическим  образом
( стихи, загадки,  пословицы). На  зимней  прогулке  предлагаю  подумать,  правильно  зимнюю погоду  называют  сказочной,  волшебной.  Размышляя  над  этим,  дети 

 открывают  для  себя  столько  удивительного  в  привычном  и  обыденном:  оказывается,  сугробы  имеют  причудливую  форму,  напоминающую 

  притаившихся    зверей.  Предлагаю  понаблюдать  за  облаками. На  что  они  похожи?  Дети  начинают  фантазировать.
В  этом  возрасте  провожу  
длительные  наблюдения.
Цикл  наблюдений  за  деревом. Дети  наблюдают  и  рассматривают дерево  в  разные   сезоны,  на  их  глазах  оно  меняется,  они  прослеживают,  кто  живёт  на  дереве,  кто  прилетает  к  нему. Постепенно  дети  начинают  о   нём  заботиться,  ухаживать,  беречь. 

 Даю  такие  задания, как  «  Какое  настроение  у  дерева?»,

«Сегодня  день  рождение  у  берёзки,  что  мы  ей  пожелаем?»,  если  это 

 разные  времена  года, то  детям  легче  рассматривать  наряд  у  дерева,  каждый  раз  они  замечают  изменения. Циклические  наблюдения  помогают  детям  понять  закономерности  и 

связи  между  живой  и  неживой  природой,  делать  свои  небольшие 

 выводы,  учат  ребёнка  рассуждать,  вызывают  любознательность.
После  наблюдений   мои   дети   начинают  переживать,  их   задевает  то, что  происходит  в  природе,  они   без  душны  и  тогда  мы   начинаем 

придумывать  рассказы  и   сказки.
Составление   сказок - наиболее  интересный  приём.
Сказку  обсуждаем, обыгрываем,  придумываем  своё  продолжение,  переделываем  её  на  новый  лад,  ставим  по  сказкам  кукольный  театр.
Для   составления  сказок  использую  разнообразные  схемы,  картинки, 

 модели, игры,  для   того  чтобы  детям  было легче  составить  свои  сказки.
Детям  предлагала  начало  сказки:  Дело  было  зимой, испекла  бабка  колобок…. Дети  начинали  придумывать  свою  сказку,  затем   мы  выпускали  книжку  под  названием  « Новые  приключения  колобка».
Широко  использую  
поэтическое  слово
При  знакомстве  с  опоэтизированной  природой  детям  легче  и  доступнее  даётся  возможность  почувствовать  прелесть,  неповторимость  природы, 

 уяснить  её  значение  в  жизни  человека,  они   учатся   сравнивать,  как 

 отражено  одно  и  тоже  природное   явление  в  разных  поэтических 

 строках.  Читая  стихи  о  лесе  у  разных  авторов  

 С. Погореловский,  «Лес»,   
И. Бунин  «  Листопад»,   А.С. Пушкин  «  Уж  небо  осенью  дышало»,
И.  Суриков  «  Первый  снег», подвожу  детей  к  мысли,  что  лес  красив  во  все  времена  года. Дети  начинают  понимать  эту  красоту,  наслаждаться  ею  и  передают  свои  впечатления  в  слове  и  рисунке.
Познание  природы  будит  ребячью  мысль,  способствует  развитию 

 творчества  и  самостоятельности,  расширяются  их   представления, 

 позволяющие  им   сравнивать,  различать,  вдумчивее  относится  к  

 природе.

     После  экскурсий,  целевых  прогулок, наблюдений  мои  дети  делятся  своими  впечатлениями, отображая   их  в  рисунках. Затем  в  нашей  группе  открывается  картинная  галерея. «  Мои  четвероногие   друзья»,  «  День  рождения  у  берёзки»,  «  В  гостях  у  наших  пернатых»,  «  Зимушка  хрустальная».
     Закреплением  полученных  знаний  происходит  на   экологических 

 праздниках  и  развлечениях « День  рождения  Земли», «  Волшебница  вода», « День  чистоты  и  здоровья»

  Заключение.
Дети  моей  группы  благодаря  совместной  работе  видят  красоту, уникальность, неповторимость  живых  форм, умеют   видеть  и  слышать  природу  такой, какая  она  есть  в  действительности.

Перспективный план работы по экологическому воспитанию во 2  группе раннего возраста.

Основные задачи экологического воспитания детей первой младшей группы:

  • формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;
  •         представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе о существующих в ней взаимосвязях;
  • развитие познавательных интересов и наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;
  • воспитывать эмоциональное восприятие окружающей природы нашего края через художественную литературу.

Тема

Цель

Форма работы

Январь

1

«В январе, в январе много снега во дворе...»

Беседа: «Зимние явления».

Уточнить знания о зимних

явлениях природы (снег идет, намело сугробы, мороз на улице, лед на реке). Снег - очень нужен природе.

Формировать эстетическое отношение к окружающей природе.

Подвижные игры: «Снег кружится», «Зайка серенький сидит», «Снежки».

Дидактические игры:

«Собери снеговика»,

«Чудесный мешочек»,

«Найди снежинку».

Чтение стихотворений о зиме, природных явлениях; сказки «Рукавичка»,

«Заюшкина избушка». Отгадывание загадок о зиме.

2

«Снеговичок»

Беседа: «Зимушка – зима».

Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию

того, что снег тает от воздействия

любого источника (света) тепла.

Рассматривание картины с зимним пейзажем. Игра

«Когда это

бывает?» Опыт со снегом.

Постройка

снеговика на участке.

3

«Волшебница зима»

Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко всему живому.

Чтение Воронкова Л. «Снег идет». Стихотворение Берестова В. «Снегопад».

Рисование «Вот зима, кругом бело», «Уж ты, зимушка-зима».

Подвижная игра «Снежинки и ветер».

Наблюдение за погодой на

участке.

4

«Курочка Ряба

и ее соседи»

Беседа: «Домашние птицы». Дать представление о домашних

Дидактические игры: «На птичьем дворе», «Чей

птицах (курица, утка, гусь), как они выглядят, «разговаривают», чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детенышей (птенцов). Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам.

детеныш?», «Кто как кричит?», «Назови ласково». Рассказы Ю. Дмитриева

«Дети всякие бывают»,

«Цыплята и воробьята»,

«Утята и цыплята».

Хр.см. для маленьких: 1987г. Ст.339-340. Сказка «Петушок и бобовое зернышко».

Рассказ «Маленький утенок». Каралийчев А. Песенка

«Жили

у бабуси».

Рисование «Заборчик для Петушка».

Февраль

1

«Огород на окне»

Беседа: «Витамины на подоконнике».

Дать представление о луковице (желтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок).

Формировать

навык посадки луковицы. Привлекать к наблюдению за ростом зеленых перышек.

Развивать интерес и желание

ухаживать за ним.

Загадки о луке. Рассматривание луковицы. Опыт с луком.

Наблюдение за ростом лука. Рассматривание появившихся зеленых перышек.

2

«Пернатые друзья»

Беседа: «Зимующие птицы». Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синица, голубь).

Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании.

Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим.

Подвижные игры:

«Воробушки и автомобиль», «Воробушки и

кот». Игра - забава «Наседка и цыплята».

Наблюдение за птицами на участке.

Слушание песни «Птичка» - муз. Г. Фрида.

Рассматривание картины

«Таня и голуби». Рассматривание иллюстраций с изображение птиц.

Дидактическая игра «Найди пару».

3

«Где живет золотая рыбка?»

Беседа: «Какие бывают рыбки?» Познакомить детей с некоторыми названиями рыб, формировать представления детей о рыбах, об их внешнем виде и образе жизни.

Рассматривание иллюстраций с

рыбками. Игра «Хорошо – плохо».

Рисование «Рыбки в аквариуме». Чтение «Где спит рыбка» - Токмаковой И.

4

«Воздух вокруг

Беседа: «Чем мы дышим?».

Познакомить с понятием

Опыт «Что в пакете?». Игры

с воздушным шаром,

нас»

«воздух» и его свойствами (прозрачный, легкий, без запаха), ролью в жизни человека.

Показать детям, что воздух нельзя увидеть.

соломинкой. Надувание мыльных пузырей.

Март

1

«Я – человек»

Беседа: «Мои помощники» Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их назначение.

Развивать сенсорную

чувствительность разных органов чувств.

Рассматривание книги «Мое тело».

Дидактические игры:

«Строение

человека», «Угадай на вкус», Подвижная игра «Наши ножки идут по дорожке».

2

«Весна пришла»

Беседа: «С чем приходит к нам весна».

Познакомить с характерными особенностями весенней погоды.

Формировать элементарные представления о простейших связях

в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к

пробуждающейся природе.

Чтение стихотворения Клоковой М. «Зима прошла», А. Плещеева «Весна», А. Мошков «Ласточка примчалась», А. Толстой

«Птица свела гнездо». Рисование «Сосульки длинные и

короткие». Дидактические игры:

«Времена года», «Когда это бывает?».

3

«Береги природу»

Беседа: «Живая природа» Рассказать о том, как люди помогают природе.

Воспитывать желание помогать слабым, беззащитным, бережно относиться к природе.

Дидактическая игра

«Хорошо-плохо». Путешествие на полянку. Наблюдение за живой природой.

Чтение стихотворения Моштаковой «Жил на свете один человек». Игра «Убери

мусор на поляне»

4

«К деревьям в гости»

Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада; дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки - домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать.

Воспитывать умение видеть

красоту природы в любое время года.

Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему «Деревья весной».

Чтение М. Полянская

«Одуванчик», Укр. Песенка

«Веснянка», закличка

«Солнышко-ведрышко»,

«Дождик».Рисование

«Первые листочки».

Апрель

1

«День птиц»

Беседа: «Птицы на нашем

участке» Познакомить детей с

Подвижные игры:

«Воробушки и кот»,

птицами нашего края в весенний период; воспитывать заботливое отношение к птицам, учить

узнавать пернатых по внешнему виду; прививать любовь к природе.

«Воробушки и автомобиль». Дидактические игры: «Кто сидел на ветке?», «Кто лишний?» Чтение: Чтение стихотворения В. Берестова

«Петушки», русские народные сказки.

Лепка: «Зернышки для птички».

Раскрашивание: «Раскрасим перышко».

2

«Из чего делают игрушки?»

Беседа: «Из чего это сделано?» Дать понятие, что для изготовления

различных игрушек и предметов необходимо сырье.

Рассматривание игрушек, предметов.

Выставка игрушек, которые можно сделать из бросового материала и природного.

Дидактическая игра

«Что из чего сделано».

3

«Посеем семена»

Беседа: «Из чего растут цветы?» Дать представление о семенах цветов. Формировать навык посадки семян в клумбы.

Воспитывать интерес и желание ухаживать за растениями.

Рассматривание семян цветов, маленьких луковичек. Посев их в клумбы.

Загадки. Чтение художественной литературы. Наблюдение за ростом и развитием посаженных

семян.

4

«Путешествие на экологическую тропинку»

Беседа: «Растения весной» Расширять знания детей о растениях. Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Воспитывать бережное отношение к природе.

Расширять знания детей о растениях. Показать изменения,

происходящие с деревьями в весенний период.

Воспитывать бережное отношение к

природе.

Май

1

«Игрушки и предметы из бумаги и древесины»

Беседа: «Дерево и бумага» Познакомить со свойством и качеством бумаги и древесины.

Опыт с бумагой. Опыт с древесиной.

Рассказ о бумаге и древесине. Рассматривание иллюстраций предметов.

Дидактическая игра «Найди и покажи».

2

«Песок»

Беседа: «Какой песок?» Познакомить со свойством и качеством песка. Создать условия для их выявления. На собственном опыте убеждать детей в изменениях свойства

песка.

Опыты с песком. Рассматривание песка. Игры с песком.

Лепка пирожков и куличиков.

3

«Насекомые»

Беседа: «Насекомые-маленькие

помощники». Подвести к

Чтение «Божья коровка» -

потешка.

пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание

наблюдать за ними.

Воспитывать

доброе отношение к миру природы.

Лепка «Червячки для цыплят».

Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых. Чтение рассказа «Пестрые крылья» из книги Плешакова «Зеленые страницы».

Отгадывание загадок.

4

«Лето»

Беседа: «Скоро лето» .

Формировать у детей элементарные представления о времени года лето, сезонных изменениях в природе, активизировать разговорную речь.

Презентация «Насекомые».

Дидактические игры:

«Найди такой же», «Подбери цветок для стрекозы».

Подвижная игра:

«Кузнечики».

Рисование «Божьи коровки» Чтение потешки «Сел комарик на пенечек»; К. Чуковский «Муха – Цокотуха»; В. Бианки

«Муравьишка».

Июнь

1

«Травушка- муравушка и золотой одуванчик»

Беседа: «Одуванчик». Формировать знания детей о траве (зеленая, нежная) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья), об условиях,

необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля); дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать

бережное отношение ко всему живому.

Наблюдение за цветами, травой.

Подвижная игра «На зелененький лужок», «Найди стрекозу» Прослушивание аудиозаписи Н. Римского- Корсакова «Полет шмеля», П. Чайковского «Вальс цветов».

Музыкальная игра:

«Пчелки».

Хороводная игра: «Водят пчёлы хоровод» Рисование «Цветы».

2

«Дождь и радуга»

Беседа «Природные явления». Учить устанавливать простейшие связи: идет дождь - на земле лужи. Дождь нужен всему живому и растениям и животным. Без воды растения погибнут. Воспитывать умение

радоваться дождю, любоваться радугой.

Рассматривание иллюстраций по теме. Подвижная игра:

«Солнечные зайчики». Музыкальная игра: Солнышко и дождик». Чтение стихотворения З.Александрова «Гром».

3

«Мухи и комарики»

Беседа: «Насекомые». Рассказать детям о комарах, их значении в живой природе (они являются пищей для многих

животных). Мухи тоже имеют

Наблюдение на прогулке за насекомыми.

Чтение К. Чуковский «Муха

– Цокотуха»; В. Бианки

«Муравьишка».

свое предназначение в природе. Воспитывать у детей сознание, что каждое насекомое приносит

пользу.

Загадки о насекомых. Игровые упражнения:

«Бабочки летают»

4

«Подорожник»

Беседа: «Лечебная трава» Дать некоторые понятия о травах нашего края (какие бывают, для чего нужны).

Познакомить детей с

подорожником. Воспитывать у детей любовь к природе.

Рассмотреть на участке подорожник, выделить основные части. Рассказать о целебных свойствах подорожника.

Раскрашивание «Листик подорожника».

Июль

1

«Знакомство с растениями родного края. Ромашка».

Беседа: «Ромашка» Познакомить детей с цветком ромашка, с особенностями внешнего вида и строения.

Рассказать о значении света (солнце), влаги (дождь) для цветов. Цветы — живые

(растут). Вызвать радость от красоты цветов.

Рассматривание иллюстраций полевых цветов.

Чтение стихотворения

«Ромашка» (Е.Серова) Раскрашивание «Ромашка»

2

«Гром и гроза»

Беседа: «Гроза».

Объяснить детям суть этого

явления природы, обратить их внимание на яркие сполохи молнии, прислушаться вместе с ними к громовым раскатам. До того, как начнется гроза, можно увидеть ее приближение.

Обратить внимание ребенка, как внезапно и очень быстро темнеет небо, как ветер сгоняет тучи, несет пыль, листья, скручивая их столбом,

поднимая от земли.

Презентация «Природные явления» Рассматривание иллюстраций по теме Музыкальная игра: Солнышко и дождик».

Рисование «Тучки»

3

«Вода и песок»

Беседа: «Свойства песка» Закрепить свойства и качеством песка и воды.

Создать условия для их выявления. На собственном опыте убеждать детей в

изменениях свойства песка.

Опыты с песком и водой. Рассматривание песка и воды, разной температуры. Игры с песком.

Лепка пирожков и куличиков.

4

«Наблюдение за бабочками и пчелами»

Беседа: «Бабочки красавицы» Познакомить детей с насекомыми (бабочками, пчелами), их внешним видом, образом жизни. Учить отличать бабочку от пчелы. Рассказать о пользе пчел, о красоте бабочек.

Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых. Музыкальная игра:

«Пчелки».

Хороводная игра: «Водят пчёлы хоровод» Раскрашивание «Бабочки»

Август

1

«Ягоды малина и смородина»

Познакомить детей с ягодами (малина, смородина).

Рассказать о том, как и где они растут. Какую пользу приносят людям и животным.

Рассматривание иллюстраций с изображением ягод. Чтение загадок и стихов о ягодах.

Дидактическая игра: «Найди ягодку», «Собери картинку». Рисование «Баночки с

вареньем»

2

«Яблочный Спас»

Беседа о празднике «Яблочный Спас», о его важности и значении, приобщения детей и их родителей к нравственной культуре, возрождению традиции празднования праздника «Яблочный Спас».

Наблюдение за яблоней: рассматривание ствола, листьев, плодов.

Слов. игра «Что можно приготовить из яблок» Чтение пословиц, стихов о яблоке, яблони.

Показ кукольного театра по сказке Сутеева «Яблоко»

3

«Жуки и

муравьи»

Беседа: «Насекомые».

Знакомить детей с насекомыми (жуками, муравьями). Учить детей различать жука и муравья, умению наблюдать за насекомыми не принося им вреда. Воспитывать доброжелательное отношение

ко всякой букашке.

Рассматривание альбома

«Удивительный мир насекомых».

Дидактическая игра: «Собери картинку «Муравей».

Раскрашивание «Жучки»

4

«Съедобные и ядовитые грибы»

Беседа: «Мухомор». Продолжать знакомить детей с природой родного края.

Рассказать о том, то в природе не бывает ничего лишнего, даже ядовитые грибы. Воспитывать

любовь к родной природе, желание сохранять ее.

Рассматривание иллюстраций с изображением грибов. Дидактическая игра: «Собери картинку «Грибок».

Чтение загадок и стихов о грибах.

Лепка: «Мухомор».

Сентябрь

1

«Цветы на клумбе»

Беседа: «Цветы». Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, корешки, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы: астра, календула. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Рассматривание иллюстраций с изображением цветов нашего края.

Дидактические игры:

«Чудесный мешочек»;

«Угадай по запаху». Экскурсия по территории детского сада.

Поделки из природно- бросового материала.

2

«Солнышко лучистое»

Беседа: «Ласковое солнышко». Формировать понятие о том, что для

жизни на земле нужно солнце.

Дидактическая игра:

«Солнышко и дождик». Игровое упражнение

«Солнечный

зайчик».

Подвижная игра «Солнышко

3

«Кустарники на территории детского сада»

Беседа: «Чудо – кустики». Познакомить детей с кустарниками, растущими на нашем участке.

Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года.

Рассматривание иллюстраций с изображением кустарников нашего края.

Дидактические игры:

«Половинки», «Угадай по запаху».

Лепка «Веточки для кустика»

4

«Дождик, лей, лей!»

Беседа: «Идет дождь». Показать, что осенний дождь может быть разным, выявить простейшие связи между

явлениями природы.

Слушание произведения

«Грустный дождик» - муз. Д. Кобалевского.

Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Рисование «Дождь». Заучивание потешки

«Радуга-дуга». Закличка

«Дождик, лей, лей, лей»

Октябрь

1

«Овощи, фрукты»

Беседа: «Витамины на грядке». Формировать умение называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов.

Дидактические игры: «Что растет на дереве, а что на земле»; «Узнай по вкусу»;

«Сбор урожая». Драматизация сказки

«Репка». Раскрашивание

«Фрукты на тарелке».

Рисование: «Яблоко».

Поделки из природно- бросового материала.

2

«В гости к деревьям»

Беседа: «Для чего нужны деревья?»

Познакомить детей с деревьями (береза, рябина). Рассказать, где они растут, зачем нужны. Учить находить и называть ствол, ветви, листья, корень.

Экскурсия по экологической тропе. Наблюдения за деревьями.

Дидактические игры:

«Найди по месту дерево»,

«Найди то, о чем расскажу». Слушание песни

«Листопад» муз. Т.

Покатенко. Труд в природе: сбор осенних листьев.

3

«Комнатные цветы

в уголке природы»

Расширять представления детей о комнатных цветах (хлорофитум, герань).

Познакомить с разными способами ухода за растениями. Воспитывать бережное

отношение к растениям.

Дидактические игры:

«Покажем Мишке

уголок природы», «От какого растения листья?»

(с использованием моделей).

4

«Путешествие

Беседа: «Чудо – растения».

Познакомить детей с

Экскурсия по экологической

зоне. Расширять знания детей

по экологической зоне в ДОУ»

кустарниками и растениями, растущими на экологической зоне ДОУ.

Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать. Воспитывать умение видеть красоту природы в осеннее время года.

о растениях. Показать изменения, происходящие с растениями в осенний период.

Рассматривание иллюстраций с изображением кустарников нашего края.

Дидактические игры:

«Собери листочек»,

«Половинки».

Ноябрь

1

«Золотая осень»

Беседа: «Что нам осень принесла?»

Расширять знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы.

Учить определять и называть состояние погоды.

Загадывание загадок.

Рассматривание

картины «Золотая осень».. Рисование «Листопад».

2

«Кто живет в лесу?»

Беседа: «Дикие животные». Дать первоначальное представление

о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк). Учить видеть и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнавать о них.

Рассматривание картин с изображением диких животных. Потешка «Идет лисичка по мосту». Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка

«Сказка про храброго

Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Драматизация русской

народной сказки «Теремок».

3

«Ветер»

Беседа: «Почему дует ветер?». Показать природное явление – ветер.

Учить определять ветреную погоду.

Просмотр презентации

«Природные явления». Чтение А.С. Пушкина

«Ветер, ветер».

Игры с султанчиками.

Подвижная игра «Ленточки».

4

«Дождь и снег»

Беседа: «Природные явления».

Формировать знания о

явлениях природы поздней осенью (холодный дождь, идет снег). Влага - очень нужна природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе.

Рассматривание иллюстраций с изображением «Природа осенью».

Подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Снежки». Дидактические игры:

«Найди снежинку». Чтение стихотворений о

зиме, природных явлениях.

Декабрь

1

«Котенька- коток и его друзья»

Беседа: «Домашние животные» Дать первоначальное представление

о домашних животных (корова, коза, лошадь), навыках, чем

Рассматривание картин с изображением домашних животных.

Потешки: «Котик, коток»,

«Ты, собачка, не лай».

питаются. Прививать добрые

чувства к домашним животным.

Дидактические игры: «Чьи

это детки»,

2

«Зимний лес полон чудес»

Уточнить и расширить представления о диких животных, об их приспособленности к изменениям окружающей

среды. Воспитывать любовь и заботу животных.

Путешествие по территории участка.

Чтение «Зачем зайчику другая шубка?».

Загадки о животных. Рассматривание картины

«Зайцы в лесу»

3

«Водичка-

водичка»

Беседа «Для чего нужна вода?».

Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды

для всего живого. Познакомить

с процессом превращения воды в лед снега в воду.

Потешка «Водичка-водичка».

Опыт: «Таяние снега, замерзание воды».

Изготовление цветных бус изо льда. Узнаем какая вода.

4

«Мороз»

Беседа: «Что такое мороз?».

Уточнить знания о зимних

явлениях природы (снег идет, намело сугробы, мороз на улице, лед на реке).

Формировать эстетическое

отношение к окружающей природе.

Чтение стихотворений о зиме, природных явлениях; сказки «Рукавичка»,

«Заюшкина избушка». Отгадывание загадок о зиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников "Ребёнок открывает мир природы"

Данная программа состоит из пояснительной записки, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Представленная программа экологического воспитания - это систематизация и изложение нако...

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников

В данном материале представлен мой опыт работы с выделением проблем, задач по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Система работы по экологическому воспитанию

Считаю, что выбранное мной  экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная, наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи мы сможем воспитать экологически грамотн...

Из опыта работы: " Система работы по экологическому воспитанию"

Экологические знания — это сведения взаимосвязи  растений иживотных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знанияпомогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые сущест...

Справка по итогам тематического контроля "Система работы по экологическому воспитанию дошкольников"

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухужшению требует отныне живущих людей понимания  сложившейся ситуации и сознательного отношения к ней. Всем надо помнить, как человек связ...

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников

Цель: формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольников....

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников "Ребёнок открывает мир природы"

Данная программа состоит из пояснительной записки, двух частей, заключения и списка использованной литературы.Представленная программа экологического воспитания - это систематизация и изложение накопл...